Анализ рынков

В торговых центрах поставлен рекорд по пустым площадям

В торговых центрах поставлен рекорд по пустым площадям

В столичных моллах пустует 11% торговых площадей. При этом количество посетителей в небольших районных ТЦ выросло.

В I квартале 2015 года уровень свободных площадей в столичных ТЦ составил 5,6%, что является максимальным показателем с 2010 года, говорится в отчете консалтинговой компании NAI Becar. Для сравнения, за 2014 год этот показатель в среднем составил 4,8%, а до этого долгое время не превышал 3%. NAI Becar учитывала только площади, на которые, по словам собственников ТЦ, еще не заключен договор аренды. Если посмотреть на реальное количество закрытых магазинов, картина еще хуже: как отметила Юлия Ситникова, аналитик отдела исследований и консалтинга компании «Магазин магазинов», доля реально закрытых площадей в составе столичных торговых центров выросла по сравнению с концом 2014 года и находится на рекордной для рынка высокой отметке в 11% (по состоянию на апрель 2015 года).

— 560 тыс. кв. м арендопригодных площадей, по сути, стоят закрытыми — это больше, чем два абсолютно пустых «Авиапарка» (один из крупнейших торговых комплексов в Европе, открыт в Москве в 2015 году). Рост показателя мы начали фиксировать еще в конце прошлого года — тогда с 2,5% (конец 2013 года) он вырос сразу до 8,5%, — сказала Ситникова. Как она уточнила, в открытых с 2014 года объектах доля пустующих площадей составляет 50%.

В этих условиях затихает и активность инвесторов. Так, например, сорвалась сделка по продаже комплекса «Новинский пассаж», принадлежащего структурам ВЭБа. Компания «Экспоком» отказалась от покупки в связи с ухудшением ситуации на рынке коммерческой недвижимости и ростом стоимости заемного финансирования. Искать новых покупателей пока не планируется.

Тенденция связана с сокращением числа покупателей — покупатели стали реже ходить в крупные торговые комплексы площадью от 40 тыс. кв.м. Посещаемость таких объектов снизилась, по данным Nai Becar, на 5–12%.

«Драматическое падение, последовавший затем небольшой рост и сегодняшнее нестабильное положение национальной валюты, санкции, новые условия, выставленные отечественным ритейлерам их иностранными партнерами — в частности, стопроцентная предоплата за товар, привели к повышению затрат ритейлеров на закупку новой продукции, — говорится в исследовании NAI Becar. — В то же время покупательская способность населения, доходы которого также формируются в основном рублях, снизилась, что привело к снижению торгового оборота и сферы услуг. Так, за январь-февраль 2015 года оборот розничной торговли и общественного питания по Москве составили в сравнении с аналогичным периодом 2014 года 93,2% и 92,4% соответственно».

Михаил Рогожин, управляющий директор отдела торговых помещений CBRE, приводит близкие цифры.

— По итогам I квартала 2015 года уровень вакантных площадей в московский торговых центрах достиг исторического максимума за последние 8 лет и составил порядка 9%, при этом не исключено, что до конца года этот показатель может достичь 11–12%. В первую очередь высокий показатель вакантных площадей связан с техническими открытиями новых проектов, которые заполнены на момент открытия, как правило, не более чем на 25–30%, — говорит эксперт. — Рост индикатора связан с высокой ротацией арендаторов, которые вследствие снижения потребительского спроса вынуждены прибегнуть к сокращению нерентабельных торговых точек в пользу открытия новых магазинов в ТЦ с более гибкими коммерческими условиями. Неудивительно, что крупные торговые сети корректируют планы развития. С начала года о закрытии магазинов и возможном уходе с рынка заявили три международные сети одежды — Camaieu, Hervé Léger и Lindex. Кроме того, о временной приостановке развития брендов объявили одни из ведущих франчайзинговых партнеров рынка — BNS Group (Armani Jeans, Calvin Klein и др.) и Inventive Retail Group (Nike, Sony, Samsung и др.), а о сокращении торговых точек объявили крупные федеральные сети одежды Incity и Gloria Jeans и международные холдинги Stockmann и Adidas.

С другой стороны, отмечают эксперты, доходы потребителей не настолько упали, чтобы они отказывали себе в повседневных тратах. Поэтому альтернативой крупных моллов стали районные торговые центры. По информации компании Watcom Data Consulting, в I квартале 2015 года зафиксирован рост посещаемости небольших районных и микрорайонных торговых центров площадью от 5 тыс. до 20 тыс. кв. м и 20–40 тыс. кв. м — относительно I квартала 2014 года в среднем на 5%.

— Продуктовые сети, в особенности формата «магазина у дома» («Магнит», «Дикси»), и DIY-сети (Leroy Merlin) активно развиваются. Замедляют свое развитие по большей части fashion-операторы, — говорит Ситникова из «Магазина магазинов».

Тем временем на рынок продолжают выходить новые проекты, запущенные до кризиса. В I квартале 2015 года, по данным Nai Becar, было введено 545 тыс. кв. м общей площади и 239 тыс. кв. м арендопригодной площади. Это на 38% ниже показателя IV квартала 2014 года, но в два раза больше, чем было введено за аналогичный период 2014 года. Еще не менее 300 тыс. кв. м площадей должны ввести до конца года: девелоперы, вышедшие на строительную стадию к прошлому году, будут вынуждены ввести свои объекты в эксплуатацию, поэтому в ближайшее время объем предложения еще увеличится, несмотря на отсутствие активного спроса.

— Сложившиеся условия не могут не сказываться на коммерческих условиях. В итоге, например, в новых московских ТЦ, открытых с 2014 года, арендаторы платят либо процент от товарооборота, либо ограничивают арендную плату, — говорит Ситникова.

Пока что средние показатели арендных ставок, впрочем, не претерпели значительных изменений. К началу апреля, по данным Nai Becar, цена на аренду в торговых центрах Москвы без учета НДС и эксплуатационных расходов колеблется: $80–650 за 1 кв. м/год — для якорных арендаторов, $400–2500 за 1 кв. м/год — для торговой галереи. Объекты, которые не могут похвастаться качественной концепцией (расположены на периферии, далеко от метро или вне дорог с активным трафиком), предлагают арендные ставки и до $250 за 1 кв. м/год. Арендные цены в договорах традиционно фиксируются в валюте, но в текущих условиях арендаторы имеют больше влияния и всё чаще добиваются рублевых ставок.

Павел Чернышов (Известия)

Advertology.Ru

14.05.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Городские власти запретят звуковую рекламу на улицахГородские власти запретят звуковую рекламу на улицах
Интересно, что добились этого муниципальные депутаты Тверского района.Некоторым очень везет. Их окна, которые так хочется держать открытыми этим теплым летом, выходят на людные улицы с множеством магазинов. А на этих улицах с утра до вечера — то есть все рабочее время — ходят люди с мегафонами, призывающие покупателей немедленно зайти и приобрести товар — как правило, недорогой и, как правило, поддельный. Ну или зайти выпить кофе. Или съесть гамбургер — все работающие и живущие на людных улицах несчастны по-разному и от разного.
Александр Оськин: "За газеты будем бороться"Александр Оськин: "За газеты будем бороться"
Назначена и дата «похорон» печатных СМИ — 29 декабря 2037 года. В неизбежности этого события уверены многие авторитетные медиаспецы. Многие, но не все. У вице-президента Союза предприятий печатной индустрии по распространению печатной продукции (СППИ ГИПП) Александра Оськина на этот счет иное мнение. Слухи о неминуемой и скорой смерти печатных СМИ он считает сильно преувеличенными.
"В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень..."В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень...
Как менялись московские вывески на протяжении последних трех десятилетий, чем московские вывески отличаются от европейских и почему дизайнеры наших вывесок, равно как и навигации в метро, не помогают горожанам сориентироваться. Об этом «Москвич Mag» рассказали владельцы дизайнерских студий, разработчики дизайн-кода Москвы, графические дизайнеры и участники фестиваля шрифтовиков Typomania. 
Sabre Award 2019: забота о здоровье, инфлюенсеры, цифровые технологии...Sabre Award 2019: забота о здоровье, инфлюенсеры, цифровые технологии...
22 мая состоялось награждение победителей одного из самых престижных конкурсов в сфере PR SabreAward 2019. Специалисты аналитического агентства Смыслография проанализировали кейсы победителей и номинантов и отметили актуальные направления развития мирового PR рынка.
Поколение Z. Смогут ли его представители стать хорошими...Поколение Z. Смогут ли его представители стать хорошими... (2)
Поколение Z — люди, рожденные после 1995-ого года. Уже сейчас «зетовцы» составляют почти четверть всего населения РФ и, судя по подсчетам прогнозистов, к 2020-ому штат каждой российской компании на 40% будет состоять именно из сотрудников этого поколения. Насколько компетентными и квалифицированными PR-специалистами могут стать эти пока еще очень молодые и даже совсем юные ребята? О перспективах поколения Z в PR рассуждает Дарья Субоч, СЕО коммуникационного агентства SlavaPR.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

23.08.2019 - 00:51
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация