Репортажи

Газетный дым

Газетный дым

В «Домжуре» прошла пресс-конференция в защиту продажи табачных изделий в киосках печати.

Всем известно: по стране ведется массивная антитабачная кампания. Кампанию, по разным статистическим данным, поддерживает изрядная часть населения, включая заядлых курильщиков. В новом проекте закона  «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запретов масса: на продажу табачных изделий в нестационарных торговых точках (газетных киосках и продуктовых ларьках), на открытую демонстрацию в магазинах (выкладку предлагается заменить списком брендов) и так далее. Эксперты сулят рекламе табака судьбу пивной рекламы, а табачники, ясное дело, пытаются найти хоть какой-то выход из положения.

И выход, кажется, найден. Кажется, потому что он еще не одобрен Госдумой в качестве поправок к законопроекту, второе чтение которого состоится на днях, 25 января. Поправки были подготовлены депутатом от «Справедливой России»Татьяной Москальковой (их профильный Комитет по здравоохранению отверг), а также председателем комитета Госдумы по СМИ Алексеем Митрофановым, который лоббирует свои предложения, как он сам утверждает,  практически в одиночку, наталкиваясь на серьезную думскую оппозицию.

Поэтому во вторник, 22 января, была спешно созвана пресс-конференция для журналистов, которым было предложено написать письма поддержки в защиту поправок, точнее даже, одной-единственной поправки - о разрешении продавать табак в газетных киосках. В уговорах прессы табачники, конечно, не участвовали, поручив дело трем ответственным лицам: упомянутому выше председателю комитета Госдумы по СМИ Алексею Митрофанову, председателю Союза журналистов России Всеволоду Богданову и председателю правления АРПП Александру Оськину.

Почему мне дело представляется именно так, а не иначе? Потому что аргументы у спикеров были, прямо скажем, сомнительные, а предложения очень напоминали стратегию табачников. Именно табачники, с одной стороны, поддерживают социальную рекламу, а с другой расширяют сферу бизнеса. Алексей Митрофанов доложил, что именно он предложил Думе поправку о системной просветительской и антитабачной пропаганде. «В целом закон карательный. Смешно думать, что если поменяется дизайн сигаретных пачек или из кино уберут сцены курения, то курильщиков будет меньше или кто-то бросит курить. Вообще за всю историю борьбы с курением за 12 лет с помощью запретительных мер и ограничений число курильщиков уменьшилось на 3% (по данным комитета здравоохранения). Если новый закон даст еще 3%, то это  почти ничто. И это вместо того, чтобы создать фонд и тратить его на борьбу с курением, проводить мероприятия. Ведь не одного ролика по борьбе с курением мы на центральных каналах не увидим. Все что угодно - реклама парфюмерии и так далее». Трудно не согласиться с тем, что антитабачная реклама должна занимать порядка 10% рекламного времени на ведущих телеканалах. И Дума спросветительской поправкой Митрофанова согласилась. Кстати, убрав и главный камень преткновения - пресловутые 50 кв. м. минимальной площади торгового заведения для продажи табака. А значит, не только сетевой супермаркет, но и любой маленький павильон с дверью может теперь беспрепятственно торговать табачными изделиями. Гораздо труднее оказалось добиться разрешения на продажу табака газетным киоскам.

С некоторых пор табачная продукция поселилась среди печатной продукции. Киоск - место суперудобное: он выпадает из сферы действия конвенции ВОЗ, являясь сетевым дистрибьютором прессы (а не просто частным продуктовым ларьком), в нем продаются журналы, где все еще размещается табачная реклама, а самое главное -  как бизнес-единица, он сегодня находится в бедственном положении.

Недавние встречи топ-менеджеров сегмента свидетельствуют: аренда за землю постоянно растет, произвол чиновников не знает границ, новые дороги и развязки сметают киоски, как ветер.  За 5 лет, подсчитала АРПП, было снесено порядка 10 000 киосков, а ежедневно исчезает по 10 единиц. Сегодня 31 000 киосков распространяет порядка миллиарда газет и журналов, при том, что средняя зарплата киоскера - 14 000 по Москве и 8 000 по регионам - привлекательна разве только для пенсионеров.

И тут еще напасть: закрытие 11 бумажных предприятий и повышение пошлины на ввоз импортной мелованной бумаги (пока еще разберутся с этим техническим казусом, а жить надо сейчас).

А между тем тираж печатных изданий неуклонно падает из-за ограничений на рекламу и развития Интернета. И даже разработанный АРПП проект превращения киосков в мультимедийные точки продаж (где будет доступна и печать, и цифра), ситуации не улучшают: падает и спрос, и предложение. И, тем не менее, есть надежда на то, что газета - не музыкальный альбом, впереди у нее, возможно, новый бум, если, конечно, будет поддержка. Государство этой поддержки не дает, вся надежда на доход от дополнительных товаров и услуг.

Недолго думая, дистрибьюторы прессы решили, что этим товаром может стать, помимо автобусных и театральных билетов, табак. Табачники подумали то же самое. Осталось изобрести аргументы. Вот они.

Аргумент первый.Газетный ларек, особенно в регионе,  - центр культуры и гарант информационной безопасности (спикеры даже сослались на предупреждения Дмитрия Рогозина о возможной кибер-атаке). 60% населения России не имеет регулярного доступа к Интернету, стало быть, роль печатных СМИ достаточно велика, и расставаться с киоском причины нет.  Что ж, можно согласиться, но причем тут табак? Мнения спикеров разделились: до конца не понятно - то ли сигареты -  лучший способ сдержать рост цен на печатную продукцию и расплатиться за аренду земли,  то ли дело не в прибыли, а в мощном траффикообразующем потенциале табака. Другими словами, идя утром на работу, человек заглядывает в киоск за сигаретами и заодно покупает газету. На этой последней версии настаивал Александр Оськин. Убери сигареты из газетного ларька,  - убеждал спикер,  и продажи прессы упадут на 20-30-40%! Люди просто перестанут подходить и покупать газеты!

Читатель, а зачем вы идете в киоск? За газетой (и прихватываете пачку сигарет) или за сигаретами (и прихватываете пару газет)? Мне лично версия председателя правления АРПП напомнила народную шутку - «пойду в баню, заодно помоюсь». Слабовато.

Аргумент второй.Бесчеловечно лишать людей возможности покупать сигареты в торговых точках шаговой доступности, каковой и является газетный киоск. Поездка в супермаркеты за сигаретами приведет к лишним пробкам и усилит курение: курить станут не пачками, а блоками.

Но (повторимся),  в связи с отменой упомянутых 50 кв метров основным конкурентом киоска-табачника становится не сетевой супермаркет, а маленький продуктовый магазинчик, которых в шаговой доступности лично у меня штуки четыре, как минимум. А у станций метро, где располагаются обычно газетные киоски, их и того больше. Знаю, что в Подмосковье - то же самое. Однако, невзирая на это, праведный гнев Алексея Митрофанова был направлен против хищных сетевиков, которые уже вдвое увеличили продажи табака, а если им удастся победить киоски, наживутся еще больше. Вот, где идет настоящая война за прибыль! Согласитесь, странно.

Не слишком убедителен и третий аргумент: не будет сигарет в газетном киоске - расцветет продажа контрафакта. И все по той же причине: рядом мелкие магазинчки, где так же присутствуют крупные табачные оптовики, и так же требуется жесткий контроль за соблюдением запрета о продаже табака детям. «Каждый киоск печати - это часть крупного сетевого дистрибутора прессы, бизнес которого не сфокусирован на продаже сигарет и который не станет рисковать деловой репутацией компании ради сиюминутной выгоды», - говорит Александр Оськин. Но, позвольте,  разве продуктовый подвальчик сфокусирован на табаке? Нет. Закон один для всех. А  на контрафактных бабушек найдется милиция. И, возможно, когда-нибудь - достойная пенсия.

Отдельно - о сигаретных блоках. Мой приятель периодически покупает в супермаркете пару блоков с одной целью - рассчитать расход сигарет и сэкономить деньги. Очень удобно. А «стрелять» по пачке или, как предлагается спикерами, «по одной», приходится, когда он забывает сигареты дома. Это дороже. Вряд ли не знающий меры подросток будет покупать курево оптом. Так где же тогда вред? Никаких исследований по характеру потребления табака в России журналистам не предоставили. Приходится спрашивать друзей и строить догадки.

Зато спикеры ссылаются на опыт некоторых стран ЕЭС, в частности, Италии, где газетным киоскам разрешена эксклюзивная торговля табачными изделиями. Европа - привычный бизнес-ориентир, можно сказать, архетип прогресса, однако стоило бы специально изучить местный контекст, чтобы строить параллели. А пока налицо факт: газетные киоски хотят сделать дополнительной табачной лавкой шаговой доступности. На мой взгляд, это явный избыток. И лишний соблазн для подростков.  Среди многочисленных цифр, касающихся горестной жизни печатного бизнеса, спикеры назвали одну «человеческую» цифру в России курит 40% населения, мужчин и женщин. А как, интересно, в странах ЕЭС?

И последнее, к чему апеллировали табачные печатники, - привычка. Человек к киоску привык, как привыкает он к своей профессии, к родному дому и его окрестностям.  «Можно старое потерять, а нового не приобрести», - сказал Алексей Митрофанов. Это верно. Ларьки жалко, жалко пенсионеров, которые там работают, жалко читателей газет и журналов, да и что говорить - киоск - это нужно, киоск - это хорошо.

Однако давайте проведем четкую границу между очагом культуры и бизнес-единицей. Между социальной пропагандой и наращиванием продаж табака...

Если рассуждать о бизнесе, то почему непременно сопутствующим печатным изданиям товаром должен быть именно табак? Мы тут с приятелем расфантазировались и подумали, а если водку продавать  и воблу в газетку заворачивать? Сколько газет, столько и брендов. Этикетки - тем же кеглем. Вслушайтесь только: бутылка «Коммерсанта», две «Комсомолочки», большая «Правда», маленькая «Вечерка». Не все, правда, будет гладко: против «7 дней» восстанут рассерженные жены, а «Бурда моден» сгодится разве что на дешевый самогон. Шутка, конечно. Надо бы иных путей поискать, может быть, не столь легких, как табачный бизнес. Или (прибавлю как циничный рекламист) поискать других аргументов, народ спросить. А то уж больно уши торчат.

Особенно, знаете ли, позабавил релиз под заголовком «Союз журналистов и АРПП просят оставить табак в киосках прессы», написанный по горячим следам пресс-конференции Всеволодом Богдановым. О том, как сравнительно быстро собрать мнения членов ассоциации - директоров медиахолдингов или даже главредов ведущих изданий, еще можно понять. Но как  ухитриться моментально ответить за всех российских журналистов, для меня загадка.

Мы ж избалованные хипстеры: где страничка в фейсбуке, петиция на «Демократоре», рассылка с обшарпанным ларьком и надписью: «Вернем рабочие места пенсионерам!», «25 января - митинг киоскеров!», «Шествие 100 гневных журналистов!» и так далее? В пресс-службе союза журналистов мне сказали, что и заголовок, и письмо в Думу вполне законны. О'кей, я не знаю тонкостей, знаю только, что я - журналист, и меня не спросили. А еще я мама, у меня сын-подросток. Очень любит читать.

Давайте вместе подумаем, как спасти киоск. В том числе - и от дыма.

Газетный дым

Юлия Квасок
Advertology.Ru

23.01.2013

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.
Тренды в мобильном маркетинге-2024Тренды в мобильном маркетинге-2024
Как будет работать мобильный маркетинг в 2024 году и какие тренды прямо сейчас влияют на весь рынок, рассказывает Алла Рауд, руководитель направления ASO в IT-Agency.
Новые медиа – Новая реальностьНовые медиа – Новая реальность
Сегодня российская блогосфера стремительно трансформируется. И это неудивительно: только за последний год ведущие отечественные социальные сети продемонстрировали, пожалуй, самую серьезную бизнес- и маркетинговую активность за долгие годы – появились новые сервисы, произошло резкое расширение аудиторий, усилился приток авторов, возникли инновационные форматы и мн. др.  Блогеры, в свою очередь, стали расширять перечень жанров, в которых они работают; оформился тренд на мультиформатность и партнерства. Рекламодатели же сделали ставку на блогосферу как на приоритетный и наиболее эффективный канал продвижения. Наконец, государство стало рассматривать блогосферу как полноценного экономического субъекта, что, естественно, отразилось в законодательной базе.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

29.03.2024 - 06:37
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация