Статьи

Портальчег с поиском

Портальчег с поискомОдин из лидеров рунета портал Mail.ru запустил в сети собственный поисковик. Эксперты не исключают, что на очереди - своя система поисковой рекламы. Именно этот сегмент рекламного рынка растет в последние годы особенно быстро.
Новая поисковая система, расположенная по адресу gogo.ru, пока что находится в состоянии бета-тестирования, то есть еще требует определенных доработок. Между тем уже сегодня новый поисковик не только умеет искать по сайтам и фотографиям, но может находить видеоролики и ответы на вопросы в сервисе "Ответы@Mail.ru", пользователи которого написали друг другу уже 45 млн ответов на 5 млн вопросов. "Видео Gogo.ru" ищет и среди роликов "Видео@Mail.ru", и на других популярных площадках рунета - Rambler Vision, Rutube.ru и Loadup.ru. К настоящему времени поисковый робот Gogo.ru проиндексировал более миллиарда интернет-страниц, 100 млн фотографий и 500 тыс. видеороликов. По словам руководителей компании, разработка Gogo.ru стоила Mail.ru 700 тыс. долларов.

То, что Mail.ru делает поисковик, некоторые веб-мастера заметили еще до официальных заявлений портала. Судя по их разговорам в форумах, поисковый паук уже давно бегает по рунету и индексирует сайты. Над разработкой поисковой системы в Mail.ru более года работала команда Михаила Костина, автора известного в конце 90−х годов поисковика "Апорт", который растерял всю свою популярность после того, как был куплен вместе с порталами @Rus и Omen.Ru за 25 млн долларов российским альтернативным оператором Golden Telecom.

Пока без спама

Оценка первых пользователей Gogo.ru неоднозначна. Основный недостаток, который, впрочем, характерен для любой новой системы, - отставание от конкурентов по числу проиндексированных страниц. У Gogo их пока около миллиарда, а лидер российского рынка "Яндекс" ищет более чем по 2,5 млрд страниц в сети. Но Mail.ru в ближайшее время может расширить свой индекс.

Главное преимущество Gogo сегодня - "чистая выдача", отсутствие поискового спама. Дело в том, что самые популярные механизмы поиска уже давно изучили так называемые оптимизаторы. Зная хотя бы отчасти, как поисковый механизм ранжирует ссылки, они продвигают отдельные интернет-страницы своих клиентов так, чтобы те занимали верхние места в выдаче поисковика. Поэтому искать нужную информацию в интернете становится все труднее и труднее. Но пока Gogo не наберет популярности, оптимизаторы им не займутся. Поэтому поиск Gogo пока показывает реальные сайты, а не забитые рекламным мусором страницы.

По оценкам наших экспертов, Mail.ru потратил на свой новый проект совсем немного. Янус Краби, исполняющий обязанности технического директора Rambler Media, оценивает затраты на создание нового поисковика в несколько миллионов долларов, не считая затрат на продвижение проекта. С другой стороны, Виктор Лавренко, бывший технический директор Mail.ru, а ныне руководитель поискового проекта Nigma.ru, уверен, что "просто сделать поисковик стоит очень мало. А вот создать поисковик, который будет качественнее уже существующих, - невероятно сложно. По-настоящему новый поисковик, принципы работы которого можно легко объяснить пользователям, должен отличаться от старых поисковых систем так же, как плеер Apple iPod от кассетного Sony Walkman". Поиск Gogo.ru в этом плане пока не слишком инновационен: несмотря на то что сегодня модно делать в поиске так называемую кластеризацию (когда пользователь может ограничить свой поиск каким-то смысловым кластером), в новом поисковике эта опция весьма ограниченна. Результаты поиска можно отфильтровать лишь по категориям: коммерческие, информационные или блоги. Впрочем, Игорь Ашманов, управляющий партнер компании "Ашманов и партнеры", одной из наиболее авторитетных на рынке поисковой оптимизации, говорит, что уже сегодня заметил в поиске Gogo.ru несколько приятных новинок. "Они уже накрутили несколько любопытных штучек. Например, если вы будете искать по слову "Пежо", написанному по-русски, система сделает поиск и по французскому Peugeot. Так у нас еще никто не делал, хотя ничего сложного, казалось бы. Да и поиск по видео - интересная инновация, ее тоже еще не было". Дмитрий Гришин, генеральный директор Mail.ru, обещает, что направление мультимедийного поиска и фильтрации контента будет развиваться и дальше: "Мы хотим максимально облегчить поиск информации неопытному пользователю - сейчас у нас уже есть фильтры контента, в дальнейшем мы будем развивать их, стараться предугадать потребности человека".

Рекламный бенефис

Поисковая тема стала крайне модной в рунете. Помимо "Яндекса", поисковых сервисов Google, Rambler и нового Gogo.ru в сети развиваются проекты "умного" поиска Nigma.ru и Quintura.ru, существует немало товарных поисковиков - Dash.ru, Applicata.ru, Tyndex.ru. "Пошла какая-то дикая мода на поисковики. Это пузырь, но особого рода. В интернет-индустрию бросаются новые, неопытные инвесторы. Ко мне каждую неделю кто-нибудь приходит, имея за пазухой пять-десять миллионов, и все хотят сделать свой "портальчег" с поиском", - рассказывает Игорь Ашманов.

Основной вопрос, который интересует сегодня весь рунет: зачем же Mail.ru свой поиск? Сейчас на портале работает поиск от лидера этого рынка, "Яндекса", и система контекстной рекламы "Яндекс.Директ". Поисковая реклама от "Яндекса" приносит порталу Mail.ru, по разным оценкам, от 3 млн долларов ежегодного дохода. В чем же дело? "Для Mail.ru ситуация, когда портал отдает существенную часть (по оценкам экспертов, Mail.ru получает лишь около 60% дохода от поисковой рекламы у себя на сайте.) доходов конкуренту и позволяет ему получать информацию о поведении своих пользователей, не очень выгодна, - объясняет Игорь Ашманов. - Имея свой поисковик, они уже сегодня могут выкручивать руки "Яндексу", Google и "Бегуну" (еще одна система контекстной рекламы.). Если Mail.ru не увеличит свою долю в доходах от чужой рекламы, он откажется от сотрудничества".

"На первом этапе Mail.ru начнет предлагать свой поиск посетителям портала, а контекстную рекламу "Яндекса" оставит, предложив ему перейти на меньший процент комиссии, - считает Виктор Лавренко. - Если "Яндекс" согласится на это предложение, здесь все и закончится. Но это маловероятно. Скорее всего "Яндекс" откажется, и Mail.ru создаст собственную систему продажи контекстных ссылок".

Однако разработать такого рода систему может оказаться сложнее, чем просто поиск. "По нашему опыту, создание и поддержка системы контекстной рекламы - крайне трудоемкий процесс, требующий колоссальных человеческих затрат. Во всем мире таких систем буквально единицы", - говорит Михаил Ушаков, пресс-секретарь "Яндекса". И действительно, мировая интернет-индустрия еще не забыла, какой кровью далась порталу Yahoo! разработка своей системы поисковой рекламы Panama. Поначалу запуск системы был обещан на июль-сентябрь 2006 года, но в июле компания объявила, что не успевает завершить разработку и откладывает запуск на конец года. В течение нескольких дней котировки Yahoo! Inc. обрушились почти на 30%. Panama с трудом удалось запустить в декабре 2006 года, но котировки не вернулись обратно до сих пор.

Непросто дело обстоит и с продвижением поиска как такового. Microsoft со своим поиском MSN уже не первый год пытается противостоять Google, но пока безуспешно. Потратив миллионы долларов на разработку, еще сотню на промоушн, Microsoft продолжает терять позиции на поисковом рынке. По данным аналитической компании comScore, в марте 2006 года у MSN было более 16% поисковых запросов, осенью того же года - чуть более 13%, а в феврале 2007 года - уже менее 11%.

С прицелом на будущее

Сообщество поисковых мастеров рунета ожидает, что выше 8–9% рынка поиска Gogo.ru в ближайшее время не поднимется. Да и "Яндекс" спокоен: вот уже не первый год ему противостоит на российском рынке Google, доля Google в поиске растет, но доля "Яндекса" все равно не падает. Кроме того, потерь в заработке русский поисковик номер один также не боится, в компании заверяют, что доход от контекстной рекламы, размещенной на Mail.ru, составляет единицы процентов от выручки. Так что, если ситуация будет развиваться по описанному сценарию, сложится следующий баланс сил. "Яндекс" поначалу незначительно потеряет в доходах, но в перспективе получит еще одного конкурента в поисковой рекламе. В не самом удачном положении окажется Google: несмотря на то что его доля в поиске растет, система его поисковой рекламы (она называется AdSense) до сих пор не пользуется у нас особой популярностью - и еще один противник, хорошо знающий русский рынок, лишь обострит положение.

Но даже при небольшой доле поискового рынка Mail.ru может оказаться в выигрыше. Во-первых, за счет лучших условий раздела доходов от чужой поисковой рекламы, а в долгосрочной перспективе - за счет своей рекламной системы. "Поисковая аудитория вообще капитализируется очень хорошо", - не скрывает радости Дмитрий Гришин. "Mail.ru умеет хорошо зарабатывать в сети, - рассуждает Игорь Ашманов. - Сейчас они находятся в зависимости от своих прямых конкурентов, но это ненадолго". Вопрос лишь в том, сможет ли компания справиться с теми же сложностями, которые не смогли преодолеть Yahoo! и Microsoft. Как бы то ни было, больше всех выиграют рекламодатели: они получат больше возможностей для решения своих задач, а возможно, и снижение темпов роста цен на рекламу в интернете.

Сергей Скрипников
Эксперт

26.06.2007

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Энергия шрифтов

Энергия шрифтов
Энергия шрифтов. Книга "Энергия шрифтов" предлагает читателю более 2000 различных шрифтов, созданных в 18 самых известных на сегодняшний день дизайн-студиях, и рассказывает о лучших работах. Дизайнеры шрифтов посвятили свой талант созданию новых оригинальных начертаний, которые придают тексту дополнительную изюминку. "Энергия шрифтов" поможет Вам найти наиболее высококачественные и современные шрифты. Поэтому, если Вы хотите, чтобы Ваш проект привлекал внимание читателей, Вам нужен оригинальный шрифт. Книга "Энергия шрифтов" издана вместе с диском. Книга и диск – это лучший способ найти универсальный шрифт для повседневного использования или особенный экспериментальный шрифт для изысканного проекта. На диске представлены 33 шрифта. Все права на использование шрифтов принадлежат исключительно владельцу книги.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

23.06.2025 - 00:05
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация