Статьи

Компромиссы Starbucks

Приучив американцев пить хороший кофе, компания решила от него отказаться .

Компромисс за компромиссом заставили Starbucks пойти совсем не по тому пути развития, который представляли себе основатели компании. Впрочем, бескомпромиссность вряд ли позволила бы ей занять третье место в списке брендов, наиболее сильно влияющих на мировую цивилизацию (по данным Interbrand) или попасть в десятку самых знаменитых компаний в мире (по мнению Businessweek). А по итогам 2004 года бренд Starbucks стал абсолютным лидером по относительному росту стоимости.

К середине ХХ века кофе превратился в товар, уступающий по ежегодному объему продаж только нефти. США прочно входили в число стран, лидирующих по потреблению этого продукта, однако структура продаж здесь резко отличалась от существовавшей в других странах-лидерах. В Штатах начался век супермаркетов, и практичные американцы сотнями тонн скупали растворимый кофе в жестяных банках, который был очень удобен для того, чтобы сделать себе чашечку любимого напитка перед уходом на работу. Продажи кофе в зернах и молотого кофе находились на очень низком уровне, а продажи растворимого – ежегодно росли. При этом увеличение объемов производства и стремление снизить цены, чтобы выиграть в конкурентной борьбе, привели к тому, что большинство крупных компаний, не стесняясь, стали вносить в растворимый кофе различные наполнители и ароматизаторы, что соответствующим образом сказалось на качестве продукта. Тем не менее потребители долгое время закрывали на это глаза – в 1961 году средний американец выпивал в день 3,5 чашки кофе, почти не обращая внимания на его качество. Редкие магазины, торговавшие настоящим кофе, еле сводили концы с концами. Одним из таких магазинов был основанный в Сиэтле в 1971 году Starbucks.

Никаких компромиссов!

Starbucks основали Джеральд Болдуин, Зев Зигль и Гордон Боукер. Первый  Starbucks открыл свои двери в самом центре Сиэтла, на Pike Place Market. Его основатели были настоящими энтузиастами. Однажды попробовав хороший кофе, они навсегда влюбились в него, а обнаружив, что магазинов, продающих такой кофе в США, почти нет, решили, что нашли свободную рыночную нишу. Вскоре у Starbucks появилось несколько сотен постоянных покупателей, которые вместе со случайными клиентами обеспечивали компании небольшую прибыль, хотя не могли, конечно, превратить ее в процветающую. Время для торговли кофе было не самым успешным. После пика 1960-х годов Америка наконец поняла, что ее обманывают, и стала все меньше пить растворимого кофе, качество которого было таким, что, глядя сквозь целый графин напитка, можно было спокойно читать газету. Потребление кофе стало резко снижаться. Вскоре американцы вообще отвернулись от кофе – большая часть населения страны просто не знала, что бывает какой-то другой кофе кроме растворимого. Starbucks удалось понемногу сломать лед только к концу 1970-х годов. Магазины сети были превращены в своего рода выставочные центры, где работали продавцы-консультанты. Здесь продавали кофе собственной обжарки, сделанный только из отборных сортов. Зерна мололи прямо в магазине и там же редких покупателей учили правильно готовить этот напиток, не пользуясь электрическими кофеварками, в которых кофе часто пригорал. Продавцы с видимым удовольствием объясняли непосвященным таинства этого напитка. Так был сделан первый шаг Starbucks. Миссия компании состояла в том, чтобы приучить американцев покупать хороший кофе. Для достижения этой цели Starbucks не признавала полумер: никакого бразильского товара, никакой робусты, никакой светлой обжарки – только лучшее из лучшего.  Америка оказалась к этому не готова.

Компромисс первый – некрепкий кофе

В 1982 году в Starbucks на должность директора по маркетингу пришел Говард Шульц – человек, попробовавший кофе Starbucks, влюбившийся в него и решивший сделать его своей судьбой. Несколько лет Говард проработал в компании на должности директора по продажам, пытаясь приучить американцев пить настоящий хороший кофе и покупать его в Starbucks. Несмотря на несомненный коммерческий дар Шульца, долгое время ситуация не двигалась с мертвой точки. У Starbucks было всего несколько тысяч постоянных клиентов, которые не могли обеспечить больших прибылей. В 1984 году Шульц попал по делам в Италию, где познакомился с совершенно другой культурой потребления кофе – итальянцы пили его не только дома, но и в небольших кофейнях, которых в городах насчитывалось великое множество. Домашняя атмосфера, живое общение и личное знакомство с бариста – хозяином кофейни – превращали питье кофе в особый ритуал, который Шульц решил воспроизвести в США. Для этого ему пришлось сначала покинуть Starbucks, у руководства которой эти идеи не получили одобрения, а потом вернуться обратно уже в качестве владельца компании, собрав значительные средства и купив ее. Тогда во всех магазинах компании появились барные стойки, где специально обученные бариста мололи отборные, тщательно обжаренные зерна, аккуратно заваривали и подавали настоящий ароматный кофе. Бариста должны были знать всех постоянных клиентов по имени, приветствовать их лично и помнить предпочтения каждого, чтобы начать готовить его любимый кофе, как только клиент переступал порог заведения. Но этого оказалось мало. Американцы по-прежнему не были готовы пить настоящий горький кофе. Тогда Шульц решился на компромисс: в Starbucks стали готовить кофе светлой обжарки – более легкий и привычный для вкуса среднего американца. Прошло не так много времени, и Америка оценила такой кофе. Средний ресторан Starbucks в день посещали порядка 1000 человек. При этом продажи кофе в магазинах остались на прежнем уровне, и вскоре из основного бизнеса компании превратились в побочный продукт. Американцы привыкли пить кофе в кофейнях Starbucks.

Компромисс второй – растворимый кофе

Грандиозный успех Starbucks, открывавшей ежегодно по 50 – 75 кофеен и увеличивавшей объем продаж на 20% в год, породил множество конкурентов. Отдельные кофейни и сети кофеен стали открываться повсеместно. Тогда Starbucks столкнулась с новой проблемой. Практичные американцы обнаружили для себя немало других заведений, которые придерживались основополагающих принципов Starbucks, но при этом предлагали более низкие цены на свои услуги. Всего за несколько лет кофе вернул себе некогда утраченные позиции напитка номер один. Кофейные бары и тележки-эспрессо появлялись на перекрестках в деловых центрах городов США и в самих офисных зданиях. Рестораны фаст-фуд и магазинчики на бензозаправочных станциях вывесили рекламу "Эспрессо", чтобы заманивать клиентов. Объемы продаж кофейных машин ежегодно возрастали в разы. Starbucks важно было не растерять добытое на старте преимущество. Тогда Шульц и компания сформулировали четыре принципа Starbucks, которые должны были отличать эти рестораны от всех конкурентов: романтика, роскошь для всех, спокойствие и неофициальная обстановка. Посетители должны иметь возможность почувствовать вкус Суматры, Кении или Коста-Рики в центре американского мегаполиса, при этом небогатый полицейский может позволить себе то же самое, что преуспевающий юрист или врач.

Очень скоро выяснилось, что владельцам компании, чтобы следовать этим принципам, придется поменять идеологию развития сети. Итальянские кофейни, с которых изначально были списаны ресторанчики Starbucks, не подходили американцам. Если итальянские кофейни размещались в небольших залах площадью до ста квадратных метров, где было не много сидячих мест, поскольку большая часть посетителей вела общение у барной стойки, то в Америке такие варианты не проходили. Starbucks стремилась стать местом общения, и ее владельцам снова пришлось менять формат. Площади ресторанов выросли в десятки раз, а высокие барные стулья у стойки уступили место маленьким уютным столикам и сидячим местам. Только получив возможность сидеть отдельно от других клиентов, американцы начали назначать встречи в  Starbucks.

Популярность кофеен росла, но у нее оказалась и оборотная сторона. При таком высоком объеме продаж компании стало трудно совмещать разнообразие позиций в меню с сохранением высокого качества продукции. В  Starbucks варили кофе из свежеобжаренных и свежесмолотых кофейных зерен. Эти зерна доставлялись в специально разработанной упаковке FlavorLock – двухкилограммовых пакетах, снабженных специальным клапаном, позволяющим выпускать наружу углекислый газ, но блокирующим доступ влаги и кислорода. Пока такой пакет был закрыт, кофе внутри него сохранял свою первозданную свежесть сколь угодно долго, и его можно было перевозить за тысячи километров. Но после вскрытия пакета весь кофе необходимо было использовать в течение семи дней или выбросить. Если речь шла о редких дорогих сортах, то такой подход к делу был явным расточительством. Столкнувшись с убытками, руководство Starbucks решилось на очередной компромисс. Компании удалось получить права на новый способ приготовления растворимого экстракта кофе, который позволял получить порошковый кофе значительно более высокого качества, чем при традиционных методах. Для отработки процесса компания даже решилась построить целый исследовательский центр. В конце концов специалисты Starbucks смогли получить растворимый кофе, максимально близкий по вкусу к натуральному, и вскоре новый продукт стал занимать значительную долю продаж компании.

Компромисс третий – кофе без вкуса кофе

К концу 1990-х годов сеть Starbucks насчитывала более 2000 ресторанов. Компания шагнула за пределы США – заведения под зеленым логотипом Starbucks появились в Японии, где их ждал грандиозный успех, и в Европе, где за признание пришлось долго и упорно бороться. В США имелось более полутора тысяч ресторанов компании, большая часть из которых находилась на западном побережье страны – в первую очередь в Калифорнии. Именно оттуда пришла новая угроза. Калифорния – самый богатый и густонаселенный штат США – по традиции находится в авангарде всех веяний моды. Именно калифорнийцы первыми решили, что традиционные напитки Starbucks вредны для здоровья. Хитом продаж Starbucks долгие годы были cafe latte и капуччино – кофе, приготовленные по старинному итальянскому рецепту с молоком или молочной пеной. К середине 1990-х годов калифорнийцы, начавшие считать каждую калорию в потребляемой пище, решили что напитки, сделанные на жирном цельном молоке, смертельно опасны для их здоровья. В то время как конкуренты быстро отреагировали на изменившийся спрос и начали предлагать  кофе с обезжиренным молоком, специалисты Starbucks, уверенные в том, что обезжиренное молоко не позволит сохранить вкус кофе, долгое время отказывались вводить такие позиции в меню. Однако очень быстро выяснилось, что для настоящих калифорнийцев калорийность напитка куда важнее его вкуса, и Starbucks стала терять клиентов.  Так  компании пришлось пойти на новый компромисс. В меню кофеен появились напитки, лишенные вкуса настоящего кофе, но удовлетворяющие вкусам потребителей, заботящихся о своем здоровье. Вскоре на долю таких напитков приходилось уже до 30% всех продаж кофе с молоком в Starbucks.

Компромисс последний – вообще не кофе

К 2005 году Starbucks превратилась в глобальную мировую сеть, объединяющую более 8300 кофеен в десятках стран мира. Известность  Starbucks достигла такого уровня, что журнал The Economist ввел в обиход "индекс Starbucks", аналогичный популярному "индексу BigMack". Этот индекс является показателем экономической ситуации в стране и определяется ценой стандартной чашки кофе в ресторане Starbucks. Вместе с мировым признанием к Starbucks пришли и новые аппетиты. Теперь ниша кофейного ресторана уже не устраивает компанию, потому что дальше стабильно развиваться в этом сегменте не так просто. Руководство сети решило осваивать новый сегмент – фаст-фуд. Генеральный директор компании Орин Смит, занявший этот пост после того, как Говард Щульц решил сосредоточиться только на стратегическом планировании развития компании, объявил, что Starbucks начинает эксперимент по включению в меню своих ресторанов сэндвичей быстрого приготовления. Это означает, что Starbucks может перейти на поле своего главного конкурента в споре за звание самого популярного бренда на рынке общественного питания – McDonald’s. Это огромный шаг в сторону от той миссии, которую когда-то обозначила для себя Starbucks – научить американцев пить хороший кофе. Интересно, что к такому решению руководство Starbucks, вероятно, подтолкнула относительная неудача с выводом сети на рынки Китая и Тайваня. В этих странах потребители привыкли рассматривать горячие напитки только как дополнение к еде и не могли привыкнуть к тому, что в ресторане кроме кофе ничего нет. Постепенно все международные кофейные сети, пришедшие на эти рынки, начали предлагать пирожные, закуски, сэндвичи и прочую еду. Starbucks сражалась до последнего, но вынуждена была пойти на последний компромисс. Правильность данного решения аналитики пока оценивают по-разному – например, Дональд Гер, глава отдела инвестиций компании Coldstream Capital Management, уверен, что такой шаг привлечет больше клиентов, потому что они смогут получить все, что им нужно, в одном месте. А Гленн Гард, аналитик Legg Mason Wood Walker, сомневается в этом шаге и напоминает, что норма прибыли на стаканчик кофе в несколько раз превышает маржу на любой сэндвич. Кроме того, американский производитель биг-маков вовсе не собирается уступать свои позиции и даже планирует контрнаступление: компания McDonald’s постепенно увеличивает линейку кофейных напитков (в этом году, к примеру, начнет продажу капуччино и латте) и в долгосрочной перспективе намерена увеличить их продажи в два раза.

Тем не менее очередной компромисс подтверждает готовность Starbucks учиться на собственных неудачах, делать из них выводы и развиваться дальше. Пусть современная Starbucks сильно отличается от мечты своих создателей, зато марка пережила многих своих бескомпромиссных конкурентов.

Дмитрий Сомов
Компания.Ру

20.04.2005

на печать


Комментарии

Наталья
20.04.2005 9:19 | сообщение #1
 

Суть статейки напоминает принцип, по которому штампуется вся бульварная пресса - собрать солому, обрывки фактов, повесить скандальный заголовок и подсунуть массам, чтоб пережевывали чужие "потери".

Starbucks - это в первую очередь люди, доброжелательное и внимательное отношение как к каждому сотруднику компании, так и к клиенту, а не абстрактные принципы. Это гениальная компания, построившая свой успех на честности, энтузиазме, заботливом отношении к людям и конечно же менеджменте высочайшего уровня.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Красавицы и воины. Тиканобу

Красавицы и воины. Тиканобу
Красавицы и воины. Тиканобу. Погрузиться в жизнь японских красавиц и воинов можно листая книгу "Красавицы и Воины. Тиканобу". Ёсю (Тоёхара) Тиканобу можно назвать одним из последних признанных мастеров японской гравюры. Исторический слом пришёлся ровно на середину жизни художника. Выходец из самурайской семьи низкого ранга, Хасимото Наоёси (имя, данное художнику при рождении) в юности начал учиться у мастеров укиё-э, но со смертью отца вынужден был отдать свой вассальный долг и стать участником сражений войны Босин между сторонниками сёгуната Токугава и императора Муцухито. После войны Хасимото Наоёси вернулся в обновлённую страну и начал зарабатывать на жизнь как художник, взяв творческое имя Ёсю Тиканобу. На одной из первых страниц книги расположена подробная карта города Эдо (современного Токио), но в самом центре бумажного полотна – белое пятно, словно кто-то намеренно постарался стереть все детали. Это – замок Тиёда, резиденция военных правителей Японии, сёгунов Токугава. Изображение любых строений внутри замка было запрещено по требованиям безопасности того времени. Внутрь крепости могли попасть лишь представители высшего самурайского сословия, все женщины (члены семьи сёгуна, наложницы и фрейлины) жили там затворницами, а наемным служанкам под страхом по-настоящему сурового наказания было запрещено разглашать любую информацию о происходящем внутри замка. Таким образом, белое пятно на карте иллюстрирует уровень секретности, сопровождавший судьбу жителей замка Тиёда. В течение всего периода правления сёгунов Токугава художники изображали только внешние стены неприступной крепости. Все происходящее внутри огромного военного укрепления оставалась для простых горожан Эдо абсолютной загадкой. Только во второй половине периода Мэйдзи (1868–1912) стало возможным появление серий гравюр, посвященных жизни правящего военного сословия и традициям, соблюдавшимся в самурайских замках, – «Внутренние покои дворца Тиёда» (1894–1896) и «Внешние владения замка Тиёда» (1897), которые создал Тоёхара (Ёсю) Тиканобу, один из последних великих мастеров гравюр периода Мэйдзи. В книге разобраны сюжеты гравюр Тиканобу из серий полиптихов «Внутренние покои дворца Тиёда» (1894–1897) и «Внешние владения замка Тиёда» (1897), отдельные гравюры серии «Зеркало эпох» (1897), а также ряд печатных листов художника разных лет. Из описаний сюжетов гравюр можно узнать о том, как попала в Японию игра в поло; какие виды стрельбы из лука практиковали самураи; каким образом готовилось горячее сакэ, которым старшие угощали младших в первый день Нового года; чем игра в мяч японских аристократов отличается от европейского футбола; когда появились считающиеся традиционными японские причёски с длинными шпильками кандзаси. Книга является своеобразным путеводителем по японским традициям, истории, литературным и театральным сюжетам, деталям быта. Большая часть гравюр публикуется в России впервые. Перед Вами настоящая энциклопедия японской жизни эпохи Эдо, иллюстрированная одним из лучших мастеров укиё-э – прощальным подарком ушедшей великой эпохи. Книга превосходно издана и, несомненно, займет достойное место на полке каждого любителя японского искусства. Издание предназначено для широкого круга читателей, интересующихся японской культурой.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

01.06.2025 - 07:14
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация