Репортажи

Дырка от дрели – это дизайн

Дырка от дрели – это дизайн

Одним из любопытных событий  дня графического дизайна на ДР было выступление  Екатерины Храмковой, основателя и управляющего директора компании Lumiknows, эксперта дизайн-комитета при минэкономразвитии РФ на тему дизайн-аудита.

В основе исследования - простой прием (о котором если бы не догадалась Екатерина, догадался бы кто-то еще) - противопоставление маркетингового и дизайнерского взгляда на вещи. Похожими приемами, только в других терминах, пользовались в свое время  для отстройки от маркетологов рекламисты и бренд-менеджеры, да и сами маркетологи баловались им, когда отстраивались от производителей и отделяли жирной чертой продукт от товара. Не случайно и тут главным героем была дырка, а не дрель. Не случайно был сделан и акцент на предварительном дизайн-исследовании  как гаранте успеха в деле запуска нового продукта, перезапуска старого или вывода старого продукта на новый рынок (24% провалов таких кампаний - привела статистику Екатерина - составляет неадекватный маркетинговый анализ).

То, что раньше называлось инсайтингом, приобрело теперь пластические  формы, сосредоточившись на которых, можно представить себе пути развития визуальных коммуникаций - от вида самого продукта до необходимого сервиса и рекламы.

Аргументация автора - та же, что и у психологов: чем больше затоварен рынок, тем искушеннее и притязательнее потребитель, но тем тяжелее формулировать потребности и тем более, ценности.

И если маркетинговые исследования основываются на прежних формах продуктов (когда о будущем автомобиле говорят в  терминах лошадиных сил), пользуются изолированными группами данных, формализованных в графики и прочую трудновоспроизводимую, но хорошо параметрированную информацию, то дизайн - исследования - это синтез представлений о новом, облеченный в удобоваримые пластические образы. И обходится такой синтез дешевле маркетингового анализа.

Синтез - по мнению Екатерины - не что иное как видение ситуации глазами потребителя, не технолога, но человека,  что позволяет внедрять инновации, основанные на реальных потребностях. Среди элементов дизайн-мышления она называет паттерны, аналогии, эмпатию, системное мышление, прототипирование и тому подобное - обычный психологический арсенал.

Первый опыт таких исследований был проведен автором для компании Samsung Electronix - новой цифровой и бытовой техники - от мобильных телефонов до стиральных машин. Это был первый проект, заказанный русскому специалисту, дабы учесть местный менталитет.

Вместе с маркетологом были выявлены две  целевые группы, стремящиеся к «высокому стилю жизни»: состоявшихся буржуа и активную молодежь. Среди ценностных доминант выделили пять: статус, элегантность, «дольче вита», созерцательность и практичность.

Далее для каждой группы были уточнены дизайн-тренды, скажем, для «дольче вита»  -  гедонистический, утонченный, спиритуальный, провокативный и т.д. И уже для этих трендов были предложены некие мировые образцы объектов, текстуры, цветовой гаммы и проч. Трудно сказать, правда, насколько мировые образцы отличались здесь от тех, что основывались на исследовании российского потребителя, т.к. сама целевая группа была весьма глобалистична по характеру. Видимо, национальным стоит считать процентное соотношение ценностей и, следовательно, возможных образцов.

Дугой опыт исследований касался более эргономики потребления, нежели дизайна. Здесь наиболее интересным был комплексный, сделанный по единому шаблону опрос всей цепочки -  от производителей, дистрибьюторов и продавцов до  технических директоров и собственно потребителей теплых полов Danfoss - продута, выводимого на русский рынок. Исследование  проводилось с выездом на точки производства и монтажа и синтезировала все параметры - от эстетики и полезных свойств до удобства расположения термостатов и новых областей применения.

И последним опытом дизайн-исследования был аудит бренда «Лада» в России, выясняющий направления ребрендинга. Этот аудит основывался на анализе и синтезе восприятия целевой аудиторией всех визуальных коммуникаций - от промо-сайтов до рекламных сообщений и оформления магазинов. Исследование касалось не только бренда «Лада», но и ряда других брендов городских автомобилей.

Как и в случае с пятью ценностями для «Самсунга», для «Лады» были разработаны  5 так называемых атмосфер:  человечности-дружбы, смелости-оригинальности, классики, технологичности и экологичности. Их использовали для классификации отзывов членов фокус-групп на демонстрируемый автомобильный креатив. Кроме того, члены групп были сами вовлечены в творческие игры, делая коллажи из рекламных сообщений на тему «Лада сегодня» и «Лада завтра». В результате были выявлены не только желаемые внешние данные бренда, но и параметры его продвижения, одно из которых  - целостность и интегрированность, было ранее абсолютно не свойственно коммуникации бренда. И, конечно, конкуренты - не по потребительским качествам, а по силе и разнообразию коммуникативного  воздействия. «Ладе» пришлось выбирать для себя и роль, и грим.

Исследования трех продуктовых брендов дали и кумулятивный эффект, обозначив тенденцию российского потребителя, по крайней мере, в группе товаров - техника, полы, автомобили - следовать европейским имиджевым стандартам и ценностям: традиции,   качества, культуры. Исследования показали: потребители этих продуктов не жалуют хаоса. К 2010 году, утверждает Екатерина Храмкова, 70% брендов устареет. Придется прибегать к новым методам идентификации, как бы они ни назывались. Например, к дизайн-аудиту.

Юлия Квасок
Advertology.Ru

20.04.2009

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

16.01.2025 - 09:49
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация