Репортажи

Бесхарактерный Баухауз

Бесхарактерный Баухауз

В галерее «ВХУТЕМАС» при МАРХИ в рамках года Германии в России открылась небольшая экспозиция «Баухауз в Москве».

Предмет - совместные выставки, взаимные визиты, знакомство, обучение студентов и преподавателей Баухауза и ВХУТЕМАСа (и его наследниками - ВХУТЕИНа и АСИ).

Тема напрашивается интересная - «мы и они», взаимное восприятие. Из немногочисленных экспонатов - официальной и личной переписки, репродукций плакатов, фотографий, чертежей и рисунков зданий, вещей, театральных костюмов и портретов участников событий - узнаем, что германские коллеги воспринимались москвичами как холодноватые, рациональные перфекционисты (эстеты - в ранний период работы Баухауза и функционалисты - в период поздний). А русские для немцев, наоборот - то наивными орнаменталисты, то яростные «нигилисты», то консерваторы. Соответственно радовались и огорчались немцам наши.

Материал исследования научного сотрудника музея МАРХИ Татьяны Эфрусси довольно скуден и тянет на курсовую работу первого курса истфака, где уже понятно, что нужно ссылаться на факты, а не выдумывать, но все еще не понятно, как выстраивать материал помимо простой хронологии.

Фотографии и тексты (бледным шрифтом) налеплены на прозрачные стенды, все - примерно одного размера - экспозиция размазана по стенам просторной квадратной галереи, как манная каша по ртарелке. Ходи-зевай. Но можно и не ходить, а взять серенькую газетку-буклет - там почти все есть - мелким кеглем.

М. Бройер. Стул «Василий». 1925.
М. Бройер. Стул «Василий». 1925.

В качестве украшения 25 октября - лекция Торстена Блюме, сценографа, хореографа, искусствоведа и куратора, сотрудника Фонда Баухауз в Дессау, о театральной мастерской Баухауза, его концепции архитектурного движения и двумя звездными руководителями - Вальтером Гропиусом и Оскаром Шлеммером.

Оказывается, театр Баухауза - единственный непрагматичный уголок школы, но фрагмент немаловажный - в экспериментах с телом, формой, цветом, звуком и сценографией рождается новая пространственная эстетика. Да и не только: отсюда же «растут ноги» у мультимедийных инсталляций, ненарративного видео.

Девиз баухаузцев - механизация всего, что поддается механизации и освобождение всего, что поддается освобождению, продлевая человеческое тело в различных формах и фактурах. Стекло, металл, антенна, трубочки, шарики, колечки, проволочки, целые машины - со всем этим актер контактирует внутри разного рода «скафандров», а затем и без костюмов - всего лишь с масками и аксессуарами, светом и звуком. Эдакое техногенное буто, репортажная клоунада, часто не требующая профессиональной подготовки. Такова же и музыкальная какофония, и световое сопровождение. Баухаузцев интересует чудо устройства фото- и киноаппаратов, а сама архитектура кажется громадной машиной, куда забрался бесстрашный муравьишка-человек. И этот человечек не прочь над своей затеей посмеяться. По-Брехтовски, по- Флессеровски, открывая форточку эксперимента, и общения как можно шире. Атмосфера ничем не сдерживаемого техно - вот достижение театральной сцены Баухауса.

Бесхарактерный Баухауз
Бесхарактерный Баухауз

В рамках лекции показан опыт абстрактного театра студенческой труппы из МАРХИ - результат воркшопа, проведенного Блюме - «фрагмент незаконченного проекта театральной мастерской Баухауза: танцевальная инсталляция «haus py» (июнь-июль 1927), представляющая некий движущийся «дом». Он демонстрируется в общем контексте, на экране.

Но Блюме ситуацию не спасает: он рассказывает только о Баухаузе, сравнения с нашим театром, сценографией, костюмами, пластикой и репертуаром не входит в его задачу и не сильно интересует куратора. А зря. Стул и стул, лампа и лампа, дом и дом, плакат и плакат, и особенно театр и театр - вот это было бы здорово представить на первом плане. А уж на периферии - пунктирными уточнениями - письма, воззвания, фото. Понятно, что это дополнительный труд, но результат окупился бы сторицей.

При такой постановке темы любой желторотый первоклашка-мархист, выпускник школы «Старт»  смог бы создать яркий выставочный интерьер - с чертежами, макетами, антропометрическими картинками, разноформатной развеской, коллажем, видеорядом.

Выставка проходит не только в ведущем архитектурном вузе страны, но и в рамках « Года Германии в России». Значит, и денег должны были дать... Почему ж так мало энтузиазма? А между тем,  в интернете - куда веселее. Тут, например, можно встретить реконструкцию «Триадического балета» и «Танца жестов» Оcкара Шлеммера начала 70-х годов.

А также эксперименты абстрактного театра, явно уходящего корнями в Баухауз. Если бы они добавили драйва студентам-воркшоповцам, возможно, мы бы увидели их перформанс живьем, а не на крошечном экране. И там же, на You-Tube висят куда более интересные снимки и хроники Баухауза в Дассау....

Ведь можно было, учитывая все это, сделать собственную видео-презентацию о сравнении характеров и достижений новаторов двух стран. В наш-то скорый на руку, цифровой век?

Ни о каких студенческих дискуссиях вокруг слова «Баухауз» тоже было не слышно, а ведь это слово кого только не объединило, не очаровало и не ввело в ступор! Был ли у нас тот самый Баухауз или мы болели чем-то принципиально другим? Какой опыт мы вынесли из обоюдных переживаний, и как переживаем сходные состояния теперь?

Словом, выставка «Баухауз в Москве» вышла бесхарактерной и фрагментарной и повисла знаком вопроса обо всем, что ни возьми - от философского, социального, эстетического диалога русских и немцев до отдельных экспонатов. Например, в экспозиции висит портрет Оскара Шлеммера «Парацельс. Законодатель», ошибочно принятый тогдашней русской критикой за пародию на местный клир. Но почему был нарисован и привезен в Москву именно «Парацельс» - никто не потрудился рассказать.

Организация московских выставок и взаимных экскурсий немецких и советских архитекторов - из тех сюжетов, что без хорошего мяса, без актуальной проблематики, быстро превращается в набор пыльных музейных бумажек. Что, собственно, и произошло. Единственный вопрос,который поднимает такое казенное равнодушие -  кому он нужен сегодня, это несчастный Баухауз? А вместе с ним и конструктивизм с супрематизмом, да и вообще вся эта лиминально-техногенная "Культура-1"?

Есть в маркетинге такое словечко «позиционирование». Заимствованное из наблюдений за искусством и  вообще коммуникацией. Враждебное фактологии, но дружественное архитектуре. Хотя... как-то неудобно, признаться, с рекламным термином, да в кураторский дискурс...

Юлия Квасок
Advertology.Ru

26.10.2012

на печать


Комментарии

isiro
27.10.2012 7:44 | сообщение #1
 

Большое спасибо за рецензию и выложенные виедо! Одно уточнение: Шлеммера звали Оскар, а не Отто

Kvasok
27.10.2012 21:53 | сообщение #2
 

Нет, уважаемый гость, речь идет о художнике и балетмейстере Оскаре Шлеммере http://www.germanyinrussia.ru/files/docs/лекция_воркшоп_анонс.pdf,
http://biceps-spb.ru/sport-pitanie/Шлеммер,_Оскар и др.

kvasok
27.10.2012 21:55 | сообщение #3
 

Можно и на титры потрудиться взглянуть, пардон, уж не тролль ли вы, дражайший?

Roman_FRF
09.09.2013 10:51 | сообщение #4
 

Когда талант попадает в руки бездарей, приходит ваш талант и делает свое дело! :)
Спасибо.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Подписка на печатные СМИ через киоски прессы – наш общий шансПодписка на печатные СМИ через киоски прессы – наш общий шанс
В стране денег на поддержку подписки на газеты и журналы у государства нет. Во всех европейских странах средства на эти цели находятся.
Новая навигация в метро не может не вызвать желания немного ее...Новая навигация в метро не может не вызвать желания немного ее... (2)
Московская подземка сделала все, чтобы мы ориентировались в метро по-новому, но теперь слово взяли ее пассажиры.
Как феминизм меняет рекламу традиционно "мужских" брендов и...Как феминизм меняет рекламу традиционно "мужских" брендов и...
Мужчина, танцующий на каблуках. Принимающий ванну со свечами. Поющий колыбельную дочери. Женщина, рассекающая на мотоцикле. Дегустирующая виски. Бреющая голову. Реклама «мужских» брендов сильно изменилась со времен ковбоя Мальборо — разбираемся, к чему это привело.
Amazon захватила онлайн-торговлю в США и готовится забрать рекламный...Amazon захватила онлайн-торговлю в США и готовится забрать рекламный...
Конспект материала The Wall Street Journal о том, как Amazon отнимает долю рекламного бизнеса у технологических и телевизионных гигантов.
Запрет на ответственное информирование оборачивается свободным...Запрет на ответственное информирование оборачивается свободным...
На фармацевтическом рынке раскручивается новый виток борьбы за рекламу. Комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел весенний законопроект о тотальном запрете рекламы лекарств по телевидению и радио и вынес отрицательный вердикт. О том, как решение скажется на участниках фармацевтического рынка, о новых методах продвижения рецептурных средств и о принципах регулирования рекламной активности фармкомпаний в XXI веке рассуждает Директор по корпоративным коммуникациям и внешним связям ООО «Натива» Анжелика Хандукян.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.
ДИЗАЙН и РЕКЛАМАДИЗАЙН и РЕКЛАМА (1)
Выставка рекламной индустрии "ДИЗАЙН и РЕКЛАМА" проходит 22-й раз с 12 по 15 апреля 2016 года в Центральном Доме художника на Крымском Валу. 

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

23.01.2019 - 12:09
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация