Про дизайн

Сергей де Рокамболь, Анна Николаева: тотальная территория

Сергей де Рокамболь, Анна Николаева: тотальная территория

Тема территориальной идентичности, возникшая как оппозиция глобализму, оборачивается новой космической перспективой. Стрелка компаса искателя волшебной страны указывает внутрь прибора.

В гостях у Advertology.Ru художники-концептологи Сергей де Рокамболь и Анна Николаева, в настоящее время ведущие свою деятельность из Санкт-Петеребурга.

«Сад расходящихся пяток»

Творчество де Рокамболя и Николаевой относится к мистериальному направлению отечественного арта последних 20 лет - направлению, которое сейчас возрождается вновь, на волне интереса к мифологии, архетипам, протоформам и универсальным системам. И, напротив, недовольства формальной логикой «рационального» мышления, ограниченностью фрагментарного пространства и тупиковостью линейного прогресса.

Разработанный ими концепт имеет множество источников и составных частей, и сам входящий, как подсистема, в иные концепты универсума: от «Ворот Солнца» Инка-Пунку и гексаграмм «Книги Перемен» до структуры соцветия борщевика, от суфийских касыд до парадоксов Хармса, от музыкального хаоса Пауля Клее до традиционной танки Роберта Бира. Можно прибавить сюда логические выкладки о тетралогике и тетраэдре семиозиса или статьи о жидкокристаллических образованиях.

Многочисленные проекты и веселые афоризмы-дацзыбао порастают комментариями френдов в фейсбуке, разбегаясь пунктирами новых визионерских ландшафтов, так что художников, с их широким кругозором и интуицией, постоянно обдувает включенный на полную мощь вентилятор человеческой любознательности.

Де Рокамболь  любит сказать «А», чтобы собеседник пошел и сам нашел «Б». Например, упоминает де Рокамболь Пауля Клее. Смотришь картины Клее, и особенно читаешь его эссе, и выходит «ранний» де Рокамболь - та же ставка на процесс - «формацию», а не форму, тот же уход в легкость и ясность графики, та же опора на музыкальную первичность «предпространства» и бесконечно удаленную в нем, где-то внутри нас находящуюся космическую точку первоначала, тяготеющего к бесконечному размножению (подробнее см. текст Валерия Подороги о Пауле Клее).

Из глубины культурной памяти де Рокамболь и Николаева извлекают архаический лабиринт (сорокатысячелетней давности), как вертикальную проекцию мозга и мышления, частную территорию Вселенского Разума. Проекции микрокосма на макрокосм ставят под вопрос авторство, но не контекст. Отрицая и одновременно утверждая Я-позицию, художники подбирают к универсальной модели ключи, которые обнаруживают в бесконечных пространствах, подтверждая тем самым древнюю функцию компаса - помогать искать свое, давно приуготовленное и никем не занятое место.

Таким магическим «компасом» можно считать арт-объект - сферический фрактал, чувствительный к различным средам и хранящий первоструктуру идеального лабиринта. Ключи, таким образом, приобретают омонимичное значение источников (недаром большую часть времени художники проводят в деревне в Драконовых Ключах, в соседстве с одной из подземных рек Новгородской области - местом сакрального «переселения» избранных в мир иной).

Работы Сергея де Рокамболя и Анны Николаевой в памяти исследовательские эксперименты заокеанского квакера Джеймса Таррела по изучению света, тени и спектра и его влияния на сознания внутри кратера вулкана и специально выстроенной прото-архитектуры. Особенно его цветомузыкальная сферическая матрица, в которую помещается зритель.


Работа Дж.Таррелла

Дж. Таррелл
Работа С. Де Рокамболь

С. Де Рокамболь

Исследование сакрального контекста, его научное и интуитивное обоснование, является основной задачей «романтического» направления русского концептуализма, в противовес концептуализму дешифрующему, ироничному, социально-ориентированному. Интересно, как в этом смысле меняется понятие идентичности, ответственности, совести. На вопросы отвечает Сергей де Рокамболь.

Что такое совесть?

Совесть - это база возможного второго рождения человека. В русском языке эта частичка «со» обозначает резонансное взаимодействие. Есть древневедийский вопрос: что есть то, зная что, ты можешь постичь все? Человек может очень многое знать. Но со-знавать он может гораздо больше. Он может очень многое чувствовать, но спектр со-чувствия гораздо шире...

Как это происходит у современного человека?

Когда человек рождается и отделяется от пуповины, то во время первых грудных кормлений происходит занятные вещи, на которые мало кто обращает внимание. Первое - у человека начинает выстраивается Средний Мир - Мир Cлов, мифов и архетипов, и он начинает осваивать родную речь. От рождения он имеет два мира - Мир Верхний (Мир Света) и Мир Нижний (Мир Подлунный), духовный и физический. А вот Средний Мир привносится, впитывается с молоком матери. В момент первых грудных кормлений активизируется его персональный млечный путь и связанные с этим сенсорные поля...

И второе - при этом происходит фокусировка материнского инстинкта. Происходит контакт от сердца к сердцу. (Возможно, поэтому йоги и буддисты речь помещают в сердце, а не в голове). И вот какое-то время маленький человек живет в со-вести и в изучении речи.

В центре лабиринта есть ключ, где находятся два символических камня - центр Неба и центр Земли. И когда человек входит в классический лабиринт, он становится осью мира. Проекция центра Неба - это центр тяжести головы. Проекция центра Земли - это центр тяжести тела. Маленький человечек сначала осваивает центр тяжести головы - учится держать головку. И живет в резонансном поле со-вести. Он изучает язык на уровне интуиции, праджни, текущей из верхнего мира в мир средний. На уровне Праджня Парамиты Хридайи (запредельной интуиции открытого сердца), если говорить высоким стилем.

Дальше, года в три, когда человек начинает осваивать прямохождение, центр тяжести тела - он начинает вырабатывать стратегию, упреждающую ситуацию отказа. Это ситуация взросления, воспитания и так далее. Он начинает учиться лгать. Потихонечку со-весть начинает соотноситься с социумом, и загоняться в бессознательное, латентное состояние.

Это зависит от кармических условий, семейных, родовых и так далее. У большинства людей есть совесть, но она находится очень  глубоко и проявляется в форме ситуаций, негативных проекций, знаков, сверх-сознания - озарений, инсайтов и прочего.

И что в таком случае делать?

Есть два способа вывести со-весть в сознание, чтобы получить основу для второго рождения, для разворачивания полноценного резонансного тела, которое разные традиции красиво изображают на разных картинках. Один из способов - путь соблюдения заповедей. Причем, на мой взгляд, не важно, каких: христианских, буддистских, мусульманских, зороастрийских, кодекс строителя коммунизма...

Другой путь - путь художника, путь мушкетера, путь принятия ответственности. Как сказал священник Преображенского собора в Питере отец Александр, «если человек принимает ответственность -  он сын Божий, если не принимает - он раб Божий».

Почему люди совестливые мягко говоря аморальны, а люди бессовестные моралисты? Потому что со-весть - это творческая субстанция. Алхимия, например, это королевское искусство, эксперимент там неповторим.

«РЕАЛЬНАЯ ЗАДАЧА АЛХИМИИ - РАЗВИТЬ И ОБЪЕДИНИТЬ ГЕНИАЛЬНОСТЬ И СВЯТОСТЬ В ОДНОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ СУЩЕСТВЕ. КАТАЛИЗАТОРЫ ЭТОГО ПРОЦЕССА - СОВЕСТЬ И ЧУВСТВО ЧЕСТИ. ЭТО ОЧЕНЬ ТРУДНО. ПОЧТИ НЕВОЗМОЖНО».

 Карта таро. Работа С. Де Рокамболь

 

А. Николаева (графика), С. Де Рокамболь (концепт).XIIIIX Аркан. Башня / Козерог / Победа духа. Разрушение ложного. Богадельня. Небесная Молния. Вавилонская Башня. Колдовство. Лжеученья. Сгоревший Храм.

Разрушение башни ложных амбиций. В первую очередь разрушается верхушка башни - символ материальных достижений. Выход из лабиринта, второе рождение. Символизирует разрушение иллюзий и преодоление тех аспектов "эго", которые привязывают человека к материальному плану. То, что неразумно, обречено на саморазрушение. Башня материального обладания хрупка, а жизнь полна неожиданностей. Духовное око. Небесный огонь, разрушающий “эго”.

 

Сейчас предпринимаются очередные попытки отправить социум на переделку. В частности, по сакральным матрицам...

Подобные вещи всегда напоминают мне один случай: из 70-х годов из Вьетнама вернулся мужик с полными карманами лизергина в ампулах. Поехал к себе в Болшево, принял эту штуку, взял в руки сапог кирзовый, и утром обнаружил себя сидящим в прежней позе, только с сапогом, вывернутым наизнанку. Вроде бы чудо, а воняет портянками и кровушкой.

Многие сегодняшние социальные построения оскорбляют мое эстетическое чувство. И в моем мозгу сохранились отделы памяти, где есть информация о том, что такое реальная власть. А теперешние об этом не знают.

«ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ С ЖЕЛАНИЕМ ВЕДЕТ К МЕЛКОМУ ХАБАЛЬСТВУ. ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ С НЕЖЕЛАНИЕМ - К НАИВНОМУ ЦИНИЗМУ». 

Я большую часть жизни искал одного человека, а когда встретил - понял, что там слов не надо, там сияние развернутой праджня парамиты хридая, сердечного трезвения, настолько реально, что не важно, какой он конфессии или профессии. Это ни с чем не перепутаешь, и тогда люди начинают сиять в ответ. И хрена там бегать с профсоюзными билетами спасать человечество! Ты собой займись внимательно, как сказал Серафим Саровский, «сам спасешься, тысячи вокруг спасутся». Вот и все рассуждения насчет социума».

За пару десятков лет Сергей и Анна создали коллекцию проектов, преломляющих единую матрицу в разных средах - алфавитном, музыкальном, объектном, событийном, игровом. Масштаб их разный - от сложных психолингвистических коммуникаций: Праздник Дня города Санкт-Петербурга или постройка архаических лабиринтов в разных частях света (с поправкой на местный земной и небесный ландшафт), до универсальной матрицы «Атриум-алфавита» или комьюнити в фейсбуке.

Лабиринт

«Меньше всего хотелось бы превращать этот удивительный артефакт, дошедший до нас через десятки тысячелетий и множества пространств, в очередное унылое суеверие Общества Неумолимых Потребителей, что-нибудь вроде "паттернизма" или "трансерфинга реальности", - пишет Сергей де Рокамболь и предполагает: лабиринт - навигационная схема обретения идентичности, которая начинает работать, как только в нее вступит человек. В акте инициационного путешествия человек замыкает собой Землю и Небо.  И таким образом достраивает карту до голограммы.

Голограмма - второй по значению термин в  тезаурусе Сергея де Рокамболя после «ключа».

«Если рассматривать лабиринт как концептуальный фрактал, то он как нельзя лучше иллюстрирует нелинейную и гиперсимметричную природу времени; если же рассматривать лабиринт как модуль концептуальной голограммы, то он великолепно иллюстрирует многомерность и многоуровневость персонального пространства, просто и ясно обозначает его трансперсональность. Как знак надвременного мета-кода, изначального гипертекста, лабиринт соединяет в целое сообщение из древнейшей Традиции с тенденциями в современном искусстве; возможность и стремление выйти за пределы бинарной аксиоматики всех современных языков со всеми происходящими из этого для персоны последствиями...Таким образом, Лабиринт является не только символом, но и катализирующим фактором, аттрактором, который дает возможность увидеть, осознать и соотнести много уровней человеческого внимания и присутствия, много уровней человеческой, планетарной и космической, игры. Все Лабиринты суть одно: вход в Лабиринт - это вход во все существующие Лабиринты, но каждый находит свой выход».

Де Рокамболь расшифровывает два центральных камня лабиринта как ключи-проекции Начала (Центр Земли) и Конца пути (Центр Неба), как возгонки человеческого существа из пробытийного состояния в состояние просветленное, имперсональное. Проходя строго определенными путями, человек последовательно, в режиме маятника, осваивает ряд противоположных ролей. Трассы лабиринта соотносятся с трассами планет солнечной системы, с присущей им символической сущностью (в том числе, и музыкальной), и с 8 знаками протоиндийского зодиака, который, по мнению де Рокамболя, наиболее полно выражает ключевые соотношения.

Трассы лабиринта соотносятся с трассами планет солнечной системы
Трассы лабиринта соотносятся с трассами планет солнечной системы

С. Де Рокамболь и Анна Николаева. "Магическая уранография" - ключевой проект "Архстояния- 2010"

Два камня - amma / мать и min / рыбы, отец (юго-запад и северо-восток) означают рождение и смерть, единое множественное, противоположное, фрагментарное. Другие два - edu / овен и tuk / весы (восток и запад) - означают жертву и меру - усилия и ресурсы человека, входящего в инициационное пространство. Пара kani / стрела, копье - yal / лира, арфа(лук) означают целеполагание и реакцию, отражение, поглощение, отзвук, корпускулу и волну (противопоставление стрелы и тетивы). Наконец, пара nand / рак, краб - kuda / кувшин, чаша (юг - север) означают развитие, преодоление и адаптацию, приспособление, растворение.

Два камня - amma / мать и min / рыбы, отец

В этих соотношениях, продолжающихся в длинных рядах эзотерических сопоставлений, легко вычленить два уровня: общий, вселенский, вечный и конкретный, ситуативный, человеческий. Мужской и женский лабиринты, ориентированные на Запад и Восток, венчает абсолютный лабиринт. Легко представить, как слияние ключевых соотношений, замкнутых на вошедшем в лабиринт, стирает границу между Землей и Небом, устанавливая торжество Божественного и настраивая сознание на «базовый нейтрал», который включает в себя  расширенные состояния сознания - позитивные, негативные и т д).

Мужской и женский лабиринты

Христианский жертвенный крест вписывается в это имперсональное пространство, совпадая с человеком. Де Рокамболь поддерживает архаические референции христианского мифа, например, Георгия Победоносца, поражающего Змия, и трактует сцену как установление контроля духа над материей, а самого Георгия с копьем - как самосознающее Мировое Древо. «В буддистской традиции - это зеленое, северное воплощение дарующего силу Будды Амогхасиддхи, «успешного достижения», у суфиев это «Зеленый Хидр» - проводник мир обретения подлинного «я», у христиан - Святой Георгий, у Готфрида Келера - Зеленый Генрих - есть разные обертона...»

Художница Софья Стеблин-Каменская помещает под пяту Победоносцу лабиринт, а Сергей де Рокамболь запаивает идеальный лабиринт в стеклянную сферу, чтобы погружать, как гомеопатическую пилюлю-днк, в разные стихии там, где придется бывать.

ЧаШарий. Фото К. Чабукиани
ЧаШарий. Фото К. Чабукиани
ЧаШарий. Фото К. Чабукиани

ЧаШарий. Фото К. Чабукиани

Волшебный шар («ЧаШарий», как назвала его Кетеван Чабукиани) брендирует бесконечность Хаоса и сфокусированность Космоса, а сам лабиринт, возводимый в разных местах в рамках отечественных и международных проектов не только маркирует интерес к планетарному сознанию, но и стремится таким образом сохранить и приумножить энергию Вселенной в поле идеальной духовной коммуникации.

И Вселенная отзывается множеством знаковых совпадений, первое и основное из которых, пожалуй, Петербург.

«26 августа 2002 г. в Драконовых Ключах я сделал лабиринт, который назвал громовым, потому что как только я его закончил, прогремел гром. 26 мая 2003 года, через 9 месяцев календарного круга от 26 августа, мы открываем лабиринт в Университете, ко мне подходит человек и рассказывает, что на Большой Заяцкий остров в августе 1702 года на 13 кораблях прибыл Петр Великий и вместе с храмом Андрея Первозванного построил 13-й по счету заяцкий лабиринт. В храме освятили Андреевский флаг и под этим флагом военная экспедиция двинулась в сторону деревни Нюхча а затем в устье Невы. И в мае, через 9 месяцев, на острове Заячьем основали Петербург. То есть, мы, сами того не зная, повторили схему Петра!»

Лабиринт в Университете был построен к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга. На 300 местных камней-оснований разместились камни, присланные из старейших учебных заведений мира. «Если целый день носить в руке камень и помнить о нем, узнаешь про него нечто, невыразимое словами».

День города

Интересно, что закрепившаяся за Петербургом со времен Гоголя и Достоевского и бытующая поныне репутация города-перевертыша, города-симулякра, манипулятора и тупика, ничуть не смущает де Рокамболя и Николаеву. Град Петра для них прозрачен и светел, его имя этимологически восходит к лабиринту (в переводе «Петр» - камень), конструкции амбивалентной: «когда лабиринт не имеет смыслового центра, он является очень деструктивным символом бессмысленности существования, и персонаж обрёчен вечно блуждать в нем, не имея выхода».

Выступая своеобразными фундаменталистами питерского эзотерического андеграунда, в 1986 году де Рокамболь и Николаева приглашают Курехина, Гребенщикова, Полунина, Африку, Новикова, Цоя и других представителей питерской богемы стать участниками  Дня Города, который превращают в «коллективный полет в теле вдохновения».

«Это был опыт социальной алхимии, сочетающей высокую степень индивидуальности со-участников со столь же высокой степенью ответственности со-организаторов. Здесь сочетались такие вещи, как психолингвотопология и психолингвоголография. В интуициях, речи и поведении проявились в универсальной, космической проекции гений места и гений человека - устроителя и участника...

Мы начали с выстраивания среднего, речевого коллективного тела путем выявления объемного, метакодового смысла ключевых слов и введение их в творческий обиход организаторов, участников и зрителей. Эти слова стали катализаторами творческих ситуаций и создали мощное резонансное поле. Они одновременно снимали идеологическое программирование и организовывали творческие усилия на новом уровне...

Например, слова "праздник", "праздный", 'упражнение" были рассмотрены как происходящие от санскритского "праджня" - интуиция; значение слова "удовольствие" (вольствие уда) было предложено считать частным случаем значения слова "радость"; слово "работа", производное от слова "раб" по возможности заменялось словом "труд"; был подчеркнут смысл слов "со-трудничество", "со-бытие", "со-чувствие", "со-знание", как имеющие резонансную составляющую...», - пишет Анна Николаева в статье о Празднике для журнала «ДИ - Декоративное Искусство».

«ОМС- ОТКРЫВАЮЩИЙ МОЛИТВЕННЫЙ СМЕХ»

«В подготовке Дня города очень большую роль играло личное общение с представителями власти, порядка, разного рода администрацией - партийной и штатской, продолжает де Рокамболь. - Мы искали точки абсурда, а они находили нас сами. Это был первый (!) раз, и мы знали: надо развернуться и смыться, больше нас не пустят! К нам был приставлен «куратор», которого я и «готовил». Например, говорю как-то ему: вот сейчас заходил в Лавру Александро-Невскую, он говорит «зачем?», я говорю, там же наши сотрудники! А у него сразу реакция: «какие такие?» - «Сергий Радонежский, Серафим Саровский...».

В другой раз Аня нашла зоотехника по имени Надежда Константиновна. Когда ко мне райкомовские или обкомовские начинали приставать, я говорил, мне нужен козел карнавально-праздничный, со всем провиантом, вот вам телефон зоотехника Надежды Константиновны. Понимаете? Поэтапно мы вместе с горкомовцами и обкомовцами инициировали и преодолевали страховые барьеры.

Я носил на груди два значка с Лениным и заставлял их то друг на друга смотреть, то в разные стороны... В какой-то момент вдруг пришел наголо бритый, потом вообще босиком, и потихонечку, слой за слоем, чиновники входили в более творческое пространство. Многие вещи я внес в массы через... уши таксистов. Я садился в такси до Петропавловки и всю дорогу «обрабатывал» водителя».

Подобные игровые провокативные методы опробовались десятью годами раньше - на ярмарке в Вильнюсе в день Св. Казюкаса, где де Рокамболь устроил флейтовую мистерию.

«Для ярмарки в Вильнюсе я сделал 333 флейты и 33 маски и продал все за 1500 рублей, несметную по тем временам сумму. При этом я поспорил с одним «гуру», который требовал не продавать флейты, а дарить. Что я уже делал раньше, непосредственно на мистерии. Он еще пытался «научить» меня правильно играть на флейте, тогда как моей заповедью было «дышать», чувствовать пальцами проходящий по трубочке звук и ни в коем случае не запоминать мелодии. Главное - не бояться. Потому что учеба состоит в вычитании лишнего, а не в прибавлении недостающего. Ну, я и пошел на него, мол, возьму, да и заработаю! Я оставил ровно 1 рубль на дорогу - 60 копеек на такси и 40 - на уплату за место на рынке. Рынок носил имя Дзержинского.

Я, конечно, боялся страшно, всю ночь не спал, молился Святому Казимиру, чтобы тот помог. Через пару часов на рынке у меня уже была полная сумка денег. А когда мне надоедало торговаться о 3 или 5 рублях, я, наоборот, начинал приплачивать за флейту, мол, бери инструмент плюс три рубля и вали. Этого народ боялся больше всего!!!»

Как вы истолковали «гений» Петропавловской крепости с точки зрения психолингвотопографии?

Как генóм Петербурга. Находящийся на одном меридиане с Пирамидами Египта, этот город "быть не должен, но есть". Он возник не в процессе исторических напластований, не на пересечении коммуникационных трасс, а волевым усилием одного человека, в выбранном месте. Изучая планы города и крепости, мы пришли к выводу, что строительство Петропавловки осуществлялось либо при непосредственном участии, либо при косвенном влиянии людей, умевших осуществлять архетипическое, концептуальное метапрограммирование. На плане Леблона (о котором мы узнали позже) крепость имеет форму правильного эллипса, «яйца» с «зародышем» в месте Петропавловского собора. Продолговатый шестиугольник легко разбивается на ориентированные по странам света сегменты годового зодиакального календаря, и лучи распространяются потом на весь остальной Петербург, оказывая существенное влияние на судьбы правящей династии, города и страны в целом. Однако в наши задачи не входило подробное выяснение всевозможных «совпадений» - для нас было достаточно этой точки отсчета как места силы, взаимных проекций существующего и привнесенного, катализатора Иного, несущей волны «праджни».

План Леблона

План Петропавловской крепости

А как выглядела на праздние  зрительская психолингвоголография?

Мы придумали «геометрические» монохромные костюмы, повторяющие основной модуль плана и вместе составляющие голографическую матрицу. Были задействованы 4 эзотерических цвета - красный (минералы), желтый (животные), зеленый (люди) и фиолетовый (галактики). Графика рисунков отражала два направления - вертикаль сознания и горизонталь реализации. Мистику и магию, миссию военачальника и тело солдата.

Голографическая матрица

Мозаика "Дракон"


Сергей де Рокамболь, Анна Николаева. Мозаика «Дракон»

Костюмы Анны Николаевой к спектаклю театра Virginalis (приведены здесь в качестве примера авторских костюмов, т.к. фотографий с праздника у художников не сохранилось).

Не все удалось осуществить - четырехцветную лазерную беззвучно исчезающую пирамиду с точкой сборки над фигурой Ангела на шпиле собора, а также разработанные в проекте павильоны построить не удалось - деньги появились лишь в последний момент, и проекты остались «на бумаге» в архивах музея.

На появившуюся сумму мы приобрели 10 000 колокольчиков, которыми увешали старинный тополь в крепости, так что вся праздничная среда наполнилась плавным звоном.

Костюмы-модули, число которых было 343 - то есть 7х7х7 (с добавлением 22 арканов Таро  выходило 365 - количество календарных дней) были розданы всем желающим, и колокольчики можно было отрывать и уносить с собой. Каково же было наше удивление, когда приехавший на следующий год в крепость индийский фестиваль расположился павильонами в тех самых местах, что спроецировала Анна, да еще и огласил окрестности множеством медных, с сандаловыми языками, колокольчиков!»

Анна Николаева: «Введение такого универсального «матричного» метакода в визуал, звук, игру, психику, в пластику и движение создавало мнимую архитектуру, инструмент управления человеческой средой, притом без применения какой бы то ни было идеологии. Многие тогда ощутили мощный эффект, хотя, вроде бы, ничего особенного, кроме множества разных, порой диаметрально противоположных событий - от выступлений рок-звезд или ансамблей старинной музыки до ярмарок и выставок в общей праздничной обстановке, и не происходило. За 10 часов в крепости побывало 200 000 человек, и ни одного несчастного случая, ни одного привода в милицию!»

Де-Рокамболь: «Первый некоммунистический праздник в Санкт-Петербрурге продолжения не получил, хотя именно с этого праздника и ведут отчет в постсоветской России все Дни Городов. Мы  старались сделать энтропию частным случаем порядка другого уровня, уровня большей универсальности, гармонии.

Мы занимаемся прямым проецированием места и человека на живой разум Вселенной путем само-инициации - творчеством, которое существовало в разных традициях под разными именами. Каждый из участников чем-то заплатил за «полет» У кого-то был всплеск «мании величия», у меня долго держалась температура 40».

Практика де Рокамболя и Николаевой - имеет много общего с «юродством» художников его поколения, для многих из которых традиция стала путем освобождения от опасности завязнуть в «социальном протестантизме»:

«Гаутама Будда, Иисус Христос, Магомет, Моисей были замечательными воинами экстра-класса, воинами духа, воинами света. С точки зрения тогдашних «профсоюзов» они были еретики.

Пока то, что человек - венец творения, для этой планеты еще никто не отменял. И я считаю, что любой художник, нормальный, честный художник, тот, кто стремится выйти на передний край ноосферных движений, должен понимать ответственность за них. И не бояться жертвовать, скидывать самостные дела, не бояться шипения всяких придурков и не зависеть от продажного мейнстрима. Потому что экономическая система - она уже летит к чертовой матери. Через хаотизацию происходит расцепление сексуально-творческого начала и коммерческого расчета. Ведь в так называемом «современном искусстве» есть такой принцип: если говно в банках продается и покупается, это шедевр. А это не так! Современное искусство - это дело воинское, и те, кто имеет реальную власть, а не внешнее подобие, это понимают...

...Дело в том, что время идеологий кончилось. Начинается мощнейшая мифотворческая эпоха в искусстве. Нужны активизации мифопространств. И тут, с одной стороны, глубокая архаика вдруг начинает приобретать новые, суперсовременные смыслы, с другой - вступают в силу новые технологии.

25 лет назад мы писали о том, что самадхические ритмы мозга находятся в резонансе с ритмами взаимодействия солнечного ветра и магнитосферы Земли. Я очень рад, что сейчас появляются уже конкретные статьи на эту тему - о геоэнцефалограммах, о резонансных ритмах, о том, что планета - не только живое существо, но и существо разумное.

Но если планета - живое и разумное существо и, в некотором смысле, сверхразумное по отношению к человечеству, то уж солнечная система, естественно, не менее разумна».

Одно из доказательств вышесказанного - внушительная коллекция мировых тетраморфов (классификаций стихий) и хронотопов ( мандалических зодиаков и календарей) - текстов-описаний, превращаемых в художественные  императивы.

Хронотоп

Из коллекции хронотопов С. Де Рокамболя


Хронотоп

С. Де Рокамболь, Анна Николаева. Лабиринт в СПбГУ к 300-летнему юбилею. На каменных основаниях - камни, подаренные различными университетами мира. Начало проекта.

В дальнейшем мы подробно расскажем о другом проекте Сергея де Рокамболя и Анны Николаевой - «Атриум-Алфавит». Если камень, как «ключ лабиринта» означает  материальное, архитектурное, навигационное и ментальное «место силы», то алфавит представляет мифодизайн идеальной коммуникации. 

Юлия Квасок
Advertology.Ru

07.06.2012

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Креатив

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

"Тема сисек не раскрыта? Серьезно?" Рекламный ролик..."Тема сисек не раскрыта? Серьезно?" Рекламный ролик...
Московский департамент здравоохранения хотел по-молодежному прорекламировать электронную медкарту, но навлек на себя массовый гнев.
Юмор увеличивает прибыль!Юмор увеличивает прибыль!
Агентство маркетинговых коммуникаций Pro-Vision Communications накануне Международного Дня Смеха провело экспертный опрос на тему «Уместен ли юмор в пиаре?». В исследовании приняли участие более полусотни специалистов российского PR-рынка.
Рынок или собственность: почему назрела необходимость регулировать...Рынок или собственность: почему назрела необходимость регулировать...
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обязала «Яндекс» прекратить дискриминацию конкурентов «колдунщиками» в своей поисковой выдаче. Регулятор установил, что российский IT-гигант нарушает закон о защите конкуренции, предоставляя преимущество в поисковой выдаче собственным сервисам — «Маркету», «Кинопоиску», «Вертикалям», «Медиасервисам» и другим. «Яндекс» должен отчитаться о прекращении продвижения своих сервисов в поисковой выдаче до 1 апреля, иначе Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудит дело о нарушении антимонопольного законодательства.
И пусть бюджет подождетИ пусть бюджет подождет
Почему Москва соглашается недополучать доходы от наружной рекламы.
Кто такой и зачем нужен Анатолий КапустинКто такой и зачем нужен Анатолий Капустин
Самый популярный в России модератор Clubhouse о том, как в нем раскрутиться.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

19.04.2021 - 06:10
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация