Интервью

Ильмурад Джумаев: мы смотрим в будущее со сдержанным оптимизмом

Ильмурад Джумаев: мы смотрим в будущее со сдержанным оптимизмом

Ильмурад Джумаев, генеральный директор сейлс-хауса Vi Казахстан, - о рынке ТВ-рекламы в 2016 году.

– Ильмурад, завершился 1 квартал 2016 года. Как вы оцениваете его итоги?

– Да, некоторые итоги мы уже можем подвести, правда, весьма неоднозначные. В течение этого квартала были разные периоды. Первые два месяца были хорошими и для рынка в целом и для нашей компании. Но уже в марте начали сбываться наши прошлогодные прогнозы. Тем не менее, Vi Казахстан по итогам первого квартала показала неплохие результаты. По крайней мере, динамика продаж лучше прошлого года.

– Можно подробнее о прогнозах?

– Дело в том, что наша компания работает на нескольких международных рынках, и мы можем наблюдать процессы, которые на них происходят, фактически изнутри. И, соответственно, экстраполировать на другие рынки. Поэтому мы в конце 2015 года сделали свои прогнозы, которые по итогам 1 квартала в целом подтвердились. К сожалению, не могу назвать конкретные цифры, так как были достаточно большие диапазоны, это во-первых. Во-вторых, у нас было несколько вариантов – реалистичный, пессимистичный и оптимистичный. Могу сказать лишь, что сейчас воплощается реалистичный сценарий. И у нас есть стойкое ощущение, что рекламный рынок Казахстана повторит то, что происходило в РФ в прошлом году. Очень уж похожие события происходят в экономике, как раз с разницей в год. В первую очередь, это девальвация национальной валюты и высокая волатильность валютных рынков.

– А насколько велики отличия между нашим и российским рекламными рынками? У вас ведь есть опыт работы на обоих.

– Особых структурных различий нет. В Казахстане создана вся необходимая инфраструктура рынка, присутствуют все необходимые игроки – рекламные агентства, как сетевые, так и локальные, в которых работают высокопрофессиональные сотрудники, способные выполнить любые поставленные рекламодателям задачи. Есть селлеры, которые реализуют рекламные возможности своих клиентов – телеканалов. Также нельзя не отметить, что действующий измеритель телерекламы, компания TNS CA, использует даже более продвинутые технологии, чем их российские коллеги. Предметом как продажи, так и покупки, являются WGRP (пункты рейтинга, общепринятая валюта рынка).

Но есть, конечно, и отличия. Во-первых, размер рынка ТВ рекламы: в расчете на душу населения рекламные расходы России выше в 4 раза. Во-вторых, распределение бюджетов рекламодателей по сегментам рекламного рынка. В-третьих, объем предложения, тех самых WGRP, о которых мы говорили выше. Если в России к продаже предлагаются примерно 1400 тысяч пунктов, то в Республике Казахстан их почти в полтора раза больше. Это связанно с технологией измерения, но, в первую очередь с более мягким Законом о рекламы. Если в РФ есть ограничение по часу и рекламы не может быть более 15% от него, то в Казахстане это 20% от эфирного времени канала. Или, говоря простым языком, 288 минут, если канал вешает круглосуточно. То есть чисто теоретически, канал может поставить почти 5 часов рекламы непрерывно. Понятно, что ни один канал этого не сделает, но Закон этого не запрещает.

В-четвертых, большая концентрация рынка. Бюджеты TOP 100 рекламодателей составляют примерно 98% бюджетов всего рынка ТВ рекламы, в то время как в РФ эта доля не превышает 77% в национальном размещении.

В-пятых, рекламодатели намного позже начинают бюджетные сессии. У нас на конец марта есть еще ряд крупнейших рекламодателей, по которым у нас нет сделок на этот год. В то время как в России период договоренностей и сделок заканчивается к концу года, предшествующего размещению.

– Вы упомянули Закон о рекламе. С 1 января 2016 года в Республике Казахстан начали действовать поправки к Закону, согласно которым запрещена реклама на иностранных каналах. Как это отразилось на рынке?

– Могу сказать одно – бюджеты с иностранных каналов на национальные пока не пришли. С другой стороны, если бы эти поправки не вступили в силу, сокращение бюджетов на национальных каналах могло быть больше.

– Некоторые ваши коллеги считают, что национальное ТВ смотрят не более 40% населения и поэтому рекламодателям необходимо большую часть своих бюджетов переносить в другие медиа и в частности в интернет. Вы согласны с этим мнением?

– Знаете, в последнее время я занимался маркетингом и аналитикой, так что у меня, наверное, профессиональная деформация – привык верить только цифрам. А они говорят, что в среднем ТВ смотрят 4,5 часа и в большинстве своем это национальные каналы. Некоторые участники рынка оперируют данными по проникновению кабельного ТВ, при этом забывая, что кабельное ТВ – это только способ доставки сигнала, а не кабельно-спутниковые каналы.

Теперь что касается интернета. Как заметил один из моих коллег про интернет в Казахстане – пока больше разговоров, чем денег. Смотрите сами: удельный вес интернет-рекламы в общем рекламном пироге в РФ (по оценке АКАР) по итогам 2015 года составил 31,5%. К сожалению, в Казахстане нет такого индустриального оценщика, но по мнению большинства участников рынка он составляет от 6-8%. Это, конечно, очень мало, особенно если мы переведем все в абсолютные цифры. Есть ли потенциал для роста? Да, безусловно, есть. Будет ли когда-нибудь интернет конкурировать с ТВ? Может быть, но это далекое будущее, может быть через 15-20 лет. Интернет в настоящее время является хорошим поддерживающим медиа ресурсом, при помощи которого вы можете «добрать» охваты, особенно, если рекламодателя интересует определенная узкая целевая аудитория. Поэтому мы в рамках компании Vi Казахстан развиваем помимо ТВ еще и интернет направление. В первую очередь это online video, а также медийную (баннерную) рекламу.

– А как же опыт одного из крупнейших рекламных рынков в мире – Великобритании? Там доля интернет-рекламы превосходит долю ТВ.

– Да, действительно на Туманном Альбионе доля интернет рекламы составляет 51%, а доля ТВ всего 27%. Но приводя этот пример, апологеты интернета почему-то забывают о первопричинах. А дело в том, что на крупнейшем канале Британии – BBC – реклама отсутствует как класс. И живет канал за счет весьма немаленького (145,5 фунтов в год) налога на ТВ. Его платят все жители страны, владеющие не только телевизором, но и любыми техническими устройствами, позволяющими принимать видеосигнал в режиме реального времени, включая даже мобильные телефоны. Суммарно речь идет о порядка 2.8 млрд. фунтов в год. Так вот, если эти бюджеты влить в ТВ рекламный рынок, пропорции получатся совсем иными.

– Хорошо, давайте вернемся в Казахстан. Заметным событием 2016 года стало создание нового селлера, компании IMS. Вы уже почувствовали изменения на рынке?

– Во-первых, хочу сказать, что мы очень благодарны 7 каналу и ТК «Астана» (в настоящее время являются клиентами IMS), которые на протяжении многих лет они были клиентами и партнерами Vi Казахстан. У них как каналов было полное право принять решение о смене продавца.

Во-вторых, что касается конкуренции. Мы ее, безусловно, приветствуем, она источник развития, с ее помощью потребители наших услуг могут получать более качественный и современный сервис. Но есть несколько нюансов. В условиях, когда предложение на рынке превышает спрос, о чем мы говорили выше, а спрос сокращается, то, боюсь, единственным конкурентным преимуществом на рынке становится цена. Вернее сказать, ее понижение. А это путь в никуда. В какой-то очень краткосрочной перспективе выиграют рекламодатели. Да, они получают то же самое, что и в прошлом году, но по более низкой цене. Однако, когда каналы попадут в условия недофинансирования, неизбежно снизится качество контента, и в конечном итоге рекламодатели потеряют единственный канал коммуникации, который в кратчайшие сроки способен охватить большую часть населения страны.

– А как ведут себя в 2016 году главные участники рынка – рекламодатели?

– Их поведение, безусловно, изменилось. Из основного я бы отметил более тщательный подход к выбору каналов коммуникации, отслеживанию эффективности рекламы, более оперативное внесение корректировки как в креативную, так и медийную стратегии. И хотя это нам добавляет работы, мы к этому готовы и только приветствуем эти изменения. В целом мы понимаем рекламодателей, которым приходится работать в условиях неопределенности и нестабильности. Единственное что нас смущает, это то, что для некоторых рекламодателей единственным мерилом эффективности становится стоимость. А это, на наш взгляд, не совсем верно. На ТВ, кроме стоимости пункта есть еще куча параметров – это и стоимость пункта охвата, и стоимость пункта по целевой аудитории рекламодателя и т.д. Мы видим, что некоторые рекламодатели (их очень немного) решили вообще сейчас взять паузу и отказаться от рекламной активности в этом году. В связи с этим хочется отметить две вещи. Первое. «Делать деньги без рекламы может только монетный двор». Второе. В кризис 1998 года несколько компаний в РФ решили поступить так же и заморозили рекламную активность. Так вот, возврат на рынок и достижение докризисной коммерческой доли обошлись им в среднем в 5 раз дороже стандартных затрат на продвижение.

– Ну и последний вопрос. Как вы видите перспективы рынка на оставшийся год?

– В целом мы смотрим в будущее со сдержанным оптимизмом. Если мы были правы, и рынок Казахстана в 2016 году – это рынок РФ в 2015 году, то мы ожидаем оживления во второй половине года. И бизнес и потребители адаптируются к текущей ситуации. И не нужно забывать, что экономика Казахстана не испытывает того давления как российская. Нет санкций, открыты финансовые рынки, рынки заимствований. Уверен, все будет хорошо, насколько это возможно.

Денис Хе, grp.kz
Advertology.Ru

01.04.2016

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Красавицы и воины. Тиканобу

Красавицы и воины. Тиканобу
Красавицы и воины. Тиканобу. Погрузиться в жизнь японских красавиц и воинов можно листая книгу "Красавицы и Воины. Тиканобу". Ёсю (Тоёхара) Тиканобу можно назвать одним из последних признанных мастеров японской гравюры. Исторический слом пришёлся ровно на середину жизни художника. Выходец из самурайской семьи низкого ранга, Хасимото Наоёси (имя, данное художнику при рождении) в юности начал учиться у мастеров укиё-э, но со смертью отца вынужден был отдать свой вассальный долг и стать участником сражений войны Босин между сторонниками сёгуната Токугава и императора Муцухито. После войны Хасимото Наоёси вернулся в обновлённую страну и начал зарабатывать на жизнь как художник, взяв творческое имя Ёсю Тиканобу. На одной из первых страниц книги расположена подробная карта города Эдо (современного Токио), но в самом центре бумажного полотна – белое пятно, словно кто-то намеренно постарался стереть все детали. Это – замок Тиёда, резиденция военных правителей Японии, сёгунов Токугава. Изображение любых строений внутри замка было запрещено по требованиям безопасности того времени. Внутрь крепости могли попасть лишь представители высшего самурайского сословия, все женщины (члены семьи сёгуна, наложницы и фрейлины) жили там затворницами, а наемным служанкам под страхом по-настоящему сурового наказания было запрещено разглашать любую информацию о происходящем внутри замка. Таким образом, белое пятно на карте иллюстрирует уровень секретности, сопровождавший судьбу жителей замка Тиёда. В течение всего периода правления сёгунов Токугава художники изображали только внешние стены неприступной крепости. Все происходящее внутри огромного военного укрепления оставалась для простых горожан Эдо абсолютной загадкой. Только во второй половине периода Мэйдзи (1868–1912) стало возможным появление серий гравюр, посвященных жизни правящего военного сословия и традициям, соблюдавшимся в самурайских замках, – «Внутренние покои дворца Тиёда» (1894–1896) и «Внешние владения замка Тиёда» (1897), которые создал Тоёхара (Ёсю) Тиканобу, один из последних великих мастеров гравюр периода Мэйдзи. В книге разобраны сюжеты гравюр Тиканобу из серий полиптихов «Внутренние покои дворца Тиёда» (1894–1897) и «Внешние владения замка Тиёда» (1897), отдельные гравюры серии «Зеркало эпох» (1897), а также ряд печатных листов художника разных лет. Из описаний сюжетов гравюр можно узнать о том, как попала в Японию игра в поло; какие виды стрельбы из лука практиковали самураи; каким образом готовилось горячее сакэ, которым старшие угощали младших в первый день Нового года; чем игра в мяч японских аристократов отличается от европейского футбола; когда появились считающиеся традиционными японские причёски с длинными шпильками кандзаси. Книга является своеобразным путеводителем по японским традициям, истории, литературным и театральным сюжетам, деталям быта. Большая часть гравюр публикуется в России впервые. Перед Вами настоящая энциклопедия японской жизни эпохи Эдо, иллюстрированная одним из лучших мастеров укиё-э – прощальным подарком ушедшей великой эпохи. Книга превосходно издана и, несомненно, займет достойное место на полке каждого любителя японского искусства. Издание предназначено для широкого круга читателей, интересующихся японской культурой.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

25.05.2025 - 19:03
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация