Репортажи

Red Apple: сам себе режиссер

Red Apple: сам себе режиссер

Неожиданно для рекламистов в программе фестиваля Apple оказался замечательный режиссер Александр Николаевич Сокуров, выступление которого и стало главным событием дня.

Если «сравнить да посмотреть фестиваль нынешний и минувший», можно подумать о глубоком подполье, в которое нырнул главный индустриальный форум. На бывшей шоколадной фабрике «Красный Октябрь» о фестивале почти ничего не говорит, разве что небольшой плакат на входе в галерею Digital October, да и то, пойди сфотографируй сей стратегический объект - подойдут и осведомятся, и попросят, и до свидания. На галерею, как в домик Карлсона, надо взлезать, пыхтя, но помещение уютное, и, самое главное, вся техника исправно работает. Несмотря на запредельную для рекламного события цену на билет - 3 000 рублей, народ в аудиториях был, слушал с удовольствием, вопросы задавал, а Сокурова и вовсе после выступления облепили - фотогафироваться. Что же говорил известный режиссер молодой аудитории адвертайзеров? Ниже - краткое содержание лекции.

Реклама, и прежде всего, телевизионная, самая близкая по духу игровому кино, стала неинтересной, скучной и раздражающей. Причин стагнации, отсутствия ярких идей и решений несколько. Это, безусловно, «первородный грех», обозначенный и самим «сервисным» жанром рекламы, и мелочным контролем заказчика, который сегодня склонен к двум приемам обновления рекламных сообщений: украшательству и если не шоку, то нарушению психо-визуального восприятия. Последний, будучи вольным приемом и лишенный адекватного смысла, способен нанести серьезный вред общественному сознанию. И современные цифровые технологии - считает режиссер - лишь подливают масла в этот адский огонь.

Дело в том, что «цифра» не только во много раз облегчила и удешевила кинопроцесс (и нынче кино может снимать даже ребенок), но и увеличила скорость фильмов. И если раньше нашу психику спасала пленка, ограниченное число склеек, плохая сохранность материала, то теперь границ практически нет, и на мозг обрушилось дикое количество бессмысленного монтажного «мелькалова», да еще и бездарного, о чем свидетельствует быстрый взлет и падение креативной массы видеоарта.

Революционная, дискретная и бесцельная смена картинок на высокой скорости способна сделать из человека идиота и, вкупе с другими проявлениями цифровой вакханалии,  породить такие деструктивные изменения внутри общества, по сравнению с которыми даже нацизм будет смотреться наивно, - считает Сокуров.

Голый, скоростной монтаж, прижившийся, ввиду «короткого метра», и в рекламе, не создает образа и не содержит ни смыслового, ни эволюционного начала. Визуальное искусство - считает режиссер - в первую очередь, образно. А образ нарративен, литературен, не в смысле логоцентричности, а в смысле проработанности, сложности, полноты. В хорошем рекламном ролике (еще с тех времен, когда рекламу снимали на пленку) - это всегда прекрасные истории. Именно они побеждают на фестивалях и переживают и товары, и вещи.

Red Apple: сам себе режиссер

Что мешает создать образ в рекламе? - Низкий уровень гуманитарного образования, обусловленный чтением большой - во всех смыслах - литературы. Читая, например, такого старинного и консервативного писателя, как Диккенс, можно удивиться силе драматизма его произведений.

Особенно, говорит Сокуров, полезно чтение мужчинам: только сильное давление мощного текста может смирить их природную гордыню.

И еще раз о формате: реклама диктует постоянное сжатие материала, заставляет производить тексты-пружины, разжать, разработать которые в пространстве уже не удается. Смыслы такого текста напоминают скомканные после пребывания в походном чемодане, вещи, которые нельзя носить. Важно именно создавать не скомканность, а закодированное в образе напряжение. Другими словами, произведение искусства должно являть собой систему, а не сумму или «нарезку». Ибо человеческий организм даже в переходные периоды сложен, эволюционен и продуман.

Но даже если от рекламиста не требуется сотрясения мозга аудитории, всегда остается нравственный вопрос. Сейчас он стоит особенно остро, потому что уровень мастерства и таланта  у молодых режиссеров, в том числе, и клипмейкеров, в последние годы резко повысился, а вот возможность повести людей за собой, наоборот, упала. Очень много стало «бегунов на сверхкороткие дистанции», за которыми - усталость, разочарование, отсутствие новых идей.

Реклама - занятие для молодых. Зрелые люди, как правило, обретают ответственность и, желая что-то оставить после себя, уходят в более серьезные сферы, иногда - в большое искусство. Но таковых мало - мешают все вышеуказанные ограничения: современная реклама, «обрезана» интеллектуально, духовно и художественно, зато технически избыточна.

На заре рекламной юности очень многие пришли в индустрию из кино, а затем туда вернулись. Но Сокуров обольщаться не советует: кино мало, чему в состоянии научить, как, впрочем, и фотография. Даже учитывая богатый и разнообразный зарубежный опыт, кино можно сравнить с диким, выпендрежным подростком. Потому что при кажущейся техногенной мощи, камера  остается механизмом, запрограммированным на определенный набор изобразительных результатов.

О фотоаппарате в этом ключе блестяще писал Вилем Флюссер, а Александр Сокуров лишь отметил одну, но важную деталь: кинокамера в состоянии создать лишь несколько композиционных планов. В отличие от живописи, она не позволяет глубоко и разнообразно работать с соотношениями объектов на плоскости, поэтому на экране изображение выглядит упрощенным, и Дюрера из оператора не выйдет по определению.

В свое время это было такой серьезной помехой художнику, много лет  посещавшему Эрмитаж, что пришлось самому разработать и заказать уникальную технику, на которой первое время никто, кроме самого Сокурова, работать не мог (фильм «Телец» он снял сам). Именно живописная оптика - игра цвета и света - может чему-то научить мастера кино. Мировая школа живописи несравнима по возрасту и опыту ни с фотографией, ни с кино. Именно в живописи обучаешься шаг за шагом - рисовать предметы, тени, образы, характеры, вникая в то, что ты есть и что ты можешь и имея перед глазами огромный музейный запас картин... Сокуров вспомнил, что, снимая «Фауста», он и его оператор старательно изучили «Учение о цвете» Гете.

Red Apple: сам себе режиссер

Пленочное кино имеет те же преимущества перед цифровой, что и фотография, и поэтому приговор Сокурова неутешителен: за «цифрой» не стоит реальная борьба мастера за результат.

Единственное, пожалуй, преимущество электронного пространства - это Интернет. Это поле делает режиссера независимым ни от продюсера, ни от прокатчика, ни от спонсора. Уровень сегодняшних идей - широта и смелость замыслов - несопоставимо выше, чем раньше, - отмечает Сокуров. Однако повторяет: всякое инструментальное и иное облегчение чревато творческим кризисом.

Кстати, один из способов сохранить хорошую форму - считает режиссер - это социальная реклама, которая сегодня дает фору художественным фильмам, и талантливая молодежь полна идей и проектов. Однако телевидение - государственное и частное - продолжает игнорировать «социалку». А между тем, если она не займет как минимум 35% эфирного времени, на результат можно не рассчитывать.

Важный способ продуктивного творческого выживания - создавать свой собственный трудовой коллектив - сценаристы, операторы, артисты. Это важное стилеобразующее начало, гарант уникальности. Нельзя писать сценарии и играть роли у разных режиссеров. Это приводит к воровству идей и размыванию  собственного, неповторимого мира. Для Сокурова немыслимо, чтобы Чехов, например, украл идею у Толстого. А в рекламе воровство - норма. Трудно сказать, насколько воспринимаем сегодня совет команде «не расползаться», но в нем явно есть рациональное зерно. Хотя бы потому, что за время долгой совместной работы члены команды научаются чувствовать друг друга, а когда включается интуиция, продукт выходит талантливым.

Можно было бы подумать, что Сокуров, при всей своей правоте, слишком уж резонерствует: в кино немало блестящих работ с акцентом на монтаж, да и видеоарт не умер. Но Сокуров, скорее, строг, чем старомоден: Питер Гринуэй, например, ему весьма по душе: не смотря на откровенный радикализм во взглядах он - блестящий мастер видеоарта, давно и долго работающий с с живописью Рембрандта, Леонардо да Винчи....

Если возвратиться к затронутому выше вопросу о культурном багаже, то здесь режиссер также делится хорошим опытом: все его студенты проходят усиленные курсы литературы, читая по программе то, что не всякий профильный вуз может себе позволить. Не лишне, кстати, было бы ввести литературу обязательным предметом в рекламные вузы и академии.

Напутствием Режиссера был призыв ни в коем случае не уступать до конца своих творческих и нравственных позиций. Ни в чем. Даже в рекламе.

Red Apple: сам себе режиссер
Red Apple: сам себе режиссер
Red Apple: сам себе режиссер
Red Apple: сам себе режиссер

Инга Иванова
Advertology.Ru

20.09.2012

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

"Азбука вкуса" в новой городской рекламе предлагает нам..."Азбука вкуса" в новой городской рекламе предлагает нам...
Нам придется искать и находить трюфели, а то мы слишком засиделись за компьютерами.
Бесконечные переименования стирают у москвичей память места и чувство...Бесконечные переименования стирают у москвичей память места и чувство...
Во вторник власти Москвы решили, что «Шереметьевской», «Рубцовской» и «Стромынки» на карте метро Москвы не будет. А Карачарово, Крюково и еще трем десяткам станций, ставшим частью МЦД, дадут другие названия.
Как использовать потребительские тренды в туризме и маркетинге...Как использовать потребительские тренды в туризме и маркетинге...
Опрос Ipsos показал: путешествия важны для благополучия россиян, но туризму сложно конкурировать с другими статьями расходов. Выиграть в этой борьбе помогут учет потребительских трендов, ориентация на опыт путешественника и маркетинг впечатлений.
Почему в разгар гастрономического бума никто не хочет покупать...Почему в разгар гастрономического бума никто не хочет покупать...
Некогда главную марку русской кухни выставили на торги. От таких новостей возникает какая-то прямо-таки ностальгическая, светлая печаль. На московской площадке для торгов продадут два бренда группы «Елки-Палки» — «Елки-Палки экспресс» и «Елки-Палки трактир». Вы еще помните эти рестораны и точки общепита?
Городские власти запретят звуковую рекламу на улицахГородские власти запретят звуковую рекламу на улицах
Интересно, что добились этого муниципальные депутаты Тверского района.Некоторым очень везет. Их окна, которые так хочется держать открытыми этим теплым летом, выходят на людные улицы с множеством магазинов. А на этих улицах с утра до вечера — то есть все рабочее время — ходят люди с мегафонами, призывающие покупателей немедленно зайти и приобрести товар — как правило, недорогой и, как правило, поддельный. Ну или зайти выпить кофе. Или съесть гамбургер — все работающие и живущие на людных улицах несчастны по-разному и от разного.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

13.11.2019 - 00:56
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация