В ожидании новых правил
Воронеж давно превратился в «большую выставку» конкурирующей друг с другом наружной рекламы. Далеко не всех горожан это радовало. Многие сетовали, что яркие плакаты погасили архитектуру старинного центра, здесь нет прежнего уюта, многие здания похожи на афишные клумбы, а из-за бесчисленных растяжек на центральных улицах не видно неба.
«Город тратит больше денег из бюджета на ликвидацию последствий деятельности рекламщиков, чем получает от них прибыли, - говорит первый заместитель мэра Алексей Котенко. - Рекламные компании должны отвечать хотя бы за чистоту территории, на которой работают».
Порядок диктовали заказчики. Знающие люди утверждают, что «перетяжка» в центре города окупается за 2-3 месяца, а конструкции - за полгода. По данным департамента градостроительства и земельных отношений горадминистрации, годовой объем продаж наружной рекламы в Воронеже составляет 140-150 млн руб. Подсчет этот весьма приблизительный - эксперты оценивают рынок как минимум вдвое дороже. В пользу их выводов говорит такой факт: в 2006 г. мэрия впервые попыталась навести порядок в договорах, и поступления от наружной рекламы в бюджет увеличились почти вдвое - с 28,8 до 53,6 млн руб. В прошлом году сборы с операторов наружки составили 70,5 млн руб. Относительное увеличение поступлений объясняется в том числе и общим удорожанием услуг - в прошлом году расценки на размещение рекламы повысились, по данным агентств, в среднем на 25-27%.
В прошлом году Госдума приняла поправки к закону «О рекламе», вносящие ряд серьезных изменений в деятельность рынка. Теперь доля одной компании ограничивается 35% всего объема наружной рекламы на территории муниципалитета, а срок аренды рекламного места - пятью годами. Расчет доли должен производиться по площадям рекламных конструкций. Операторов рынка обязали участвовать в конкурсах и аукционах, что - при выполнении закона - может означать потерю лакомых кусков, о которых они успели договориться с чиновниками на годы вперед. Другая цель - побудить агентства устанавливать не дешевые щиты, уродующие облик городов, а современные конструкции.
Федеральный закон не уточняет норм размещения наружной рекламы. Получается, что в каждом конкретном случае за выдачу разрешительной документации отвечает чиновник. Но бывает, что некоторые предприниматели устанавливают свои носители нелегально. Строгое исполнение закона позволило бы сделать данный вид бизнеса более прозрачным, ограничить коррупционные отношения, поднять планку отчислений в местный бюджет.
«Действующие правила размещения наружной рекламы в Воронеже были приняты еще в 2002 г., и сегодня они не соответствуют федеральному закону, - говорит генеральный директор муниципального унитарного предприятия «Городской центр размещения рекламы и информации» Константин Корнев. - В скором времени новые правила должны быть приняты городской думой и обретут статус местного закона. Без этого же документа мы просто связаны по рукам и ногам. Только с ним можно будет разработать генеральную схему размещения средств наружной рекламы на несколько лет вперед. Но быстро очистить город от лишних щитов нереально: имеются официальные разрешения предыдущей администрации, которые выдавались на пять лет, и аннулировать их не просто. Мы начали с инвентаризации хозяйства. Выявляем немало незаконных перетяжек и щитов, установленных без разрешений. Их демонтируем без лишних разговоров».
Долгосрочные договоры с победителями конкурсов и аукционов продолжают действовать в течение пяти лет после вступления закона в силу. Регионам предоставлено право увеличить срок - в зависимости от окупаемости рекламных конструкций. Законодатели пошли на это, чтобы ограничить чиновничий произвол: сейчас представители власти обычно стараются минимизировать срок действия договора с оператором.
Последнее слово должны сказать городские власти. В конце концов, вся наружная реклама по габаритам и оформлению согласовывается с главным художником города, следовательно, можно потребовать от него проявления элементарного вкуса и соблюдения эстетических норм. Впрочем, как и большей ответственности от ГИБДД - эта служба обладает правом «вето» на щиты и конструкции, мешающие обзору водителей. Постановление городской думы от 2002 г. запрещает навешивать на улицах перетяжки не чаще 75 м. друг от друга, а в Воронеже они на основных магистралях расположены сейчас через каждые 20 м.
Порядок диктовали заказчики. Знающие люди утверждают, что «перетяжка» в центре города окупается за 2-3 месяца, а конструкции - за полгода. По данным департамента градостроительства и земельных отношений горадминистрации, годовой объем продаж наружной рекламы в Воронеже составляет 140-150 млн руб. Подсчет этот весьма приблизительный - эксперты оценивают рынок как минимум вдвое дороже. В пользу их выводов говорит такой факт: в 2006 г. мэрия впервые попыталась навести порядок в договорах, и поступления от наружной рекламы в бюджет увеличились почти вдвое - с 28,8 до 53,6 млн руб. В прошлом году сборы с операторов наружки составили 70,5 млн руб. Относительное увеличение поступлений объясняется в том числе и общим удорожанием услуг - в прошлом году расценки на размещение рекламы повысились, по данным агентств, в среднем на 25-27%.
В прошлом году Госдума приняла поправки к закону «О рекламе», вносящие ряд серьезных изменений в деятельность рынка. Теперь доля одной компании ограничивается 35% всего объема наружной рекламы на территории муниципалитета, а срок аренды рекламного места - пятью годами. Расчет доли должен производиться по площадям рекламных конструкций. Операторов рынка обязали участвовать в конкурсах и аукционах, что - при выполнении закона - может означать потерю лакомых кусков, о которых они успели договориться с чиновниками на годы вперед. Другая цель - побудить агентства устанавливать не дешевые щиты, уродующие облик городов, а современные конструкции.
Федеральный закон не уточняет норм размещения наружной рекламы. Получается, что в каждом конкретном случае за выдачу разрешительной документации отвечает чиновник. Но бывает, что некоторые предприниматели устанавливают свои носители нелегально. Строгое исполнение закона позволило бы сделать данный вид бизнеса более прозрачным, ограничить коррупционные отношения, поднять планку отчислений в местный бюджет.
«Действующие правила размещения наружной рекламы в Воронеже были приняты еще в 2002 г., и сегодня они не соответствуют федеральному закону, - говорит генеральный директор муниципального унитарного предприятия «Городской центр размещения рекламы и информации» Константин Корнев. - В скором времени новые правила должны быть приняты городской думой и обретут статус местного закона. Без этого же документа мы просто связаны по рукам и ногам. Только с ним можно будет разработать генеральную схему размещения средств наружной рекламы на несколько лет вперед. Но быстро очистить город от лишних щитов нереально: имеются официальные разрешения предыдущей администрации, которые выдавались на пять лет, и аннулировать их не просто. Мы начали с инвентаризации хозяйства. Выявляем немало незаконных перетяжек и щитов, установленных без разрешений. Их демонтируем без лишних разговоров».
Долгосрочные договоры с победителями конкурсов и аукционов продолжают действовать в течение пяти лет после вступления закона в силу. Регионам предоставлено право увеличить срок - в зависимости от окупаемости рекламных конструкций. Законодатели пошли на это, чтобы ограничить чиновничий произвол: сейчас представители власти обычно стараются минимизировать срок действия договора с оператором.
Последнее слово должны сказать городские власти. В конце концов, вся наружная реклама по габаритам и оформлению согласовывается с главным художником города, следовательно, можно потребовать от него проявления элементарного вкуса и соблюдения эстетических норм. Впрочем, как и большей ответственности от ГИБДД - эта служба обладает правом «вето» на щиты и конструкции, мешающие обзору водителей. Постановление городской думы от 2002 г. запрещает навешивать на улицах перетяжки не чаще 75 м. друг от друга, а в Воронеже они на основных магистралях расположены сейчас через каждые 20 м.
Российская газета
18.06.2008
Комментарии
Написать комментарий