Design Week: жизнь такая прикольная, но как жить дальше?

На извечные дизайнерские вопросы "как" и "зачем" открывшаяся в ЦДХ выставка Design Week отвечает пока очень лаконично, но кое-что все-таки уловить можно.
По экспозиции хотелось было бы (по уму) ходить неделю и смотреть, смотреть, смотреть. Но, увы. Проектов вообще немного, интересных совсем мало, а нескольким приглашенным «звездам» почти не с кем перекинуться мыслью.
Экспозиционное пространство явно сжимают несколько готовых интерьеров от дизайн-студий, место которым, скорее всего, на «Арх-Москве» - симпатичных, но и только. Потому что среди них, как и лет 10 назад, хорошо смотрелись цветочки, экраны и гибкая фанера Виктора Фрейденберга. А это не есть хорошо, ведь произведения Виктора уже - почетный и достойный контемпорари-антиквариат. Не стоит ли разобраться с форматами или уж действительно приглашать на выставку «прорывных» интерьерщиков? Нынешние участники более походили на спонсоров мероприятия.
Конкуренцию объектам Фрейденберга составляла, разве что, презентация Анастасии Гавриловой «Душа предмета» или «Жизнь в предмете», как переведено в путеводителе. Жаль, что в зале выставлено только кресло (не сильно привлекательное, надо сказать), но нет стула с корректирующей спинкой-позвоночником и «кружащегося» стакана. Это интересно - и функционально, и красиво, есть о чем поспорить.
Прототип барной стойки для кафе «Саввинская 23», что откроется в одноименном дизайн-центре в ноябре 2012 года - от французского дизайнера Ора-Ито - занял целый зал. Желтая стойка - в черном зале - красиво, но не ново, скорее, трендово. Разве что француза можно спутать с испанцем. Впрочем, представленные внизу, на 2 этаже, предметы итальянца Джулио Капеллини, не заставляющие сомневаться в итальянскости увиденного, не удивляют. Привыкли.
Безусловной звездой выставки стал, однако, итальянец Алессандро Джедда. Тут вам и хэнд-мейд, и дороговизна дерева, и скульптурность каждого предмета, и неожиданное «неудобство» для глаза, и, подозреваю, для тела. Такое впечатление, что вы тайком забрались в дом к сказочному персонажу. Без тяжелых стекол его стеллажи может снести сквозняком, а кресла качаются, как бутоны на стеблях. Неожиданно и очень лично.
Особая статья - тяжелые светильники на циркульных ногах с массивным колесом для регулировки высоты. Дизайнер постоянно шутит с гравитацией, но дружит с гармонией. Торшеры прямо просятся в интерьеры ЦДХ.
В пандан к светильникам - круглый металлический «Глаз архитектора» - от SPEECH Чобан & Кузнецов. В глазу мелькают московские памятники архитектуры, находящиеся под угрозой уничтожения. Перед ЦДХ такому глазу также - самое место.
А вот мебельщика своего, уникального, для Джедды у нас не нашлось. Жаль. Симметрия бы не помешала.
Молодой дизайн все еще можно отнести к категории «приколов», и это, конечно, размывает видовые рамки и превращая ответственный дизайн в беспечный арт.
На этой границе балансируют кресла Аны Джорджевич, сделанные из тележек супермаркета. Отличная и удобная шутка для кабинета директора. Безотходно и экологично.
Пригодятся для какого-нибудь молодежного клуба и сделанные с натурных слепков светильники Burning Heart Андрея и Татьяны Андреевых, вся радость которых - в "натурности" слепков.
В целом же функциональностью и оригинальностью молодежь не порадовала. Видно, что ребята учатся дизайну - в Петербурге, Киеве, Москве и так далее, но ни арт, ни дизайн здесь, по большей части, не додуман. Нет-нет, да мелькнет хорошая идея - то в иероглифике стула, то в макетных размышлениях над нефтяными вышками, тюремными бараками или триумфальными арками (Александр Шепелев).Но «куда и зачем» все это - пока не ясно.
В готовых проектах царит простецкий «редимейд» (как в лампах-авокадо Михаила Беляева и Юрия Вередюка) или банальное увеличение предметов (как в кораблике из ДСП Napalm Studio - в рамках кураторского проекта "Zoom In-Out" Sasha-Dasha Design). Ни то не другое не возбраняется, но... скучновато. Разве что пустить кораблик из плавать по Москве-Реке - подумают, что Церетелев Петр развлекается. Возможное исключение, но кажется, не слишком удобное - привет бумажному кораблику - бумажный же самолетик-светильник Андрея Докучаева.
Не чужды приколам и иностранные мэтры. Идея Алессандро Джедда, расставившего по ЦДХ и окрестностям большие яблоки - в память об ушедшем Стиве Джобсе, во славу Америки и России - дальше яблок не пошла: разрисованы они вполне себе привычно для такого рода вещей. Правда, в проекте из 50 инсталляций, предусмотрен флэш-моб: гигантские яблоки можно красть и доставлять в штаб-квартиру Moscow Design Week вместе с веселым фото-репортажем. За это полагается приз. А молодая кураторская группа из Саши и Даши просто подарит свои объекты любому желающему.
Вполне предсказуемо отработана и тема моды в проекте знаменитого голландца Мартена Бааса (журнал SNC). Голое тело - давно одежда, медийная зависимость и головоногие существа - не новость, разве что может привлечь сама простота идеи - переставить местами части тела и, замотав скотчем, создать новую скульптуру. И возможный формат - на витрине амстердамского бутика. Остается ответить на вопрос «ну и что?»
Ответ всегда где-то "на ладони". Например, в «библиотечном» зале события, на антресолях, располагается проект Sit-up - специально разработанное рабочее место с вертикальной посадкой. Работать можно и сидя, и стоя. Пространство удобно (стул широк) и минимизировано (столик узок), дабы не избежать бумажного хаоса, зато с максимальным маневром - набрал книжек на место-тележку и читай. Тут же - интересная реализация: продавать стул и стол не в мебельном магазине, а в книжном. Конструкция легкая, но деревянная, прочная и хорошо отшкурена - крась не хочу.
Как ведет себя в непогоду WiFi скамейка (проект SOUND BENCH Андрея Носова) - спросить не удалось, но вещь для города полезная. Однако, это, скорее, технология «заземления» интернета, чем, интересный дизайн. Ему в пандан «Ситроен» в окружении бочек с краской (проект Елены Акимовой), как символ креативности бренда.
Возможно, дело не в отсутствие условий для прагматики или фантазии для креатива. Просто жизнь у нас такая «прикольная», что вещь как таковая теряет и философию, и энергетику, и автора. Как, собственно, и формат, который иногда хочется найти и «приписать» к ней. На мастер-классах нам, вероятно, расскажут - как жить дальше.
Advertology.Ru
10.10.2012
Комментарии
Написать комментарий