Статьи

Брэнд свежезамороженный

Брэнд свежезамороженныйРеальная стоимость брэнда важна лишь в одном случае - когда его нужно продать (или купить). Игры на понижение/повышение этой стоимости бывают на редкость зрелищными. Почему определение реальной стоимости брэнда стало особенно актуальным в последние годы? А потому, что на рынке слегка поменялся характер и формат сделок (в отличие от эпохи первоначального накопления).
Этому способствовало и способствует желание инвесторов вкладывать свободные денежные средства во все новые активы.

Поэтому, чтобы не промахнуться с рыночной стоимостью брэнда (а то и целой компании) при их продаже или покупке, приходится обращать серьезное внимание на общую рыночную ситуацию. Кроме того, представление о стоимости брэнда «позволяет адекватно реагировать на умышленные курсовые колебания, снижая вероятность совершения опрометчивых поступков при конъюнктурной недооценке или, наоборот, при спекулятивном перегреве акций компании».

Ага! Вот слово и сказано: спекулятивный перегрев. Или - конъюнктурная недооценка.

«ТРУДНО ПЕРЕОЦЕНИТЬ». Помните эту чудо-формулировку из советского прошлого? В бизнесе она заиграла новыми красками. Только отчего же трудно? Запросто можно. Точно так же, как и недооценить - если это кому-нибудь нужно.

Интересно в этом смысле взглянуть на рейтинги брэндов, публикуемые из года в год уважаемыми исследовательскими фирмами.

Начиная с 2005 года, в России агентство Interbrand Zintzmeyer & Lux AG составляет Топ-40 самых дорогих российских брэндов. В 2007 году из-за роста российской экономики в рейтинг вошли российские брэнды, чья стоимость превышает 70 млн. долл. (в прошлом году порог входа был ниже - 30 млн.). Стоимость брэнда определяется по методике головной компании Interbrand Zintzmeyer & Lux AG - Interbrand Corp.: вычисляется доля прибыли, которую компания получает за счет брэнда, рассчитывается роль брэнда в нематериальных активах компании, сила брэнда и риски компании.

К методике вычислений, к порогам входа и вообще к «волшебной сороковке» мы еще вернемся. А пока поговорим о другом.

БРЭНД - ЭТО ПЛЮС при прочих равных, разумеется. Любой брэндованный товар имеет свою «добавочную стоимость», которая зависит от перспектив, доверия или надежды потребителей и времени нахождения на рынке. То же самое относится и к бизнесам в целом. Вот что приятно: исключений это правило не знает.

Один из последних примеров: продажа Андреем Коркуновым в прошлом году 80% акций Одинцовской кондитерской фабрики (ОКФ), выпускающей конфеты под торговой маркой «А. Коркунов», американской компании Wrigley. Для российского кондитерского рынка рекордом стала сумма сделки - $300 млн. По некоторым оценкам, эта продажа состоялась очень вовремя.

Вспомним также продажу пивоваренной компании «Тинькоff» (и соответствующей торговой марки) бельгийской пивной корпорации InBev. Тогда владелец компании, предприниматель Олег Тиньков выбрал крайне удачное время для ухода из отрасли и неплохо заработал на продаже бизнеса - а все за счет умело раскрученного брэнда (хотя сыграли свою роль и другие факторы - современное производство, оптимальные логистические схемы и прочее).

Заметим кстати, что для Олега Тинькова и его компании продажа раскрученного брэнда - дело привычное (многие помнят сделку с ТМ «Дарья»).

СИЛЬНЫЙ БРЭНД ИЛИ СЛАБЫЙ, вопрос непростой. Все зависит от критериев оценки и от объема информации, которым вы владеете. «Брэнд в себе» не означает ровным счетом ничего. Ваша цель - чтобы ваш брэнд был сильнее брэндов основных конкурентов... только кто же раскроет вам истинное положение дел?

Для того чтобы определить позицию брэнда на рынке, необходимо проанализировать целый массив данных: сюда входят анализ текущей популярности брэнда, доли рынка, анализ долгосрочной популярности брэнда (т.е. анализ приверженности) и анализ распределения брэнда (количество сбытовых каналов, по которым распространяется товар данной марки, и сбытовых точек).

Кое-какую информацию можно найти в вашем же отделе продаж. Но часть данных можно получить только в результате дополнительных маркетинговых исследований: анализ восприятия брэнда потребителем (лояльность к брэнду), анализ потребления (удельный вес брэнда - доля данного товара (в стоимостном выражении) в числе других покупок потребителя, относящихся к данной группе), и анализ распространенности брэнда (мера проникновения товара на рынок). Несмотря на то, что эти исследования просты и отработаны, они требуют не только инвестиций, но и персонала, обладающего достаточной квалификацией для сбора подробного рода информации. Что делать, если компания не обладает необходимыми ресурсами, вопрос открытый. Первый ответ, который приходит в голову, - если качество исследования обеспечить не удастся, следует вообще отказаться от такого исследования.

Напомним: если вы не собираетесь продавать брэнд в ближайшее время, его стоимостная оценка не имеет большого смысла.

СМУТНЫЕ СОМНЕНЬЯ при любой оценке - уже повод остановиться и все перепроверить. Вернемся к последнему рейтингу 40 самых дорогих российских брэндов, опубликованному агентством Interbrand Zintzmeyer & Lux AG и еженедельником «BusinessWeek Россия». Если верить этим данным, вот уже три года на пьедестале почета - знакомые лица: два крупнейших оператора сотовой связи - «Билайн» и МТС - и пивоваренная компания «Балтика». У последней, помимо основного брэнда, в Топ-40 в этом году вошли еще два: «Арсенальное» (11-е место) и «Ярпиво» (18-е).

(Заметим: руководитель пресс-службы пивоваренной компании «Балтика» Алексей Кедрин хотя и называет оценку Interbrand «наиболее корректной» по сравнению с подобными рейтингами, он же считает, что стоимость брэнда «Балтика» «могла быть больше». «В нашей прибыли он занимает около 40%. Капитализация всей компании сейчас на уровне 8 млрд. долл., а брэнд «Балтика» оценен только в 2 млрд. долл.», - недоумевает он. Недостаточно оценены, по мнению г-на Кедрина, «Арсенальное» и «Ярпиво»).

В рейтинге 2007 года появились и новые участники: представитель российского автопрома, брэнд «Газель» (известен всего-то с 1996 года), причем с достойным для новичка результатом в 138 млн. долл. и не менее почетным 29-м местом.

А вот другой крупный автомобильный концерн - АвтоВАЗ - со своим основным брэндом «Лада» из рейтинга исчез. Хотя последнее обстоятельство вызывает некоторые сомнения.

Пусть нас уверяют, что причина «пропажи» «Лады» и появления «Газели» не в особенностях рекламных кампаний (объем и структура рекламы по обоим брэндам вполне сопоставима), а в простоте и последовательности рыночной позиции, но неплохо бы вспомнить и еще кое-что.

В 2007 году «Рособоронэкспорт» и «Тройка Диалог» запустили схему ликвидации перекрестной структуры собственности АвтоВАЗа. Пресловутый рейтинг брэндов был опубликован в конце октября, в течение нескольких месяцев в прессе муссировались слухи о покупке блокирующего пакета акций АвтоВАЗа концерном GM, а в декабре руководители АвтоВАЗа подписали меморандум о намерениях с французским автопроизводителем Renault. В феврале 2008 года Renault должен полностью выкупить блокпакет АвтоВАЗа. Сумма сделки превысит $1,3 млрд. АвтоВАЗ станет частью альянса Renault-Nissan - четвертого в мире по объему выпущенных автомобилей.

Возможно, и не случайно «Лада» на время пропала из «Топ-40». Игры на понижение происходят не только на фондовой бирже, но и на «рынке брэндов» (помните формулировку «конъюнктурная недооценка»?). Цели такого маневра не вполне прозрачны. Однако нелишне будет вспомнить и более давнюю историю - в конце 1960-х решение о стратегическом альянсе ВАЗа и FIAT было принято по мотивам, максимально далеким от рыночных. Впрочем, это всего лишь догадки. Попробуем дождаться следующего рейтинга.

«Что побьет любое зло?»

Петр Грек,
исполнительный директор
фармацевтического холдинга «Аконит», к. ф.-м. н.

Оценка брэнда - довольно интересная вещь. Есть несколько вариантов оценки: самый объективный - это, конечно, свободная торговля акциями компании, которая реально указывает на то, сколько люди готовы платить за брэнд. Пример прост - существуют в мире десятки компаний, стоимость которых по биржевому курсу иногда в разы превышает их все активы + годовые продажи вместе взятые... Значит, люди, инвесторы видят в них большой потенциал. Но возникает интересный вопрос - если компания не котируется на рынке, то как узнать - ее продукт брэндированный или нет? Мое мнение: если вам удается долго, стабильно и успешно продавать товар, причем дороже, чем конкуренты (пример, шоколадные батончики Mars: их производитель - непубличная компания), или по такой же цене, но намного больше, то ваш товар - это брэндированный товар.

Следует отметить еще один фактор. На рынке FMCG, да и на любом другом рынке, велико влияние суммы рекламных бюджетов на создание брэнда. Хотя слоган «Большое бабло бьет любое зло» верен лишь отчасти.

The Chief

16.04.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Ткань авангарда

Ткань авангарда
Ткань авангарда. Русский текстильный авангард 1920–1930-х годов — явление многогранное. Это сплав экспериментального абстракционизма, законов комбинаторики народного орнамента, функциональности русского конструктивизма и тенденций моды начала ХХ века. Мы предлагаем читателю взглянуть на одежду и ткани авангарда глазами художников-проектировщиков, представителей школы текстильного дизайна революционной эпохи, включая краткий, но яркий период агиттекстиля. Именно этот период подытожил многочисленные дискуссии о стилях, технологиях и роли художника-производственника в «перестройке быта». «Ткань Авангарда» — книга полностью посвященная дизайну текстиля начала XX века. Изданий такого объема и качества проработки материала посвященных теме авангарда в текстильном искусстве нет. Книга разделена на две части: научно-популярную и иллюстративную. Обширная коллекция научно атрибутированных образцов текстильного орнамента представляет ткани в натуральном масштабе 1:1. Многие из них читатель увидит впервые. Альбом такого объема ранее не публиковался.  «Русский текстильный авангард» находится в одном ряду с такими терминами, как «Архитектурный авангард», «Фотоавангард», «Театральный авангард». В каждой из этих областей энергия авангардизма нашла собственное, уникальное воплощение. Но если другие «авангарды» уже в какой-то мере описаны и изучены, то новаторство в области текстильного дизайна только начинает осознаваться. Особое место в книге отведено новой роли конструктивистского опыта дизайна тканей: это не обособленное явление, а один из важнейших стилеобразующих факторов развития искусства, от которого берет начало интернациональный стиль. Читатель легко обнаружит ведущую роль авангардистской геометрии не только в построении орнамента, но и в развитии всей системы выразительных средств искусства XX века. Книга представляет такие знаковые фигуры авангардизма, как Любовь Попова, Варвара Степанова, Надежда Удальцова, Людмила Маяковская, Александра Экстер...  Именно они разрабатывали эскизы тканей для знаменитой Трёхгорки, «Красной розы» и Первой ситценабивной фабрики в Москве. Создавал эскизы для ткани супрематической орнаментировки и Казимир Малевич. Маяковская, Степанова и Попова преподавали во ВХУТЕМАСе, где впервые был открыт текстильный факультет. Эскизы и крой костюмов созданные Александрой Экстер для журнала «Красная нива» сейчас смотрятся очень актуально, и интересны не только с точки зрения истории костюма. В книге представлены эскизы и реконструкции костюмов, образцы тканей и аксессуаров.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

17.05.2025 - 20:34
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация