Репортажи

Люди и вещи биеннале

Люди и вещи биеннале

В Москве вот уже неделю идет восьмая фотобиеннале, но официальное открытие состоялось 18 марта в ЦВЗ "Манеж", где  представлены ключевые проекты.

Гвоздь программы - ретроспектива камертона мировой «репортажки» Анри Картье-Брессона. Его фото напоминает сухую иглу  Рембрандта, - не даром отец фотожурналистики начинал как художник-график. Люди так по-разному, порой трагично живущие, с каким-то изяществом умудряются обнажить социо-культурную принадлежность и устроить в кадре литературно-живописную мизансцену.   Тут вам и упругий мексиканский мачо в плену дамских каблуков, и иссохший  евнух последней императорской династии. От мачо остался торс, от евнуха - глаза. Пойманная задним числом осведомительница гестапо в кругу  возмущенных французов  смотрится как персонаж домашней драмы. Пленка фотографа -  как Лета, спокойно принимает и толпу индийцев -  проводить в последний путь Ганди, и давку китайцев -  сбыть золото в последний день Гоминьдана, и аккуратно выстроенных солдатиков на плацу, и  расплывшееся собрание на фабрике. Брессон -  мудрец ровно настолько, насколько этого позволяет натура (с которой он научился договариваться о «решающем моменте»),  и самое  неестественное для него - переделывать этот мир. Возможно, и весь секрет  -  в ощутимой глазом разнице между медленнотекущим хроносом и этим самым «моментом». Поэтому к покоящемуся с миром на мосту в утреннем тумане телу так не к селу название «Сопротивление», а две шагающие под кариатидами типовые греческие бабки превращают невинное имя «Афины» в каламбур. В этом остроумном сдвиге не только Брессон, но и Мольер, и Трюффо, и Жене, и, возможно, вся Франция, а вместе с ней и родившаяся тут фотография.  

Анри Картье-Брессон Воскресенье на берегу реки Марны, Франция  1938
 Анри Картье-Брессон Тоскана, Италия  1933 

Фото Брессона самодостаточно, с ним трудно представить рядом какой-либо текст. Но если говорить о контексте, то и здесь был свой решающий момент -  печать, которую Брессон всегда контролировал сам и всегда делал по-разному. Зашедшие в Манеж эксперты сетуют, увидев работы Брессона, подогнанные под одну винтажную «гребенку»: никто не рискнул подыграть мэтру, и вышла серия обычных постеров. Что ж, не диво: Брессон нынче - товарный знак Франции и французской фотографии - с ее изысканной репортажкой и  столь же изысканным гламуром, с первопроходцами Дагерром и Ньепсом и маститыми фестивалями в  Арле и Перпиньяне, с первым в мире фотоагентством Magnum Photo  и не менее легендарным коллекционером,  Робером Дель Пиром (ему на манежной площадке посвящен фильм Сары Мун), с его же карманной антологией мировой фотографии Photo Poche и молодежной коллекцией креативного «мыла» с портала  Flicr.

«Vive la France!» - главная тема нынешнего биеннале, и не только: 2010 год объявлен годом Франции в России.

Но если рекламный контекст Брессоновской индивидуальности в целом претит (и тут с ярмарочной манерой МДФ ничего не поделаешь), то соседство в одном проекте «Фотограф» с произведениями его жены  Мартины Франк, безусловно,   интересно.  Франк представлена на выставке, в первую очередь, как портретист и театральный фотограф. Даже пейзажи ее носят отпечаток костюмированной постановки «Дю Солей» официальным фотографом которого Франк долго служила. Они куда ниже тембром и «толще» Брессоновских,  увеличивая до афиши выдающуюся личность и стоящей за ней «текст». Ив Сен-Лоран, Дзао Ву Ки, Марк Шагал,  Лиля Брик, Сара Мун, Эмма Синд  со своими символическими двойниками - кто со скульптурой, кто с любимой собакой или котом, кто с картиной, кто - с отражением в зеркале или рисунком. В пластике общения с двойником частенько этот «текст» и читается. Коллекция Франк - галерея творческих судеб, где маска - плотна и очевидна, но связь ее с лицом - тонка и естественна. Здесь нет отчужденности фэшна, но нет и случайности «репорта» ( в Манеже, у нас есть возможность сравнить двух Изабель Юппер - Франк и Линдберга).

Мартина Франк Французский художник Марк Шагал, Сент-Поль де Ванс, Франция  1980
Мартина Франк Арбузные плантации, покрытиые пленкой, Прованс, Франция  1976

Что же до случайностей, то к ним можно, пожалуй,  отнести «Прозрачное время»  Андрея Безукладникова, главного редактора лучшего отечественного портала Photographer.ru. И тогда проявится еще одна цель Биеннале-2010  - показать «им» «наших», но не столько фотографов, сколько фотографируемый материал. Ибо, так или иначе, среди пейзажей и репортажей в Манеже вывешены портреты выдающихся представителей богемы ХХ столетия. Мы не остались в долгу - у Андрея внушительная коллекция, где  и Агузарова, и Пригов, и Виноградов, и Юхананов, и Летичевский, и байкеры, и многие другие. Но вот незадача: по-настоящему выразительные работы (не те, что не стыдно сравнить с Франк или Брессоном - здесь конкуренция неуместна), а те, что вот так же вскрывали бы натуру, как это делают мастера в соседних залах,  - скорее исключение, чем правило. Поэтому и впечатление остается как от домашнего альбома - дорогого и интересного лишь близким.

Андрей Безукладников Жанна Агузарова, группа «Браво». Москва  1986
Андрей Безукладников Зоопарк. Москва

А между тем, будто подтрунивая над нами, в Манеже выставлен проект  коллеги Брессона и Франк по «Магнуму» -  американца Эллиота Эрвитта  «Любительская съемка». Намеренно-небрежная, снятая, будто сквозь навернувшиеся слезы, но удивительно яркая панорама жизненных, природных и оптических казусов. Задевает все - от похожего на водопроводный кран фламинго или обсевших лавочку потерявшихся граждан до билборда Рepsi рядом с распятием или совпадающего с пулевым отверстием на стекле глаза любопытного мальчишки. Поневоле подумаешь: так ли уж нужны пресловутые «выдающиеся личности»? Иногда достаточно необщего состояния души. Впрочем, здесь же - Хрущев, явно не слишком довольный Николсоном, и трогательная в своей скорби Жаклин Кеннеди.

Эллиот Эрвитт Калифорния, США  1955
Эллиот Эрвитт Питтсбург, Пенсильвания, США  1950

На этом ретроспектива в Манеже заканчивается и уступает место двум представителям современной  фэшн-фотографии - немцу Питеру Линдбергу и итальянцу Паоло Роверси. Питер и Паоло - полнейшая оппозиция. Первый привез две динамичные серии «Вторжение» -  «Кино», другой - натюрмортную, интравертную «Студию».

Питер Линдберг - завзятый кношник (автор документальных и видеофильмов с мировыми моделями и портретист самых ярких звезд кинематографа и шоу-бизнеса),   поклонник  Ван-Гога,  Ланга и балансирующего на грани фотосессии и видеоарта Джармуша. Поэтому непонятно, где у Линдберга  заканчивается портрет и начинается роль, где иссякает  история и начинается дефиле.  

Проект «Кино» представляет звезд - от Денев до Турман, точнее даже, вросшие в них и отпечатанные на зрительской роговице эмоции и жесты - оказывается, мы любим не артиста, а его кричащие фрагменты и ракурсы - коленки и разрез глаз, запущенные в шевлюры пальцы, пуговицы, ступни...

Питер Линдберг Джон Траволта, GQ US / The Times magazine октябрь 1998

«Вторжение» - попытка сделать из свалки фантастического экшна агрессивный «показ». Костюмы и аксессуары на грани мировой катастрофы - своеобразный унисон с распадом на монтажные фокусы киноикон.

Питер Линдберг Разбившийся автомобиль и перевернутый стул  ноябрь 1999

Питер и Паоло признанные мэтры фотоиндустрии  и работают частенько для одних и тех же журналов.

Но проект «Студия» Роверси  - прямая противоположность экспериментам Линдберга: здесь нет фрагментов, есть хрупкое изчезновение, нет роли, есть тонкое, почти пустое тело натуры, инкрустированное глазами, готовым выкрикнуть все, что угодно. Перефразируя Канта - это "вешалка в себе", оболочка, ставшая ультра-модной одеждой. Рядом с поношенными вещами и пустыми интерьерами, молодые девушки - Гиневра, Кирстен, Мег, Кейт, Одри, опять Гиневра и т.д. - кажутся заспиртованными эмбрионами фэшна.

Паоло Роверси Портрет Натальи, Париж  2003
Паоло Роверси Театр, Париж 1998

Темные личности Линдберга и светлые тени Роверси - два пути  ничем не сдерживаемой фантазии кутюрье. Первый умудряется превратить человека в верхнее платье ролей, второй - в подноготную вещей.

Биеннале продолжается.

Среди проектов -  «Индустриальные археологи» Бернда и Хиллы Бехер (Германия), а также Пермский блог-марафон реального Александра Слюсарева и виртуального Амана Гельда.

Среди звезд - француз Пьер Була, американец - Энтони Сво, «Десять фотографов» из Швеции и несколько русских - Аркадий Шайхет, Александр Бородулин, Валерий Щеколдин, Андрей Гордасевич.

Месяц фотографии в Москве продлится до 27 июня. 

Юлия Квасок
Фотоматериалы предоставлены сайтом  mdf.ru
Advertology.Ru

22.03.2010

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

19.04.2024 - 22:33
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация