"Якутию" миллиардом не спасти

Помощь, оказанная Якутией авиакомпании «Якутия» на 1 млрд руб., не позволила перевозчику выйти из кризиса. Компания просрочила платежи и «ВЭБ-Лизинг» приостановил эксплуатацию пяти самолетов, в том числе двух Sukhoi Superjet-100. В самой «Якутии» по-прежнему надеются на поддержку региона и новые кредиты. Но теперь, по данным “Ъ”, теперь компании нужно уже гораздо больше средств -- около 20 млрд руб.
«ВЭБ-Лизинг» прекратил эксплуатацию самолетов «Якутии», предоставленных в лизинг,— трех Bombardier Q400 и двух SSJ-100. Процедура предусматривает изъятие самолетов и расторжение договоров лизинга. «ВЭБ-Лизинг» объяснил это «систематическими нарушениями платежной дисциплины и задержкой оплаты со стороны авиакомпании»; размер долга не уточняется. В ноябре арбитражный суд Москвы удовлетворил иск «ВЭБ-Лизинга» о взыскании с перевозчика $3,2 млн за два SSJ-100. Лизингодатель готовится провести аналогичные процедуры в отношении других компаний, не уточняя названий.
«Якутия» создана в 2002 году на базе «Сахаавиа» и «Якутских авиалиний». По данным «СПАРК-Интерфакс» на конец ноября, 46,5% акций у минимущества Якутии. Базируется в Якутске, Москве (Внуково) и Краснодаре, летает по Якутии и в другие города России, на Аляску, в страны Азии. Чистая прибыль в 2013 году — 6,6 млн руб., выручка — 11,3 млрд руб. Общая задолженность в 2013 году — 7,5 млрд руб. За десять месяцев перевезла 866 тыс. человек (падение на 8,2%), 18-е место в России. В парке также 12 Boeing разных типов и один Bombardier Q300.
Генеральный представитель «Якутии» Василий Макаров сообщил лишь, что «задержки по платежам действительно имеются», но эти вопросы решаются «в рабочем порядке». В ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (производитель SSJ-100) “Ъ” подтвердили факт «временной приостановки» эксплуатации самолетов, уточнив, что отказа от них пока не было. В Росавиации назвали решение «ВЭБ-Лизинга» «крайне несвоевременным и непродуманным» и связали задержки платежей с изменением курса валют. Источник “Ъ” в авиаотрасли поясняет, что «лизинговые платежи проводятся в рублях, но их расчет ведется в соответствии с курсом доллара». Глава аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает, что «в силу высокой конкуренции на линии в Москву доходная ставка “Якутии” уже не покрывала растущих расходов». В Росавиации надеются, что «ВЭБ-лизинг» найдет механизмы реструктуризации долгов и отменит свое решение.
«Якутия» не впервые нарушает платежную дисциплину: в ноябре 2013 года американская International Lease Finance Corporation (ILFC) задержала на Аляске Boeing 737-700 авиакомпании, потребовав уплаты $2,6 млн. Но стороны уладили вопрос. «Якутия» планировала стабилизировать финансовое положение за счет региона: 21 октября акционеры компании одобрили допэмиссию в пользу «РИК Плюс» (республиканская инвесткомпания Якутии), увеличив капитал в 2,8 раза. Пока «РИК Плюс» внесла 1 млрд руб., получив более 25% акций. Авиакомпания также добилась двухлетней пролонгации кредита РИК. Глава Якутии Егор Борисов допускал, что «Якутии» предоставят госгарантии на 1 млрд руб., решение будет принято к началу 2015 года. Сейчас «Якутия» начала переговоры с рядом банков о возможности предоставить кредитные средства под госгарантии. Источник “Ъ” в авиаотрасли отмечает, что общий размер финансовой помощи может достигнуть 20 млрд руб.
Advertology.Ru
03.12.2014
Комментарии
Написать комментарий