Статьи

Законодательное регулирование сферы рекламы для детей

Законодательное регулирование сферы рекламы для детейВ Украине реклама для детей на законодательном уровне регулируется Законом Украины "О рекламе" (Закон). В Законе этому вопросу посвящена статья 20 "Реклама и дети", в которой определены требования к рекламе, потенциальными потребителями которой являются или могут быть дети.
Требования этой статьи – специальные, относятся именно к вышеуказанной рекламе, и действуют наряду с общими требованиями к рекламе, определенными Законом.

Большинство требований, изложенных в этой статье, связаны с особенностями детской психики, психологии и другими возрастными особенностями аудитории, и в основном определяют ограничения, которые рекламодатель должен учитывать.

Так, Закон запрещает рекламу с использованием изображений детей, которые употребляют или используют продукцию, предназначенную только для взрослых или запрещенную для приобретения или употребления несовершеннолетними.

При чем законодатель имел в виду использование в рекламе любой продукции, употребляемой и используемой детьми, вне зависимости от того, является ли данная продукция рекламируемым в этой рекламе товаром, или же такое действие изображено в качестве элемента сюжета рекламы. К такой продукции, к примеру, относятся алкогольные напитки и табачные изделия.

Закон запрещает рекламу, предназначенную для детей, содержащую информацию, которая может подорвать авторитет родителей, опекунов, попечителей, педагогов и доверие к ним детей.

Исключена реклама с содержанием призывов к детям приобрести продукцию или обратиться к третьим лицам с просьбой произвести покупку; с использованием изображений настоящего или игрушечного оружия, взрывчатых веществ.

Особое внимание уделено тому, что реклама не должна содержать изображения детей в опасных ситуациях или при обстоятельствах, которые в случае их имитации могут нанести вред детям или другим лицам, а также информации, способной вызывать пренебрежительное отношение детей к опасным для здоровья и жизни ситуациям.

Такие нормы также закреплены в Международном кодексе рекламной деятельности, однако с менее императивной оговоркой: рекламное сообщение не должно содержать без весомых на то причин (например, в педагогических целях или для обеспечения общественной безопасности) никаких изображений опасных ситуаций, действий, упражнений, обычаев, которые демонстрируют пренебрежение опасностью или средствами безопасности. Особенное внимание этому должно быть уделено в рекламных сообщениях, направленных детям и молодежи.

Одновременно императивность данной нормы Закона исключает использование таких действий в рекламе, направленной на детей. На сегодняшний день можно встретить рекламу (необязательно направленную на детскую аудиторию), где проиллюстрированы указанные выше ситуации, связанные с потенциальной опасностью для жизни или здоровья. Одновременно, ввиду вышеуказанных предписаний законодательства, и учитывая то, что такая реклама может размещаться в дневное и вечернее время, а, следовательно, потребителем данной рекламы также может стать ребенок, рекламисты придерживаются соответствующей практики параллельного предупреждения в самом сюжете рекламы об опасности таких действий и рекомендаций избегания их повторений.

Важным требованием, определенным Законом и Международным кодексом рекламной практики, является то, что реклама не должна наносить детям морального или физического вреда, вызывать у них ощущение неполноценности. Рекламные сообщения не должны эксплуатировать доверчивость детей или изъян жизненного опыта молодежи, а также их чувство преданности, не должны содержать информацию, способную оказать влияние на детей и молодежь, не должны содержать никаких утверждений или изображений, которые могут привести к психическим, моральным или физическим травмам.

В рекламе, направленной на детскую аудиторию, запрещается указывать на возможность приобретения рекламируемого товара, рассчитанного преимущественно на детей, каждой семьей, без учета возможностей ее бюджета, и также не должна создавать впечатление у детей, что владение рекламируемой продукцией дает им преимущество над другими детьми.

Все вышеперечисленные нормы продиктованы в целом тем, что дети, имеющие особенную психику, подвержены влиянию поведения окружающих, характеризуются доверчивостью, в том числе со стороны взрослых, чем объясняется непосредственное восприятие любой информации, которая исходит извне.

Учитывая широкий спектр товара, существующий на рынке, в том числе, рассчитанного на детей, и рост его ассортимента, реклама такой продукции вне исключений имеет тенденции к развитию.

Производитель, как правило, преследует цель, чтобы его реклама отличалась особым интересным сюжетом, способным заинтересовать ребенка, который, прежде всего, обращает внимание не на потребительские характеристики рекламируемого товара, а на сам сюжет рекламы. Этим объясняется особенное внимание законодателя к такому виду рекламы, который посвятил регулированию ее содержания отдельную специальную статью.

Согласно Закону, за нарушение вышеуказанных требований, относящихся к нарушениям в части содержания рекламы, ответственность несет рекламодатель, и на сегодняшний день такая ответственность установлена в виде штрафа в размере пятикратной стоимости распространенной рекламы.

Таким образом, ограничения и достаточно жесткая ответственность за их нарушение, являются важным механизмом регулирования соблюдения норм законодательства относительно рекламы для детей.
Ольга Пантелеймонова
mmr.net.ua

02.10.2007

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Дом Мельникова. Шедевр авангарда, дом-мастерская, архитектурный музей

Дом Мельникова. Шедевр авангарда, дом-мастерская, архитектурный музей
Дом Мельникова. Шедевр авангарда, дом-мастерская, архитектурный музей. Дом, спроектированный архитектором Константином Мельниковым для своей семьи в Москве в 1927 – 29 годах, стал иконой архитектурного авангарда. Он был построен как экспериментальный цилиндрический дом по системе, которую архитектор предлагал применять в массовом строительстве. Оригинальная планировка, элегантное пространственное решение и инженерные находки сделали его всемирно известным. По словам самого автора, суть дома в «равномерности напряжений, света, воздуха и тепла».

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

22.06.2025 - 13:48
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация