Статьи

Сопротивление бесполезно

Сопротивление бесполезно

Продажи в секторе b2b - сплошная рутина. Представил потенциальному партнеру свои условия, обсудил детали, заключил соглашение. Но если стандартное предложение не вызывает у партнера энтузиазма, некоторые компании готовы идти на ухищрения.

Торговля между компаниями мало похожа на розничные продажи. Юрлица не ведутся на рекламу и промоакции, не склонны покупать товар по настроению и реагировать на красивую упаковку. Здесь действуют другие факторы: цена, качество, узнаваемость брэнда и спрос на товар. "Продажи b2b - устоявшийся, четко прописанный процесс, так что придумывать здесь какие-то неожиданные ходы не стоит: нужно просто предлагать лучшие условия",- говорит коммерческий директор группы компаний "Русский алкоголь" Вадим Касьянов.

Несмотря на популярность такой точки зрения, многие компании не устают придумывать что-то оригинальное, чтобы заинтересовать своих потенциальных партнеров. Например, используют провокационные продажи. Этот термин был придуман немецким консультантом и тренером в области менеджмента Карстеном Бредемайером в начале 2000-х годов. В его основе лежит нестандартное поведение, выделяющее компанию на фоне конкурентов. В России к подобным приемам прибегают, как правило, небольшие фирмы. В то время как крупный бизнес привычно играет по своим правилам, мелким игрокам приходится вертеться, чтобы выжить.

Шоковая терапия

Андрей Казючиц, управляющий директор компании "Тульская нива" (производит фасованный картофель), вспоминает, как долго не мог убедить одну региональную сеть начать закупать их продукцию. "В какой-то момент партнеры сказали: привези одну упаковку в качестве образца. Но по голосу я явно понял, что образец им не нужен, и они просто хотят отвязаться от меня поскорее",- рассказывает он. Решение пришло само: на следующий день сотрудники "Тульской нивы" разгрузили в офисе ритейлера сто пакетов картошки по килограмму. "Сначала нам позвонили и начали кричать: "Что с этим делать?" Я говорю: "Кушать и принимать решение!" Успокоились, а еще через неделю я с ними подписал контракт",- подводит итог Казючиц.

Шоковая терапия - хороший способ обратить на себя внимание. Иногда подобные методы можно использовать и для того, чтобы сгладить какие-то неприятные моменты в отношениях. Один раз байер крупной сети в ответ на очередное предложение о сотрудничестве от "Тульской нивы" попросил больше ему никогда не звонить. На следующий день в офис ритейлера приехало все руководство "Тульской нивы" с букетом подсолнухов и огромной открыткой - извиняться перед байером. Конфликт был разрешен, и компании вернулись к обсуждению контракта.

Впрочем, многие менеджеры к подобным нестандартным приемам относятся настороженно. "У всех разное чувство юмора. Так что вполне можно получить не ту реакцию, на которую компания рассчитывает",- говорит Дмитрий Малик, руководитель отдела продаж компании "Корса АС", выпускающей товары для бани и дачного отдыха. Понимание психологии партнера - важнейший фактор для повышения продаж. И чтобы это понимание обрести, нередко приходится прибегать к нетривиальным методам.

Дружба дружбой

Самый простой способ завоевать симпатии партнера - умело сыграть на его самолюбии. "Однажды мы специальный спектакль разыграли: наш менеджер по продажам звонил в крупный торговый центр, который выставил нам очень жесткие условия поставок, и говорил испуганным голосом: "Нам такие условия не нравятся". Я в этот момент стоял рядом и орал так, чтобы закупщик на том конце провода слышал меня,- вспоминает Андрей Казючиц.- Смысл моего монолога сводился к тому, что на таких условиях я просто забуду про эту сеть". Когда Казючиц закончил орать, менеджер по продажам признался в трубку, что это кричал владелец компании, для которого картошка - побочный бизнес. Он занимается нефтью, а в этот офис просто иногда приезжает. Потом закупщика торжественно допустили до знакомства с "нефтяным магнатом", и договор был подписан. "Цирк, конечно, но работает",- резюмирует управляющий директор.

Александру Стугину, менеджеру из Санкт-Петербурга, удалось установить нормальные отношения с клиентом совершенно случайно. Руководство его компании, продававшей используемые в пищевом производстве добавки, однажды поставило перед Александром задачу: наладить контакт с владельцем кондитерской фабрики из Сибири. Тот проездом оказался в Санкт-Петербурге и лично заехал в офис компании за прайс-листами. Стугин вызвался развлечь потенциального клиента. Вместе с женой на машине они прокатили его по городу. Но экскурсия вызвала у бизнесмена скуку, в ресторане разговорить гостя тоже не получилось. Отправив жену домой, Александр предложил продолжить вечер, но все предложения - от театра до сауны - гость отметал без объяснений. Время шло, а нормальное общение все не складывалось. "Я от отчаяния предложил в кино заглянуть,- рассказывает Стугин.- Он неожиданно согласился. Шла "Горбатая гора". В середине фильма я вдруг вижу, что клиент чуть не плачет. Вышли из зала, заказали выпить в баре, и тут его понесло: я до утра слушал рассказ, как тяжело живется гею в суровых условиях сибирского бизнеса. Оставалось только выражать сочувствие". На следующий день контракт был у Александра в кармане.

Иногда, чтобы изменить отношение к себе, компании готовы оказать потенциальным клиентам небольшую услугу. "Добро всегда возвращается, поэтому если сотрудники интересующей меня компании просят о небольшом одолжении, я всегда на это иду",- рассказывает создатель водочного брэнда "Флагман", а ныне советник акционеров Бутурлинского ЛВЗ Герман Климовский. Поверить в эту истину его заставила история, случившаяся в 2005 году. Во время открытия очередного магазина Metro Герман случайно узнал, что PR-служба этой компании ищет поставщика, который сможет за разумную цену предоставить алкоголь для проведения торжественного фуршета. И решил обеспечить их своей водкой бесплатно. "После того как мы привезли алкоголь, я оказался в списке официальных партнеров Metro в России и близко познакомился с их руководством,- вспоминает Климовский.- В результате условия соглашения на следующий год были для нас уже значительно более либеральные".

Подстроенное столкновение

Закупщики более лояльно относятся к товару, если на него существует большой спрос. Если же спроса нет, можно создать его видимость.

Андрей Соколов - совладелец компании "Лема", производящей охотничьи чиповые манки (приборы, имитирующие звуки животных для привлечения их внимания) и товары для охоты. В прошлом году он никак не мог заключить контракт с сетью специализированных магазинов "Зенит", хотя поставки их главному конкуренту - магазинам "Военная охота" уже были налажены. "Зенит" как более крупный игрок хотел выбить из производителя значительные скидки. "Тогда мы пошли на хитрость: выдали наши манки своим друзьям и попросили их походить по магазинам "Зенит"",- рассказывает Соколов.

На практике это выглядело так: в магазин заходил человек, показывал манок "Лема" и спрашивал, есть ли такой в продаже. Выяснив, что именно такого нет, он отвергал все попытки предложить ему продукцию другой компании. Лжеохотник объяснял, что этот манок он взял у друзей, был поражен его эффективностью, поэтому ничего другого покупать не собирается. Во время этого рассказа в магазин заходил еще один засланный казачок, который в какой-то момент сообщал, что ровно такой манок он на днях видел в магазине "Военная охота". Клиент демонстративно уходил к конкурентам. Через три дня подобных акций директор "Зенита" позвонил Соколову лично и предложил встретиться и обсудить возможности поставок.

Любители подобных спектаклей могут пойти дальше и сымитировать не только спрос, но и предложение. Так, в "Корса АС" любят рассказывать историю о переговорах с сетью магазинов, работающей в формате DIY (Do It Yourself). Сеть отказывалась от размещения их мангалов. Менеджер ритейлера постоянно выпрашивал новые скидки, ссылаясь на то, что производителей мангалов на рынке много и он всегда сможет найти более выгодные условия. В ответ "Корса АС" стала закидывать их запросами якобы от имени других производителей. Но цены и условия во всех предложениях были несколько хуже, чем у "Корса АС". Видимо, закупщику этих фиктивных запросов оказалось достаточно, потому что через пару недель соглашение было заключено.

Главная опасность подобных акций - вероятность, что партнеры выведут продавца на чистую воду. Если это произойдет, говорить о восстановлении доверия будет просто глупо.

Обещайте больше

Если компания уверена в своем успехе, то для привлечения внимания партнеров можно пообещать им все что угодно. Такой напор очень часто срабатывает.

В прошлом году представитель региональной торговой сети заявил "Тульской ниве", что ее картофель покупать не будет: на картошку по цене 40 руб. за килограмм в их регионе просто не найдется покупателей. "Я позвонил в компанию сам и предложил сделку: мы поставляем партию продукции, и если в течение месяца ее не раскупают, то мы всем нашим офисом приезжаем к ним и месяц работаем в их магазинах бесплатно. Как тут можно отказать? - рассказывает Андрей Казючиц.- Слава богу, что картошку раскупили - таскать на себе мешки очень не хотелось".

Руководители компании "Лема" однажды тоже решили пойти ва-банк и пригласили владельца специализированного магазина на охоту. Предполагалось, что впечатленный результатами потенциальный клиент сразу же возьмет манки для реализации. Но охота не заладилась: шел дождь, зверя не было. "Владелец магазина сидел и откровенно над нами потешался, раскритиковал все записанные на наш манок крики животных, особенно лося. В результате договорились, что если за ночь хоть одного приманим, то он манки возьмет. Если же дичь так и не придет, то мы его больше никогда беспокоить не будем. Я за ночь, наверное, несколько сотен раз манок включал, но лося не было,- вспоминает Андрей Соколов.- А утром, когда я вышел из охотничьего домика, все вокруг было в лосиных следах. На следующий день наши манки лежали в магазине".

Впрочем, давать заманчивые обещания нужно предельно аккуратно. Если компания не сможет выполнить оговоренные условия, то возобновить диалог с клиентом будет весьма непросто. Хотя Казючиц, например, утверждает, что лично бы поехал грузить коробки в магазине, если бы его затея провалилась. "После этого, я думаю, они бы с нами все равно контракт заключили, несмотря на нераспроданную первую партию товара",- утверждает он.

Конечно, экстравагантные способы воздействия на партнеров срабатывают далеко не всегда. Но если клиент важен, а шансы получить контракт невелики, остается придумать какой-нибудь новый изощренный прием, который сломает сопротивление.

Иван Марчук
Секрет Фирмы

11.08.2008

на печать


Комментарии

Brando
12.08.2008 11:27 | сообщение #1
 

Статья еще раз убедила в том. что если у кого-то что-то дало положительный результат, совсем не обязательно, что попытка повторить опыт будет удачной.

Jur
12.08.2008 14:43 | сообщение #2
 

Неплохая статья.
Согласен с Brando. Повторить, что либо можно, но компании и рынки динамичны. Вам только покажется, что Вы "входите в ту же воду" (с). Результаты могут быть совсем другие...
Статья богата примерами, но всё из отраслей, примыкающих к ритейлу. Но, ведь, есть и такие закономерности: чем дальше от ритейла и ближе к таким отраслям, как машиностроение, системы безопасности и т.п., тем меньшую роль играют, предлагаемые в статье варианты воздействия на партнёров.
И тем большую роль играет изучение потребностей соответствующего бизнеса и мотивов, которыми руководствуются лица, принимающие решения.
Скучно, да? Улыбка

aton
12.08.2008 15:28 | сообщение #3
 

На самом деле крупные компании, что работают в b2b-сегменте, прежде всего должны уметь наладить тесный контакт с 2-3-мя крупными производителями. И контакт здесь должен быть таким, чтобы сотрудники этих двух предприятий, чуть ли не на дни рождения друг к другу хотили бы. У меня есть знакомая компания, которая работает уже много лет на рынке изготовления пластмассы и комплектующих для стиральных машин и холодильников.

Brando
12.08.2008 15:31 | сообщение #4
 

Согласен с aton. Установление глубоких эмоциональных отношений - успех в бизнесе.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Сюнга. Откровенное искусство Японии / Shunga. Explicit Art of Japan

Сюнга. Откровенное искусство Японии / Shunga. Explicit Art of Japan
Сюнга. Откровенное искусство Японии / Shunga. Explicit Art of Japan. В этой книге многое впервые. Впервые на русском издается книга посвященная Японской откровенной гравюре Сюнга. Впервые в издании представлено более 700 произведений. Когда мы их отбирали из трехтысячной коллекции шли настоящие редакционно-искусствоведческие баталии. В книгу вошли самые интересные, значимые и редкие работы. Впервые проведена атрибуция некоторых гравюр и книг. Хвастаться не хорошо, но это действительно круто!   О Сюнга С момента создания этих волнующих образов прошли сотни лет, однако японская эротическая гравюра продолжает приковывать взгляды зрителей по всему миру. Можно долго спорить о том, кто впервые взялся за изображение на бумаге, в глине или мраморе сексуальных сцен. Их можно обнаружить еще на фресках древнего Рима или на античных вазах Греции. Вся Европа в эпоху Возрождения не брезговала картинками, поднимающими «тонус». Да почему только Европа? Нечто подобное было характерно и для древнего Перу. А что уж сказать об Индии, где Камасутра служит своеобразной азбукой для мужчин и женщин! Славился этим искусством и Китай. Но если спросить знатока этого жанра о наиболее эффектных образцах изобразительного искусства, то ответ будет однозначным: на этом поприще удачнее всего потрудились мастера ксилографии Японии XVII-XIX веков. Отнюдь не намекаем на сексуальную распущенность японских мастеров культуры. Дело в том, что взаимоотношения полов во всем их разнообразии в Японии всегда воспринимались как нечто естественное, причем не ограниченное сугубо семейными рамками в японской религии – синтоизме – не удастся найти ничего, что бросало бы мрачную тень на секс. Даже древние мифы, посвященные космогоническим процессам, нередко насыщены сугубо сексуальными подробностями. Возьмем, к примеру, описание процесса зарождения мира, изложенное в самом древнем письменном памятнике Японии – «Кодзики», датированным 712 годом. Результатом этого вполне невинного, с точки зрения японца, божественного инцеста и стало появление Японского архипелага, а вместе с ним и всего мира, в котором мы живем. В стране издавна существовал (и поныне сохраняется!) фаллический культ, связанный с прославлением богини плодородия. Сюнга в дословном переводе означает «весенние картинки». Почему японцы дали такое название рисункам? Вернее всего, этот термин был позаимствован у китайцев. Но в Японии он прижился. Может быть, это связано с характерным для этого народа четким ощущением смены времен года. Именно весной под теплыми солнечными лучами не только оживает природа, но и обостряются человеческие чувства, эмоции переполняют душу. Книжки-альбомы сюнга изначально считались лучшим и непременным подарком молодоженам со стороны родителей, родственников или друзей. Часть гравюр в книжке изображала весьма реалистичные ситуации, другая была более фантазийной, где любовники принимали поистине невозможные позы, доступные, пожалуй, лишь опытным акробатам. Книгами сюнга в стране увлекались все поголовно, не зависимо от материального или социального статуса, старики и молодежь, мужчины и женщины. Правительство Японии не раз пыталось лишить свой народ столь дешевого и доступного развлечения. Однако это приводило лишь к росту ухищрений участников торговых сделок. Среди книг сюнга множество шедевров таких именитых и талантливых мастеров гравюры, как Моронобу Хисикава, Хокусаи Кацусика, Иссё Миягава, Сигэнобу Янагава, Утамаро Китагава, Эйсэн Томиока. Авторы графических листов предельно откровенно, с мельчайшими анатомическими подробностями изображали моменты интимных контактов между мужчинами и женщинами, мужчинами и мужчинами, женщинами и женщинами, людьми и животными (например, осьминогами, тиграми), женщинами, мужчинами и потусторонними существами… Сюнга вполне обоснованно может считаться прародителем таких современных жанров искусства, широко распространившихся по современному миру, как анимэ и манга.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

25.05.2025 - 12:20
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация