Вне игры

Экономическая составляющая футбольных трансляций заинтересовала Российский футбольный союз (РФС) довольно давно. Для этого в 2001 году было создано некоммерческое партнерство "Российская футбольная премьер-лига" (РФПЛ), полноправными членами которого стали все 16 отечественных клубов высшего дивизиона. Именно этой организации РФС делегировал право зарабатывать на телетрансляциях. "У РФС тогда не было ни сил, ни желания реализовать коммерческие телевизионные права", – объясняет пресс-аташе РФПЛ Георгий Черданцев. Однако до 2006 года футбольные клубы почти ничего не заработали на телевидении. Более того, правом трансляции каждый год обладали различные каналы. Иногда очередной тур чемпионата не показывала ни одна телекомпания.
Как это было
Ситуация более или менее стабилизировалась, когда в 2003 году по прямому указанию Владимира Путина в ВГТРК было создано подразделение "РТР-Спорт", впоследствии получившее субсидии, а заодно и статус федерального канала. По словам Черданцева, с момента появления канала его руководство заключило контракт с РФПЛ на четыре года, по которому спортивный канал получал право трансляции четырех матчей каждого тура. В 2005 году РФПЛ передала права на телетрансляции компании "Федком Медиа" Алексея Федорычева, а она, в свою очередь, обещала платить в казну лиги более $15 млн в год. Однако к 2006 году стороны разругались, и теперь премьер-лига пытается отсудить у Федорычева 150 млн руб.
В 2006 году премьер-лиге удалось совершить финансовый прорыв и заключить два важных контракта, каждый из которых так или иначе был связан с телевидением. Согласно одному из них "Первый канал" получил право показа центрального матча тура, то есть в общей сложности 30 матчей в год. Какая именно игра будет транслироваться на всю Россию, канал выбирает сам. Сумма контракта, как это принято в футбольной среде, не раскрывается, но – обмолвился на одной из пресс-конференций глава РФС Виталий Мутко – канал платит примерно по $200 000 за каждую игру, то есть $6 млн в год.
По словам источника "Ко", по большей части эта сумма выплачивается не живыми деньгами, а рекламными контрактами. "Реальные" средства от телевизионных трансляций поступают в премьер-лигу благодаря другому контракту, заключенному с компанией "Росгосстрах". Договор оформлен сроком на пять лет и предусматривает активную рекламу страховщика, в том числе и на телевидении. В частности, первенство футбольной премьер-лиги теперь называется "Росгосстрах – Чемпионат России". Согласно условиям контракта, РФС и РФПЛ должны получать $10 млн на двоих ежегодно. Каким образом распределяется прибыль между двумя организациями, никто не знает. Однако, как сообщил "Ко" источник в РФС, премьер-лига получает примерно 85% суммы, или $8,5 млн ежегодно. Схема распределения этих средств между клубами была неоднократно озвучена различными футбольными функционерами: 40 – 40 – 20. То есть все клубы делят поровну 40% денег, еще 40% распределяется в зависимости от занятого места, остальные 20% получают те команды, чьи матчи больше всего транслировали федеральные каналы. Эту схему в беседе с "Ко" подтвердил и Георгий Черданцев.
Именно в последнем пункте и кроется одно из важных условий контракта. По данным источников "Ко", премьер-лига обязалась показать 140 матчей в год по федеральным каналам, и лишь в этом случае она могла рассчитывать на деньги страховой компании. Косвенно эту информацию неоднократно подтверждали и глава РФПЛ Михаил Воронцов, и глава РФС Виталий Мутко. Однако официально этот факт установить не удалось. Представители РФПЛ заявили, что данный пункт договора – "журналистские домыслы". Был или нет этот пункт в договоре, но это обязательство в 2006 году РФПЛ в любом случае выполнила. В 2006 году "Первый канал" транслировал 30 матчей, еще 165 матчей чемпионата России показал "РТР-Спорт" – в общей сложности 195 игр. При этом, несмотря на то, что "шестая кнопка" показала в восемь раз больше матчей, чем центральный канал, по статистике РФПЛ, 81% зрителей смотрели футбол в прошлом году на "Первом канале" и только 19% – на "Спорте" и на региональных каналах. Непопулярность футбола на "РТР-Спорт" подтверждает и исследование TNS Gallup Media, согласно которому в 2006 году средний рейтинг трансляций чемпионата на "Первом" составил 3,5%, на "Спорте" – 1%. При этом в рекламном бюджете спортивного канала премьер-лига занимала существенное место. По данным той же TNS Gallup Media, в 2006 году рекламные блоки внутри чемпионата набрали 7,7% от общего количества GRP рекламных блоков телеканала. Более того, показ чемпионата, по некоторой информации, был одним из условий рекламного контракта с "Мегафоном". Таким образом, в 2006 году даже ведущим клубам не удалось заработать какие-нибудь существенные деньги на телетрансляциях. Например, "Зенит", по сведениям самого клуба, в прошлом году получил от премьер-лиги $1 млн, учитывая то, что по итогам чемпионата команда заняла четвертое место.
"Сумма, которую получали клубы, была очень небольшой. Если поделить ее на все команды, выходило на каждую по несколько сотен тысяч долларов. Этого не хватит даже на аренду. Аренда стадиона "Динамо" на один матч составляет $50 000, стадион "Локомотив" за каждый матч сборной берет $110 000", – рассказывает источник "Ко" в РФС. Своих стадионов у большинства российских клубов нет, в том числе у "Спартака" и ЦСКА, стадион "Зенита" также формально клубу не принадлежит. Иногда футбольные клубы могут заработать средства альтернативным путем. Например, у "Локомотива" есть возможность сдавать в аренду VIP-ложи, впрочем, эта команда, спонсором которой является монополист РЖД, и так считается одним из самых состоятельных клубов в России.
Чего-то намутили
В начале 2007 года, по словам Георгия Черданцева, у РФПЛ закончился контракт с "РТР-Спорт". Футбольные клубы в результате оказались перед выбором: или продолжать сотрудничество с "РТР-Спорт", или найти нового партнера, способного сделать выгодное финансовое предложение. Положение не менялось вплоть до конца февраля, когда до начала чемпионата оставались считанные дни. Михаил Воронцов продолжал нервировать болельщиков, заявляя, что борьба за права на трансляцию не закончилась. Переговоры шли с двумя компаниями: со "Спортом" и "НТВ-Плюс". Хотя рядовые почитатели "спорта №1" требовали, чтобы их продолжали радовать игрой в мяч по государственному каналу, футбольные функционеры срочно нуждались в деньгах, которые "Спорт" заплатить был не в состоянии. По словам Виталия Мутко, только в начале 2007 года российские лиги и дивизионы из-за недофинансирования лишились 11 команд. РФС рассчитывал найти дополнительные источники заработка, в частности, за счет телетрансляций.
По данным источников "Ко", "РТР-Спорт" и "НТВ-Плюс" требовали эксклюзивные права на матчи чемпионата, не попадающие в сетку трансляций "Первого канала". Победил спутниковый телеканал, руководство которого 2 марта сообщило, что собирается подписать с РФПЛ договор сроком на пять лет. Стороны предпочитали держать в тайне детали своего соглашения, но сутки спустя стало известно, чем "НТВ-Плюс" привлек на свою сторону спортивных чиновников. Президент саратовских "Крыльев Советов" Александр Барановский сообщил болельщикам на сайте команды, что теперь клубы смогут получать "дополнительно к тому спонсорскому пакету, который уже был реализован, $23 млн ежегодно". Контракт, по его словам, будет подписан с "НТВ-Плюс", но его срок будет немного короче – четыре года.
Предприниматель, известный в деловых кругах как один из партнеров Елены Батуриной, не обманул. На следующий день "НТВ-Плюс" сообщил, что "показ российского чемпионата будет осуществляться на канале "Наш футбол". По мнению экспертов, самарский бизнесмен, вынудив спутниковый канал раскрыть карты, сделал это крайне не вовремя. На тот момент соглашение с премьер-лигой все еще не было подписано и до начала чемпионата оставалось меньше недели. "НТВ-Плюс" стремился успеть привлечь как можно большее число потенциальных клиентов. Для этого было разработано специальное предложение – возможность смотреть только один спутниковый канал "Наш футбол" за 299 руб. в месяц. До этого ежемесячная стоимость минимального программного пакета превышала 1000 руб. Оборудование, необходимое для просмотра программ "НТВ-Плюс", и услуги по его установке компания предложила оплачивать в рассрочку на три года. В результате ежемесячные платежи снижались до вполне приемлемых 120 руб.
В свои ворота
Несмотря на объявленные скидки, против соглашения "НТВ-Плюс" и РФПЛ поднялась волна протестов. Выяснилось, что в некоторых российских регионах сигнал "НТВ-Плюс" не принимается, например, в Ростове-на-Дону и Приморье. Оставался нерешенным вопрос и с правами региональных каналов на трансляции в прямом эфире матчей местных команд. В частности, игры футбольного "Ростова" весь 2006 год можно было увидеть по телеканалу "Южный регион", а матчи "Луча-Энергии" – на региональном канале ОТВ. В последнем случае домашние игры шли в записи. В прямом эфире их можно было увидеть только на канале "РТР-Спорт", да и то не каждый тур. Руководство обоих региональных каналов оказалось перед дилеммой: покупать ли сублицензии на трансляцию матчей или оставить своих телезрителей без футбола.
Однако 6 марта премьер-лига все-таки подписала соглашение с "НТВ-Плюс" ровно на тех условиях, о которых заявил Барановский. Клубы высшего дивизиона должны были получать ежегодно по $23 млн до 2011 года, а телекомпания приобретала эксклюзивные права на все матчи чемпионата, кроме одной игры каждого тура, зарезервированной за ОРТ. Более того, региональным компаниям предоставлялась возможность бесплатно показывать все домашние матчи своих команд. Но ситуация поменялась кардинальным образом. По неофициальной информации, в тот же день гендиректор ВГТРК Олег Добродеев встретился с Владимиром Путиным и обратился к президенту с просьбой оставить футбол на "РТР-Спорт". Стоит отметить, что именно Путин был одним из инициаторов создания этого спортивного канала. Летом 2006 года он попросил Минкультуры придать каналу статус общероссийского, чтобы расширить сетку вещания. На этот раз президент также заступился за "РТР-Спорт", произнеся легендарную фразу: "Там чего-то намутили в очередной раз и хотят у нас, у рядовых болельщиков, отнять возможность бесплатного просмотра футбольных матчей". Посыл главы государства подхватил первый вице-премьер Дмитрий Медведев, пообещавший проследить, "чтобы болельщики не пострадали". В итоге через день после слов президента главный редактор "РТР-Спорт" Василий Кикнадзе заверил, что первый тур чемпионата покажут в прежнем объеме по спортивному каналу.
В "НТВ-Плюс" полагают, что президенту ситуация с контрактом была преподнесена так, что если российский футбол уходит с "шестой кнопки", то "РТР-Спорт" надо закрывать. Хотя это далеко не так. Из 60 самых рейтинговых программ канала, судя по данным TNS Gallup Media, 50 попадает на биатлон. С другой стороны, 82% зрителей в прошлом сезоне смотрели футбол на ОРТ. Этот показатель на "РТР-Спорт" составлял всего лишь 1%. Зрительская аудитория футбола в России – порядка 3,5 млн. Уже второй год болельщиков не прибавляется. Если это не матч между принципиальными соперниками, ЦСКА и "Спартаком", аудитория падает до 1,5 млн зрителей. Рейтинги же меряются только на эфирных каналах. Частные каналы так точно просчитать, как эфирные, на предмет футбольной аудитории нельзя. Учитывая 620 000 установленных приемников сигнала "НТВ-Плюс" – 540 000 активных абонентов, из которых 200 000 уже подписались на спортивный канал "Наш футбол" (на "РТР-Спорт" в среднем каждый матч смотрят не более 35 000 зрителей), – становится ясно, что "НТВ-Плюс" было за что бороться.
Но после выступления президента забеспокоились другие участники процесса. Через два дня – 9 марта – главный спонсор российского чемпионата компания "Росгосстрах" распространила пресс-релиз, в котором практически выступила против контракта с "НТВ-Плюс". "Мы привыкли защищать права наших клиентов, и наша обеспокоенность вызвана еще и тем, что 20 млн россиян – клиентов "Росгосстраха" – это цифра, которая во много раз превышает сегодняшнее количество абонентов телеканала "НТВ-Плюс", – процитировала пресс-служба компании своего вице-президента Рафаела Минасбекяна. А на следующий день перед зданием РФПЛ прошла акция протеста болельщиков под лозунгами "Верните нам футбол!" и "Хватит мутить!". По свидетельству очевидцев, протестовать пришли пара десятков несогласных, которые по просьбе милиции быстро разошлись.
Чтобы сохранить записанные в контракте $23 млн ежегодно, РФС продолжал отстаивать свое право на продажу телетрансляций. Виталий Мутко даже после сакраментальной фразы первого лица не уставал напоминать, что в 2007 году российский футбол может развиваться только на коммерческой основе. Однако телекомпания "НТВ-Плюс" все-таки лишилась права на эксклюзивный показ матчей чемпионата, и 15 марта канал "Спорт" получил право показа четырех матчей каждого тура. "НТВ-Плюс" согласился отдать "Спорту" два матча в прямом эфире, один из которых показывает ОРТ и один – спутниковый телеканал, а также два матча в записи. В разговоре с "Ко" пресс-секретарь канала "Спорт" Евгений Федоров отказался назвать детали сделки, но подтвердил, что в течение этого года зрители спортивного канала будут смотреть все те же четыре матча. При этом, как ни парадоксально, "НТВ-Плюс" также согласился послушно выплачивать по $23 млн в год премьер-лиге. В компании неофициально дают понять, что руководство канала "РТР-Спорт" было прекрасно осведомлено о происходящем. Все условия контракта с премьер-лигой ему были известны. Вся разница по отношению к прошлому сезону крылась в том, что вместо канала "РТР-Спорт" партнером футбольной лиги становился "НТВ-Плюс". И вся эксклюзивность, ставшая камнем преткновения, по сути, крылась в отношениях между двумя этими каналами, и больше ни на что не распространялась. По сравнению с прошлым годом контракт практически не изменился. Изменился лишь график выплат клубам роялти, размер которых в РФПЛ не открывают. Источник в "НТВ-Плюс" пояснил, что "лига вообще-то себя сильно урезала в смысле получения роялти". По его словам, в первый год таких выплат точно не будет – они перенесены на три-четыре года действия контракта, и РФПЛ сознательно пошла на это, понимая, что необходимо время для создания нормальных отношений на рынке. Иначе говоря, клубы согласились выждать пару лет, пока общество во главе с президентом привыкнет к коммерческому футболу.
"НТВ-Плюс" был вынужден отдать права на трансляцию еще 30 матчей региональным каналам. При этом контракт премьер-лиги с ОРТ сохранился как основополагающий для ее спонсорского обеспечения. До 6 марта лига зарабатывала $17 –18 млн исключительно на спонсорских пакетах, формируемых из тех прав, которые клубы ей делегировали. В "НТВ-Плюс" уверены, что по контракту передали местным телекомпаниям даже больше прав, чем было у них до сих пор. Показательно, что "РТР-Спорт" готов поддерживать только те телекомпании, которые транслируют их канал в качестве партнеров, "НТВ-Плюс" же отдает сигнал и другим станциям, не входящим в структуру ВГТРК.
Контракт "НТВ-Плюс" был прорывом, поскольку давал клубам возможность получить хотя бы частичную независимость. Команда, которой выплатили в виде "роялти" $1,5 млн, могла хотя бы закрыть ведомость по премиальным. Обычно такую сумму невозможно заработать, даже если команда пройдет в первый круг Кубка УЕФА. "Однако контракт был подписан во многом не в то время, обнаружилась масса нюансов. Например, некоторые зрители не могут установить "тарелки" в силу независящих от них причин: у кого-то окна выходят на юг, а кабельное телевидение не предоставляет услуги по подключению спутниковых каналов. В Москве есть хотя бы "Комкор", а в регионах и этого нет", – резюмирует источник "Ко" в Российском футбольном союзе.
Учитывая то, что премьер-лига все-таки получит средства от "НТВ-Плюс", российским клубам, по словам экспертов, начнут наконец поступать доходы от телевизионных трансляций. Но какую именно часть футбольного бюджета они составят, понять сложно. Телевизионную составляющую в "НТВ-Плюс" примерно оценивают в $17 – 18 млн. Кроме того, лига получит еще $6 млн от "представляющего спонсора" – "НТВ-Плюс". "Все до единого российские футбольные клубы скрывают свои доходы. В свое время сенсационным было заявление баскетбольного ЦСКА, который объявил, что его бюджет составляет около $30 млн. Такая откровенность тогда считалась ненормальной. В свое время различные эксперты оценивали футбольные бюджеты. Традиционно самыми крупными бюджетами располагала "большая четверка": "Спартак", ЦСКА, "Локомотив", "Зенит", – говорит источник "Ко" в РФС. По неофициальным данным, в настоящий момент бюджеты "Зенита" и "Локомотива" составляют по $70 млн, ЦСКА – $40 млн, "Спартака" – порядка $50 млн. "Что касается провинциальных клубов, то они получают деньги "в черную" от губернаторов. Половина региональных футбольных клубов финансируется за счет региональных бюджетов. Например, губернатор выделяет $5 млн и намекает, что в конце года надо вернуть миллион. Поэтому у нас и происходят иногда "странные матчи", – расставил точки над i собеседник из РФС.
Замкнутый круг
"Странные", или "договорные", матчи присущи не только российскому футболу. Эта болезнь иной раз проявляется в большинстве клубных чемпионатов на всех континентах. Достаточно вспомнить самый громкий скандал, произошедший в прошлом году в Италии, после которого пришлось уйти в отставку руководителям клуба "Ювентус", а сама команда была принудительно "опущена" до второго дивизиона первенства.
Вместе с этим, модель коммерческого показа футбольных матчей ни разу не вызывала сомнений ни у болельщиков, ни у высокопоставленных чиновников. В Европе бесплатного футбола на открытых телевизионных каналах не существует. В Англии права на трансляции футбольных матчей принадлежат компании BSkyB, которую контролирует магнат Руперт Мердок. В Германии до банкротства медиаимперии Лео Кирха этим бизнесом занималась служба платного телевидения Premiere pay TV. Теперь права на трансляцию перешли к коммерческому телеканалу Arena, а также общедоступным ARD и DSF. Во Франции аналогичные права принадлежат компании Canal+, а в Италии – SkyItalia.
Разногласия возникают лишь у спортивных функционеров, а точнее, между FIFA и UEFA. Они много лет не могут прийти к соглашению по ряду принципиальных вопросов. UEFA стремится выручить максимум средств от трансляции розыгрышей европейских кубков. FIFA, в свою очередь, радеет за популяризацию футбола, даже в ущерб потенциальным доходам от показа матчей по телеканалам. Причем схему, предложенную "НТВ-Плюс", в нашей стране, сейчас пытается продвигать UEFA как стандартную конструкцию коммерческого футбола для всего Евросоюза. Впрочем, без особого успеха. Начинание достаточно жестко тормозит FIFA. Показательными являются примеры Польши, Греции и Турции. Клубы этих стран отстранялись от игр в европейских кубках. В другом случае национальные федерации, чьи коммерческие интересы превалировали над благородной задачей популяризации футбола, получали ультиматум от FIFA о возможной дисквалификации. Так, потерял свое кресло президент греческой федерации футбола. Украина и Польша, подавшие совместную заявку на проведение чемпионата Европы в 2012 году, также подверглись критике за излишнюю коммерциализацию телетрансляций.
России пока не грозят санкции FIFA – футбол в нашей стране остался, в сущности, бесплатным. Дорастет ли он до статуса "коммерческого", станет ясно лишь в 2010 году, когда клубы начнут получать доходы от показа матчей на "НТВ-Плюс". До этого момента спутниковому телеканалу придется вкладывать средства в модернизацию стадионов, а также в унификацию телевизионного сигнала, которая позволила бы получить качественную картинку, не уступающую европейским стандартам. Так что на ближайшие два года клубам стоит расслабиться – качество их игры все равно нельзя будет оценить по достоинству при нынешнем уровне развития телевидения в России.
Компания
12.04.2007
Комментарии
Написать комментарий