Статьи

Возвращение Гутенберга

Возвращение Гутенберга

Весь Веб на одно лицо. Веб-страницы отличаются только макетом и картинками. В отличие от печатной прессы и книг, у дизайнеров которых есть ещё одно орудие - типографика. В Сети же выбора особого нет: шрифт «с засечками» и «без засечек». И ещё «моноширинный» - для гиков. Скоро, впрочем, дизайн веб-страниц станет значительно лучше: в Сеть приходят веб-шрифты.

Большинство пользователей Сети и не обращают внимания на шрифт, которым отображаются веб-страницы. Замечать особо нечего. Весь выбор дизайнера сводится, в сущности, к тому, чтобы оформить веб-страницу с помощью Georgia, Times New Roman, Verdana, Courier и, конечно, вечного Arial. В результате основной массив текста на миллиардах веб-страниц Сети выглядит уныло однообразно. Настолько однообразно, что скриншот одной страницы почти ничем не отличается от другой, а все они вместе придают вебу один, неповторимый и легко узнаваемый стиль.

Дизайнеры не виноваты - чтобы отобразить какое-то другое начертание шрифта, до последнего времени у них просто не было средств: веб-браузеры были способны отобразить только те шрифты, которые уже установлены на компьютерах пользователей. Понятно, что в этих условиях гарантировать наличие именно нужных шрифтов практически невозможно, за исключением скромного набора из нескольких гарнитур, которые явно есть у большинства.

Дизайнеры, однако, народ с выдумкой, иначе они бы и не были дизайнерами: если нельзя использовать шрифты для набора текста, то хотя бы для веб-страниц, которые не требуют постоянного обновления, можно идти в обход, заменяя, к примеру, заголовки картинками, сделанными с помощью не столь заезженных, как тот же Arial, шрифтов.

У шрифтового воздержания в Сети есть, конечно, и один положительный момент: чем меньше у дизайнера средств, тем меньше у бездарного дизайнера возможностей радикально испортить дизайн. Негласное правило «не больше двух шрифтов», безусловно, не универсально, но к использованию дополнительных гарнитур нужно подходить с головой, которая у дизайнера есть, да простят меня лучшие представители этой профессии, к сожалению, не всегда.

Стандарты веба, впрочем, не стоят на месте. В разрабатываемом веб-дизайнерами такая возможность появилась. Появление спецификации для шрифтов в будущем стандарте стилевой разметки CSS3 (он идёт рука об руку с новой версией основного языка веба - HTML5), сделало возможным загрузку веб-страницы вместе с файлом шрифта. Если этот файл не очень большой - порядка 100 килобайт - то разница в скорости между загрузкой веб-страницы с использованием только системных шрифтов или веб-страницы с дополнительным шрифтом будет почти незаметна.

Не обошлось, однако, без некоторых проблем. В первую очередь - организационных. Поскольку стандарт CSS3 ещё находится в стадии разработки, то, как обычно это случается с новыми технологиями, конкретных решений оказалось больше, чем нужно. Не первый раз в истории интернета особую позицию заняла Microsoft. Хотя браузер Internet Explorer уже давно поддерживает внедрение шрифтов, но до сих пор он делает это очень по-своему, в отличие от остальных веб-браузеров. Если учесть, что популярность IE постоянно снижается и он уверенно уступает рынок Firefox и Chrome, то до последнего времени головной болью для веб-дизайнеров был учёт при вёрстке этих различий. Облегчение придёт с появлением новой версии Internet Explorer - 9-й, которая будет поддерживать универсальную спецификацию, которую начал разрабатывать World Wide Web Consortium, координирующий усилия интернет-сообщества по выработке общих стандартов.

Помимо организационных проблем есть вопросы и правовые. Большинство читателей книг и журналов и пользователей Сети часто не догадываются о том, что шрифт - это объект авторского права. У каждого шрифта есть свой автор и правообладатель. Собственно, так было всегда - некоторые современные компьютерные шрифты восходят к литым гарнитурам, созданным ещё на заре книгопечатания. Тот шрифт, который читатель видит в печатном издании, должен быть (ну, с поправкой на местную специфику) официально приобретён издателем. Причём издатель, естественно, не имеет права передавать сам файл шрифта третьим лицам.

Сеть в этом смысле не слишком от печати отличается. Шрифты, которые вы, скорее всего, видите сейчас в окне браузера, были сделаны (лицензированы или выпущены под свободной лицензией) Microsoft или Apple. Если же дизайнер решит добавить шрифт на веб-страницу, то он должен или использовать свободный шрифт, или каким-то образом получить от правообладателя разрешение на использование шрифта. Правда, в отличие от прессы, шрифт для веб-страницы вовсе не обязательно должен находиться на вашем сайте - файл шрифта можно «арендовать», давая в коде сайта ссылку на файл правообладателя или файлохранилища.

Вокруг веб-шрифтов уже успела возникнуть небольшая ниша интернет-бизнеса - депозитарии веб-шрифтов. Подобные сервисы сдают шрифты в аренду или даже «раздают» их бесплатно. Как правило, впрочем, даже коммерческие сервисы предлагают дизайнерам или попробовать один шрифт бесплатно, или просто предлагают какие-то бесплатные шрифты, или начальный тарифный план для веб-сайтов с небольшим количеством пользователей.

К полностью бесплатным сервисам можно отнести только открытый проект Google Font Directory. К сожалению, для Рунета сервис пока бесполезен, поскольку из имеющихся в этом депозитарии 28 гарнитур ни одна не поддерживает кириллицу. На другом популярном сервисе - сайте энтузиаста веб-шрифтов Гаррика ван Бурена Kernest - шрифтов с поддержкой кириллицы уже очень много, порядка двух сотен, но не все из них бесплатные. У сервисов более основательных - Fontdeck, Typotheque, Webtype, Typekit - есть бесплатные тарифные планы, но до обидного мало или нет вообще (в частности, у Webtype и Typekit) кириллических шрифтов.

Праздник на улице веб-дизайнеров, впрочем, уже наступил - на рынок шрифтовых депозитариев вышла компания Monotype с сервисом Webfonts. Эта компания если не самый крупный, то один из крупнейших производителей шрифтов для печати. Шрифты, созданные дизайнерами Monotype, пользуются большой популярностью дизайнеров и известны даже непрофессионалам: пользователи Windows обязаны шрифту Verdana, например. Кроме того, Monotype - официальный дистрибьютор других известных шрифтовых фабрик - ITC и Linotype, в частности.

Webfonts предлагает для использования в вебе более 7500 шрифтов и поддержку 40 языков. Среди поддерживаемых языков есть и кириллица. Среди известных гарнитур, с помощью которых можно напечатать и русский текст, - Baskerville, Bookman Old Style, Schoolbook, Helvetica, Palatino и другие. Пока всего 134 разных начертаний от пары дюжин гарнитур, но и они уже помогут оживить любой сайт. Бесплатно, впрочем, это обновление дизайна доступно только для не слишком посещаемых сайтов - не более 25 тыс. хитов (то есть просмотров веб-страниц сайта) в месяц. За популярность и, соответственно, нагрузку на серверы Webfonts уже придётся платить: 250 тыс. хитов в месяц обойдётся уже в 10 долларов.

Внедрение традиционной типографики в Веб может оказаться актуальным, причём уже не в слишком отдалённом будущем, в частности, в сфере электронных книг. Одно из направлений, в котором сейчас развивается цифровое книжное дело, - это книги онлайн. Как бы ни были симпатичны и удобны электронные библиотеки или сервисы онлайнового чтения, например, Ibis Reader, созданный известным экспертом электронного книгоиздания Лайзой Дейли, или российский стартап Bookmate, им, мне кажется, не помешало бы то, без чего немыслима самая обычная бумажная книга, - элегантные и удобные шрифты для отображения текста. А вот проекту онлайновой книги Нила Стивенсона «Монголиад» «книжного» шрифта просто не хватает.

Эпоха Гутенберга, может быть, и заканчивается, но его главное изобретение - подвижные наборные литеры - переживает своё новое рождение. Если уж книгам и вправду предстоит заново родиться в цифре и в вебе, то, видимо, только вместе с тем, из чего книги и состоят: с буквами, нарисованными талантливыми художниками.

Владимир Харитонов, "Частный корреспондент"
Advertology.Ru

16.09.2010

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Ткань авангарда

Ткань авангарда
Ткань авангарда. Русский текстильный авангард 1920–1930-х годов — явление многогранное. Это сплав экспериментального абстракционизма, законов комбинаторики народного орнамента, функциональности русского конструктивизма и тенденций моды начала ХХ века. Мы предлагаем читателю взглянуть на одежду и ткани авангарда глазами художников-проектировщиков, представителей школы текстильного дизайна революционной эпохи, включая краткий, но яркий период агиттекстиля. Именно этот период подытожил многочисленные дискуссии о стилях, технологиях и роли художника-производственника в «перестройке быта». «Ткань Авангарда» — книга полностью посвященная дизайну текстиля начала XX века. Изданий такого объема и качества проработки материала посвященных теме авангарда в текстильном искусстве нет. Книга разделена на две части: научно-популярную и иллюстративную. Обширная коллекция научно атрибутированных образцов текстильного орнамента представляет ткани в натуральном масштабе 1:1. Многие из них читатель увидит впервые. Альбом такого объема ранее не публиковался.  «Русский текстильный авангард» находится в одном ряду с такими терминами, как «Архитектурный авангард», «Фотоавангард», «Театральный авангард». В каждой из этих областей энергия авангардизма нашла собственное, уникальное воплощение. Но если другие «авангарды» уже в какой-то мере описаны и изучены, то новаторство в области текстильного дизайна только начинает осознаваться. Особое место в книге отведено новой роли конструктивистского опыта дизайна тканей: это не обособленное явление, а один из важнейших стилеобразующих факторов развития искусства, от которого берет начало интернациональный стиль. Читатель легко обнаружит ведущую роль авангардистской геометрии не только в построении орнамента, но и в развитии всей системы выразительных средств искусства XX века. Книга представляет такие знаковые фигуры авангардизма, как Любовь Попова, Варвара Степанова, Надежда Удальцова, Людмила Маяковская, Александра Экстер...  Именно они разрабатывали эскизы тканей для знаменитой Трёхгорки, «Красной розы» и Первой ситценабивной фабрики в Москве. Создавал эскизы для ткани супрематической орнаментировки и Казимир Малевич. Маяковская, Степанова и Попова преподавали во ВХУТЕМАСе, где впервые был открыт текстильный факультет. Эскизы и крой костюмов созданные Александрой Экстер для журнала «Красная нива» сейчас смотрятся очень актуально, и интересны не только с точки зрения истории костюма. В книге представлены эскизы и реконструкции костюмов, образцы тканей и аксессуаров.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

04.06.2025 - 21:53
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация