Статьи

Иллюзия бизнеса

Иллюзия бизнеса

Рентабельность большинства онлайн-проектов вызывает сомнения, тем не менее выдвигаются все новые и новые варианты монетизации Интернета. Главные модные тенденции последних двух лет - сайты со скидками и специализированные социальные сети.

Хотя подавляющее число интернет-ресурсов нерентабельно, постоянно выдвигаются новые идеи, как именно монетизировать Всемирную паутину. Тренды киберпространства меняются с регулярностью модных коллекций. Пока однозначного успеха смогли добиться лишь онлайн-магазины. "Одно из самых рентабельных направлений в Интернете, которое растет, развивается и зарабатывает деньги, - это электронная коммерция, - рассказывает генеральный директор Proactivity Group Сергей Бесшабашнов. - Так, например, в прошлом году в России состоялось первое IPO интернет-магазина. Продавец компьютеров и электроники "Ютинет.ру" привлек на ММВБ 390 млн руб., а капитализация компании составила 3,9 млрд руб.".

Но обыкновенные интернет-магазины - это уже немодно. Сегодня среди пользователей модно сидеть в сетях и экономить деньги. По мнению экспертов, в последние два года самыми типичными способами заработать в Глобальной паутине стали продажа купонов на скидки и специализированные соцсети, внутри которых продвигаются платные услуги и реклама. Оптимисты инвестируют в инновации, надеясь со временем получить прибыль, например от гибрида телевидения и социальной сети.

Кто возьмет купонов пачку...

В 2010 - 2011 гг. в Россию пришла купономания. Принцип заработка прост: компания N поручает сайту продать некоторое количество товаров или услуг с большой скидкой. Предложение действительно всего пару дней, что, по сути, является виртуозной игрой маркетологов на желании людей сэкономить. Потребитель импульсивно покупает, а сайт и компания делят прибыль, как правило, в соотношении 30:70.

Одним из первых продавать купоны на скидки начал портал Groupon. Сейчас им владеют Capital Group Cos., T. Rowe Price Group, Fidelity Investments и Morgan Stanley InvestmentManagement. Миноритарными акционерами выступают Mail.ru Group и инвестиционный фонд Алишера Усманова и Юрия Мильнера DST Global. Портал начинал с 37 сотрудников, сегодня их число увеличилось до 10 000, а недавно Groupon вышел на IPO в Лондоне и привлек $700 млн - на треть больше, чем ожидалось. "При этом сама компания уже несколько лет убыточна, - поясняет Сергей Бесшабашнов. - Можно сказать, что владельцам компании, андеррайтерам и спекулянтам прошедшее IPO позволило заработать. А заработают ли что-нибудь инвесторы, купившие акции на долгосрочную перспективу, - большой вопрос".

Тем не менее спрос пока еще превышает предложение, поэтому аналогичные порталы распространяются со скоростью вирусной инфекции. Помимо сайтов, предлагающих купить купоны, есть и проекты-агре­га­торы, собирающие все предложения на одном ресурсе. Агрегатор получает прибыль с купонных сайтов за переход пользователя на сайт и совершенную им покупку купона. "Для запуска сайта-агрегатора нужно всего 100 000-150 000 руб., - делится опытом владелец интернет-проекта Skidcafe.ru Сергей Прошаков. - Через две недели работы у нас было уже более тысячи зарегистрированных пользователей. На самоокупаемость проект вышел за месяц, чистая прибыль появилась через полтора месяца". Собственники сайтов довольны: 2011 г. закончился для них если не с прибылью, то с перспективой ее получить. Пользователи Рунета привыкают к огромным скидкам и послушно несут деньги как сайтам, так и компаниям, размещающим там свои предложения.

"Конечно, есть достаточно большая доля так называемых халявщиков, - рассуждает управляющий директор "Фотостудии Кати Фукс" Екатерина Фукс. - Но для раскрутки это очень удобный инструмент. За счет высокой посещаемости таких сайтов нас видит много потенциальных заказчиков, и в ходе рекламной, по сути, деятельности мы получаем хоть меньший, чем обычно, но все-таки доход". Аналитики же скромно оценивают прибыльность подобных проектов. "Большая часть данных сервисов не раскрывает финансовых показателей, предпочитая отчитываться лишь о росте своих операционных показателей, - констатирует Илья Раченков, аналитик "Инвесткафе". - Если судить по Groupon, то данные сервисы совершенно не гарантируют больших доходов, однако Groupon активно инвестирует в географическое расширение, поэтому и отражает огромные убытки. Я предполагаю, что скидочные сервисы в общем случае обеспечивают доходность на уровне интернет-ритейлеров со сравнимым оборотом".

Финансовые эксперты говорят о "раздутости" таких интернет-проектов. "С середины 1990-х, с первых же IPO интернет-компаний опытные инвесторы начали хвататься за голову, наблюдая чудовищные мультипликаторы, - комментирует эксперт "Финам" Леонид Делицын. - Это связано с глобальным характером операций, высокой скоростью роста и широкой известностью интернет-компаний. Традиционный бизнес становился известен за пределами узкого круга основателей только через 15-20 лет истории. А о компании Groupon весь мир узнал через год после начала ее операций. Специфика бизнеса в Интернете такова, что здесь нельзя создать "маленькую прибыльную социальную сеточку" наподобие лесопилки или гриля".

"Проанализировав развитие рынка, мы пришли к выводу, что его емкость еще достаточно велика, - говорит Сергей Прошаков. - В дальнейшем можно ожидать некоего передела: крупные сайты будут "съедать" своих небольших конкурентов. Но это не отпугнет пользователей от купонов. Кроме того, не исключено появление специализированных сайтов-купонаторов. Избыточность предложений по скидкам надоест, и люди будут более целенаправленно искать нужные товары и услуги". По мнению Сергея Бесшабашнова, у сайтов по специализованной тематике перспектива имеется только в том случае, если их продвигают владельцы профильного бизнеса. "В противном случае заработать на этом очень сложно", - полагает эксперт.

Сеть для финансиста

Попытки организовать узкоспециализированные интернет-проекты существуют со времен становления Интернета. Многочисленные порталы, форумы и чаты до сих пор успешно работают для небольших групп людей. В последнее время под узкопрофильные проекты стало модно запускать социальные сети. Зарабатывают они на рекламе и предоставлении особых платных услуг.

На просторах Рунета уже существует Linkedin, Professionali.ru и еще несколько менее успешных проектов. Недавно о себе заявила сеть "Явтеме.ру" (Ivteme.ru), созданная и принадлежащая инвестиционной компании "Группа Присяжнюка. Управление инвестициями". По данным РБК, в 2011 г. сеть заняла 4-е место среди популярных социальных сетей в России и 27-е по популярности среди сайтов, которыми пользуются офисные сотрудники. "Когда мы задумались о создании бизнес-портала "Явтеме.ру", перед нами встала задача сделать нечто привлекательное для людей, занимающихся финансами, - рассказывает гендиректор "Группа Присяжнюка. Управление инвестициями" Алексей Присяжнюк. - Мы сразу определили для себя, что с финансами, так или иначе, связано большинство активных пользователей Интернета: кто-то просто пользуется банковскими или страховыми услугами, кто-то инвестирует деньги в фондовый рынок. Именно поэтому мы старались сделать сеть, наполненную сервисами для думающих людей, и именно это стало главным отличием нашей сети".

Социальные сети при условии популярности достаточно успешно монетизируются и в ближайшее время терять популярность не собираются. "Вполне реальные деньги приносят, например, соцсети "Вконтакте", "Одноклассники", Facebook, - поясняет Илья Раченков. - Главный источник дохода соцсетей - размещение рекламы, и получение дохода в данном случае зависит от аудитории, которую им удастся привлечь. Прочими источниками дохода являются виртуальные подарки, многопользовательские игры, платежные сервисы".

Алексей Присяжнюк планирует получать прибыль от своего проекта не только привычными для сетей способами. "Разработанный нами сервис по рассылке деловых предложений потенциальным партнерам экономит время не только пользователям социальной сети, но и компаниям, заинтересованным в привлечении новых клиентов, - рассказывает Присяжнюк. - Результатом использования данной услуги является большое количество заключенных сделок. Именно эту услугу мы и планируем монетизировать в скором времени".

Идею монетизировать хороший сервис на стороне клиентов принимают без энтузиазма. "Сегодня привлечение социальных сетей к развитию бизнеса является трендом, поэтому уверена, что популярность данной услуге обеспечена, - призналась начальник управления по связям с общественностью и рекламы ОАО "КБ "Агропромкредит" Юлианна Васильева. - При этом введение платы за использование может негативно сказаться на количестве пользователей, как это уже было с другими популярными социальными сетями, попытавшимися ввести плату за регистрацию и в итоге отказавшимися от этого. Безусловно, реакция представителей бизнес-сообщества будет гораздо сдержаннее и менее резонансна, нежели реакция посетителей - частных лиц, и все-таки часть клиентов потеряется".

Планов громадье

Может быть, сильные стороны социальных сетей позволят стать рентабельными проектам интернет-СМИ? На это сделали ставку в компании "СТС" - там сейчас пытаются добиться синтеза соцсети с телевидением. Портал "Видеоморе" станет не только сайтом, где можно посмотреть любимые программы и сериалы, но и полноценной социальной сетью, участники которой, помимо привычных функций соцсетей, получат возможность верстать свою телепрограмму из контента каналов "СТС Медиа".

Проект, представленный недавно, на самом деле тихо стартовал еще в декабре 2010-го и, по оценкам аналитиков "СТС Медиа", сейчас имеет пятимиллионную аудиторию и собирается увеличивать ее, в том числе и за счет адаптации проекта для мобильных телефонов и планшетников. Телевизор будет повсюду: дома, в дороге, на перекурах в офисе, в пробке. Столь повсеместный захват аудитории сулит "СТС Медиа" весьма существенную прибыль. "В общей сложности объем инвестиций в проект в 2010-2011 гг. составил $2,5 млн, и согласно нашим расчетам он окупится к концу 2012 г., - сказал "Ко" Аскар Туганбаев, директор по развитию интернет-проектов "СТС Медиа", руководитель портала "Видеоморе". - Мы работаем по рекламной модели, в соответствии с которой основные доходы (до 90%) - это доходы от рекламных размещений. Оставшиеся 10% планируется зарабатывать на платных сервисах".

На сегодняшний день планы "СТС Медиа" выглядят несколько фантастично - вспоминаются интерактивные телевизионные стены из романа Рея Брэдберри "451 градус по Фаренгейту". "Идея интерактивного телевидения будоражила умы изобретателей и инвесторов с начала 1990-х, в ее реализацию было вложено немало средств, - рассуждает Леонид Делицын. - Создатели проекта должны учитывать, что в Сети талантливых людей не меньше, чем в офлайне, конкуренция - на порядок интенсивнее, а требования пользователей к качеству контента - очень низкие. Пользователю важно посмотреть свежий интересный ролик, пусть даже низкого качества, но немедленно и бесплатно. Качественную картинку он может посмотреть в кино или по ТВ". Но основная проблема такого телевидения даже не в неготовности потребителей платить за интерактив, а в технологиях. "Развитие интерактивного телевидения и других современных информационных услуг требует соответствующих каналов связи, - констатирует генеральный директор "РВМ Альянс" Сергей Алешин. - Наиболее остро такая задача стоит в регионах, где невелика плотность населения, а расстояния между населенными пунктами значительны". С учетом всех сложностей аналитики готовы признать "Видеоморе" всего лишь имиджевым проектом "СТС Медиа".

Несмотря на колебания экспертов по поводу рентабельности отдельных онлайн-проектов, никто не сомневается, что Интернет в целом крайне перспективен. По данным TNS, проникновение Сети в России составляет 61%. Это примерно 36,5 млн человек. Из них 57% - активные пользователи, то есть такие, кто знает о том, как использовать различные сервисы, предлагаемые Всемирной паутиной. Существующие в ней проекты вынуждены постоянно меняться, чтобы удержать свою аудиторию. Но тем Интернет и привлекателен для бизнеса - проверить свой проект на жизнеспособность может любой желающий с минимальными рисками, по сравнению с офлайновым бизнесом. Бизнес-онлайн чем-то похож на игру-стратегию, но очень везучим игрокам он приносит реальные деньги.

Основное место доступа в Интернет

 

Вся аудитория от 12 лет, %

Работающая аудитория, %

Дома

90

87

На работе

23

36

В учебном заведении

5

2

В интернет-кафе, компьютерном центре

3

3

В гостях

9

8

В другом месте

4

5

 

Крупнейшие проекты Рунета по аудитории (данные за ноябрь 2011 г. )

Проект и сайт

Аудитория (тыс. чел.)

Доля аудитории Интернета, %

Аудитория Интернета в целом (возраст от 12 до 54 лет)

31449

100

Soloway (оператор продажи рекламы)

27601,3

87,8

Begun (оператор продажи рекламы)

26974,1

85,8

"Яндекс"//результат поиска

26477,4

84,2

"Яндекс"//главная страница

25630,9

81,5

"Вконтакте" (Vkontakte.ru)

25009,3

79,5

Mail.ru//почта, вн. страницы

24268,4

77,2

Mail.ru//главная страница

24193,6

76,9

Google (ru+com)

23473,3

74,6

Mail.ru//"Мой мир"

21170,4

67,3

Youtube.com (ролики Youtube)

20770

66

"Одноклассники.ru" (Odnoklassniki.ru)

20501,1

65,2

RuTube (ролики RuTube)

13485,9

42,9

SUP Media (LiveJournal.com)

13382,9

42,6

Источник: TNS

Использование мобильного устройства для выхода в Интернет

мобильный телефон

56%

смартфон или коммуникатор

41%

интернет-планшет

6%

 

19.01.2012

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Город Серебряного века

Город Серебряного века
Город Серебряного века. Пространство города в русском изобразительном искусстве и литературе Серебряного века. Книга является первым в современной отечественной науке междисциплинарным исследованием темы пространства города первых десятилетий XX века в русском изобразительном искусстве и литературе этого времени. Комплексный подход к теме, в основу которого положен структурный анализ городского пространства, позволил автору выстроить новую иконографию городских пространственных образов в произведениях русской литературы и искусства, воссоздать мыслимую модель города, каким его видели писатели и художники начала прошлого столетия. Книга богато иллюстрирована, написана ясным, доходчивым языком с привлечением большого числа высказываний художников, писателей и поэтов, помогающих понять рассуждения и выводы автора. Книга будет интересна не только специалистам — искусствоведам, филологам и культурологам, но и широкому кругу читателей, ценителей искусства и литературы Серебряного века. Во все времена Город, являющийся средоточием творческого потенциала эпохи, стремится осмыслить самое себя. Ситуация конца XIX — первых десятилетий XX века эту истину подтверждает. Город как аккумулятор основных идей и явлений промышленной цивилизации не мог не стать одним из центральных, если не главным, мотивом творчества художников и писателей первой трети XX столетия.В настоящей работе предпринимается попытка приблизиться к пониманию темы города в русском искусстве и литературе этого времени, выявить круг идей, мотивов и приёмов внутри данной темы, иными словами, показать некий срез новой городской иконографии. Для России этот круг проблем соотносится с двумя городами-миллионниками — Петербургом и Москвой. Внимание автора исследования концентрируется на проблемах организации пространства огромного города первой четверти XX века с точки зрения восприятия этого пространства современниками — писателями и художниками.На анализе конкретных произведений рассматриваются видоизменения и особенности основных модулей городского и архитектурного пространства, таких как улица, дом, окно, двери, ворота, арки. Существенным для понимания сути пространства нового города является его рекламная составляющая — городские вывески, призванные по своему назначению быть путеводителями по городу, но в действительности часто искажающие до неузнаваемости его улицы. К этим компонентам городского пространства необходимо добавить такой немаловажный его элемент, как толпа, ибо мегаполис начала XX столетия не существует и не может быть понят вне связи с феноменом «человека-массы».Всем этим структурообразующим составляющим (частям) городского пространства посвящены отдельные главы настоящей работы. На основе анализа большого числа произведений литературы и искусства автор стремится построить некие смысловые ряды, которые в совокупности позволяют понять, каким видели городской космос создатели этих произведений. И если в первой вводной главе, посвященной пространству города в целом, автор говорит о некоем общем для творческого сознания эпохи ощущении города как тюрьмы, то в последующих главах с их более прицельным подходом, в рамках более узких тем речь идёт о вариативных трактовках внутри этих конкретных тем. Последняя, заключительная глава работы отдана рассмотрению целостных индивидуальных образов города, принадлежащих крупнейшим мастерам пера и кисти первой четверти XX столетия, чье творчество тесно связано с темой города. Анализ многих произведений позволяет говорить об определенном концептуальном единстве в решении вопроса о судьбах современного города художниками и писателями тех лет.Предпочтения автора при выборе персоналий отданы в данной работе таким признанным урбанистам, как Андрей Белый и Мстислав Добужинский, а также тем писателям и художникам, кому удалось создать убедительные образы города начала XX века. Однако список привлекаемых автором имён писателей и художников и названий произведений весьма обширен.За скобки настоящей работы сознательно вынесены вопросы влияний европейской литературы и искусства конца XIX — начала XX столетия на творчество русских писателей и художников. Это объёмная задача для специального исследования. Но, разумеется, автор помнит о том, что европейский культурный контекст весьма значим для своего российского аналога.Русская литература и русское искусство почти синхронно с европейскими обратились к теме современного большого города, но шли собственными путями в её осмыслении, а отдельные их представители становились первооткрывателями на этих путях.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

06.06.2025 - 19:42
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация