Репортажи

Голливудский столб

Голливудский столб

Видеоарт - жанр, по густоте ощущений близкий к рекламному. И то, что происходит сегодня на мировой видео-сцене легко ложится не только на телевизионный рекламный контекст, но - шире - на весь коммуникативный арсенал рекламиста. Advertology.Ru предлагает читателям прогуляться по Х Медиафоруму.

Московский Медиафорум начинался трудно. Три с половиной российских художника. Два с половиной зрителя. Полтора журналиста. Элитарный и богатый мировой контекст. Было очень обидно. Но лед тронулся - благодаря стратегии организаторов привозить звезд из Европы, Америки, Азии.

Сегодня Медиафоруму 10 лет, и мы передаем ему самые искренние поздравления. Потому что теперь  за 4 дня удается  прожить несколько ярких, полных драматизма жизней и написать с десяток репортажей, посвятив их какому-то отдельному автору или даже работе,  европейским конкурсам или одному московскому,  наконец, сравнению Медиафорума и ММКФ, в рамках которого он проходит. Ну и так далее. Но цель-то одна: еще раз задуматься над своей собственной, любимой жизнью и судьбой. Поэтому гулять по Медиафоруму лучше всего с проблемой в кармане.

Нынешняя тема - расширение границ кинематографа - не могла не материализовать призрак «Голливуда». И  как эпохи, и   как тренда, и как индустрии, и как русского ругательства, наконец. Видеоарту свойственно сгущать краски и смазывать границы. А в этом состоянии очень хорошо ощущается проблема, которая шире, глубже и серьезнее каких-либо форм.

Ив Суссманн.  Пару лет назад она ярко "засветилась" на Медиафоруме с видеоработой «Похищение сабинянок»,  обозначив в поле зрения московского зрителя жанр «оживления полотен». Нынче Ив привезла обширную программу, и  в ней - еще одна  «картина» - «89 секунд в Альказаре» - по «Менинам» Диего Веласкеса, после чего злые любители чэбэ-шного, наблюдательного и документального видеоарта приклеили ей  разноцветный «голливудский» ярлык. Однако прежде чем, морщась, отклеивать его, стоит подумать: может быть, ярлычок этот кому-то и за орден сойдет?  Да и разобраться с пришло время, что же такое сейчас для нас этот самый «Голливуд». Нынешний медиафорум позволил это сделать, потому что    российская группа «Провмыза» - Галина Мызникова и Сергей Проворов, вдохновившись опытом Суссманн,  представили на форуме свою, то есть, «нашу» версию «оживления».

Их «объект» - фотография Генри Пич Робинсона Fading Away. В лучших традициях голливудского кинематографа авторы гипертрофировали грусть и печаль от созерцания умирающей героини, остановили мгновенье выкатившихся налитыми слезами  глаз, удивления и ужаса перед грядущей смертью, довели  сентиментальность до какого-то жанра истериопластики.  Картина напоминает кастинг, где девушке положено отчаянно созерцать, а ее друзьям и родственникам - горевать и лишаться чувств. «Голливуд» в исполнении «Провмызы»  - не только зашкаливающая до плакатности «правдивость», но еще и продолжение чисто литературного месседжа в иные пространства и коды. Голос умирающей за кадром поет прощальную арию, еще раз описывая то, что изображено на картинке. Передвигается с постели на пол и обратно, будто ища удобного места среди мертвых, виолончель несчастной. Падает в обморок  и подбирается с пола юноша.

Картина не только «оживляется» программой заселения и движения, она варьирует ситуации вокруг недвижной кровати и более того, выступает за очерченные фотографией границы. Это напоминает экранизацию или сериал, отснятый по знакомой истории.  И вот уже  нет ни постели, ни девушки, а есть зловещая черная нора-могила в заброшенном парке, куда кружевно-лохматый юноша засовывает наломанные молодые ветки.   И более того. С самой фотографией что-то происходит: простыни смертного ложа начинают мироточить водой, и она капает с кружевных же простыней на добротный пол.

«Капель» балансирует на грани сантимента и сарказма, заставляя  чувствовать спиной старинный стул почтения к ситуации и приличествующую моменту «английскую» патетику.   Смерть юного существа становится рисованной историей с саспенс-разворотами и переходящим в фарс оперным смыслом. Подобно «качественному» рекламному ролику «Капель» рассказывает о том, что изображенный в нем продукт - печаль - действительно хорошего качества, чему существует энное количество свидетелей, деловито и старательно толпящихся вокруг кровати.  Именно рассказывает «о».  Ее авторам и вручим «орден почетного Голливуда», который, переходя от Робинсона к «Провмызе», от фотографии к видеоарту, экрани(зи)рует историю настоящего,  заокеанского «Голливуда», проводя линию от искренности к китчу, от стиля к моде.

Однако просто так вручить награду не удастся. Придется все же снять его с Ив Суссманн. Ибо в ее картине этого «о» нет, и  мы имеем дело не с  сообщением, а прилипшим к языку, как масло к холсту объектом  - картиной Диего Веласкеса. Художника. Не фотографа.

Идея не-голливудской супер- или андер- реальности, безусловно, носится в воздухе. Помнится, на весенней выставке «Дизайн и реклама» художник и маркетолог  Мюриель Руссо представила пастозные фотографии продуктовых полок «Ашана». Пока глядишь на  импрессионистические массы колбас и батонов, снятые на какую-то мыльницу,  «Ашан» незаметно становится именем нарицательным синонимом еды, чем-то вроде каши - пищи нашей. И этот эффект, считает Мюриель, заставляет затюканного изобилием потребителя задуматься о сути рта своего. И остановиться. И успокоиться, наконец. Руки-ноги целы. Есть-пить есть. Чего переживать? В горах хлеба и молочных реках вдруг прозревается архаическая графика.

Ив Суссманн справедливо считает, что никаких-таких полотен она не оживляет. Хотя к этому, казалось бы, провоцируют, и сюжеты - «Похищение Сабинянок», «Менины», и заинтересованность художницы, по ее собственному признанию, в вопросах психологии и человеческих взаимоотношений.  Видимо, вся эта психология  и даже социальность для Ив Суссманн в принципе нелитературна, ненарративна. Как и жизнь вообще.

«Похищение»  подобно мифологической земной тверди, которая получается путем  пахтанья видео-влаги. Полотно собирается из жижи жизни - от базара и офиса до музея - и застывает мокрой глиной,  заставляя сосредоточиться на одной ключевой эмоции «похищения» и почувствовать на собственной шкуре гравитацию женского состояния туши, дичи - только что бывшей и бившейся. Может быть, Ив посмотрела какое-нибудь свое, американское «в мире животных» - там видно, как лани или зебры за несколько мгновений до - замедляют бег и отдаются в зубы молча, без тени капризной человеческой мимики, а может, ей хватило прогулок по мясным рядам... Но вместо истории о феминизме мы обнаруживаем  прямую трансляцию  мифа из древности - через шестидесятые - к нам. Ив заинтересована в том, чтобы передача была в чистом  виде. В чистом видео.

Все-таки, «Голливуд» - это хомо сапиенс. Для Ив этот сапиенс - малоинтересный персонаж. В  работе по «Менинам» он - часть натюрморта, растворенного в пейзаже с именем Веласкес. Поэтому в картине нет ничего, кроме самой картины, где тон задает философия и экзистенция масла. У масла есть философия - часто можно услышать от бренд-медежера. В порядке бреда. Для красного словца. Так принято в грамотной тусовке. И миссия. Нет,  миссия - у мяса. Харизма у халвы, а у умывальника - ум, соответственно, уникальность у унитаза и красота у крана... Может быть, пора вводить термин «голливудское мышление»...

Но вернемся к холсту. В уловленной глазом камеры густоте живописи,  замедляются и становятся ритуальными жесты,  выпадает из сознания всякий смысл, кроме взаимодействия руки с тенью, щеки - с платком, зеленого - с коричневым... В тусклой амальгаме времени глохнет речь:  обрывки реплик, шуршание одежд и стук шагов в гулкой пустоте приобретают тяжесть и значимость молитвы. Зритель оказывается внутри грудной клетки, наполненной почти индустриальным шумом диафрагмы.  Как старинные, механические часы, в конце концов замедляющие ход, картина заводится единственно внятным словом «Marion!». Приходит девушка и начинает расправлять складки на платье госпожи. Монтаж создает эффект геоцентрического обращения полотна вокруг зрителя - пойдите, попробуйте выйти вон.

Весь намек на  голливудское «оживление» - фижмы - в них не разбегаешься. Испанский двор - с ним не забалуешь. Артисты  - несмотря на все старания кино, все-таки люди. Вот и все. Медиафорум позволяет сравнить  работу Суссман с  более мужской позицией Питера Гринуэя по отношению к «Ночному дозору» Рембрандта (ролик о музейной инсталляции демонстрировался в прошлом году). Во всполохах молний, шуме дождя, топоте копыт -  тоже, как это ни парадоксально, ничего "голливудского", "Дозоровско-Бекмамбетовского" нет. Есть воспроизведение гениальной световой композиции. Есть варианты ее рассматривания, созерцания и продвижения как основы шедевра и, как амбициозно утверждает Гринуэй -  сути подлинного кинематографа. Задача -  не сотрясти мозг спецэффектом, но овеществить идею.  Помните Марксово - «идея, овладевшая массами - сила материальная». Видимо, Маркс - это «Голливуд». А тут наоборот, лишь материализованная идея имеет шанс кем-то овладеть.

Своей другой инсталляцией - по «Чемоданам Тульса Люпера» Питер Гринуэй поставил материализацию идеи на индустриальную, цивилизационную основу. И это тоже чрезвычайно интересно нашему брату-рекламисту. Если вы были в Газгольдере в прошлом году и видели его программу, вы могли заметить, что впервые на Руси, а, может быть, и не на Руси, фильм (да еще и сериал!) мутирует в  гигантский трейлер, где из строго повторенного сюжета с британской скрупулезностью  выжата фабула, а дорогущая цифровая техника брошена единым фронтом на аудио-визуальное диджейство, доводящее до архаической оргии ключевые эмоции героя. Свое цифровое шаманство Гринуэй снабдил амбициозным копирайтом о смерти кино, начало которой  было положило, по мнению режиссера,  еще в 80-х, когда был изобретен телевизионный пульт управления.

Но Гринуэй пошел дальше. Он выставил на суд арт-публики...рекламный трейлер к собственному фильму о Рембрандте «Ночной дозор». Можно было бы сказать, что эта демонстрация - ответ Бекмамбетову, но почему-то хочется сказать наоборот: что наши два «Дозора» - неудачная шутка нового русского, оказавшегося в амстердамском музее. Помните историю про Фаину Раневскую, стоявшую в Лувре перед «Джиокондой»? Перефразируя реплику великой актрисы, можно сказать, что Рембрандт Тимура не выбрал. Может быть, заметил только, на московском безрыбье, дозорную наружку. Важна не сама замена одного вида искусства на другой. Отзываясь на потребительские и зрительские инсайты живее, чем более серьезные жанры, реклама и видеорарт не только нащупывают новые тренды, но и формируют новые стандарты куда быстрее. И если уж рекламе суждено плестись в хвосте культуры, то пристраиваться надо за видеоартом. Хотя с этой мыслью можно и поспорить. Ведь, как уже говорилось, носятся в воздухе и оседают и в масляном аквариуме Суссманн, в цифровых разломах Гринуэя, и в головах наших арт-директоров.

Помнится, в недавнем интервью с нами Сергей Шанович, руководитель и креативный директор студии Shandesign, профессиональный производитель трейлеров, проговорил интересные вещи. Оказалось, наш, российский трейлер более, чем другие, страдает тем, что мы теперь будем называть «голливудским мышлением»: он наивно и педантично, пересказывает фильм, раздавая всем сестрам по серьгам - и режиссеру, и сценаристу, и актерам, и оператору. Рекламный результат нулевой. Даже если не совсем тупой продукт. А уж если фильм подкачал! Но оказывается, за страстью к пересказу  стоит  масса факторов, имеющих косвенное отношение к  искусству а то и вовсе не имеющих к нему ни малейшего отношения, но выводящих проблему «Голливуда» в широкое культурное русло. Итак: русские киношники -  неплохие сценаристы, но совершенно не умеют монтировать, и поэтому новый язык, родившись, никак не артикулируется. Это раз. Мы продаем кино как готовый продукт, и потому трейлер вынужден быть нарезкой уже упакованной колбасы, а на Задпаде трейлер имеет дело с творческой интенцией, а не фильмом. И именно с помощью трейлера нащупываются зрительские реакции и инсайты, которые (вдумайтесь в эти слова!) могут вообще изменить сценарий. Кино - не товар, а услуга, со всеми вытекающими из Котлеровских штудий свойствами - неосязаемости, совмещения производства и продвижения, процессуальности и субьективности восприятия и оценки. Именно такой фильм и имеет шанс сделаться брендом, а не дорожным знаком ТМ с логотипом «Нескафе» или МТС во весь кадр. По склонности к трэшу Бекмамбетовский «Дозор»  вполне сравним с «Капелью» «Провмызы». Это два. И в-третьих, заказчик трейлера по социальному своему статусу неадекватен творцу. Он не только не обладает интуицией, умом, харизмой, смелостью - таких людей и среди художников  порой поискать надо. Сама процедура приемки и оценки качества трейлера не отработана, посему ответственность носит колхозно-хаосный, произвольно-кухонный характер, и даже весь интернет-интерактив, которому поются гимны за рубежом, в нашем культурном пространстве вызывает к жизни монструозное мурло кинкритика-блоггера. Если говорить о трейлере, то «Голливуд» - это не Голливуд вовсе, а  Москва. И пока продвинутый народ ищет альтернативы нарративу, заменяя линейное время фабулы на мифологический цикл, мы удивляемся нашему креативу: отчего это трейлеры у нас непонятно как начинаются и кончаются? Неужто клиент мог такое заказать, или, не дай бог, мы перестали понимать искусство? - Нет, отвечает Шанович, прокатчик обрезал. Кастрированный нарратив - еще одно определение «голливуда».  А между тем, считает арт-директор «Шандизайна»,  в арсенале кинорекламы остаются  и такие древние приемы, как куклы и маски, и такая новая форма профессионального синкретизма, как комикс.

«В Кукле есть элемент игры. И мы сразу абсолютно жестко и четко попадаем в эту игру. Мы забываем о собственном, личном «я» и работаем уже на других ментальных уровнях. Они гораздо тоньше, чем игра самого лучшего актера. Мне кажется, лишь в самых высоких точках актерской игры можно этого достичь. А у куклы это происходит моментально. Не зря все тотемные, религиозные, обрядовые вещи совершаются в масках... Комикс - это очень гибкий и подвижный жанр. Здесь в одном человеке можно сосредоточить и ремесленника, и художника, и автора, и исполнителя».

Все эти разговоры, повторяем, носятся в воздухе, и вспоминаются на медиафоруме: куклы - когда смотришь и вравниваешь работы «Провмызы» и  Ив Суссманн, комиксы - когда танцуешь под Гринуэя, прилюдно заявляющего, что он больше - не режиссер кино и созерцаешь с отвисшей челюстью перформанс Риочи Куракава - звезды нынешнего медиафорума.

Восточная тема - особая на нынешнем медиафоруме. Мало того, что в программе - тонны китайского видеоарта Янга Фудонга (инсталляция «К востоку от деревни Цюэ» в МУАРе и трехдневный полнометражный фильм «Семь интеллектуалов в бамбуковом лесу» в 5 частях в КЦ на Пресне), а также уже упомянутый перформанс Курокавы. На московском конкурсе, с большим отрывом, лишив людей серебра и бронзы, победил китаец Ли Вэй («Безнадежная земля»).

Благодаря Востоку наш "Голливуд" приобретает еще одну грань: прямолинейность и  "усспессализассию". И если Янг Фудонг  не может объяснить, почему он, при всей наивности своих сюжетов (крестьяне тянутся в города, а горожане - в деревню, одни и те же скульптуры в городе - произведения искусства, а в деревне - способ выжить, что может присниться  молодому парню поутру и какие мысли приходят в голову 80-летнему генералу) умудряется быть актуальным художником в силу одного того, что подобные сюжеты сами по себе рождают иную, «неголливудскую» пластику еще со времен Лао Цзы, то Риочи Куракава - японец, живущий в Бельгии («там полно фестивалей, а у нас в Японии все это никому не нужный андеграунд») более четко формулирует «антиголливудскую» позицию: «Традиция руководит мною на подсознательном уровне. Но я могу сказать, что слышу изображение и вижу музыку. У меня и в речи проскакивает: посмотрите на этот звук или послушайте вот эту картинку. Поэтому, наверное, я все делаю сам - и саунд, и картинку, и программу» На вопрос, какой визуал лежит в основе его видео-звуковой фантазии на исконно-восточную тему гор и вод, стихий и энергий, линий и туманов, иероглифов и городов, Риочи скромно говорит, что фото для него это видео, а видео - фото. Что в переводе на язык нынешнего Медиафорума означает «Робинсон - это Веласкес, а Веласкес - Робинсон».

Риочи - это чистая реализация идеи, в ее материковых, дочеловеческих. мозговых формах. Чуть ближе к нам - «Белое на Белом» - фантазия Ив Суссманн о графике реальных вертикалей и горизонталей, о полете Гагарина в Космос и пейзажей за мутным окном поезда от Москвы через Казахстан - к Байконуру, нефтяных вышек, небоскребов, заборов и лачуг, резкого и размытого, явного и снежного. Картина Малевича для нее - метафора, углубляясь в которую сознание совершенно забывает о «Голливуде». Ну, разве может нормального режиссера занимать работа с актером через переводчика? Или выуживание текста из случайных реплик?  На выставке Ив в галерее Ravenscourt полезно вспоминать «Москву-Петушки» Венечки Ерофеева и ролики Инстинкта и чувствовать границы города на холме. Оказывается, «Голливуд» - это еще и непроходимый,  порой нарочитый, а порой  смертельный конфликт с окружающей жизнью. А как прикажете конфликтовать с конфликтом? Никак. Поэтому никто так не любит просторы нашей родины, как  Ив Суссманн. Никто не почитает мировую гармонию так, как почитает его рожденный после Армагеддона Риочи Курокава.

И все же «Голливуд»  - не жупел и не ругательство. Он - полосатый столб, вечно сопровождающий нас в пути. Но от наших проблем он так обтерся и выцвел, что мы и  не помним, что это за палка такая из земли торчит. И только налетая на этот шлагбаум, мы приводим в движение лобные доли. А столбик сам по себе красивый, и поставлен был в красивом месте. Ведь то, что отслеживает память из кадра, ролика, произведения  - это событие. Лучшее, что есть кукольного  в человеке. Пейзажного в интерьере. Человеческого в ландшафте. Так думают все, кто оказывается у столба, чтобы потом идти своей дорогой. Так думает, задержавшись у него и наплевав на все наши  размышления Джеспер Джаст - еще одна звезда нынешнего Медиафорума. Его видеоарт красив, дорог, до оперного чувственен, он выхватывает из истории и останавливает то, ради чего все и плачут, и смеются, и верят. Сжимая кино до шедевра. И нравится зрителю он больше всех. Только нам не до смеха, товарищи рекламисты. Потому что совершенно непонятно, какой тут еще нужен трейлер. Если пуститься все это пересказывать. И какое нужно кино, если пуститься все это "трейлеровать".  А улыбчивый Джаст сидит на красивом холме и в ус не дует. Ду ит, Джаст!

Юлия Квасок
Advertology.Ru

25.06.2009

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.
Тренды в мобильном маркетинге-2024Тренды в мобильном маркетинге-2024
Как будет работать мобильный маркетинг в 2024 году и какие тренды прямо сейчас влияют на весь рынок, рассказывает Алла Рауд, руководитель направления ASO в IT-Agency.
Новые медиа – Новая реальностьНовые медиа – Новая реальность
Сегодня российская блогосфера стремительно трансформируется. И это неудивительно: только за последний год ведущие отечественные социальные сети продемонстрировали, пожалуй, самую серьезную бизнес- и маркетинговую активность за долгие годы – появились новые сервисы, произошло резкое расширение аудиторий, усилился приток авторов, возникли инновационные форматы и мн. др.  Блогеры, в свою очередь, стали расширять перечень жанров, в которых они работают; оформился тренд на мультиформатность и партнерства. Рекламодатели же сделали ставку на блогосферу как на приоритетный и наиболее эффективный канал продвижения. Наконец, государство стало рассматривать блогосферу как полноценного экономического субъекта, что, естественно, отразилось в законодательной базе.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

28.03.2024 - 10:26
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация