Анализ рынков

Продуктовые расходы

Продуктовые расходы

Общие повседневные расходы россиян в мае показали традиционный рост, увеличившись на 1,3% относительно апреля, что троекратно превосходит официальную месячную инфляцию в 0,4%. Однако по сравнению с маем прошлого года роста не получилось.

За год повседневные расходы наших соотечественников сократились на -4,8%, а с учетом накопленной за инфляции в 4,1% это сокращение составляет почти 9%. Таким образом, реальные, то есть «очищенные» от инфляции, расходы россиян в мае текущего года опять оказались ниже значений предыдущих лет, обогнав только показатель 2012 года. Снижение среднего чека говорит о том, что россияне в мае немного увеличили частоту походов в магазины или, что более вероятно, число посещаемых торговых точек. При этом потребители в мае сосредоточили свои траты на продуктах - доля продовольственных категорий в общей корзине повседневных затрат выросла до беспрецедентных 69%.

Традиционно россияне немного наращивают в мае свои повседневные расходы после их снижения в апреле. Вот и текущий год не стал исключением. Согласно данным, полученным на основе скан-панели домохозяйств Romir Consumer Scan Panel*, общие повседневные расходы россиян в последнем весеннем месяце выросли на 1,3% относительно апреля, что троекратно превосходит месячную инфляцию в 0,4%, рассчитанную Росстатом. То есть рост расходов россиян в месячном выражении оказался настоящим и реальным (см. График 1).

График 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – Май 2017. 

Однако по сравнению с маем прошлого года роста не получилось ни номинального, ни тем более реального. Так, за год повседневные расходы наших соотечественников сократились на 4,8%.  А с учетом накопленной за год инфляции в 4,1% это сокращение составляет почти 9%. Таким образом, реальные, то есть «очищенные» от инфляции, расходы россиян в мае текущего года опять оказались ниже значений предыдущих лет, обогнав только показатель 2012 года (см. График 2).

График 2. Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – Май 2017. 

С учетом того, что средний чек продолжил в мае сдавать позиции и похудел относительно апреля на 2,3%, а общие расходы немного выросли, можно говорить о том, что россияне в мае немного увеличили частоту походов в магазины или, что более вероятно, число посещаемых торговых точек. В каждом магазине потребители предпочитали приобретать товары по более привлекательным ценам.

При этом россияне в мае сосредоточили свои траты на продуктах. Так, доля продовольственных категорий в общей корзине повседневных затрат выросла до беспрецедентных 69% после 57% в апреле и 52% в марте. Это говорит о том, что либо россияне продолжили экономию на непродовольственных товарах, как и месяцем ранее. То есть они предпочли перераспределить бюджет в пользу дорожающих продуктов. Либо они пользовались специальными ценовыми акциями на непродуктовые категории и в итоге платили за них меньше, чем обычно, что и привело к общему сокращению затрат на них в общей корзине.

Города и регионы

Расходы в различных регионах и типах городов вели себя разнонаправлено, хотя в основном с преобладанием положительной динамики. Так, наибольший рост расходов в месячном выражении был зафиксирован в Приволжском (+6,3%) и Сибирском (+6,8%) округах. А вот резкое падение расходов было отмечено в Уральском округе (-9,2%). Относительно же мая прошлого года во всех регионах наблюдается снижение повседневных трат от скромных -2,5% в Сибири до ощутимых -11,9% на Урале или -8,9% на юге страны.

Если рассматривать динамику расходов в мае в различных типах городов, то здесь стоит отметить резкий рост сразу на 10,4% повседневных трат в пятисоттысячниках. Хотя этот майский рост фактически отыграл апрельское снижение, чтобы опять вернуться к мартовскому показателю индекса. В разрезе года жители этого типа городов увеличили свои расходы на 2,1%.

Жители миллионников в мае относительно апреля увеличили свои расходы на 1,5%, а вот по сравнению с прошлогодним маем было отмечено их сокращение на -2,1%. Россияне из городов с населением свыше 100 тысяч человек в мае сократили расходы и в разрезе месяца на -2,1%,  в разрезе года на -11,4%.

Жители обеих столиц в мае потратили больше, чем в апреле. Так, москвичи нарастили свои ежедневные траты на 2,6%, а петербуржцы на 3,8%. Зато по сравнению с маем прошлого года расходы москвичей похудели на -7,8%, а Питер показал рост на 3,8%.

Доходные группы 

В мае расходы наращивали представители низкодоходной (+3,3%) и среднедоходной (+3,4%) групп. А вот высокодоходники, наоборот, в мае показали снижением общих повседневных расходов на -1,3%, что может быть связано с отъездами на майские праздники.

Относительно же мая прошлого года сокращение расходов зафиксировано во всех доходных группах, причем наиболее ощутимое в низкодоходной – на -10,9%. Россияне с высокими доходами за год сократили свои расходы на -5%, в представители среднего класса – на -3,2%.  

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 000 домохозяйств в 180 городах с населением более 100 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

08.06.2017

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

25.03.2025 - 02:16
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация