Репортажи

Антон Ольшванг: священный брак.

Антон Ольшванг: священный брак.

В Москве на двух площадках проходит выставка Антона Ольшванга «Слой 99'9». Отходы производства, старье и брак всегда были излюбленным материалом художников реди-мейд-арта. Но не каждый творит из них мистерию.

Сакральность - не экзотика и не модный тренд, как это может сейчас казаться. Это следствие определенной парадигмы мышления, своего рода альтернативной рациональности, суть которой - производство целостности как ценности. В пределе своем целостность подвижна, неосязаема, нема и пуста, и прежде, чем стать наиболее чистым и адекватным предметом искусства, она прошла тысячелетнюю историю постижения и практики  - как в лоне разнообразных религиозных учений и конфессий, так и вне их. Знания такого рода нередко сложны для восприятия - они требуют долгого и внимательного погружения в материи, не обладающие  сиюминутной пользой.

В этой ситуации художник - незаменимый медиум: он ведет диалог "на языке потребителя" - близком и доступном современнику.  Природная ли это аномалия, или результат определенного воспитания, никто не знает, но известно, что художник смотрит на все, что видит, изнутри, и когда, вслед за стрелкой компаса, все устремляются вон, покорять пространства Вселенной, художник,  с этим же девайсом прыгает вглубь, измерять полюсами магнита ритмы Вселенной. В то время, когда все примеряют образцы и дешифруют мифы, художник творит из освободившихся энергий новый ритуал. 
 
Подвергая при этом сомнению всю существующую терминологию, так что слово «искусство», а за ним - и «творчество» применительно к художникам, можно воспринимать лишь ситуативно, в столкновении с чем-то принципиально чуждым. Нечто подобное происходит сегодня и с так называемым актуальным искусством.  Со времен Марселя Дюшана  - это искусство позиционирования, медиализации месседжа, к которым сегодня прибавилась горячая реакция на социальные потрясения и некий игровой интерактив. Но все эти новые языки и концепты нередко обслуживают обычные формально-фрагментарные, иллюстративно-изобретательские ценности и цели.  То, что для всех - свобода целеполагания, для художника - качество трансформации. Которой сегодня зачастую не происходит вообще, несмотря на бурную рефлексию, опору на контекст и так далее...

В этом смысле две выставки Антона Ольшванга  под общим названием «Слой  99'9»  - в новом здании Третьяковки на Крымском Валу и в галерее ART.RU на Озерковской набережной - можно считать весьма значимым, если не прорывным, событием.


Во-первых, оно существует как часть программного проекта  ГТГ «Художник и его музей». Суть проекта -  в предоставлении художникам пространства для вольного самовыражения на территории и в контексте музея. И первым героем стал человек с явными наклонностями археолога-музеефикатора несуществующих древностей. Но то, что мы видим - не возвращение в «греческий зал»: переводя вещи в знаки, а знаки - в следы деяний, Ольшванг заставляет зрителя пережить катастрофу, пройти инициацию, завести маятник вечности внутри самого себя. Это -  во-вторых.

Антон Ольшванг

Тема, с которой работает художник - «выправление» цивилизации, превращение ее в эстетический организм. За основу берется космическая индустрия  - добывающая, перерабатывающая, производящая. Алюминиево-магниево-титановые сплавы - соединения легких металлов, не встречающихся в производстве в чистом виде и тем самым метафоризированных, участвуют в создании аэрокосмических аппаратов, а также других вещей, вплоть до скульптур и значков. Отходы же производства - странные детали, заготовки с вырезанными из них значками, архивные фото и чертежи - словом, все, что было до и после индустриального формования, Ольшванг забирает в проект, устроив своего рода  древний могильник некоей древней культуры несуществующей в природе, но проявленной в искусстве и балансирующей - благодаря «археологической» режиссуре - на грани культа.

Слой 99'9/2"". ART.RU.

Большие - во всю стену - фотографии пейзажей горных разработок с фиолетовыми клеймами - брендами таинственной принадлежности и освоенности, на остродонной пироге - саркофаге - смотрит в небо невозмутимая маска героя (космонавта, пришельца?), жестоко изъятая из несуществующей статуи сварочным аппаратом, а надо всем этим гудят колоколами ударяющиеся друг о друга переформатированные в колокола лонжероны.

В небольшой галерее идея максимально упрощена - ни колоколов, ни саркофага с иероглифами-подношениями, ни маски. Только увеличенные  во много раз первоформы "выпавших" значков - на толстой бумаге без стекла, документальное   видео отсекновения маски,  зияющий раной обезличенный затылок и связка тяжелых чугунных мечей.  Играя в «подлинники» и вызывая воспоминания о древнекитайских казнях - от пытки ртутью до символического «лишения лица», Ольшванг, по сути, материализует финальную, «условную» стадию семиозиса, которая проявляет себя не только в концептуальных умозаключениях, но - в виде живой практики знакопроизводства -  коллективном, бессознательном, анонимном. Кто-то найдет в этом отсылку к немым черно-белым хоррорам, но "мистер" Ольшванг - принципиальный документалист и реди-мейд-хантер. На вопрос - что это за мечи, отвечает «не знаю, на свалке нашел». Только использует свои находкиэтот этот убежденный даос не для «актуальных коллажей», а для финальной трансформации материала в символ, а производства - в священнодейство.

 Антон Ольшванг
Антон Ольшванг
Антон Ольшванг

Все внимание заострено на ключевом акте. Как если бы вместо пышной гробницы нам показали бы один-единственный обряд мумификации. Пресловутый интерактив, о котором все сегодня любят говорить, Ольшванг осуществляет простым синтезом значимых, "кричащих" деталей. И добивается личного присвоения ритуала как внутренней инициации, каллиграфически подчеркнув послание черно-белой графикой, сопроводив документальный звук сварки прыгающей кардиограммой, обеспечив полную доступность к разорванному черепу  и «забыв» в связке жертвенных мечей клочок тонкой проволоки.

Серый, бетонный потолок галереи работает на инсталляцию, бряцающее на открытии приглашенное кураторами «живое ВИА», - против. Но и это «лыко» - в строку.  Настоящая культура для Ольшванга существует, как он сам выражается, в виде «тонкого, легко разрушаемого слоя почвы». Однако характер остающихся от нее воронок создает плотное энергетическое поле из неделимых вибраций, которые уловить можно лишь самому оказавшись в эпицентре катастрофы. Это, скорее всего,  и есть высокопробный, гомогенный слой 99'9, где ответственность художника растворена, как в пейзаже, в неуничтожимости сознания. Последнее и проявляется как искусство или новый канон, которому никакая «попса» уже не помеха.

Вслед за Йозефом Бойсом, полагавшим, что  художником может стать каждый, Ольшванг свидетельствует, что о каждом из нас можно сложить эпос: его вымышленный ритуал задает меланхоличный, тысячелетний ритм существования, где перипетии жизни подобны разломам земной коры. Или полету в космос. Или падению с самолета - под действием неумолимой гравитации. Или процессу распада в ядерном реакторе. В любом случае - ничего нового не произойдет. Просто каждый раз все будет складываться определенным образом - как в Книге Перемен, где любая актуальность - лишь соотношение сил.

 Проект "Слой 99'9/1", в ГТГ совпал с 25-летием Чернобыля, но посвящен Фукусиме.  Ядерный реактор надел маску тетра Но. Космические фантазии художника провалились под землю, а выпущенный из бутылки джинн искусства стал пророком. Ольшванг часто говорит о том, что растворение в пейзаже, в ритмах мировых «гор и вод» - залог социальной стабильности, соответственно, глубина переживаний перемен - профилактика выживания в катастрофах. Спроецированный на «тарковское» время театра Но, его реактор отводит зрителю роль подвижной, мыслящей, рефлексирующей и бесстрашной натуры, растворенной в режиссуре редимейдов и редимейд-режиссуре.  Выполняем ли мы эту роль, как затерянные в даосских пейзажах человечки?

Наши мысли и тела подобны разбросанным по полу фрагментам арматуры (или останкам извилин и узлов мозга) - продуктам полураспада.  Их ввезли сюда на тележках, что стоят тут же, а мы - вошли сами, но они, как и мы, появились извне. На стенах -   маски театра Но, снятые с внутренней стороны на фоне оболочек-мешков - фрактальные, обугленные аватары большого черепа-реактора. Номера и клейма, выглядят эзотерическими печатями и обретают сакральный смысл тайных ландшафтов и разработок разума. В центре - графитовый стержень, какие делают на заводах для атомных реакторов. Такие стержни должны замедлять процесс распада. Стержень-метафора - работает у Ольшванга и гипофизом, и лингамом, смешивая в одном медитативном дао-русском котле созерцание реакции и задержку эякуляции.

Антон Ольшванг
Антон Ольшванг
Антон Ольшванг

Вошедшего подстерегает чувство невписанности в обратную перспективу - хочется вычистить пространство от нефэншуйно разбросанных вещей, но тогда придется убраться самим, а оставшуюся каллиграфическую инсталляцию из «грифеля» и масок поместить под стекло: но  тогда Ольшванг стал бы музеефикатором, а не открывателем гробниц для жаждущих.  Почти музейна в этом смысле его прошлогодняя инсталляция «Читающие глаза», но в ней - как рыбки в аквариуме, запакован живой, бегающий взгляд. И это замыкает коммуникативную цепочку.

Есть свой аквариум и в соседнем зале. Он пуст и безрыбен. Под прозрачным стеклом, разноцветным песком, окрашенным выдавленной из фломастеров краской, выложены -  на манер тибетской мандалы (с помощью тибетской специальной трубочки-ваджры) -  планы съемных квартир - те, что художник наблюдал на японских улицах - нарисованные фломастером, они были развешены на стенах. Сыпучие замки. Это уже не «бессознательный», брак, отходы производства, а трагедия и прагматика восточной жизни, застывшая в пост-ядерном вакууме. Прозрачное стекло витрины кристаллизует эфемерность жилищ, так давно и так легко сметаемых с лица земли. Веселые, нежные, японские квадратики относят к лепесткам сакуры на воде, разноцветным карпам в пруду, тонким мобильникам. А выходящие за рамки квадратов и прямоугольников закоулки чуланчиков и кладовых - излюбленные площадки для японских дизайнеров (ибо в том, что и как хранится от глаз - тайный смысл воздушных комнат)  перекликаются с хвостиками веревок, на которых зависли в соседнем зале маски «Но», и с уже упомянутым мотком проволоки в другой части проекта. Все взаимозависимо на тонком, капиллярном уровне.

Антон Ольшванг
Антон Ольшванг

Можно назвать все это концептуальной каллиграфией или стилистической точностью. Каждая недосказанность чревата алгоритмом. Каждая деталь рождает зеркального двойника, который непременно найдется в следующем проекте.  Да, у Ольшванга в Японии случались выставки и остались друзья, и сейчас ему, как и многим,  странно и страшно думать о внезапной катастрофе. Но дело в другом - во взаимном отражении ядерной модели творческого процесса и стихийного бедствия. Сдерживания и контроля, осуществляемого агрегатом-реактором,  и сверхмедленной аскезы восточного созерцания. Неумолимой реальности и экологии сознания.

Художник поставил цивилизацию перед зеркалом, чтобы она, как во времена Шпенглера, увидела в нем Культуру. Реактор-голова превратился в оксюморон, трансфер внешних импульсов (тележек мыслей) в пульсацию височной вены, радиоактивность металлов - в духовный потенциал. Раскладки и выкройки мистерий Ольшванга удивительно рациональны - все дешифровано и просчитано, но не для торжественного выброса или манипуляции - художник будто бережно хранит их для нового запуска. И протест пожарников против серого, промышленного линолеума не помеха - «реактор» работает.

Как уже говорилось, мистериографам часто приходится уходить вглубь древности, прибегая к сложным шифровкам и трансцедентным допингам, обывателю непонятным. Язык Ольшванга прост. А значит, есть надежда, что мистериальное направление в контемпорари-арте поймет и сумеет отличить от «имперско-вампирной» стилистики зритель и критик. Возможно, кто-то отважится на создание коллекции мистериального арта, и на отечественный new ritual найдется свой Ерофеев. По иронии судьбы, сегодня это направление едва ли не больше претендует на  звание андеграундного, чем уличное искусство. Не озабоченное войной с «заевшимися» верхами и аполитичными «низами», оно, тем не менее, одинаково чуждо уснувшему мозгу любого ранга. И поэтому актуально.

Выставка продлится - в ГТГ - до 4 сентября, в АRT.RU на Озерковской 26 - до 12 мая

Антон Ольшванг

Юлия Квасок
Advertology.Ru

26.04.2011

на печать


Комментарии

gay
30.04.2011 18:56 | сообщение #1
 

Cходил на выставку и увидел не кучи арматуры, а икебаны. Каждый - как отдельный плакат. И маски, конечно, супер.

Геннадий
01.11.2014 12:39 | сообщение #2
 

Еси бы был другой материал, то получилось бы ещё лучше.

Чел
11.08.2016 14:18 | сообщение #3
 

Да вы все больные ублюдки

Гость
11.08.2016 15:11 | сообщение #4
 

Чел, посмотри в зеркало... и иди к доктору

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Apple тайно закупает рекламу в Google для роста дохода с комиссий App...Apple тайно закупает рекламу в Google для роста дохода с комиссий App...
Apple тайно закупает в Google рекламу некоторых дорогих и популярных приложений из App Store — таким образом компания старается нарастить свой комиссионный доход, выяснил американский Forbes.
Как понять, что подрядчик ворует ваш рекламный бюджет Как понять, что подрядчик ворует ваш рекламный бюджет
На рынке контекстной и таргетированной рекламе существует много и схем и лазеек для воровства. Некоторые подрядчики этим пользуются. Причём этим промышляют и солидные рекламные агентства, и фрилансеры и инхаус-специалисты. Для простоты в этом тексте буду называть их подрядчиками. Опишу четыре признака, которые указывают на возможное воровство или растрату вашего рекламного бюджета.
Реклама в спорте и ее значениеРеклама в спорте и ее значение
Роль рекламы в развитии спорта. Типы спортивного маркетинга с конкретными примерами и основные методы продвижения спортивных клубов. 
"Дом. Вчера. Сегодня. Завтра?". Как меняется восприятие..."Дом. Вчера. Сегодня. Завтра?". Как меняется восприятие...
Специалисты Школы коммуникаций НИУ ВШЭ совместно с телеканалом о доме и ремонте HGTV Home&Garden провели исследование, используя инструменты семиотики – науки об использовании знаков и их систем в общении. Задачей исследования было разобраться, каким пространство дома видит массовая культура и какие трансформации произошли с самим понятием дома за последние годы.
Более 40% журналистов и пиарщиков страдают от недосыпаБолее 40% журналистов и пиарщиков страдают от недосыпа
Дневная сонливость, трудности с засыпанием и ночные пробуждения осложняют жизнь 40% работников медиаиндустрии, свидетельствуют результаты опроса*, проведенного производителем носимых устройств Garmin и крупнейшей в России платформой онлайн-рекрутинга hh.ru. За последние полтора года журналисты чаще работников других отраслей жаловались на то, что стали хуже спать.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

28.11.2021 - 02:33
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация