Репортажи

Рекламный бум за здорово живешь

Рекламный бум за здорово живешь

Русский плакат не может быть ни французской афишей, ни британским постером. У него особенная стать - «неактуальной рекламы». Именно так назвали кураторы Третьяковки свежеотреставрированную коллекцию из собственных фондов. Выставка продлится до 21 августа.

Название выставки "Неактуальная реклама. Русский плакат начала XX века"- как вздох облегчения: по обоюдному мнению кураторов, старинный печатно-рукописный плакат явно дает фору нынешней безвкусной московской «наружке»  - и тщательно выписанным авторским шрифтом, и яркой графикой (художники - сплошь да рядом - звезды Серебряного века), и мастерской печатью.  Стариннный плакат ненавязчив, не грешит слэнгом, а вместо  обнаженных «нюрок» и призывов «сникерснуть отмочитос» - все  выставки, детские праздники да благотворительные сборы в пользу бедных (торговой рекламы в коллекции нет).

 Сентиментально подпрыгивающие буквы «Гастролей Знаменитой Примадонны Анастасии Дмитриевны Вяльцевой» смотрятся столь же наивно и душевно, как и рукотворная «футуро-латынь» вечера Ларионова и Гончаровой в галерее Барбазан. При этом, длинное платье и величание по имени-отчеству возводят популярную артистку оперетты  ранг «классики», а зашкаливание «кубистического шрифта» делает из Мусоргского, Стравинского, Римского-Корсакова и Бородина парижских хулиганов. К тому же, последних рекламирует неизвестный художник, а Анастасию Дмитриевну - Е.Ф. Бауер. Старинный плакат исторически нагружен,  и оттого еще более любопытен.

Каждый зал посвящен определенному жанру - социальному (благотворительность, страхование, военный заем), выставочному (искусство и промышленность), книгоиздательскому, зрелищному (театр, кино, концерты), и, как сказали бы тогда про авангард, если бы знали слово - «мультимедийному». Последний - коллекция М.Ф. Ларионова, переданная в Третьяковку по завещанию его вдовы А.К. Томилиной в 1989 г. Большая же часть экспозиции - из коллекции Ф.Ф.Федорова  известного собирателя плакатов и экслибрисов, поступившей в Третьяковскую галерею в 1933 году и изрядно пополненной произведениями, связанными с культурой русского зарубежья. Всего  в экспозиции 100 наименований.

Неактуальная реклама. Русский плакат начала XX века

Неактуальная реклама. Русский плакат начала XX века

Кураторы признаются: русские художники не особенно жаловали рекламу, считая ее низким жанром - пока не грянула в 1897 году в Санкт-Петербурге, Москве и Киеве международная выставка афиш. Львиная доля материала принадлежала Европе. Тут-то наши художники поняли, как жестоко ошибались, и устроили настоящий рекламный бум. Как и многое в России, «не корысти ради». Бум начался прямо с плаката архитектора Кекушева для Московской выставки, изрядно напоминавшего произведения Альфонса Мухи.

Неактуальная реклама. Русский плакат начала XX века

Л.Н. Кекушев. «Выставка афиш в Строгановском училище». 1897 г.

Русский плакат оказался не только пропагандистом своих прямых месседжей, но пряным консервантом  художественных стилей - реализма, модерна, символизма, эклектики, «неорусского стиля». Последний шел в ход при всякой необходимости подчеркнуть народное единство - будь то помощь «больным и раненым, пострадавшим от войны», борьба с чахоткой или первая в России выставка древнерусского искусства. И тут можно заметить, как Дмитрий Донской  Коровина подмигивает Александру Невскому Корина.

В ход шли одновременно Добрыни Никитичи и Георгии Победоносцы. И чем сильнее дул ветер свободы, тем, активнее использовалась архаика. Как только «сбросили царя», лист бумаги запылал красно-золотистой гаммой московской иконописной школы и русского лубка.  На выставке соседствуют плакаты двух военных заемов. И если на императорских - все рабочие да заводы (привет Дейнеке!), то на плакатах Временного правительства - парни в рубахах да святые угодники, а расторопный Змий подрабатывает по случаю то внешним врагом, то старым режимом. Что ж, на то он и «заем свободы» - звучащий в те времена так же актуально, как и «страхование жизни от смерти».

Неактуальная реклама. Русский плакат начала XX века

А.Ф. Филиппов Эскиз к плакату «Заем свободы». 1917

Неактуальная реклама. Русский плакат начала XX века

Д.Н. Кардовский. Страхование жизни». 1917.

К парадоксальным особенностям коллекции можно отнести и явное соседство двух истоков русского плаката: иконы и лубка в социальных месседжах и книжной иллюстрации - в афишах выставок, концертов, ярмарок.

Неактуальная реклама. Русский плакат начала XX века

Неизвестный художник. Плакат климатической станции в Гаграх, 1904

Техника хромолитографии, в которой производился тогда в массе плакат,  была сложной,  многотрудной и неудобной - как для больших форматов (так, для плаката Л.С. Бакста к постановке Иды Рубинштейн «Мученичество Святого Себастьяна» потребовалось целых три камня), так и для психологического портрета,  о чем свидетельствуют первые, еще реалистические,  киноплакаты.

Зато в том, что касается линии, цвета и шрифта было полное раздолье, и здесь русские художники, по мнению кураторов, ни в чем не уступили иностранцам  - ни в изысканности модерновой выделки, ни в бесшабашности авангардистского хулиганства.

 Неактуальная реклама. Русский плакат начала XX века

И.Ф.Рерберг. Плакат «Выставка архитектуры и художеств нового стиля». 1902

Неактуальная реклама. Русский плакат начала XX века

М. Ф. Ларионов. Афиша выставки М.Ф.Ларионова и Н.Г.Гончаровой «L'Art decoratif Theatral Moderne» 1918

Юлия Квасок
Advertology.Ru

30.04.2011

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...
Управляющий партнер LotUS Communications Татьяна Жигаленкова поделилась экспертным мнением о роли PR специалистов в формировании будущего искусственного интеллекта.
Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

14.07.2024 - 01:03
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация