Статьи

Скромное обаяние

Скромное обаяниеВ этом месяце АФК «Система» наконец прорвалась в страну, знаменитую своими нищими. Холдинг получил контроль над индийским телекоммуникационным оператором Shyam Telelink Ltd и вскоре сможет работать на рынке, где впроголодь живут 680 млн человек. Ясно, что инвестора интересуют не они, а те 200 млн, которые составляют высший и средний класс Индии.

Но заработать можно и на прослойке, которая худо-бедно сводит концы с концами, а это еще почти 250 млн потенциальных клиентов. Нужно только найти к ним подход.

 ...Не ссылайся
На то, что нужно. Нищие и те
В нужде имеют что-нибудь в избытке.
Сведи к необходимостям всю жизнь,
И человек сравняется с животным.
Уильям Шекспир
Король Лир

Людей, занимающих на социальной лестнице ступеньку между откровенно бедствующими и благополучными, аналитики обозначают выражением «следующий миллиард». Этот термин появился четыре года назад, и сегодня им пользуются не только американское и британское агентства международного развития USAID и British Department for International Development, но и частные корпорации. «Несколько крупнейших транснациональных компаний используют понятие "следующего миллиарда" в составлении своих 3-5-летних планов по вхождению на рынки развивающихся стран, - говорит ведущий специалист вашингтонского World Resources Institute (WRI) Роберт Кац. - Например, Visa International, Intel, Microsoft, Shell, Vodafone, Amway».

«Следующий» - потому что до недавнего времени большинство крупных компаний «затачивали» свои товары и услуги под покупателей с доходами среднего и высшего уровней. Таких в мире, по данным The Boston Consulting Group (BCG), 2,5 млрд человек. Но исследователи утверждают, что бизнес может дотянуться и до кошельков группы населения, совокупный доход которой в мире составляет $2,55 трлн в год по паритету покупательной способности (ППС). На самом деле их немного больше миллиарда - 1,11 млрд, по данным WRI. И если уверить их в глубочайшем к ним почтении, они с удовольствием обеспечат доходность не ниже той, что приносит торговля в более высоких сегментах.

ВОТ ОН КАКОЙ, ТАКОЙ НЕПРОСТОЙ

Всего в мире примерно 4 млрд малообеспеченных людей. По мнению индийского экономиста, профессора Мичиганского университета Коимбаторе Прахалада, потенциал «рынка бедняков» по паритету покупательной способности равняется $13 трлн. Группа исследователей во главе с вице-президентом WRI Алленом Хаммондом дает более скромную оценку - $5 трлн в год. Это в два с лишним раза меньше, чем у зажиточной части пирамиды ($12,5 трлн). Но если представить их себе как население одной страны, то ее экономика вошла бы в десятку крупнейших в мире, опередив Россию, Бразилию или Индию. Сегодня по своему развитию такая страна, говорится в исследованиях BCG, напоминала бы Китай 1980-х гг. или Индию 1990-х.

С 2,5 млрд благополучных жителей мира корпорации уже освоились, на очереди миллиард победнее

2% своего дохода «следующий миллиард» тратит на самое необходимое
26 млн бедняков в 15 африканских странах освоили мобильные услуги Celtel
€126 выплаты средне-статистического жителя ЦВЕ по потребительским кредитам в 2006 г.

Впрочем, бизнесу интересны не все бедняки. Если двигаться по социальной пирамиде вниз, «следующий миллиард» начинается на уровне годового дохода $3000 по ППС на человека. Где он кончается, зависит от региона. В среднем, утверждает BCG, на уровне $2000. А Роберт Кац считает, что доход нищих, обслуживать которых - дело благотворительности, а не бизнеса, не превышает $500: «Бизнесу очень сложно выйти на потребителя с меньшим доходом». В BCG полагают, что в Китае имеет смысл охотиться за покупателем, получающим от $765 в год, в Индии - от $888, в Бразилии - от $1200.

Прелесть этой категории в том, что в среднем ее представители тратят на первостепенные нужды 72% своего дохода - за оставшиеся деньги вполне могут побороться продавцы связи, бытовой техники, автомобилей и прочих «излишеств». К тому же доходы «следующего миллиарда» растут быстрее, чем экономики их стран. Недостаток в том, что доходы этого класса нерегулярны. В Бразилии, как показали опросы BCG, почти 60% «забытых клиентов» не имеют постоянной работы, 82% получают зарплаты наличными. А еще у них обостренное чувство собственного достоинства. «[Им] не нужны упрощенные варианты товаров и услуг, которые предлагают покупателям в высоком сегменте. Если они вкладываются в мобильный телефон или другой продукт, они хотят, чтобы он и был практичен, и соответствовал их социальным чаяниям», - пишет BCG в своем сентябрьском исследовании бразильского рынка телекоммуникаций. Другими словами, телефон нужен такой, чтобы никто не сказал, что это «мобила для нищих». И не дай бог производителю появиться на развивающемся рынке с моделью предыдущего поколения, вышедшей в тираж в богатых странах, - провал гарантирован.

СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ВАС

Бедный покупатель привередлив, говорят исследователи. Он долго выбирает, взвешивает все «за» и «против». При этом цена для него не главный фактор, ему важнее понимать, что производитель или оператор подумал о его потребностях, а не о его бедности. Как это сделала Nokia, выпустившая в январе модель 1209, говорит Арвинд Субраманьян, партнер и директор офиса BCG в Мумбаи. Этот телефон стоит €35 и «наворочен» так, что богатым пользователям и не снилось. Помимо фонарика и пыленепроницаемого корпуса в телефоне есть программа, учитывающая до пяти индивидуальных профилей - для каждого пользователя она ведет отдельный счет трафика и содержит записную книжку на 200 номеров. Для Индии, где в небогатых семьях, как правило, один мобильник на всех, это важно.

Shyam Telelink, приобретенной АФК «Система», еще не выделили частоты, и компания пока не рассказывает о своих планах на индийском рынке, но если она заинтересуется малообеспеченными клиентами, ей будет у кого поучиться.

Компания Celtel, начинавшая работать в Уганде, за 10 лет заманила в свою сеть 26 млн человек в 15 африканских странах. Продавала карточки предоплаты от $0,5, отменила плату за роуминг в приграничных районах. Три года назад ее за $3,4 млрд купила кувейтская компания МТС, позже переименованная в Zain Group. Следующий проект оператора - бесплатная поставка мобильных телефонов в бедные районы, по одному на всю деревню.

Safaricom, долей которой владеет Vodafone, запустила на рынке Кении систему M-PESA, которая позволяет выполнять переводы денег посредством мобильной связи. Это удобно потребителям, у которых нет банковских счетов или живущим в районах, где просто отсутствуют отделения банков.

Microsoft в прошлом году выпустила упрощенную версию операционной системы Windows Vista - Windows Vista Starter. Она предназначена для рынка 139 развивающихся стран, то есть продается за пределами Евросоюза, США, Канады, Австралии и Японии. Starter намного дешевле своей «старшей сестры», работает на недорогом низкопроизводительном оборудовании, но предлагает все функции, которые необходимы для работы в Интернете, использования образовательных и офисных программ, приложений для малого бизнеса. Правда, продажи Windows XP Starter, которая в несколько раз дешевле «нормальной»версии, оказались до смешного малы - несколько десятков миллионов долларов. Все-таки пираты беднякам ближе.

Особую заботу относительно небогатые клиенты ценят и в России, где 72 млн малообеспеченных граждан, но только 11 млн из них - за чертой бедности. BCG приводит в пример рекламную кампанию Dacia/Renault Logan. В 2006 г. эта модель заняла второе место по популярности в России, ее купили 56 249 человек, при том что цена была $11 495, всего на $30 ниже аналогичного по качествам VW Pointer, который приобрели только 1678 человек. Такой гигантский разрыв эксперты почти целиком относят на счет слогана «Хорошая машина может стоить €6000, несмотря на технический прогресс» и акцента на том, что модель разработана специально для Восточной Европы и России.

Отечественный водитель по понятным причинам считает, что одна из главных особенностей автомобиля, разработанного специально для него, - увеличенный просвет. На самом деле производитель Logan изыскал и другие способы учесть особенности национального рынка: в автомобиле на 50% меньше деталей, чем в других моделях Renault, ограниченное количество электроники, зеркала заднего вида симметричны и поэтому могут быть установлены как на правую, так и на левую стойку.

«При работе со "следующим миллиардом" можно иметь такую же маржу, как и при работе со средним классом, - уверен Кац из WRI. - У некоторых компаний это не получается, потому что они просто пытаются сделать уже существующий продукт немного дешевле. Это не работает. Компании, которые стремятся к марже в 50%, должны будут над этим поработать, но это возможно».

ЭКОНОМКЛАСС

Низкая себестоимость, как ни крути, главное оружие бизнеса при освоении «следующего миллиарда». BCG в своем исследовании сегмента «забытых покупателей» в Центральной и Восточной Европе (ЦВЕ) перечисляет ключевые факторы успеха - это экономия на разработке (например, уменьшение размера упаковки, упрощение продукта), поставках, производстве (предпочтительно организовать местное производство) и дистрибуции (использование прямых каналов). В сбыте и маркетинге со «следующим миллиардом» срабатывают гибкие цены (доступность), потребительские кредиты (в 1999 г. средний житель Центральной и Восточной Европы платил в рассрочку €26, в 2006-м - €126), дешевые модели под основным брендом.

Всемирно известный бренд на небогатых покупателей действует безотказно, но у местных компаний, решивших побороться за «следующий миллиард», свои преимущества, говорит глава BCG в Пекине Дэвид Майкл: «Они готовы работать в отдаленных областях, могут не беспокоиться о мировом имидже бренда, и им легче решать вопросы местного регулирования и политики, это важно для создания прибыльной бизнес-модели». Поэтому поставки дешевых компьютеров для сельскохозяйственных районов Китая успешно освоила местная Lenovo, рынок мобильной связи для пользователей с низкими доходами - China Mobile.

Мобильная связь, судя по комментариям аналитиков, одна из первых услуг, которой в скором будущем будет обеспечен «следующий миллиард» и благодаря которой на него выйдут другие виды бизнеса. «Совсем недавно 100 млн человек не имели доступа к микрофинансированию, - говорит Аллен Хаммонд из WRI. - А сейчас можно предположить, что уже через пять лет мы увидим 1 млрд новых потребителей, получивших доступ к банковским услугам, в том числе посредством мобильной связи». А вслед за финансовым сектором, предсказывают исследователи, к беднякам подтянутся и остальные: водоснабжение, здравоохранение, строительство дешевого жилья.

Андрей Злобин
smoney.ru

29.01.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Энергия шрифтов 2

Энергия шрифтов 2
Энергия шрифтов 2. Книга "Энергия шрифтов 2" предлагает читателю более 1600 различных шрифтов, созданных в самых известных на сегодняшний день дизайн-студиях всего мира для дизайнеров, режиссёров, арт-директоров и типографов, и рассказывает о лучших работах. "Энергия шрифтов 2" поможет Вам найти наиболее высококачественные и современные шрифты. Вы узнаете о таких агентствах, как No Bodoni, Underware, You WorkForThem, а также Parkinson, Holland Fonts и Neufville Digital. Стили шрифтов варьируются от лучших классических работ Франсистека Сторма до новейших работ студии Atomic Media. Полный список дизайнерских мастерских, их веб-сайтов и телефонных номеров позволяет читателю напрямую задать интересующий его вопрос дизайнеру. Не менее полезны окажутся глоссарий терминов по типографике и индекс для быстрого поиска. "Энергия шрифтов 2" издана вместе с диском. Книга и диск - это лучший способ найти универсальный шрифт на все случаи жизни или же особенный экспериментальный шрифт для изысканного проекта.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

31.05.2025 - 23:55
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация