Про дизайн

Залезть в бутылку: дизайн упаковки как основа продвижения

Залезть в бутылку: дизайн упаковки как основа продвижения

Дизайн упаковки - одно из самых интересных направлений рекламного дизайна. Это связано с многогранностью упаковки. С одной стороны, она является мощным рекламоносителем (огромные тиражи, непосредственный контакт, отсутствие раздражения у потребителей). С другой - дизайн упаковки позволяет формировать визуальную культуру потребителя.

Ведь именно он позволяет добавлять продукту дополнительную ценность, создавать нужный характер и настроение. Более того, дизайн упаковки вполне может быть произведением искусства. Что, в свою очередь, поможет продукту стать более продаваемым.

Еще одним важным положительным отличием дизайна упаковки от других направлений рекламного дизайна является возможность выйти за пределы одной плоскости, работать с объемом, с материалом, с сочетанием различных материалов. Об этом и пойдет речь ниже.

Немного истории …

Многие ученые пытаются датировать появление упаковки. Увы, сделать это нелегко. Однако очевидно, что история упаковки насчитывает не один век. В 1922 году на территории Западного Ирана во время раскопок был найден сосуд, сделанный пять тысяч лет назад. После тщательного анализа ученые установили, что обнаруженный в нем осадок по своему химическому составу может быть пивом. Во время той же экспедиции обнаружили кувшин, в котором, по данным экспертов, хранили вино. Кувшины значительно отличались друг от друга. Пивной мог находиться в вертикальном положении, винный же должен был лежать на боку. Пробкой для него служила специальная затычка, не пропускавшая воздух и, соответственно, предохранявшая вино от брожения.

Первой упаковкой вина признана историками амфора, или ханаанский кувшин. Стандартная амфора вмещала в себя около 30 литров и была очень удобной для перевозки. Благодаря своей форме амфоры легко укладывались в трюмах кораблей в несколько слоев. Отметки на них были прообразом этикетки. Так, на амфоре можно было обнаружить информацию, какая жидкость в ней присутствовала, в какое время продукт изготовлен и т.п. Такая отметка служила гарантией высокого качества предлагаемого товара.

Хочется подробнее остановиться на российском дореволюционном дизайне бутылок. Многие бутылки, выполненные в то время, не теряют актуальности и сегодня. При невысоком уровне технологии производства позапрошлого века там можно найти очень интересные творческие и технические решения.


Не менее интересными были и дореволюционные пивные бутылки. При минимальном размере этикетки они представляли собой интереснейшие по оформлению продукты. Этикетка могла вовсе отсутствовать, но и это не мешало идентификации продукта.

Дизайн упаковки. День сегодняшний …

По каким критериям вы выбираете товар, лежащий на магазинной полке? Многие, не задумываясь, ответят: по этикетке. Конечно, для многих этикетка является тем маячком, который выдает нам первичную информацию о продукте. Однако упаковка не менее важна. Примеров тому масса, особенно в винно-водочной индустрии. Во-первых, Absolut - классический пример, когда форма бутылки является основой коммуникации. Можно изменять, корректировать внешний вид этикетки, но форма бутылки останется неизменной и абсолютной. Форма бутылки иногда играет основную роль в формировании визуального образа бренда. Это направление в дизайне еще слабо развито на нашем рынке, но за ним будущее.

Другой пример, уже из российской реальности - "Флагман", где основной визуальный элемент - орден - выполнен из стекла, а этикетка второстепенна. Уверен, отклей от бутылки этикетку и выстави ее на полку - продукт останется узнаваемым с первого раза. К сожалению, и это работа не наших дизайнеров (дизайн этикеток, бутылок и пробок для водки "Флагман" разработан английской студией Дэвида Тейлора).

Кстати эксперимент с отклеиванием этикетки - хороший тест на индивидуальность продукта. Немногие отечественные производители могут похвастаться результатами "Аbsolut" и "Флагмана". Конечно, этикетку не стоит сбрасывать со счетов. Во многих проектах она играет главную роль (без нее мы вряд ли узнали бы название того же Absoluta). Скажу больше: этикетка, форма бутылки, укупорка, короб - это единая композиция. Одно дополняет другое, и дизайн всех элементов должен разрабатываться одновременно в единой творческой концепции.

Наш ответ Западу

Проект "Зеленая Марка" - достойный ответ западным дизайнерам. Изначально была выбрана концепция продукта - "Водка 60-х". Важно было не только создать продукт, похожий на старые советские водки, но и подчеркнуть современность, добавить "богатства".

Исходя из этого, разрабатывался внешний вид - бутылка и этикетка одновременно. В итоге получился красивый лаконичный проект. Трудно представить эту этикетку на другой бутылке. Несмотря на простые формы, водка отлично выделяется даже на обыкновенной полке. Продукт получился и современным, и ностальгически советским одновременно.

На соответствии дизайна бутылки и характера бренда стоит остановиться отдельно. Можно придумать и воплотить очень красивую форму, но она совершенно не будет соответствовать названию. Пример - водка Kauffman: интересная бутылка, но назвать ее водочной никак нельзя. Продукт позиционируется как элитная купажная водка, но внешне это никак не выражено. Скорее очень напоминает большой флакон одеколона. А в качестве положительного еще раз можно привести "Absolut" - абсолютно чистая водка преподнесена в виде стилизованного медицинского флакона - красиво и оригинально.

Еще несколько примеров оригинального решения упаковки:

  1. Водки и настойки "Лампочка" (Украина) - простое и оригинальное решение. Этот продукт даже не надо комментировать. Кстати, это пример, когда можно совсем обойтись без этикетки - эту бутылку всегда будут называть лампочкой.
  2. Зарубежная работа - ликеры ROHOL (Thorburn Design). Пример того, что не всякая бутылка - стекло.
  3. Еще одна бутылка - не совсем коммерческий проект, но хорошая иллюстрация творческого подхода к дизайну бутылки (дизайн: Art 376, Pen State University. Self-Promotion).
  4. Выше уже говорилось о проекте "Зеленая Марка". Помимо базового продукта необходимо было разработать премиальную водку под этим же брендом. Решение лежало на поверхности - из чего пили водку в ресторанах СССР? Родился продукт - стильный графин водки "Зеленая Марка".
  5. Еще один продукт российского дизайна - "Шустовъ", который представляет собой возврат к исторической тематике. Конечно, многое здесь взято из истории бренда "Шустовъ", но сделано очень качественно.
  6. Из пивных брендов можно отметить пиво Tinkoff. Хорошая адаптация исторических мотивов в стилистике современного продукта. К недостаткам, правда, можно отнести небольшое количество деталей, выдавленных в стекле. Кроме того, надписи можно было бы сделать разными по объему. Ведь если посмотреть на старинные образцы, то можно увидеть в стекле мельчайшие детали, вплоть до перышка в фигурах птиц. Это, конечно, детали, но именно они создают впечатление о продукте.
  7. Пример функционального дизайна бутылки - пиво Holstein. При классическом внешнем виде дополнительную ценность придает открывалка в донышке бутылки.
  8. Обновленный дизайн джина Gordon’s. Красивая элегантная бутылка. Небольшая этикетка как бы дополнена надписями в стекле. Но главная изюминка - нестандартная форма сечения бутылки. Выглядит красиво, современно и удобно ложится в руку.
  9. Не только напитки разливают в бутылки. Пример из жизни соусов - Geo Collection (дизайн: UNIQA C.E.). Данная серия объединена общей концепцией "Соусы мира". Визуальное решение иллюстрирует идею позиционирования плюс решает задачу отстройки от категории кетчупов.




Основа всего - производство

Несколько слов о технологиях. Существует ряд особенностей при выдуве стеклянных бутылок. Многое зависит от технологических параметров процесса, от того, кто является производителем, какие выдувные машины применяются, какие формы, какой песок используется в процессе работы и т.д. Одним словом, дизайнер должен обладать инженерными познаниями, чтобы все то, что он задумал, воплотилось правильным образом. Но это тема отдельной статьи.

Последний штрих к портрету

По прочтении этой статьи может сложиться впечатление, что хороший дизайн напитка должен обязательно включать оригинальную по форме бутылку. Конечно же, это не так. Дизайн бутылки - всего лишь одно из направлений, достаточно перспективных, на мой взгляд, но все же не единственно верное направление. Главное правило дизайна заключается в том, в дизайне нет жестких правил. Как говорится: "Это не догма, а руководство к действию".

Альманах "Лаборатория рекламы, маркетинга и PR"

05.07.2005

на печать


Комментарии

dk
05.07.2005 9:30 | сообщение #1
 

"Пример функционального дизайна бутылки — пиво Holstein. При классическом внешнем виде дополнительную ценность придает открывалка в донышке бутылки. "
- А ОТКРЫВАЛКА-ТО У ТУБОРГА! :))

dk
05.07.2005 9:34 | сообщение #2
 

"пиво Holstein. При классическом внешнем виде дополнительную ценность придает открывалка"
- А ОТКРЫВАЛКА-ТО У ТУБОРГА! :))
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЕЕ!

мия
05.07.2005 21:44 | сообщение #3
 

"на амфоре можно было обнаружить информацию, какая жидкость в ней присутствовала, в какое время продукт изготовлен и т.п."


- А, и т.п. в данном случае, что именно?

Андрей
21.07.2005 10:43 | сообщение #4
 

Очень хорошо продумано и удобно с кольцом у бутылки tuborg ,но самое прикольное, ето создаваемый пшик, при открывании,и потом идет дымок,super!!Все продумано в мелочах молотцы !А вот клинское, и сокол со своей бридятиной,полный отстой,Учитесь







!

MARTIN
31.10.2005 3:55 | сообщение #5
 

ни разу не видел туборг в такой бутылке, но на ру/уа рынке уже три года существует слабоалкоголка shake, в которой это реализовано.

ЕЛЕНА
05.02.2006 20:24 | сообщение #6
 

да не зря упаковку признали 5 р маркетинга

Татьяна
15.09.2006 14:03 | сообщение #7
 

Мне очень интересна статья, т.к. наша компания не только производит бутылки, но и декорирует, причем не все знают, что существует несколько видов декора.
Насчет дизайна, согласна, "в дизайне нет жестких правил" - слова автора, видя как работают наши дизайнеры, могу сказать, что фантазии дизайна нет предела! Надеюсь следующая статья Алексея Якушика будет посвящена российским разработчикам дизайна бутылок.

ВМ
02.10.2006 8:14 | сообщение #8
 

очень хотелось бы почитать: есть ли что-нибудь интересное в упаковке безалкогольных напитков, например- минеральной воды!

Гость
08.11.2006 12:13 | сообщение #9
 

"на амфоре можно было обнаружить информацию, какая жидкость в ней присутствовала, в какое время продукт изготовлен и т.п."
Сведения о купце, сведенья о месте назначения, название товара, сведения о посреднике... (В поисках финикийцев)

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

13.05.2024 - 09:08
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация