Статьи

Ликбез от Дениса Богуша: политика для несведущих

Ликбез от Дениса Богуша: политика для несведущих

Украинский политтехнолог, эксперт в сфере стратегических коммуникаций, президент Bohush Communications и один из соавторов «оранжевой кампании» Денис Богуш сделал короткий экскурс в разные аспекты особенностей политического маркетинга.

О политтехнологиях

Политические технологии можно подразделить на стратегию и исследования, агитацию, пропаганду и контрпропаганду, организационное и юридическое обеспечение, а также личные имиджевые технологии и позиционирование. В межвыборный период актуальным становится политическое и экономическое лоббирование. 

Из этих технологий больше всего дискуссий в политтехнологическом сообществе вызывают обычно агитация и пропаганда, а больше всего скандалов - юридическое обеспечение. Обычно такие конфликтные ситуации наблюдаются в день выборов и во время подсчета голосов. 

О разнице между классическим маркетингом и маркетингом в политике

В политике непрогнозируемого в 10 раз больше. В бизнесе все понятно. Ты определяешь свое место на рынке, свою нишу, возможности расширения, знаешь свою ЦА и все можешь просчитать. А в политике, если у одного человека рейтинг 3%, а у другого 30%, то не обязательно выиграть тот, у кого рейтинг 30%. Но есть другой фактор: если ты побеждаешь с преобладающим преимуществом, то твою победу признают.

Политическая реклама строится на неких архетипах, мотивациях, желаниях глобального толка. Есть крайне важный фактор - административный ресурс (могут пересчитать результаты выборов).

Если говорить об исследованиях, то в политике распространены количественные исследования, социсследования, face-to-face-интервью. Имеют значение четыре рейтинга: известности, доверия, электоральный, негативный. В зависимости от этих рейтингов и строится вся стратегия кампании. Также имеют значение и количественные исследования - фокус-группы, экспертные опросы и глубинные интервью.

О стратегиях выборов

Известных примеров стратегий выборов фактически нет в доступной форме для широкой общественности, эти стратегии являются самым конфиденциальным документом избирательных кампаний. В моей практике я видел много подобных документов. Самыми интересными считаю стратегию президентской кампании Виктора Ющенко в 2004 году, стратегию выборов «Нашей Украины» в 2002 году и много интересных элементов стратегии в президентской кампании Леонида Кучмы в 1999 году. Считаю, что чем больше хаоса в подобных документах или много кардинальных изменений, тем меньше шансов на победу у кандидата или политической силы. 

О мотивации электорального поведения

Мотивация электорального поведения основана на четырех базовых разделах потребностей и рефлексов:

  • Потребность в вожде (отце) - потребность в реализации (социального) рефлекса субдоминирования (подчинения) и рефлекса следования за вождем.
  • Потребность в аффилизации- потребность реализовывать групповые (стадные) рефлексы (рефлекс групповой идентификации, коммуникативный рефлекс, рефлексы следования за группой, подражания, альтруизма). Сюда входит потребность быть членом группы, взаимодействовать с окружающими, оказывать помощь членам группы и принимать ее от них и т.д.
  • Рефлексах, основанных на стандартах поведения, традициях, привычках и штампах.
  • Иррациональном поведении, включающем в себя подражание, заражение и другие модели поведения.

О, сила ораторского искусства!

Ораторское искусство политика крайне важно как по контенту, так и по форме подачи. Очень важно иметь вескую аргументацию для отстаивания своих позиций в неконтролируемой или агрессивной среде.

Иногда очень эмоционально наполненное выступление может увлечь любую аудиторию.

Самым высшим пилотажем ораторского искусства и политических технологий являются теледебаты в прямом эфире. В истории независимой Украины были интересные теледебаты в двух президентских избирательных кампания: Кучма - Кравчук в 1994 году и Ющенко - Янукович в 2004-м.

В Украине, по моему мнению, хорошими ораторами являются Юлия Тимошенко, Арсений Яценюк, Анатолий Гриценко, Александр Ефремов и другие политики.

Основной аспект победы в политических кампаниях - это умелое позиционирование и ключевое сообщение.

$3-5 млн. - цена пути в депутаты Верховной Рады. До 10 млн. - в президенты.

Два года - оптимальный срок «создания» и «раскрутки» политика с нуля. Хотя очень многое зависит от того, кем ты хочешь стать. Если ты хочешь с нуля быть президентом, то вначале нужно стать премьер-министром или председателем ВР. Потому что в этой стране люди не доверяют людям и смотрят на тех, кто давно уже мелькает в политике, и очень долго привыкают. 

О ресурсах, необходимых для политического становления («с нуля»)

Прежде чем идти в политику, нужно оценить собственные ресурсы.

И первый ресурс - личностный. Кандидат должен иметь определенный, соответствующий настроениям общества типаж. Второй ресурс - информационный. Политик должен понимать, что должен общаться не только с помощью листовок. Нужно иметь в распоряжении газеты, журналы, ТВ-каналы. У претендента должен быть организационный ресурс - люди, которые будут за него голосовать. Если у него есть общественная организация, партия, знакомые, то он должен оценить этот организационный ресурс.

Следующий ресурс - электоральный, какой у него рейтинг. И технологический ресурс - сколько у него пиарщиков, которые могут что-то делать с нуля. Временной ресурс также немаловажен - сколько у тебя есть времени. И последний ресурс - административный. Например, у него ноль рейтинга, но он замгубернатора, состоит в Партии регионов - это один вариант. Другое дело, если он частный предприниматель от партии пенсионеров. У них ноль рейтинга у обоих, но возможности разные. После того как будет сделана оценка этим ресурсам, можно будет сказать, какого результата можно ожидать от работы, сколько времени нужно.

Дальше следует исследование - речь идет о том, что мы определяем идеального кандидата для этой территории. Наш кандидат может подходить к идеальному, а может не подходить. И если он не подходит, то все дороже и сложнее. А если подходит, мы просто экономим. Есть определенные качества, по которым люди выбирают. Например, кандидат должен быть жителем этого города или заботиться о людях. Имеет значение его отношение к власти - избиратели любят оппозиционеров, когда им надоедает власть в своем городе. Второй вариант - когда им все равно, лишь бы человек был хороший, профессионал. Еще один немаловажный фактор - это опыт работы. Например, кандидат баллотируется на должность мэра города. Одно дело, если в мэры города идет, к примеру, художник, а другое - если кандидат проработал заммэра 10 лет.

В моем опыте был случай, когда «с нуля» за 24 дня из фермера сделали депутата Верховной Рады. Это было в 2002 году, но обычно подобные кампании длятся два-три месяца, и они очень затратные. Лучше работать год - это будет дешевле...

О правилах продвижения в политике

Политику, который идет на местные выборы, никогда нельзя демонстрировать свою роскошь.

Есть определенные угрозы в любой кампании. Например, принятие неправильных решений, цинизм, непрофессионализм команды.

Есть имиджевая составляющая Политик должен выглядеть таким образом, как того ожидают избиратели. У женщины афроамериканки нет шансов стать президентом Украины.

Нужно реально оценивать свои возможности, а оценить их поможет методология оценки ресурсов, какой у тебя рейтинг. Важен временной ресурс.

10.08.2012

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Лучший дизайн визитных карточек 8

Лучший дизайн визитных карточек 8
Лучший дизайн визитных карточек 8. Лучший дизайн визитных карточек.Коллекция самых ярких и инновационных работ лучших дизайнеров мира. Издание не содержит текста. На его страницах – огромное количество визиток, что позволяет хорошо рассмотреть шрифт, фон, особые элементы и использованные материалы. Не имеющая себе равных книга предназначена для профессиональных дизайнеров и руководителей компаний, понимающих важность брендинга."На обложке книги "Лучший дизайн визитных карточек 8" метафорично показано то, что делает визитку оригинальной. Это критерии, по которым мы отбирали визитки. При отборе мы задавали себе вопросы: эта визитка соответствует бизнесу или человеку, насколько эффективно она передает сообщение, легко ли доступна информация, инновационна ли визитка в своем жанре, преувеличивает ли она, практична ли она, мы ее сочли просто интересной или захотели себе такую же. После просмотра тысяч визиток присланных из двадцати пяти стран мы выбрали 400 лучших. Мы увидели визитки с лазерной гравировкой, визитки с использованием шелкографии на Plexiglas, напечатанные на оберточной бумаге, с рельефным тиснением, сброшюрованные, фальцованные, с отверстиями, покрытые фольгой и тщательно пропечатанные с обеих сторон. Мы также видели очень сдержанные и при этом элегантные визитные карточки. В книге вы найдете лучшие примеры каждого вида. Мы надеемся, что они вдохновят вас, дав представление о том, как в этом году делались визитки и как изменились тенденции в их создании". Sibley/Peteet Design, Austin

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

21.05.2025 - 17:17
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация