Интервью

"Главное - не мыслить табуретками"

"Главное - не мыслить табуретками"

В 16 лет Федор Сумкин нарисовал портфолио шариковой ручкой и принес его в агентство...

Потом он рисовал для Esquire, New York Times, Nike, Rolling Stone Magazine, жил в Италии, Голландии, Швейцарии, Белоруссии и России, последние 10 лет провел в Париже. Сейчас дизайнер и иллюстратор рассказал T&P, как добиться всего самому, зачем собирать телевизоры и как найти вдохновение.

Как ты распределяешь рабочее время?

Сама профессия дизайнера подразумевает работу 24 часа в сутки. Нужно постоянно быть начеку. Вот сейчас мы в кафе на набережной, по каналу идет катер. Я сразу обращаю внимание на то, каким шрифтом набрано название, на его форму и цвет. Уравновешена ли текстовая композиция по отношению к данной площади? Нужна доля секунды, чтобы провести анализ и дать оценку - дизайн катера делал профессионал или халтурщик. Дизайнер не может работать только с 9 утра до 6 вечера, это особенность профессии. 

Я работаю дома. Мне один знакомый посоветовал программу для iPhone, называется Pomodoro. Это копия кухонного таймера-реле для хозяек. Принцип такой: ставишь ее на 25 минут и в это время работаешь, не отвлекаешься ни на почту, ни на телефон, когда проходит 25 минут - звонок, пауза 5 минут. Потом опять ставишь звонок на 25 минут.

 И это работает?

Со мной - нет. Я предпочитаю работать ночью, когда меня никто не дергает, я могу сесть в 12 ночи и до 5 утра сделать то же самое, что за 5 дней в обычное время. В интервью одного французского дизайнера прочел: «Ребята, если вы слышите за окном шум мусороуборочной машины, это значит, что уже 8 утра и время идти спать». Это про меня. 

Сложно организовать рабочий день самому, поэтому дизайнеры скидываются и снимают вскладчину офис, каждый платит по 100 евро за свой стол. Дома это тяжело: рядом кухня, нужно пойти сделать кофе. Надо просто быть мегадисциплинированным человеком, чтобы дома продуктивно работать. Ну и, конечно, ты же не будешь портить себе репутацию тем, что постоянно срываешь сроки и не успеваешь. Ничто не организует лучше, чем забота о клиентах: раз тебе доверяют, надо помереть, но сделать!

Что всегда на твоем рабочем столе? Какими инструментами ты пользуешься?

Я работаю гелевыми ручками за 1 евро из супермаркета. Но есть что-товажнее инструментов. У меня на столе должна обязательно быть чашка кофе, кофейник френч-пресс, мой китайско-советский чайник с отбитой голубой эмалью, который я из Берлина привез, чашка чая, стакан воды, можно San Pellegrino с газом, и какой-нибудь сок. И обычно под конец рабочего дня это чашек 15, тогда я понимаю, что день прошел продуктивно.

Федор Сумкин
Рабочее место Сумкина

Что тебя вдохновляет?

По отдельности ничего конкретного. Я думаю, это сочетание каких-толичных переживаний, разные события, происшествия, плюс прогулки по городу и все, что по пути попадается, - старинные вывески, таблички, витрины. Нужно быть постоянно в рисече, поиске новых источников вдохновения, постоянно самосовершенствоваться. Столько в мире вокруг интересного, столько разных тем! Когда сидишь дома, какое вдохновение может быть?

Я люблю путешествовать. Хотя не хожу ни по каким музеям. Просто гуляю по улицам с фотоаппаратом. Для меня путешествие - это поездка за очередной порцией уличного дизайна. Если ничего не получается, лучше заняться чем-то другим, книжку почитать. Но потом опять вернуться и попробовать доделать.

Самое главное в моей профессии - это глаза. И очень помогает место, где ты живешь. В городе, где глазу упасть некуда, сложнее находить источники для вдохновения. 

У тебя уже было несколько выставок. Как ты думаешь, когда дизайнер становится художником?

Я думаю, что дизайнер - это прежде всего услуги, как у доктора. А художник более независим. Художник - это состояние души. Это никак не связано с кистями, холстом и маслом. И художник не просто что-то там видит, он умеет это выразить. Если повезет, найдутся люди, которые смогут понять, что он хотел сказать, и оценить это. Я думаю, что вообще то, что человек может выразить творчеством свои эмоции, - это уже большой прогресс цивилизации. Но помимо эмоций важно вкладывать смысл в свои произведения. Только эмоции никому не интересны.

Одна из последних моих работ - портрет Стива Джобса в образе Христа, который держит айпад вместо Библии. Это мои наблюдения за сложившейся ситуацией вокруг бренда Apple. Сегодня это культ, настоящая религия. Кстати, на айпаде цитаты из «1984» Оурэлла. Но такие иллюстрации я редко делаю. Вообще, стараюсь быть художником только тогда, когда есть что сказать.

 

Стив Джобс

 Когда ты понял, что ты стал профессионалом?

У меня есть какие-то критерии, по которым я понимаю, что вот так делать непрофессионально, а так - профессионально. Но это касается рабочих приемов. А вообще я не думаю о том, профессионал я или нет. Это ужекакое-то начало конца. Нельзя так о себе говорить.

С чего ты начинал?

Деловая газета «Бизнес Балтия» издается в Латвии и освещает экономические события в Латвии, Литве и Эстонии. В начале девяностых распространялась на российском рынке.

Это было просто стечение обстоятельств. 1991 год, на смену всяким «Комсомольским правдам» и «Известиям» пришли какие-то совершенно фантастические газеты - «Бизнес Балтия» на розовой бумаге, «КоммерсантЪ». В них было много рекламы, названия с какими-то логотипами, с иконками, графиками, рисунками: торговый центр «Микродин», «Инкомбанк». Фотографии микроволновок, телеков, автомобилей. И это было настолько ново, потому что не было, не было - и тут прорвало ящик Пандоры.

В 16 лет я нарисовал шариковой ручкой портфолио, я тогда еще не умел работать на компьютере, пошел в рекламное агентство и сказал: «Возьмите меня, хочу рисовать логотипы, быть дизайнером». Сейчас так уже невозможно, потому что сейчас не 1994 год. Зарегистрировать, как Тема Лебедев, сайт design.ru и сделать сайт для Hewlett-Packard можно было только один раз в жизни, в середине 90-х, потому что тогда этим в России никто не занимался.

Сегодня точно такая же ситуация с цифровыми журналами для айпадов. Пока мало кто умеет их делать. Вот я сейчас готовлю журнал Avenue Montaigne Guide, там реклама Chanel, Emilio Pucci, Dior, Bluemarine. В рекламные отделы мы отправили техтребования, но они все равно не понимают, как подготавливать рекламные полосы: они привыкли делать рекламу для печати или для интернета, а тут что-то совершенно новое, просят прислать видеоролики и фотографии дефиле для слайдшоу, ссылку на сайт. Например, Prada вообще отказалась размещать свою рекламу.

Какие перспективы для медиарынка ты видишь в развитии айпадов?

Если рассматривать айпад как читалку, то в том виде, в котором он сейчас существует, он еще очень долго будет буксовать. По многим важнейшим критериям цифровые журналы не заменяют печатные. Это мультимедийный продукт, и он не очень классный. У него много минусов. Когда подходишь к киоску и берешь печатный журнал, ты уже руками можешь ощутить его вес, можешь раскрыть его, можешь быстро пролистать. Причем всегда понятно, когда ты в начале и сколько страниц осталось. А с журналами для айпада что? Ну, вот заходишь ты в iTunes Store, выбираешь журнал среди игрушек и программ для офиса. Сначала его нужно купить и только потом можно пролистать. То есть покупаешь кота в мешке.

Конечно, здорово сидя дома на диване, в Париже, купить версию журнала «Сноб», который у нас продается только в нескольких местах. Та же ситуация с американским Esquire в Париже: бумажное издание появляется на 3 недели позже, чем версия для айпада. Но пока онлайн-дистрибуция не оправдывает вложенных средств. С другой стороны, ребята из Hewlett-Packard в 1997 году тоже понимали, что их российский сайт увидят в сто раз меньше народа, чем, например, сейчас, в 2011-м. Тогда это была часть имиджа, работа на перспективу.

Какие области в дизайне ты считаешь перспективными?

После 2008 года закончился 20-летний экономический период, который начинался с подъема, когда все кому не лень заказывали иллюстрации в журналы и в какие-то офигительные годовые отчеты. Сейчас опять спад, компании предпочитают за 10 евро купить стоковую фотку, чем заказать за 2000 евро эксклюзивную иллюстрацию. И если искать сегодня какие-то перспективы в дизайне, по-моему, проще заняться чем-то другим.

Работы Сумкина
Работы Сумкина 

Сейчас сложнее пробиться, чем, скажем, 10 лет назад?

В Европе почти нереально пробиться, потому что здесь дизайн - это 200 лет непрерывной культуры со своими легендами, историями, персонажами. Нужно быть очень самобытным и иметь очень оригинальные идеи. Впрочем, как бы рынок ни сложился за все эти столетия, всегда нужны молодые таланты с новым взглядом, нужна свежая кровь. Шанс есть, но нужно очень много работать и делатьчто-то совершенно необыкновенное.

Кстати, в моде то же самое. Сегодня нельзя, как Джорджио Армани, два раза в год делать одну и ту же коллекцию, чем он занимается последние 20 лет. Мир изменился. Молодым фэшн-дизайнерам приходится спать по два часа в сутки, работать месяцами без выходных, чтобы оставаться на волне. Десять лет назад не было ни социальных сетей, ни блогов, не было такой требовательной публики. Так же и в автомобильном дизайне. Первый VW Golf был выпущен в 1974 году, второй на его смену пришел через девять лет. Сейчас средняя жизнь модели 3-4 года, потом появляется новая.

Что было для тебя лучшей школой?

Лучшей школой была непосредственно работа с заказчиками. Потому что, может быть, мне везло, но они неглупые люди были. Всегда мне что-тосоветовали, я понимал: блин, я вот до этого не додумался. Это такой опыт, который ни в какой школе не дадут, ни на каких курсах.

Работы Сумкина
Работы Сумкина
Работы Сумкина
Работы Сумкина 

Нужно ли дизайнеру высшее образование?

Хотя бы для того, чтобы формулировать свои мысли четко, нужно образование. По человеку легко определить, есть у него образование или нет. Потому что это не только корочка, а список дисциплин, которые потом очень нужны. Можно самому развиваться, но это займет очень много времени. Я вот жалею, что у меня нет высшего образования.

Если бы мне сейчас было восемнадцать, я бы пошел учиться на историка. Выбрал бы тему о кризисе двоевластия в 1917-м или о Первой мировой - это мне тоже интересно. Мне нравится история, но не из каких-то книжек, где обо всем литературно пишут, мне интересно копаться в архивах, сейчас в Google Books очень много документов с грифом «секретно», какая-то статистика. Когда ты это видишь все от первого лица, из первоисточника, ты мысленно можешь перенестись в ту эпоху, стать свидетелем событий тех лет. Это как машина времени! 

А если говорить про именно дизайнерское образование?

В наши дни оно необходимо. Потому что сейчас не середина дремучих 90-х. Ну что мне было делать в художке в то время? Учиться рисовать табуретку так, чтобы ее от фотографии нельзя было отличить? Ради чего? Можно просто сфотографировать табуретку и обвести фотографию.

Работы Сумкина
Работы Сумкина
Работы Сумкина

В этом отличие западного образования от советского - на Западе учат решать проблемы, а не придумывать искусственные препятствия. Я думаю, что в «Стрелке», БВШД учат решать задачи, и это хорошо. Не надо тратить три дня на закрашивание листов бумаги - распечатал на лазернике за секунду и дальше чем-то занялся. В совке считалось: чем сложнее препятствие, тем задачу интересней решать. Так нельзя. Это похоже на девочку, которая говорит: «Папа, купи мне туфли!» - «А ты еще коньки не сносила».

Куда бы ты посоветовал пойти учиться?

В школу, где студенту разобьют мозги и соберут их заново, чтобы он научился думать самостоятельно, а не тырить идеи из каталогов по дизайну или из интернета. Чем больше школа меняет образ мышления, тем больше будет шансов у студента чему-то научиться в жизни.

То есть главное - это правильно мыслить?

Или неправильно мыслить. Но главное - не мыслить какими-тоштампами, не мыслить табуретками. Хотя из табуреток можно какой-нибудь шрифт интересный сложить. Пару лет назад я сделал шрифт из телевизоров: полгода собирал на помойках коллекцию телевизоров, потом сфоткал, отрисовал и собрал в фотошопе шрифт. Сначала опубликовали в немецком сборнике Playful Type, а в прошлом году японский филиал выкупил эти картинки для коллекции одежды UNIQLO. 

Как ты самообразовываешься?

А мне все интересно, я любопытный. Наверное, я просто всегда понимаю, что я малограмотный, меня легко удивить. Может, это на биологическом уровне. У каждого человека задействованы разные области в голове, которые отвечают за разные факторы. Например, учеными становится одна категория людей, спортсменами становится другая. Потому что у них как-то по-другому мозг устроен. Наверное, я отношусь к категории тех, кто постоянно всему удивляется и хочет узнатьчто-то новое.

Я стараюсь ездить на конференции, на воркшопы, не жалею на это денег. Пару лет назад самостоятельно занялся шелкографией. Ничего из материалов и инструментов не нашел в Европе, пришлось закупать в Америке. Даже сообщество завел в жж. 

В прошлом году ездил в Голландию на воркшоп WoodWing. Там меня научили верстать в InDesign CS4 журнал для айпада. Его специально для меня организовали, потому как больше никто из иностранцев не приехал.

Компания WoodWing - это разработчик комплексных редакционных решений, создатель платформы Smart - универсальной среды управления контентом, которая позволяет обрабатывать изображения, тексты, аудио и видео-файлыМожет быть, тогда это было слишком ново. Презентация айпада была в январе, а в июле я уже учился делать журналы с медиаконтентом - видео на страницах, слайдшоу, гиперссылки. Все это казалось фантастикой. Будущее пришло! Такое нереальное ощущение, что можно руками потрогать свою обложку, которая только что была на экране, и это не напечатано на бумаге!

В этом году ездил в Барселону, на OFFF. Прознакомился с Джошем Дэвидсом, с интересом послушал выступление Мариан Бантяйс, посетил лекцию Adobe на тему цифровой печати. Ну и, наконец-то, повидался со многими коллегами из России, с которыми общался только онлайн. Я вообще-то и поехал специально поддержать наших ребят: в этом году первый раз Россия была представлена. Там был Арсений Веснин из Designcollector.net, Женя Киселев и Владимир Томин. Очень важно на таких мероприятиях бывать, заряжаться позитивной энергией и общаться с единомышленниками.

Было такое, что ты хотел все бросить?

Много лет назад, когда я вернулся из Парижа в Москву, когда весь этот трешак увидел московский, на желтом фоне безобразные красные буквы «Дубленки на Ленинском», тогда на три месяца просто выпал из жизни. Вспоминал, как в Париже даже в самом дешевом баре вывеска «Туалет» сделана так, что можно минут пять просто любоваться шрифтом и композицией.

Вот, например, купил я дизайнерскую книжку об айдентике и корпоративном дизайне. Зашел в один пражский бар и стал изучать картинки. Меня поразило тогда, как визитные карточки, логотипы и бланки гармонируют с окружающей обстановкой, с интерьером бара и с видом из окна. Все вокруг было одним цельным дизайнерским альбомом.

Сейчас объясню еще на одном примере. Вот, пару дней назад купил книжку по шрифтам начала XX века. Вот так на фотографиях эта книжка выглядит в старинном баре недалеко от метро Les Halles в Париже. Там оставили весь интерьер XIX века, даже газовые фонари и барные стулья.

Книжка по шрифтам
Книжка по шрифтам
Книжка по шрифтам

Когда возвращаешься в Москву, кажется, что нашествие какое-то прошло. Проходиткаких-то десять лет, мода меняется, - и все ломают, дерево и металл меняют на самый современный пластик. Но новое совсем не значит - лучшее. Никакой связи с историей, последовательности поколений. На улице срывают старые вывески, из домов выносят на помойку старую мебель. Совершенно нет культуры хранить старые вещи. Поэтому всё, как вставные зубы, хаотично торчит. Тяжело, конечно, в такой атмосфере работать.

Кем ты восхищаешься?

Наверное, людьми, которые, несмотря на внешние обстоятельства, не отказываются от своего стиля и остаются ему верны.  KLF - английская группа, которая была образована в 1987 году в Ливерпуле. Среди первых музыкальных работ коллектива - нецензурные издевательские аранжировки самых известных британских групп: The Beatles, Led Zeppelin, Pink Floyd. ABBA даже подавали на KLF в суд, однако дело так и не было рассмотрено.Так всегда было, не только сейчас. Мне, например, нравится группа KLF, потому что, в отличие от Technotronic, они не опопсели в конце 80-х. А сумасшедшие англичане из KLF в 1998 году выпустили альбом в таком же панковском техностиле, как и 10 лет назад, когда у них изъяли альбом, и они на MTV в Лондоне объявили, что 25 лет не будут выступать. А свой первый миллион фунтов стерлингов они сожгли в Швейцарии на озере (сначала они хотели сделать выставку в России - расклеить эти деньги в рамки). Эти люди не подались в коммерческие проекты, не опопсели, у них мозги не заплыли жиром, они остались верны своему делу. Это ведь может быть что угодно: музыка, дизайн, фотографии, мода.

Дизайнеру по определению нужно быть независимым и не становиться частью мейнстрима. То есть, например, если сейчас все хипстеры носят очки Ray Ban, то это просто какой-то инкубаторский дизайнерский поп. Или компьютеры Apple: если у тебя нет «мака», то ты не дизайнер. Да работать можно даже на мобильном телефоне в интернет-кафе. Инструменты не так важны, как голова и какая-то внутренняя независимость. 

Что бы ты мог посоветовать начинающему дизайнеру?

Ну вот дам я советы, и что они будут с ними делать? Тут очень много вещей, которые зависят от характера человека, от его эстетических, вкусовых качеств.

Мой совет - не отчаиваться, быть верным своему делу, не сдаваться, не покупаться ни на какую попсу, а продолжать работать.

Еще я думаю, что нужна дисциплина и надо много работать. И все равно, это как в казино - одному повезет, а другому - нет. Потому что надо, наверное, изначально рассчитывать, что не всегда твой талант востребован, потому что не все вокруг специалисты. И помнить, что планета большая, если это не нравится в одной стране, то, может быть, понравится в другой.

Вот мой мейл - opera78@gmail.com, пишите мне, если есть какая-то конкретная проблема, я постараюсь помочь. Мне часто пишут из России, и я отвечаю исключительно всем на любые вопросы. Чаще всего советую определиться с целью, понять, чего хотелось бы достичь в профессии. Образование - самый эффективный и быстрый способ в достижении намеченных целей.

А еще было бы здорово, если бы уже состоявшиеся дизайнеры последовали примеру Юрия Гордона и Яны Франк и стали делиться секретами, почаще выкладывать в блогах процесс работы. Хватит уже в бочках солить свой опыт.

theoryandpractice.ru
Advertology.Ru

24.08.2011

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.
Тренды в мобильном маркетинге-2024Тренды в мобильном маркетинге-2024
Как будет работать мобильный маркетинг в 2024 году и какие тренды прямо сейчас влияют на весь рынок, рассказывает Алла Рауд, руководитель направления ASO в IT-Agency.
Новые медиа – Новая реальностьНовые медиа – Новая реальность
Сегодня российская блогосфера стремительно трансформируется. И это неудивительно: только за последний год ведущие отечественные социальные сети продемонстрировали, пожалуй, самую серьезную бизнес- и маркетинговую активность за долгие годы – появились новые сервисы, произошло резкое расширение аудиторий, усилился приток авторов, возникли инновационные форматы и мн. др.  Блогеры, в свою очередь, стали расширять перечень жанров, в которых они работают; оформился тренд на мультиформатность и партнерства. Рекламодатели же сделали ставку на блогосферу как на приоритетный и наиболее эффективный канал продвижения. Наконец, государство стало рассматривать блогосферу как полноценного экономического субъекта, что, естественно, отразилось в законодательной базе.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

29.03.2024 - 10:35
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация