Спорт стал привлекать россиян больше, чем туризм
Новый выпуск мониторинга, выходящего в рамках реализации Специального проекта НИУ ВШЭ «Мониторинг доходов, самочувствия и потребительских предпочтений российских домохозяйств», показал, что на рынке туристических услуг происходит спад, а на рынке услуг физической культуры и спорта идет рост.
Объем розничного оборота товаров и услуг в мае 2016 года в терминах реальной стоимости уменьшился на 6,1% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Указанное сокращение на 1,2 п.п. превзошло спад, зафиксированный в апреле, и было практически полностью обусловлено динамикой продаж продовольственных и непродовольственных товаров, сокращение оборота по которым составило в мае 2016 года по отношению к маю 2015 года -6% и -6,2% соответственно. Оборот продаж в общественном питании за тот же период сократился на 1,4%, а оборот платных услуг населению – вырос на 0,2%. По отношению к показателям октября 2014 года сокращение объема розничного оборота товаров и услуг в апреле 2016 года составило 20,7%.
Относительно благоприятная общая динамика оборота платных услуг населению скрывает за собой существенные различия на уровне отдельных видов услуг. Наибольшее сокращение в 2016 году стабильно наблюдается по туристским услугам, потери в обороте которых в мае составили 11,3%, а в среднем за январь-май – 12,9% по сравнению с аналогичными периодами 2015 года. В то же время существенный рост оборота статистика фиксирует по услугам физической культуры и спорта (+10,9% в мае и +7,0% за январь-май 2016 года к показателям 2015 года) и по услугам гостиниц и аналогичных средств размещения (+10,2% и +8,3% соответственно). Эти услуги замещают туристские в структуре платных услуг населению. В пользу такого тезиса свидетельствует следующий факт: в абсолютных терминах в ценах 2016 года прирост оборота по услугам физической культуры, спорта и гостиниц за январь-май составил по сравнению с аналогичным периодом 2015 года 6,46 млрд рублей, что практически совпадает с объемом сокращения туристских услуг (6,45 млрд рублей).
Столкнувшись с затяжным спадом доходов и осознав условия новой экономической реальности, российское население приняло стратегию «осторожного» потребительского поведения. Об этом свидетельствует статистика структуры доходов населения: с февраля по май 2016 года доля сбережений в денежных доходах населения держится выше докризисных показателей 2012-2013 годов, население формирует «подушку безопасности». Доля трат на товары и услуги в структуре использования денежных доходов в мае составила 73,8% (без учета платежей с банковских карт за рубежом), что, в отличие от показателей за предыдущие месяцы 2016 года, оказалось ближе к показателям не 2013, а 2014 года. Таким образом, сезонный пик потребления, обусловленный майскими выходными, оказался менее выраженным, чем в докризисный период, то есть население не отказывается от стратегии экономии даже в праздничные дни. Наконец, этот же тезис поддерживают данные сектора кредитования: объем кредитов, предоставленных физическим лицам, в реальном выражении продолжает сокращаться, и сжатие этого сектора по-прежнему обеспечивается прежде всего за счет сужения сегмента потребительских кредитов.
Экономия на потреблении товаров и услуг продолжает оставаться наиболее распространенной стратегией адаптации населения к экономическим изменениям: по данным майского опроса, в течение последних трех месяцев экономили 78% семей. Как и в апреле, россияне чаще всего экономили на развлечениях, приобретении одежды и обуви и покупке продуктов питания. По сравнению с апрелем, в июне семьи одиночек, большие семьи, а также семьи с несовершеннолетними детьми стали экономить чаще.
Специальным фокусом июньского выпуска стал обзор динамики макроэкономических показателей и поведения населения в отрасли туризма – секторе услуг, на протяжении последних полутора лет устойчиво показывающем наиболее высокие показатели потребительской инфляции и существенное снижение оборота. Сокращение спроса на туристические услуги в первую очередь связано с падением реальных доходов населения. Данные выборочного Обследования бюджетов домашних хозяйств Росстата зафиксировали 15%-ное снижение доли расходов домохозяйств на услуги центров отдыха и туризм в общей структуре потребительских расходов в 2015 году по сравнению с 2014 годом.
Обусловленный обесценением рубля рост цен за зарубежные туристические поездки также способствовал сокращению объема рынка туристических услуг: данные макроэкономической статистики показывают уменьшение числа туристских выездов граждан России на отдых в европейские страны, Тайланд и некоторые другие страны, не затронутые ограничениями на выезд российских туристов.
Проведенный анализ показал, что в 2015 году, в условиях ограничений на выезд российских туристов в традиционно популярные Египет и Турцию и роста стоимости зарубежных поездок, российские туристские направления стали выполнять импортозамещающую функцию. Снятие соответствующих ограничений и открытие привычных туристских направлений может быстро оттянуть поток с внутреннего рынка.
Данные июньского обследования населения НИУ ВШЭ показывают, что выездной отдых доступен ограниченному числу домашних хозяйств: совокупная доля респондентов, отдыхающих за границей или в других регионах России в 2015 году составила 29,1%, а в 2016 году снизилась до 25,1%. Спрос на услуги зарубежного туризма формируется лишь небольшой группой населения: охват населения зарубежным отдыхом в наблюдаемый период не превышает 8%. В целом структура ответов на вопрос об отдыхе за 2015 и 2016 годы отличается незначительно; все обнаруженные различия лежат в пределах статистической погрешности.
28.07.2016
Еще статьи по теме
- Совместный дизайн-проект adidas и студентов вышки - 05.09.2019
- Четыре ключевых тенденции, формирующие современное потребительское поведение - 02.09.2019
- Внезапная потребность в роскоши - 07.03.2019
- Аналитики RTB House: наступает пик предновогодней покупательской активности - 13.12.2018
- Потребительское поведение россиян в ноябре - 26.12.2016
- Ночные расходы: как россияне тратят то, что зарабатывают днем - 22.12.2016
- С колбасы – на картошку - 09.12.2016
- Россияне впервые за несколько лет не планируют сокращать бюджет на Новый год (2) - 08.12.2016
- Россияне сокращают траты на онлайн-покупки - 05.12.2016
- Nielsen: более половины глобальных потребителей не против сбора данных об их покупках взамен на скидки - 01.12.2016
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий