Статьи

Большая стирка для грязного PR

"Черный пиар" в корпоративных конфликтах уже далеко не редкость и практически никто от него не застрахован. В какой-то момент ваша фирма может стать прибыльнее и привлекательнее, что неминуемо вызовет зависть у конкурентов. И тогда, как говорят, только держись. В таких ситуациях в СМИ зачастую появляется информация, которая наносит непоправимый вред репутации вашей компании. Эти проблемы нужно встретить во всеоружии. Кроме того, эксперты выяснили, что иногда эту напасть можно вообще предотвратить.

Известно, что масс-медиа отдают предпочтение негативным событиям, таким как аварии, скандалы, ошибки, утечка компрометирующей информации и т. п. Следует признать, что в целом эта черта присуща не столько масс-медиа, сколько читателям и зрительской аудитории, которые предпочитают плохие новости хорошим в соотношении 7:1, что подтверждено исследованиями. Именно поэтому в отношениях между службами "паблик-рилейшнз" и журналистами заложен конфликт. Ведь PR-отдел организации хочет, чтобы в СМИ появлялись только хорошие новости, а журналисты гоняются за сенсациями, зачастую отнюдь не положительными. И здесь возникает серьезная проблема для специалистов по PR, которые как раз избегают плохих новостей. Какие же следует принять меры, если в газетах или на телевидении появилась информация, компрометирующая компанию?

Стратегия борьбы

В этом случае существует два варианта. Первый – когда провокационное сообщение не соответствует действительности. Стоит отметить, что на сегодняшний день СМИ, как бы сенсационно ни выглядело сообщение, не станут публиковать непроверенную информацию. Ведь цена, уплаченная за публикацию подобного сообщения, в десятки раз меньше той, которую придется компенсировать изданию или каналу в случае если пострадавшая от клеветы сторона подаст иск в суд.

Всем известен пример разбирательства между "Альфа-Банком" и газетой "Коммерсантъ", в результате которого репутацию "Альфа-Банка" оценили в 11 млн. долларов в связи с появлением в газете неверной, хотя и проверенной, по словам журналистов "Коммерсанта", информации.

Если же такое информационное сообщение все-таки вышло, на начальной стадии оно может вызвать сильный общественный резонанс, но с последствиями можно справиться весьма быстро и, как показывает практика, легко. Достаточно выпустить серию опровергающих материалов, сделать несколько заявлений, а также успокоить общественность необходимыми доказательствами, если этого требуют обстоятельства. Материалы такого рода, представляющие интерес для СМИ, публикуются на информационных полосах. Хотя очень часто компаниям приходится платить за то, чтобы данные разместили "в нужном месте и в нужное время". Стоимость в этом случае зависит от тиража и "раскрученности" издания (например, небольшая заметка в "МК" стоит около 400 000 рублей, статья размером со страницу в женском журнале "Лиза" – около 12 000 долларов). Стоимость прочих антикризисных мероприятий зависит от масштабности акции и солидности предприятия.

Второй вариант появления в СМИ компрометирующей информации более проблематичен. Не всегда в руки конкурентов попадает информация, не имеющая под собой реального основания. Организованная "утечка информации" и так называемый "черный пиар" стали весьма популярными приемами в наши дни. Этот "запрещенный прием" ставит перед предприятием гораздо более серьезные задачи. Но они разрешимы.

Итак, главным правилом в сложившейся ситуации является честность, открытость и оперативность организации во время кризиса. Быстрое прохождение в прессе подготовленных вами материалов приостанавливает возникновение слухов. Необходимо мгновенно начать сотрудничать с масс-медиа, постараться помочь им в освещении текущих событий. Фраза "без комментариев" невероятно усиливает враждебность и создает впечатление, что компании действительно есть что скрывать. Говорите все и говорите это поскорее!

При появлении в газете или на телевидении информации, порочащей репутацию фирмы, вы должны руководствоваться следующими правилами:

1. Необходимо моментально реагировать на запросы прессы.

2. Обнародовать нужно только известные факты о причинах или последствиях любой кризисной ситуации. Догадок и гипотез, которые могут стать причиной возникновения слухов, следует избегать. Но в то же время необходимо предоставлять постоянный поток информации, даже в ситуации, когда изменений нет. В результате может возрасти доверие к компании.

3. Как только достаточный объем информации, освещающей ситуацию, собран, следует немедленно организовать пресс-конференцию. Журналисты должны получить ответы на все вопросы. Причем стоит учитывать время выхода теленовостей или газет и в зависимости от этого назначать время мероприятия. При этом его минимальная стоимость может колебаться от 3000 до 4000 долларов.

4. На пресс-конференции обязательно должны быть первые лица. Их отсутствие производит негативное впечатление на общественность. На роль выступающего необходимо назначить человека, которому верят журналисты. Кроме того, нужно помнить, что его внешность, голос, манера говорить будут воздействовать на телевизионную аудиторию.

5. В некоторых случаях, если компрометирующая информация, опубликованная в СМИ, вызвала невероятный общественный резонанс, следует оперативно создать "горячую линию". Именно hot line – одно из самых эффективных средств по установлению контактов с общественностью. Сообщение о введении "горячей линии" должно появиться в газетах и/или на телевидении. Оно поможет установить двустороннюю связь с общественностью и таким образом позволит предоставлять информацию, а также получать сведения об общественном мнении.

6. Эффективной мерой может стать создание пресс-центра для связи с прессой и телевидением, если такового нет в PR-отделе. Через него репортеры смогут получать свежую информацию.

7. Пресс-центр, "горячая линия" и т. п. должны быть доступны 24 часа в сутки, также следует фиксировать содержание звонков для того чтобы знать, какие вопросы интересуют журналистов больше всего.

Ничего экстраординарного в планы кризисной ситуации не закладывается. Любую компанию будут уважать за честность, если она публично признает ошибку и предложит исправить ее. Важно помнить, что любая кризисная ситуация распадается на определенные вопросы: что случилось? почему случилось? как это повлияло на людей? что вы собираетесь сделать, чтобы этого не повторилось?

Основной задачей является способность ответить на все эти вопросы, а также организовать работу так, чтобы начать выход из кризиса в следующие 15 минут. Необходимо активно сотрудничать со СМИ и общественностью таким образом, чтобы не запятнать доброе имя компании. Следует быть впереди информационного потока, а не позади него. Итак, даже серьезный кризис при умелом его разрешении не может поколебать статус компании.

Опыт компаний: план по выходу из кризиса

Несколько лет назад о филиале компании "Колгейт – Палмолив" в Малайзии появились сообщения, что фирма якобы использует свиное сало при производстве зубной пасты "Колгейт". По сути дела, это была яростная кампания, направленная на снижение продаж продукции предприятия в мусульманских странах.

Как же отреагировали сотрудники компании?

Во-первых, было решено сразу отказаться от конфронтации с организаторами обвинения, ведь это только поспособствовало бы распространению слухов. Были предприняты следующие действия:

1.Проведены разъяснительные беседы с мусульманскими лидерами.

2.Прошла серия публикаций, опровергающих слухи, при поддержке исламских органов печати.

3.Чтобы усилить позиции фирмы, на завод были приглашены сотрудники Государственного института стандартов и промышленных исследований с тем чтобы проконтролировать процесс изготовления зубной пасты. Кроме того, в мероприятии участвовали ведущие журналисты из ежемесячных журналов исламского направления.

4.Проводилось постоянное наблюдение за осуществлением вышеперечисленных мероприятий и круглосуточный мониторинг средств массовой информации.

Осуществление данных действий привело к позитивным переменам. Слухи затихли, ситуация нормализовалась, продажи росли. Кроме того, некоторые мусульманские лидеры и руководители школ запросили бесплатные партии зубной пасты для распространения. Это окончательно успокоило общественность.

Сотрудничество с масс-медиа

Необходимо помнить, что заранее правильно выстроенные отношения со средствами массовой информации могут принести неоценимую пользу.

Дружественные издания и каналы телевидения могут предотвратить попадание компрометирующей вас информации в коммуникативное пространство или как минимум предупредить вас о такой возможности. Тогда компания сможет быть во всеоружии во время зарождающегося кризиса. Во время самого кризиса дружественные СМИ могут помочь акцентировать внимание общественности на определенных фактах, тем самым помогая вам управлять общественным мнением, направляя его в нужное русло.

Как возместить ущерб?

Если защитить деловую репутацию компании не удалось мирным путем, то можно обратиться с иском в суд. Так как негативная информация может стать причиной убытков, от ответчика имеет смысл требовать не только опровержения информации, но и возмещения ущерба.

Приготовьтесь собрать доказательства того, что убытки у вашей фирмы возникли именно из-за распространения порочащих вашу репутацию сведений (постановление Президиума ВАС от 15 сентября 1998 г. по делу № 4264/98).

Также следует представить доказательства того, что сумма реальных убытков совпадает с суммой в исковом заявлении (п. 10 и 11 постановления Пленума Верховного Суда и Пленума ВАС от 1 июля 1996 г. № 6/8).

А вот компенсировать моральный ущерб не получится, поскольку его можно причинить только гражданину, а не юридическому лицу. На это указано в статье 151 Гражданского кодекса. Однако потребовать компенсировать моральный ущерб могут работники компании (ст. 151 и 152 ГК РФ). Для этого они должны подать в суд отдельные иски и доказать, что порочащие фирму сведения причинили вред их чести, достоинству или деловой репутации.

От игнорирования до суда...

Светлана Одинцова, PR-менеджер, группа компаний "Альфа-Интегратор" – "БААН Евразия":

– Если в СМИ вдруг появилась информация, компрометирующая вашу фирму, перед тем как предпринимать какие-либо действия, стоит оценить обстановку. Если речь идет о публикации в сомнительных или скандальных СМИ, на мой взгляд, вообще не следует никак реагировать. В остальных случаях можно провести позитивный контр-PR по данной теме.

В исключительных случаях, когда вы имеете дело с публикацией в достаточно известном органе печати, содержащем вопиющую ложь о вашей компании и пятнающем ее имя, необходимо не бояться подать в суд. Однако зачастую, как показывает практика, средства массовой информации просто отказываются публиковать опровержения по решениям суда. Поэтому вопросы правового регулирования, защиты деловой репутации компаний нас очень волнуют, и хотелось бы, чтобы в процессе становления СМИ как инструмента демократии эти проблемы нашли свое решение.

Также я считаю, что отчасти "черный пиар" можно предупредить. Например, для этого в компании нужно правильно организовать PR-службу. Чем эффективнее будет ее работа, тем труднее будет сфабриковать о деятельности компании отрицательное общественное мнение. Кроме того, важно поддерживать хорошие отношения со своими действующими заказчиками. Не бросать клиента после продажи продукта или завершения проекта, а продолжать сотрудничество. Лучшее средство против "черного пиара" – это позитивный отзыв заказчиков.

О.А. Волкова
"Федеральное агентство финансовой информации"
"Бухгалтерский учет"

20.11.2006

на печать


Комментарии

Гость
22.11.2006 14:42 | сообщение #1
 

слабая статья... списана из какого-нибудь учебника по пиару

АГЕНТ
22.11.2006 18:35 | сообщение #2
 

По большому счету в условиях России - это называется само уничтожение торговой марки. Автор описал западный опыт. К сожалению в России данные советы фактически приведут к огромным финансовым затратам в области опровержения событий и еще не факт, что все действия не навредят компании.

Самое эффективные контро действия - это договориться в тихом финансов-диалоговом режиме с оператором проблем. Если погасить данное событие не представляется возможном. То надо готовиться к приличным расходам. Как правило намного дешевле и правильнее договориться (оплатить) в зачаточном состоянии.
В принципе все зависит от деятельности компании, ее проблем. нет универсального совета есть тока индивидуальное решение. Но ни в коем случае нельзя
дегстанировать проблему (из серии мы крутые). Оптимально все решить лучше по тихому.
Если не получается то действовать методом превосходства и донесения. Но в любом случае это большие затраты и выйти из этого положения тока можно оптимально выбработав стратегию по решению данной проблемы с наименьшими затратами/

Оценка статье - 4 балла.
Удивляет то что неужели трудно написать грамотную статью а не копировать устаревшие западные статьи


redactor
23.11.2006 0:13 | сообщение #3
 

Уважаемый АГЕНТ я с удовольствием опуюликую Вашу хорошую статью.
Вы правы, тема очень сложная, особенно для России.
Валентина Крылова

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

19.04.2024 - 20:52
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация