Статьи

Различие Facebook и ВКонтакте с точки зрения теории Маклюэна

Различие Facebook и ВКонтакте с точки зрения теории Маклюэна

О различии двух наиболее популярных социальных сетей говорили много и неоднократно. В этой же статье Дмитрий Соловьев попытался объяснить разницу между двумя - Facebook и ВКонтакте - с точки зрения Маршалла Маклюэна и его классификации средств коммуникации.

Горячие и холодные средства коммуникации

Маршалл Маклюэн в книге «Понимание медиа» разделяет средства коммуникации, которыми, конечно, являются и социальные сети, на холодные и горячие. Это разделение объясняет особенности степени вовлеченности пользователя и характер взаимодействия человека.

Горячие средства коммуникации вводят чувства человека в состояние высокой наполненности данными, тогда как холодные оставляют ему место для личного участия, приглашают достраивать образы чувствами и воображением. Например, телефон и диалог - это холодные средства, они заставляют человека погружаться в данные, а вот радио или агрессивная реклама - это уже горячие средства, они доносят большой поток данных, с которыми пользователь не может интерактивно взаимодействовать - в них нет места личному участию медиапотребителя.

Мужчина - машина, женщина - лёд

Если попробовать проанализировать женщину и мужчину по этой типологии, то окажется, что женщина обладает более холодной коммуникацией. Она вовлекает собеседника в общение своим молчанием, а загадочностью и неопределенностью заставляет достраивать свой образ. Мужчина же в коммуникации более горячий - он обладает обилием информации, своим мнением, которое хочет донести до собеседника. Мужчина вещает, женщина вовлекает. Мужчина жаждет сделать мир подобным себе, женщина хочет мир не завоевать, но понять и узнать.

Святослав Задерия, основатель «Алисы», пел: «Мужчина - машина, женщина - лед», повторяя по смыслу точь-в-точь слова Маршала Маклюэна о холодной и горячей коммуникации.

Фотографии и глитч-арт

Если рассматривать одежду как средство коммуникации, то можно заметить, что, например, темные очки создают загадочный и недоступный образ, приглашая к заинтересованному участию и достраиванию, являются холодным средством, тогда как обычные очки с избытком заполняют женский образ, по сути являясь горячим средством.

По той же самой причине небрежные модные фотографии из клубов с засвеченной вспышкой и снятые с нарочитой небрежностью вовлекают человека в процесс потребления и вовлечения в атмосферу намного лучше, чем выхолощенный и заполненный до предела образ гламурной фотографии, в которую человек не вовлекается своим участием и чувствами.

Та же история происходит и с популярным в определенных кругах дизайнеров глитч-артом - люди хотят интерактива и участия, шероховатостей на уровне домысливания образа.

Социальные сети

Если подходить с этой типологией к классификации социальных сетей, окажется, что ВКонтакте - это холодное средство коммуникации. Сама социальная сеть направлена не на общение, она эгоцентрична (материал был написал в тот момент, когда, заходя на страницу ВКонтакте, пользователь попадал на страницу профиля. Сейчас пользователь попадает на страницу ленты новостей - ред.). Главным является профиль человека, его фотография и заполненная анкета, а не его поток сообщений.

Дизайн новостной ленты ВКонтакте такой, что она не определяется как главная страница, в отличие от новостной ленты в Facebook. Навигация и перемещение по социальной сети завязаны на профиле, поэтому, с точки зрения коммуникации, - это холодный сервис, который обеспечивает глубокую вовлеченность в процесс достраивания образа, как темные очки включают интерес исследователя. Личность и персона - это холодное средство коммуникации, ведь можно создать профиль так, что наблюдатель увидит только внешнее, но заметит, что глубже находится намного больше - то, что не выражается в сети.

Различие Facebook и ВКонтакте с точки зрения теории Маклюэна

В Facebook профиль представлен не на манер школьных анкет - пользовательские характеристики скрыты на других страницах, требуется перейти на другой экран, чтобы найти их, а на главной странице - поток сообщений, которые, как средство коммуникации, более горячие, чем личность, потому что определяют и ограничивают человека намного четче, чем молчаливый образ.

Различие Facebook и ВКонтакте с точки зрения теории Маклюэна

Чтобы понять различие между холодным и горячим средством коммуникации, мысленно перенесемся в аудиторию психологического факультета, где над студентами проводят эксперимент. Перед аудиторией студентов выводят молчащего человека и просят студентов рассказать, что они о нем думают и как его определяют. Перед другой аудиторией этого же человека просят что-нибудь рассказывать, не обязательно о себе, может быть, просто какие-то факты, а затем обращаются к студентом с той же самой просьбой.

В первом случае (холодный случай коммуникации) образ человека сильнее размыт, и вовлечение аудитории значительно больше, чем во втором случае, ведь любое сообщение, исходящее от источника, накладывает рамки на восприятие человека и доопределяет его, не оставляя место для воображения.

По сути, различие Facebook и социальной сети ВКонтакте состоит в том, что ВКонтакте приглашает пользователя достраивать воображением образы. Эта особенность, а также интерфейс просмотра обновлений (во ВКонтакте множество вкладок с различными «новостями», «ответами», «комментариями») толкает пользователя к тому, чтобы самому ходить по профилям других пользователей и выискивать там обновления. В Facebook же все обновления собраны в одной центральной информационной магистрали, и именно попадание туда является залогом жизни в социальной сети. Отсюда и характер монетизации, предложенный Марком Цукербергом - платить за выделение новости в ленте. Функция называется Highlight. «Хайлайтовые» посты висят в ленте дольше, размещаются выше и появляются в ленте большего количества друзей.

Выпадение из центральной магистрали для человека в Facebook равносильно забвению. Мало кто зайдет на профиль и найдет там обновление. От этого - большие требования к контенту в Facebook, в отличие от ВКонтакте: пользователи, которые постят скучную ерунду, рискуют оказаться на обочине информационной ленты. Поэтому сейчас в российском Facebook собралась рекламная и журналистская аудитория - они дают информацию, а ВКонтакте люди продолжают комментировать свое настроение и эмоциональный фон.

В Facebook люди ходят на работу и за интересной беседой, а во ВКонтакте строят отношения и отдыхают, как на вечеринке. Поэтому, если человек заходит вдруг в информационную ленту с неинтересным контентом, вполне возможно, что это будет последнее, что прочитают от него его друзья - нажатие на кнопку «отписаться» происходит анонимно и быстро. Как отписаться от обновления люди знают, но вряд ли кто-то найдет, как снова вернуть обновления скрытых пользователей в свою ленту.

28.05.2012

на печать


Комментарии

Nina
29.05.2012 15:26 | сообщение #1
 

Хорошая статья, спасибо автору.

ЮМ
30.05.2012 12:59 | сообщение #2
 

Подтверждает некоторые субьективные мнения моих коллег.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

12.05.2024 - 02:56
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация