Статьи

Bespoke or not bespoke?

Как показал опрос, проведенный ВЦИОМ в 2006 году, в каждой десятой российской семье хотя бы один человек регулярно читает корпоративные издания. Вроде бы ничего удивительного в этом нет – во всем мире работники крупных компаний с интересом следят за прессой, посвященной жизни своего предприятия.
Но в России еще недавно фирменные издания не пользовались и не могли пользоваться популярностью. Компании по большей части относились к своим СМИ формально: наличие собственного издания служило доказательством того, что фирму можно считать серьезной и современной. Как правило, бизнес не ждал от корпоративных СМИ никакой другой пользы и, соответственно, не стремился делать их качественно. 

Сейчас наступает новый этап. Стало ясно, что корпоративные СМИ могут, например, сыграть важную роль в корпоративных войнах. Более того, нередко фирменное СМИ перестает быть объектом затрат компании и становится источником прибыли. Формируется полноценный рынок корпоративных СМИ, где действуют крупные заказчики и крупные исполнители – ведущие российские издательские дома. Правда, пока значительная часть корпораций не предъявляет высоких требований к уровню своих газет и журналов, интересные фирменные СМИ остаются на рынке в меньшинстве.

Оружие менеджмента

Один экземпляр типичного внутрикорпоративного журнала обходится крупному предприятию (со штатом от 10 тыс. человек) в 1−2 доллара в месяц, включая доставку во все филиалы. При тираже 10 тыс. экземпляров годовой бюджет такого проекта составляет 120−240 тыс. долларов. Директор Ассоциации корпоративных медиа России (АКМР) Джемир Дегтяренко оценивает общий объем всех затрат российских компаний на издание своих печатных СМИ в 250 млн долларов (аналогичный показатель для американских компаний – 30 млрд долларов).

При относительно невысоких затратах корпоративные СМИ могут быть одним из лучших каналов внутренних коммуникаций для крупных компаний. Характерный пример приводит Андрей Баранников, директор коммуникационного агентства SPN Ogilvy, одного из самых заметных игроков на рынке корпоративной печати в Санкт-Петербурге. "Компания „Илим Палп" очень сильно пострадала за несколько лет в результате многочисленных корпоративных войн, – отмечает он. – В определенный момент сложилась ситуация, когда все решало мнение трудового коллектива: поддержат рабочие руководство или нет. И компания преодолела кризис главным образом потому, что уделяла очень серьезное внимание работе со своими кадрами. В частности, несколько лет она издает газеты, которым доверяют люди".

Сегмент внутрикорпоративных СМИ, ориентированных на сотрудников, зародился в России первым, поэтому темпы его развития, если говорить о количественных показателях, сейчас замедляются. Самые интересные изменения на российском рынке корпоративных СМИ связаны с так называемыми клиентскими изданиями.

Эффективное усложнение

"Исследователями Великобритании и США доказано: 20% прироста покупок обеспечивает компании клиентское СМИ", – рассказывает Дегтяренко. В России клиентские СМИ тоже повышают продажи. Они стимулируют спрос даже в том случае, если представляют собой простые рекламные проспекты.

"В нашей газете, чей тираж, включающий распространение по всем городам, более 6 млн, мы регулярно информируем потенциальных потребителей о лучших предложениях недели. Кладем газету в почтовые ящики всем подряд. И каждую неделю смотрим, насколько возросли продажи тех товаров, что рекламировались. Кроме того, в наших магазинах стоят счетчики, измеряющие трафик покупателей. И все эти данные четко говорят в пользу эффективности нашей клиентской газеты", – объясняет директор отдела рекламы торговой сети "М-Видео" Олег Давидович.

В развитых странах клиентские СМИ не только повышают продажи товаров. За счет интересного содержания они составляют прямую конкуренцию на рекламном рынке другим масс-медиа. "Объем рекламного рынка, занятого американскими корпоративными СМИ, – порядка 30 млрд долларов, что в три раза больше объема рекламы, собираемой радиовещанием", – подчеркивает Джемир Дегтяренко.

Та же сеть "М-видео" помимо простой рекламной газеты с 2005 года издает журнал о моде и технологиях в области электроники. В журнале в качестве рассказчиков выступают, в частности, звезды шоу-бизнеса. Издание распространяется тиражом 100 тыс. экземпляров среди постоянных покупателей сети. "Наши читатели – люди, у которых есть свободные деньги; как иногда говорят, есть customer pocket. Но те обладатели customer pockets, которые читают традиционные медиа, может быть, предпочитают ходить в рестораны, тратить деньги на дорогие часы или на женщин. А наши читатели – это те, кто тратит деньги именно на электронику. В этом серьезное преимущество нашего издания, и не случайно поставщики сети активно дают нам рекламу", – комментирует Давидович.

Рынок таких, говоря условно, относительно сложных клиентских СМИ в последние годы активно прирастает новыми продуктами. Так, в 2003 году издательство Independent Media вышло на российский рынок с информационно-развлекательным журналом о косметике, заказанным торговой сетью "Арбат престиж". Аналогичные по форме СМИ действуют на рынках сотовой связи и сигарет. Например, можно вспомнить два издания British American Tobacco: Provocation и [K]. Значительная часть "сложных" клиентских изданий коммерчески успешны.

Оптимизация со скрипом

Западные компании, за редким исключением, для изготовления корпоративных СМИ используют аутсорсинг. Клиентские СМИ по-английски так и называются – bespoke publishings, что значит "сделанные целиком на заказ". Абсолютное большинство российских клиентских изданий – тоже bespoke. Другое дело – технология издания внутрикорпоративных масс-медиа. В этой сфере попытки применить аутсорсинг часто бывают неудачными.

 "В 2003 году мы рассматривали возможность делать газету „Силовых машин" по аутсорсингу, но, во-первых, не нашли достойных предложений в Петербурге. Во-вторых, я сомневаюсь, что человек, который никогда не работал на наших заводах, сможет вникнуть в наши дела настолько, что его продукт будет нам полезен", – говорит заместитель директора по связям с общественностью и рекламе концерна "Силовые машины" Мария Алеева.

У заказчиков корпоративных журналов есть несколько причин отказываться от полного аутсорсинга, и главная из них – требования к содержанию статей, которые, по замыслу, должны "правильно" влиять на сотрудников. "Издательство понимает заказчика так: вы нам пришлите все материалы, все фотографии, а мы сверстаем и напечатаем. Но мне надо, чтобы был редактор, который ежедневно и тщательно делает журнал", – говорит директор по связям с общественностью корпорации Ilim Pulp Елена Коннова.

Обращение к услугам PR-агентств тоже зачастую расстраивает заказчиков. "Каждый раз, когда мы проводим тендер на выпуск издания, мы сталкиваемся с ситуацией, что агентств, соответствующих нашим требованиям по скорости и качеству работы, на рынке фактически нет. При полном аутсорсинге, включающем стороннего редактора, наши сотрудники затрачивают так много сил на редактирование, что логичнее держать редактора в штате", – делится соображениями менеджер по внутренним коммуникациям компании "Балтика" Наталья Кольцова.

Наверное, ни одно агентство или издательство в принципе не сможет сделать продукт, идеально соответствующий коммуникационным задачам фирмы. Но и фирма вряд ли сможет сделать качественное современное издание без посторонней помощи. Поэтому частичный аутсорсинг – оптимальный вариант: корпорация передает часть операций издательству, оставляя за собой главную роль в формировании содержания СМИ.

Мне большего не надо

Вместе с тем большинство российских крупных компаний по-прежнему не ищут сложных путей: их устраивает стандартный продукт, который может выпустить издательство. Елена Коннова побывала на московской выставке лучших корпоративных изданий России. "Не могу сказать, что мне там многое понравилось, – комментирует она. – Журналы нескольких крупнейших российских компаний были похожи как две капли воды. При этом все указывало на то, что их делают люди равнодушные и достаточно удаленные от компаний".

Неразборчивость части заказчиков легко объяснима: далеко не все компании уже используют фирменные издания как средство управления. Корпоративное newsletter наряду с удобным сайтом входит в стандартный пакет атрибутов, необходимых российской компании, чтобы выглядеть как международная. Этого "выглядеть" фирме бывает достаточно.

"Я думаю, сейчас большинство компаний все-таки верят в то, что корпоративное издание – сильный инструмент управления, – считает Наталья Кольцова, – но остаются и фирмы, которые делают корпоративные издания „для галочки". Причем некоторые из таких изданий сделаны настолько слабо, что если и оказывают влияние на имидж, то только отрицательное".

Чем больше будет появляться на рынке качественных корпоративных СМИ, тем заметнее станет контраст с изданиями, сделанными формально. Тем сильнее окажется негативное влияние на имидж компаний, выпускающих такие издания. Если вчера было модно выпускать какую-либо корпоративную газету, то завтра станет модным делать СМИ, лучшее в своей отрасли. Рынок корпоративной прессы обречен на развитие.

Екатерина Алябьева
Эксперт

12.09.2006

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Город Серебряного века

Город Серебряного века
Город Серебряного века. Пространство города в русском изобразительном искусстве и литературе Серебряного века. Книга является первым в современной отечественной науке междисциплинарным исследованием темы пространства города первых десятилетий XX века в русском изобразительном искусстве и литературе этого времени. Комплексный подход к теме, в основу которого положен структурный анализ городского пространства, позволил автору выстроить новую иконографию городских пространственных образов в произведениях русской литературы и искусства, воссоздать мыслимую модель города, каким его видели писатели и художники начала прошлого столетия. Книга богато иллюстрирована, написана ясным, доходчивым языком с привлечением большого числа высказываний художников, писателей и поэтов, помогающих понять рассуждения и выводы автора. Книга будет интересна не только специалистам — искусствоведам, филологам и культурологам, но и широкому кругу читателей, ценителей искусства и литературы Серебряного века. Во все времена Город, являющийся средоточием творческого потенциала эпохи, стремится осмыслить самое себя. Ситуация конца XIX — первых десятилетий XX века эту истину подтверждает. Город как аккумулятор основных идей и явлений промышленной цивилизации не мог не стать одним из центральных, если не главным, мотивом творчества художников и писателей первой трети XX столетия.В настоящей работе предпринимается попытка приблизиться к пониманию темы города в русском искусстве и литературе этого времени, выявить круг идей, мотивов и приёмов внутри данной темы, иными словами, показать некий срез новой городской иконографии. Для России этот круг проблем соотносится с двумя городами-миллионниками — Петербургом и Москвой. Внимание автора исследования концентрируется на проблемах организации пространства огромного города первой четверти XX века с точки зрения восприятия этого пространства современниками — писателями и художниками.На анализе конкретных произведений рассматриваются видоизменения и особенности основных модулей городского и архитектурного пространства, таких как улица, дом, окно, двери, ворота, арки. Существенным для понимания сути пространства нового города является его рекламная составляющая — городские вывески, призванные по своему назначению быть путеводителями по городу, но в действительности часто искажающие до неузнаваемости его улицы. К этим компонентам городского пространства необходимо добавить такой немаловажный его элемент, как толпа, ибо мегаполис начала XX столетия не существует и не может быть понят вне связи с феноменом «человека-массы».Всем этим структурообразующим составляющим (частям) городского пространства посвящены отдельные главы настоящей работы. На основе анализа большого числа произведений литературы и искусства автор стремится построить некие смысловые ряды, которые в совокупности позволяют понять, каким видели городской космос создатели этих произведений. И если в первой вводной главе, посвященной пространству города в целом, автор говорит о некоем общем для творческого сознания эпохи ощущении города как тюрьмы, то в последующих главах с их более прицельным подходом, в рамках более узких тем речь идёт о вариативных трактовках внутри этих конкретных тем. Последняя, заключительная глава работы отдана рассмотрению целостных индивидуальных образов города, принадлежащих крупнейшим мастерам пера и кисти первой четверти XX столетия, чье творчество тесно связано с темой города. Анализ многих произведений позволяет говорить об определенном концептуальном единстве в решении вопроса о судьбах современного города художниками и писателями тех лет.Предпочтения автора при выборе персоналий отданы в данной работе таким признанным урбанистам, как Андрей Белый и Мстислав Добужинский, а также тем писателям и художникам, кому удалось создать убедительные образы города начала XX века. Однако список привлекаемых автором имён писателей и художников и названий произведений весьма обширен.За скобки настоящей работы сознательно вынесены вопросы влияний европейской литературы и искусства конца XIX — начала XX столетия на творчество русских писателей и художников. Это объёмная задача для специального исследования. Но, разумеется, автор помнит о том, что европейский культурный контекст весьма значим для своего российского аналога.Русская литература и русское искусство почти синхронно с европейскими обратились к теме современного большого города, но шли собственными путями в её осмыслении, а отдельные их представители становились первооткрывателями на этих путях.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

24.06.2025 - 01:00
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация