Статьи

Возвращение Гутенберга

Возвращение Гутенберга

Весь Веб на одно лицо. Веб-страницы отличаются только макетом и картинками. В отличие от печатной прессы и книг, у дизайнеров которых есть ещё одно орудие - типографика. В Сети же выбора особого нет: шрифт «с засечками» и «без засечек». И ещё «моноширинный» - для гиков. Скоро, впрочем, дизайн веб-страниц станет значительно лучше: в Сеть приходят веб-шрифты.

Большинство пользователей Сети и не обращают внимания на шрифт, которым отображаются веб-страницы. Замечать особо нечего. Весь выбор дизайнера сводится, в сущности, к тому, чтобы оформить веб-страницу с помощью Georgia, Times New Roman, Verdana, Courier и, конечно, вечного Arial. В результате основной массив текста на миллиардах веб-страниц Сети выглядит уныло однообразно. Настолько однообразно, что скриншот одной страницы почти ничем не отличается от другой, а все они вместе придают вебу один, неповторимый и легко узнаваемый стиль.

Дизайнеры не виноваты - чтобы отобразить какое-то другое начертание шрифта, до последнего времени у них просто не было средств: веб-браузеры были способны отобразить только те шрифты, которые уже установлены на компьютерах пользователей. Понятно, что в этих условиях гарантировать наличие именно нужных шрифтов практически невозможно, за исключением скромного набора из нескольких гарнитур, которые явно есть у большинства.

Дизайнеры, однако, народ с выдумкой, иначе они бы и не были дизайнерами: если нельзя использовать шрифты для набора текста, то хотя бы для веб-страниц, которые не требуют постоянного обновления, можно идти в обход, заменяя, к примеру, заголовки картинками, сделанными с помощью не столь заезженных, как тот же Arial, шрифтов.

У шрифтового воздержания в Сети есть, конечно, и один положительный момент: чем меньше у дизайнера средств, тем меньше у бездарного дизайнера возможностей радикально испортить дизайн. Негласное правило «не больше двух шрифтов», безусловно, не универсально, но к использованию дополнительных гарнитур нужно подходить с головой, которая у дизайнера есть, да простят меня лучшие представители этой профессии, к сожалению, не всегда.

Стандарты веба, впрочем, не стоят на месте. В разрабатываемом веб-дизайнерами такая возможность появилась. Появление спецификации для шрифтов в будущем стандарте стилевой разметки CSS3 (он идёт рука об руку с новой версией основного языка веба - HTML5), сделало возможным загрузку веб-страницы вместе с файлом шрифта. Если этот файл не очень большой - порядка 100 килобайт - то разница в скорости между загрузкой веб-страницы с использованием только системных шрифтов или веб-страницы с дополнительным шрифтом будет почти незаметна.

Не обошлось, однако, без некоторых проблем. В первую очередь - организационных. Поскольку стандарт CSS3 ещё находится в стадии разработки, то, как обычно это случается с новыми технологиями, конкретных решений оказалось больше, чем нужно. Не первый раз в истории интернета особую позицию заняла Microsoft. Хотя браузер Internet Explorer уже давно поддерживает внедрение шрифтов, но до сих пор он делает это очень по-своему, в отличие от остальных веб-браузеров. Если учесть, что популярность IE постоянно снижается и он уверенно уступает рынок Firefox и Chrome, то до последнего времени головной болью для веб-дизайнеров был учёт при вёрстке этих различий. Облегчение придёт с появлением новой версии Internet Explorer - 9-й, которая будет поддерживать универсальную спецификацию, которую начал разрабатывать World Wide Web Consortium, координирующий усилия интернет-сообщества по выработке общих стандартов.

Помимо организационных проблем есть вопросы и правовые. Большинство читателей книг и журналов и пользователей Сети часто не догадываются о том, что шрифт - это объект авторского права. У каждого шрифта есть свой автор и правообладатель. Собственно, так было всегда - некоторые современные компьютерные шрифты восходят к литым гарнитурам, созданным ещё на заре книгопечатания. Тот шрифт, который читатель видит в печатном издании, должен быть (ну, с поправкой на местную специфику) официально приобретён издателем. Причём издатель, естественно, не имеет права передавать сам файл шрифта третьим лицам.

Сеть в этом смысле не слишком от печати отличается. Шрифты, которые вы, скорее всего, видите сейчас в окне браузера, были сделаны (лицензированы или выпущены под свободной лицензией) Microsoft или Apple. Если же дизайнер решит добавить шрифт на веб-страницу, то он должен или использовать свободный шрифт, или каким-то образом получить от правообладателя разрешение на использование шрифта. Правда, в отличие от прессы, шрифт для веб-страницы вовсе не обязательно должен находиться на вашем сайте - файл шрифта можно «арендовать», давая в коде сайта ссылку на файл правообладателя или файлохранилища.

Вокруг веб-шрифтов уже успела возникнуть небольшая ниша интернет-бизнеса - депозитарии веб-шрифтов. Подобные сервисы сдают шрифты в аренду или даже «раздают» их бесплатно. Как правило, впрочем, даже коммерческие сервисы предлагают дизайнерам или попробовать один шрифт бесплатно, или просто предлагают какие-то бесплатные шрифты, или начальный тарифный план для веб-сайтов с небольшим количеством пользователей.

К полностью бесплатным сервисам можно отнести только открытый проект Google Font Directory. К сожалению, для Рунета сервис пока бесполезен, поскольку из имеющихся в этом депозитарии 28 гарнитур ни одна не поддерживает кириллицу. На другом популярном сервисе - сайте энтузиаста веб-шрифтов Гаррика ван Бурена Kernest - шрифтов с поддержкой кириллицы уже очень много, порядка двух сотен, но не все из них бесплатные. У сервисов более основательных - Fontdeck, Typotheque, Webtype, Typekit - есть бесплатные тарифные планы, но до обидного мало или нет вообще (в частности, у Webtype и Typekit) кириллических шрифтов.

Праздник на улице веб-дизайнеров, впрочем, уже наступил - на рынок шрифтовых депозитариев вышла компания Monotype с сервисом Webfonts. Эта компания если не самый крупный, то один из крупнейших производителей шрифтов для печати. Шрифты, созданные дизайнерами Monotype, пользуются большой популярностью дизайнеров и известны даже непрофессионалам: пользователи Windows обязаны шрифту Verdana, например. Кроме того, Monotype - официальный дистрибьютор других известных шрифтовых фабрик - ITC и Linotype, в частности.

Webfonts предлагает для использования в вебе более 7500 шрифтов и поддержку 40 языков. Среди поддерживаемых языков есть и кириллица. Среди известных гарнитур, с помощью которых можно напечатать и русский текст, - Baskerville, Bookman Old Style, Schoolbook, Helvetica, Palatino и другие. Пока всего 134 разных начертаний от пары дюжин гарнитур, но и они уже помогут оживить любой сайт. Бесплатно, впрочем, это обновление дизайна доступно только для не слишком посещаемых сайтов - не более 25 тыс. хитов (то есть просмотров веб-страниц сайта) в месяц. За популярность и, соответственно, нагрузку на серверы Webfonts уже придётся платить: 250 тыс. хитов в месяц обойдётся уже в 10 долларов.

Внедрение традиционной типографики в Веб может оказаться актуальным, причём уже не в слишком отдалённом будущем, в частности, в сфере электронных книг. Одно из направлений, в котором сейчас развивается цифровое книжное дело, - это книги онлайн. Как бы ни были симпатичны и удобны электронные библиотеки или сервисы онлайнового чтения, например, Ibis Reader, созданный известным экспертом электронного книгоиздания Лайзой Дейли, или российский стартап Bookmate, им, мне кажется, не помешало бы то, без чего немыслима самая обычная бумажная книга, - элегантные и удобные шрифты для отображения текста. А вот проекту онлайновой книги Нила Стивенсона «Монголиад» «книжного» шрифта просто не хватает.

Эпоха Гутенберга, может быть, и заканчивается, но его главное изобретение - подвижные наборные литеры - переживает своё новое рождение. Если уж книгам и вправду предстоит заново родиться в цифре и в вебе, то, видимо, только вместе с тем, из чего книги и состоят: с буквами, нарисованными талантливыми художниками.

Владимир Харитонов, "Частный корреспондент"
Advertology.Ru

16.09.2010

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Исследование: Российские топ-менеджеры против гендерного квотирования...Исследование: Российские топ-менеджеры против гендерного квотирования...
Согласно опросу консалтинговой компании Kontakt InterSearch Russia, большинство женщин-руководителей относятся к практике гендерного квотирования в управленческом составе бизнеса положительно, большинство мужчин – отрицательно. При этом в своей организации подобную инициативу поддержали бы 49% женщин и 8% мужчин, против бы высказались 27% женщин и 79% мужчин соответственно.
Спортивный бренд Puma обвинили в нацизме. Все из‑за сходства...Спортивный бренд Puma обвинили в нацизме. Все из‑за сходства...
Спортивный бренд Puma обвинили в нацизме из‑за схожести одной из моделей кроссовок с Гитлером. Об этом пишет Esquire.
#5x20: Пять маркетинговых и коммуникационных трендов 2020 года#5x20: Пять маркетинговых и коммуникационных трендов 2020 года
Прогноз тенденций от коммуникационного агентства Grayling. Какие маркетинговые и коммуникационные тренды определят 2020 год? Международная команда стратегов, консультантов и креативных специалистов PR-агентства Grayling определила пять ключевых трендов, которые окажут влияние на коммуникационную деятельность брендов и компаний в этом году.
Эмпатия, сознательное потребление, wellbeing: эксперты АБКР...Эмпатия, сознательное потребление, wellbeing: эксперты АБКР...
Секция «INNOVATION CORNER — ЗА ЧТО ГОТОВЫ ПЕРЕПЛАЧИВАТЬ ПОТРЕБИТЕЛИ В 2020» стала частью деловой программы выставки upakovka 2020. Эксперты Ассоциации брендинговых компаний России узнали о потребительских инсайтах и инновационных решениях в упаковке на примере успешно реализованных кейсов. Артем Маслов, управляющий партнер брендингового агентства Clёver Branding, поделился своим опытом вывода новых продуктов. В устоявшихся категориях правила игры, как и визуальные коды, понятны. Как должен выглядеть бренд на полке, если речь идет, например, об оливках в мягкой упаковке, позиционирующихся как вкусный и полезный снек? Неопределенность – это всегда риск, но в то же время и возможности. В компании Bonduelle рискнули и вывели на рынок линейку оливок Bonduelle, которые можно взять с собой на работу или вечеринку. Дизайн упаковки разработало Clёver Branding. Несмотря на скептические отзывы, новый продукт обосновался не только на полках магазинов, но и активно продается в торговых автоматах.
Эмпатия, сознательное потребление, wellbeing: эксперты АБКР...Эмпатия, сознательное потребление, wellbeing: эксперты АБКР...
Секция «INNOVATION CORNER — ЗА ЧТО ГОТОВЫ ПЕРЕПЛАЧИВАТЬ ПОТРЕБИТЕЛИ В 2020» стала частью деловой программы выставки upakovka 2020. Эксперты Ассоциации брендинговых компаний России узнали о потребительских инсайтах и инновационных решениях в упаковке на примере успешно реализованных кейсов. Майя Арутюнян, директор проектов Brandson Branding Agency (Total identity group) остановилась на «Связи инновационных продуктов и упаковок». Прежде всего, по ее мнению, надо отказаться от броских заголовков и слова «инновационный». Выделить товар на полке может не только принципиально новое решение. Для успеха иногда достаточно четко определить свою целевую аудиторию. Проекты, выполненные агентством для нескольких компаний, это подтверждают.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

29.03.2020 - 22:21
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация