Новости

Количество ресторанов и кафе в Москве сократилось впервые за два года

Количество ресторанов и кафе в Москве сократилось впервые за два года

Рестораторы Москвы с трудом выживают в новой реальности: импортные продукты и аренда подорожали, а россияне начали экономить в первую очередь на общепите. Если в ноябре в столице насчитывалось 2824 ресторана, то в январе – только 2778, подсчитала компания 2ГИС. Часть заведений может открыться с новой концепцией – их кухня откажется от подпавших под эмбарго продуктов и станет доступнее по цене.

Двери закрываются

Президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров прогнозировал в декабре, что после новогодних каникул в Москве могут закрыться десятки ресторанов. Среди причин – снижение платежеспособности населения, запрет на курение в ресторанах, платные парковки в центре, добавлял директор консалтинговой компании RestCon Андрей Петраков.

Оценить масштаб проблемы помогла статистика компании 2ГИС, которая составляет электронные карты российских городов, в том числе собирает справочную информацию – адреса и телефоны коммерческих предприятий. Чтобы поддерживать базу данных в актуальном виде, специалисты 2ГИС периодически обзванивают все рестораны, кафе и бары, чтобы убедиться, что те продолжают свою работу.

Впервые за последние два года число ресторанов в Москве начало сокращаться, отметили специалисты 2ГИС: за два месяца – с ноября по январь – закрылось сразу 46 заведений. Раньше их количество увеличивалось от месяца к месяцу достаточно быстрыми темпами (см. инфографику). Закрываются и люксовые концепции, и скромные гастропабы, под ударом все форматы – суши-бары и пиццерии, восточные рестораны и кафе русской кухни.

В конце декабря 2014-го закрылся ресторан православной кухни «Воскресение» на Рочдельской улице, проработав около года. На своей страничке в Facebook он объяснил, что прекратил существование «по решению акционеров». «В последнее время посещаемость в ресторане сильно упала, – прокомментировал бывший бренд-шеф ресторана Максим Сырников. – Думаю, что он перестал приносить доход». 13 января о своем закрытии в Facebook объявил ресторан Tapa De Comida: «Добрый день, друзья! Ресторан Tapa De Comida прощается с вами. Дон Кихот устал бороться с ветряными мельницами, Дульсинея состарилась, Боливар не вынес своих двоих. С вами было весело. Простите и не грустите» (о других закрытых заведениях – в справке).

«Я регулярно бываю в нескольких торговых центрах и заметил, что в одном из них закрылись два ресторана на фуд-корте, в другом – еще два, одно в третьем и одно в четвертом, – рассказывает Петраков из RestCon. – Кафе сейчас работают почти с нулевой прибылью, рестораторы жалуются на снижение среднего чека». Но это лишь начало тренда, настоящие проблемы начнутся весной, когда пойдут массовые увольнения в компаниях: «Тогда клиентов у ресторанов станет значительно меньше, и число ресторанов в Москве может сократиться на 20–25%».

Новые концепции​

Совладелец сети популярных детских ресторанов «АндерСон» Анастасия Татулова рассказывает, что в конце января было принято решение о закрытии ресторана Simon Says в высотке на Кудринской площади, на его месте появится новый «АндерСон». «Simon изначально был для нас непрофильным бизнесом, потому что наша сеть рассчитана на детскую аудиторию, а Simon Says – ресторан для взрослых, – объясняет Татулова. – Поэтому пришлось осваивать новый бизнес, создавать для ресторана отдельную управляющую компанию. Плюс в последние месяцы рентабельность Simon была очень низкой. Вместо Simon Says, куда принципиально не пускали посетителей моложе 21 года, появится «АндерСон» в новом формате – для тинейджеров. Ребрендинг обошелся всего в 1–1,5 млн руб.».

О ребрендинге ресторана «Рыбка» объявил президент холдинга BulldozerGroup (сети «Тануки» и «Бенвенуто», ресторан «Поехали» и др.) Александр Орлов: «В текущем году мы планируем изменить концепцию, ресторан был рассчитан на посетителя премиум-класса, средний чек был около 2,5 тыс. руб. Ресторанам такого уровня в принципе не просто найти своего гостя в России, плюс ко всему ситуацию осложнили введение санкций на рыбу и морепродукты, а также скачки валютных курсов. В результате мы решили сделать данный ресторан более демократичным – от меню до интерьера». Ребрендинг, по словам Орлова, может обойтись сети в 20–35 млн руб. Средний чек в новом ресторане будет составлять около 1,2 тыс. руб. «Меню будет ориентировано на одесскую кухню, в которой много черноморской рыбы. По закупкам мы уже заключили контракты с рядом поставщиков – все они российские компании из высшего эшелона», – добавил он.

Экономят на еде

Проблемы рестораторов находят подтверждение и в официальной статистике: в октябре 2014 года Росстат впервые с февраля 2010-го зафиксировал сокращение совокупной выручки отрасли – на 1,7%, до 109,8 млрд руб. При этом опрошенные РБК московские рестораторы называли данные Росстата не отражающими реальную картину на рынке общепита в Москве: снижение выручки компаний в прошлом году составило от 5 до 30%. Директор RestCon Андрей Петраков оценил среднее падение доходов в 10%.

В исследовании Sberbank CIB, посвященном потребительским настроениям среднего класса в России, аналитики отметили один из главных трендов – чувствительность к цене и пессимистичный настрой. Доля представителей среднего класса, которые стали экономить на еде, выросла до 60% в четвертом квартале 2014-го.

Левада-Центр в декабре также сообщал, что 79% населения считают, что Россия вступила в экономический кризис, из-за этого 37% опрошенных решили экономить на еде, 22% – сократить затраты на развлечение, отдых или вообще отказаться от них.

Россияне экономили на развлечениях даже в предновогоднее время и новогодние каникулы, когда традиционно кафе и рестораны зарабатывают в несколько раз больше обычной месячной выручки. По результатам январского опроса Synovate Comcon, только каждый третий ходил в кафе или ресторан – это на 14% ниже показателя 2014 года, отмечают социологи. Каждый пятый горожанин (23%) вынужден был изменить планы на новогодние каникулы из соображений экономии. Также более половины участников исследования (55%) признались, что им пришлось сократить расходы на продукты для новогоднего стола.

Но снижение все же не такое масштабное, как в кризисный пик, зафиксированный в начале 2009‑го, говорится в отчете Synovate Comcon. По данным отраслевого ресурса «Весь общепит России», в 2009 году около 12% отраслевых предприятий прекратило существование, еще 8% провело ребрендинг. Лучше всего кризис пережили сегменты фастфуда. По оценке Synovate Comcon, на конец 2010-го завсегдатаями ресторанов называли себя 38,8% россиян, хотя годом ранее этот показатель был почти вдвое ниже (26%).

Холдинг «Г.М.Р. Планета гостеприимства» принял решение о закрытии почти всех ресторанов «Маленькая Япония». «Эти точки имели не очень привлекательные бизнес-модели, и для компании проще было их закрыть, чем заниматься ими, – рассказал президент холдинга Мераб Бен-Эл (Елашвили). – Для ресторанов японской кухни наступили непростые времена». Почти четверть ресторанов закроется в течение года, считает эксперт Buffet Group Владимир Воронский: «Собственники помещений хотят привязать аренду к доллару. Кому удается договориться, там заведение остается. Кому не удается, съезжают очень быстро. Также сейчас происходит переоценка ценностей потребителя. Он становится более экономным. Поэтому тенденция будет такой: на месте ресторанов с чеком в 3 тыс. руб. будут открываться рестораны с чеком в 1,5 тыс. руб.».

Анна Дерябина, Денис Пузырев, Анна Левинская (РБК)

Advertology.Ru

23.01.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Logolounge 2. 2000 работ, созданных ведущими дизайнерами мира.

Logolounge 2. 2000 работ, созданных ведущими дизайнерами мира.
Logolounge 2. 2000 работ, созданных ведущими дизайнерами мира.. Собрание из 2000 лучших логотипов со всех уголков земли – это один из самых востребованных бестселлеров, в котором собрано 2000 свежих идей, необходимых всякому, кто ищет собственный стиль в дизайне логотипов.Logolounge-2 представляет работы таких суперзвезд, как Duffy&Company, Segura, Inc. and A Company. Первая часть книги посвящена десятке ведущих дизайнеров мира (работа над крупными и небольшими проектами).Вторая часть – новейшая коллекция логотипов, структурированная по визуальным категориям.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

18.05.2025 - 21:45
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация