Репортажи

Red Apple: сам себе режиссер

Red Apple: сам себе режиссер

Неожиданно для рекламистов в программе фестиваля Apple оказался замечательный режиссер Александр Николаевич Сокуров, выступление которого и стало главным событием дня.

Если «сравнить да посмотреть фестиваль нынешний и минувший», можно подумать о глубоком подполье, в которое нырнул главный индустриальный форум. На бывшей шоколадной фабрике «Красный Октябрь» о фестивале почти ничего не говорит, разве что небольшой плакат на входе в галерею Digital October, да и то, пойди сфотографируй сей стратегический объект - подойдут и осведомятся, и попросят, и до свидания. На галерею, как в домик Карлсона, надо взлезать, пыхтя, но помещение уютное, и, самое главное, вся техника исправно работает. Несмотря на запредельную для рекламного события цену на билет - 3 000 рублей, народ в аудиториях был, слушал с удовольствием, вопросы задавал, а Сокурова и вовсе после выступления облепили - фотогафироваться. Что же говорил известный режиссер молодой аудитории адвертайзеров? Ниже - краткое содержание лекции.

Реклама, и прежде всего, телевизионная, самая близкая по духу игровому кино, стала неинтересной, скучной и раздражающей. Причин стагнации, отсутствия ярких идей и решений несколько. Это, безусловно, «первородный грех», обозначенный и самим «сервисным» жанром рекламы, и мелочным контролем заказчика, который сегодня склонен к двум приемам обновления рекламных сообщений: украшательству и если не шоку, то нарушению психо-визуального восприятия. Последний, будучи вольным приемом и лишенный адекватного смысла, способен нанести серьезный вред общественному сознанию. И современные цифровые технологии - считает режиссер - лишь подливают масла в этот адский огонь.

Дело в том, что «цифра» не только во много раз облегчила и удешевила кинопроцесс (и нынче кино может снимать даже ребенок), но и увеличила скорость фильмов. И если раньше нашу психику спасала пленка, ограниченное число склеек, плохая сохранность материала, то теперь границ практически нет, и на мозг обрушилось дикое количество бессмысленного монтажного «мелькалова», да еще и бездарного, о чем свидетельствует быстрый взлет и падение креативной массы видеоарта.

Революционная, дискретная и бесцельная смена картинок на высокой скорости способна сделать из человека идиота и, вкупе с другими проявлениями цифровой вакханалии,  породить такие деструктивные изменения внутри общества, по сравнению с которыми даже нацизм будет смотреться наивно, - считает Сокуров.

Голый, скоростной монтаж, прижившийся, ввиду «короткого метра», и в рекламе, не создает образа и не содержит ни смыслового, ни эволюционного начала. Визуальное искусство - считает режиссер - в первую очередь, образно. А образ нарративен, литературен, не в смысле логоцентричности, а в смысле проработанности, сложности, полноты. В хорошем рекламном ролике (еще с тех времен, когда рекламу снимали на пленку) - это всегда прекрасные истории. Именно они побеждают на фестивалях и переживают и товары, и вещи.

Red Apple: сам себе режиссер

Что мешает создать образ в рекламе? - Низкий уровень гуманитарного образования, обусловленный чтением большой - во всех смыслах - литературы. Читая, например, такого старинного и консервативного писателя, как Диккенс, можно удивиться силе драматизма его произведений.

Особенно, говорит Сокуров, полезно чтение мужчинам: только сильное давление мощного текста может смирить их природную гордыню.

И еще раз о формате: реклама диктует постоянное сжатие материала, заставляет производить тексты-пружины, разжать, разработать которые в пространстве уже не удается. Смыслы такого текста напоминают скомканные после пребывания в походном чемодане, вещи, которые нельзя носить. Важно именно создавать не скомканность, а закодированное в образе напряжение. Другими словами, произведение искусства должно являть собой систему, а не сумму или «нарезку». Ибо человеческий организм даже в переходные периоды сложен, эволюционен и продуман.

Но даже если от рекламиста не требуется сотрясения мозга аудитории, всегда остается нравственный вопрос. Сейчас он стоит особенно остро, потому что уровень мастерства и таланта  у молодых режиссеров, в том числе, и клипмейкеров, в последние годы резко повысился, а вот возможность повести людей за собой, наоборот, упала. Очень много стало «бегунов на сверхкороткие дистанции», за которыми - усталость, разочарование, отсутствие новых идей.

Реклама - занятие для молодых. Зрелые люди, как правило, обретают ответственность и, желая что-то оставить после себя, уходят в более серьезные сферы, иногда - в большое искусство. Но таковых мало - мешают все вышеуказанные ограничения: современная реклама, «обрезана» интеллектуально, духовно и художественно, зато технически избыточна.

На заре рекламной юности очень многие пришли в индустрию из кино, а затем туда вернулись. Но Сокуров обольщаться не советует: кино мало, чему в состоянии научить, как, впрочем, и фотография. Даже учитывая богатый и разнообразный зарубежный опыт, кино можно сравнить с диким, выпендрежным подростком. Потому что при кажущейся техногенной мощи, камера  остается механизмом, запрограммированным на определенный набор изобразительных результатов.

О фотоаппарате в этом ключе блестяще писал Вилем Флюссер, а Александр Сокуров лишь отметил одну, но важную деталь: кинокамера в состоянии создать лишь несколько композиционных планов. В отличие от живописи, она не позволяет глубоко и разнообразно работать с соотношениями объектов на плоскости, поэтому на экране изображение выглядит упрощенным, и Дюрера из оператора не выйдет по определению.

В свое время это было такой серьезной помехой художнику, много лет  посещавшему Эрмитаж, что пришлось самому разработать и заказать уникальную технику, на которой первое время никто, кроме самого Сокурова, работать не мог (фильм «Телец» он снял сам). Именно живописная оптика - игра цвета и света - может чему-то научить мастера кино. Мировая школа живописи несравнима по возрасту и опыту ни с фотографией, ни с кино. Именно в живописи обучаешься шаг за шагом - рисовать предметы, тени, образы, характеры, вникая в то, что ты есть и что ты можешь и имея перед глазами огромный музейный запас картин... Сокуров вспомнил, что, снимая «Фауста», он и его оператор старательно изучили «Учение о цвете» Гете.

Red Apple: сам себе режиссер

Пленочное кино имеет те же преимущества перед цифровой, что и фотография, и поэтому приговор Сокурова неутешителен: за «цифрой» не стоит реальная борьба мастера за результат.

Единственное, пожалуй, преимущество электронного пространства - это Интернет. Это поле делает режиссера независимым ни от продюсера, ни от прокатчика, ни от спонсора. Уровень сегодняшних идей - широта и смелость замыслов - несопоставимо выше, чем раньше, - отмечает Сокуров. Однако повторяет: всякое инструментальное и иное облегчение чревато творческим кризисом.

Кстати, один из способов сохранить хорошую форму - считает режиссер - это социальная реклама, которая сегодня дает фору художественным фильмам, и талантливая молодежь полна идей и проектов. Однако телевидение - государственное и частное - продолжает игнорировать «социалку». А между тем, если она не займет как минимум 35% эфирного времени, на результат можно не рассчитывать.

Важный способ продуктивного творческого выживания - создавать свой собственный трудовой коллектив - сценаристы, операторы, артисты. Это важное стилеобразующее начало, гарант уникальности. Нельзя писать сценарии и играть роли у разных режиссеров. Это приводит к воровству идей и размыванию  собственного, неповторимого мира. Для Сокурова немыслимо, чтобы Чехов, например, украл идею у Толстого. А в рекламе воровство - норма. Трудно сказать, насколько воспринимаем сегодня совет команде «не расползаться», но в нем явно есть рациональное зерно. Хотя бы потому, что за время долгой совместной работы члены команды научаются чувствовать друг друга, а когда включается интуиция, продукт выходит талантливым.

Можно было бы подумать, что Сокуров, при всей своей правоте, слишком уж резонерствует: в кино немало блестящих работ с акцентом на монтаж, да и видеоарт не умер. Но Сокуров, скорее, строг, чем старомоден: Питер Гринуэй, например, ему весьма по душе: не смотря на откровенный радикализм во взглядах он - блестящий мастер видеоарта, давно и долго работающий с с живописью Рембрандта, Леонардо да Винчи....

Если возвратиться к затронутому выше вопросу о культурном багаже, то здесь режиссер также делится хорошим опытом: все его студенты проходят усиленные курсы литературы, читая по программе то, что не всякий профильный вуз может себе позволить. Не лишне, кстати, было бы ввести литературу обязательным предметом в рекламные вузы и академии.

Напутствием Режиссера был призыв ни в коем случае не уступать до конца своих творческих и нравственных позиций. Ни в чем. Даже в рекламе.

Red Apple: сам себе режиссер
Red Apple: сам себе режиссер
Red Apple: сам себе режиссер
Red Apple: сам себе режиссер

Инга Иванова
Advertology.Ru

20.09.2012

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Лучший дизайн брошюр 10

Лучший дизайн брошюр 10
Лучший дизайн брошюр 10. В книге «Лучший дизайн брошюр 10» Вы найдете: эксклюзивную коллекцию лучших современных брошюр со всего мира; высококачественные фотографии, на которых можно рассмотреть все тонкости работ; сотни вдохновляющих примеров, которые помогут Вам в выполнении самых сложных  задач. Серия книг «Лучший дизайн брошюр» на протяжении многих лет является мировым бесселером. Ни один выпуск не похож на предыдущий, ведь дизайн не стоит на месте! Не исключение и десятая книга, представляющая все самое новое, лучшее, запоминающееся созданное дизайнерами за последний год.  Когда проблемы требуют быстрого решения, а идеи никак не приходят, нет ничего лучше, чем обратиться к опыту товарищей по цеху. Не за готовыми формами, конечно, а за вдохновением. Эта книга будет Вашим советчиком, настолько она богата свежими идеями иллюстраций, типографики, цвета и формы.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

04.06.2025 - 04:08
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация