Репортажи

Люди и вещи биеннале

Люди и вещи биеннале

В Москве вот уже неделю идет восьмая фотобиеннале, но официальное открытие состоялось 18 марта в ЦВЗ "Манеж", где  представлены ключевые проекты.

Гвоздь программы - ретроспектива камертона мировой «репортажки» Анри Картье-Брессона. Его фото напоминает сухую иглу  Рембрандта, - не даром отец фотожурналистики начинал как художник-график. Люди так по-разному, порой трагично живущие, с каким-то изяществом умудряются обнажить социо-культурную принадлежность и устроить в кадре литературно-живописную мизансцену.   Тут вам и упругий мексиканский мачо в плену дамских каблуков, и иссохший  евнух последней императорской династии. От мачо остался торс, от евнуха - глаза. Пойманная задним числом осведомительница гестапо в кругу  возмущенных французов  смотрится как персонаж домашней драмы. Пленка фотографа -  как Лета, спокойно принимает и толпу индийцев -  проводить в последний путь Ганди, и давку китайцев -  сбыть золото в последний день Гоминьдана, и аккуратно выстроенных солдатиков на плацу, и  расплывшееся собрание на фабрике. Брессон -  мудрец ровно настолько, насколько этого позволяет натура (с которой он научился договариваться о «решающем моменте»),  и самое  неестественное для него - переделывать этот мир. Возможно, и весь секрет  -  в ощутимой глазом разнице между медленнотекущим хроносом и этим самым «моментом». Поэтому к покоящемуся с миром на мосту в утреннем тумане телу так не к селу название «Сопротивление», а две шагающие под кариатидами типовые греческие бабки превращают невинное имя «Афины» в каламбур. В этом остроумном сдвиге не только Брессон, но и Мольер, и Трюффо, и Жене, и, возможно, вся Франция, а вместе с ней и родившаяся тут фотография.  

Анри Картье-Брессон Воскресенье на берегу реки Марны, Франция  1938
 Анри Картье-Брессон Тоскана, Италия  1933 

Фото Брессона самодостаточно, с ним трудно представить рядом какой-либо текст. Но если говорить о контексте, то и здесь был свой решающий момент -  печать, которую Брессон всегда контролировал сам и всегда делал по-разному. Зашедшие в Манеж эксперты сетуют, увидев работы Брессона, подогнанные под одну винтажную «гребенку»: никто не рискнул подыграть мэтру, и вышла серия обычных постеров. Что ж, не диво: Брессон нынче - товарный знак Франции и французской фотографии - с ее изысканной репортажкой и  столь же изысканным гламуром, с первопроходцами Дагерром и Ньепсом и маститыми фестивалями в  Арле и Перпиньяне, с первым в мире фотоагентством Magnum Photo  и не менее легендарным коллекционером,  Робером Дель Пиром (ему на манежной площадке посвящен фильм Сары Мун), с его же карманной антологией мировой фотографии Photo Poche и молодежной коллекцией креативного «мыла» с портала  Flicr.

«Vive la France!» - главная тема нынешнего биеннале, и не только: 2010 год объявлен годом Франции в России.

Но если рекламный контекст Брессоновской индивидуальности в целом претит (и тут с ярмарочной манерой МДФ ничего не поделаешь), то соседство в одном проекте «Фотограф» с произведениями его жены  Мартины Франк, безусловно,   интересно.  Франк представлена на выставке, в первую очередь, как портретист и театральный фотограф. Даже пейзажи ее носят отпечаток костюмированной постановки «Дю Солей» официальным фотографом которого Франк долго служила. Они куда ниже тембром и «толще» Брессоновских,  увеличивая до афиши выдающуюся личность и стоящей за ней «текст». Ив Сен-Лоран, Дзао Ву Ки, Марк Шагал,  Лиля Брик, Сара Мун, Эмма Синд  со своими символическими двойниками - кто со скульптурой, кто с любимой собакой или котом, кто с картиной, кто - с отражением в зеркале или рисунком. В пластике общения с двойником частенько этот «текст» и читается. Коллекция Франк - галерея творческих судеб, где маска - плотна и очевидна, но связь ее с лицом - тонка и естественна. Здесь нет отчужденности фэшна, но нет и случайности «репорта» ( в Манеже, у нас есть возможность сравнить двух Изабель Юппер - Франк и Линдберга).

Мартина Франк Французский художник Марк Шагал, Сент-Поль де Ванс, Франция  1980
Мартина Франк Арбузные плантации, покрытиые пленкой, Прованс, Франция  1976

Что же до случайностей, то к ним можно, пожалуй,  отнести «Прозрачное время»  Андрея Безукладникова, главного редактора лучшего отечественного портала Photographer.ru. И тогда проявится еще одна цель Биеннале-2010  - показать «им» «наших», но не столько фотографов, сколько фотографируемый материал. Ибо, так или иначе, среди пейзажей и репортажей в Манеже вывешены портреты выдающихся представителей богемы ХХ столетия. Мы не остались в долгу - у Андрея внушительная коллекция, где  и Агузарова, и Пригов, и Виноградов, и Юхананов, и Летичевский, и байкеры, и многие другие. Но вот незадача: по-настоящему выразительные работы (не те, что не стыдно сравнить с Франк или Брессоном - здесь конкуренция неуместна), а те, что вот так же вскрывали бы натуру, как это делают мастера в соседних залах,  - скорее исключение, чем правило. Поэтому и впечатление остается как от домашнего альбома - дорогого и интересного лишь близким.

Андрей Безукладников Жанна Агузарова, группа «Браво». Москва  1986
Андрей Безукладников Зоопарк. Москва

А между тем, будто подтрунивая над нами, в Манеже выставлен проект  коллеги Брессона и Франк по «Магнуму» -  американца Эллиота Эрвитта  «Любительская съемка». Намеренно-небрежная, снятая, будто сквозь навернувшиеся слезы, но удивительно яркая панорама жизненных, природных и оптических казусов. Задевает все - от похожего на водопроводный кран фламинго или обсевших лавочку потерявшихся граждан до билборда Рepsi рядом с распятием или совпадающего с пулевым отверстием на стекле глаза любопытного мальчишки. Поневоле подумаешь: так ли уж нужны пресловутые «выдающиеся личности»? Иногда достаточно необщего состояния души. Впрочем, здесь же - Хрущев, явно не слишком довольный Николсоном, и трогательная в своей скорби Жаклин Кеннеди.

Эллиот Эрвитт Калифорния, США  1955
Эллиот Эрвитт Питтсбург, Пенсильвания, США  1950

На этом ретроспектива в Манеже заканчивается и уступает место двум представителям современной  фэшн-фотографии - немцу Питеру Линдбергу и итальянцу Паоло Роверси. Питер и Паоло - полнейшая оппозиция. Первый привез две динамичные серии «Вторжение» -  «Кино», другой - натюрмортную, интравертную «Студию».

Питер Линдберг - завзятый кношник (автор документальных и видеофильмов с мировыми моделями и портретист самых ярких звезд кинематографа и шоу-бизнеса),   поклонник  Ван-Гога,  Ланга и балансирующего на грани фотосессии и видеоарта Джармуша. Поэтому непонятно, где у Линдберга  заканчивается портрет и начинается роль, где иссякает  история и начинается дефиле.  

Проект «Кино» представляет звезд - от Денев до Турман, точнее даже, вросшие в них и отпечатанные на зрительской роговице эмоции и жесты - оказывается, мы любим не артиста, а его кричащие фрагменты и ракурсы - коленки и разрез глаз, запущенные в шевлюры пальцы, пуговицы, ступни...

Питер Линдберг Джон Траволта, GQ US / The Times magazine октябрь 1998

«Вторжение» - попытка сделать из свалки фантастического экшна агрессивный «показ». Костюмы и аксессуары на грани мировой катастрофы - своеобразный унисон с распадом на монтажные фокусы киноикон.

Питер Линдберг Разбившийся автомобиль и перевернутый стул  ноябрь 1999

Питер и Паоло признанные мэтры фотоиндустрии  и работают частенько для одних и тех же журналов.

Но проект «Студия» Роверси  - прямая противоположность экспериментам Линдберга: здесь нет фрагментов, есть хрупкое изчезновение, нет роли, есть тонкое, почти пустое тело натуры, инкрустированное глазами, готовым выкрикнуть все, что угодно. Перефразируя Канта - это "вешалка в себе", оболочка, ставшая ультра-модной одеждой. Рядом с поношенными вещами и пустыми интерьерами, молодые девушки - Гиневра, Кирстен, Мег, Кейт, Одри, опять Гиневра и т.д. - кажутся заспиртованными эмбрионами фэшна.

Паоло Роверси Портрет Натальи, Париж  2003
Паоло Роверси Театр, Париж 1998

Темные личности Линдберга и светлые тени Роверси - два пути  ничем не сдерживаемой фантазии кутюрье. Первый умудряется превратить человека в верхнее платье ролей, второй - в подноготную вещей.

Биеннале продолжается.

Среди проектов -  «Индустриальные археологи» Бернда и Хиллы Бехер (Германия), а также Пермский блог-марафон реального Александра Слюсарева и виртуального Амана Гельда.

Среди звезд - француз Пьер Була, американец - Энтони Сво, «Десять фотографов» из Швеции и несколько русских - Аркадий Шайхет, Александр Бородулин, Валерий Щеколдин, Андрей Гордасевич.

Месяц фотографии в Москве продлится до 27 июня. 

Юлия Квасок
Фотоматериалы предоставлены сайтом  mdf.ru
Advertology.Ru

22.03.2010

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Красавицы и воины. Тиканобу

Красавицы и воины. Тиканобу
Красавицы и воины. Тиканобу. Погрузиться в жизнь японских красавиц и воинов можно листая книгу "Красавицы и Воины. Тиканобу". Ёсю (Тоёхара) Тиканобу можно назвать одним из последних признанных мастеров японской гравюры. Исторический слом пришёлся ровно на середину жизни художника. Выходец из самурайской семьи низкого ранга, Хасимото Наоёси (имя, данное художнику при рождении) в юности начал учиться у мастеров укиё-э, но со смертью отца вынужден был отдать свой вассальный долг и стать участником сражений войны Босин между сторонниками сёгуната Токугава и императора Муцухито. После войны Хасимото Наоёси вернулся в обновлённую страну и начал зарабатывать на жизнь как художник, взяв творческое имя Ёсю Тиканобу. На одной из первых страниц книги расположена подробная карта города Эдо (современного Токио), но в самом центре бумажного полотна – белое пятно, словно кто-то намеренно постарался стереть все детали. Это – замок Тиёда, резиденция военных правителей Японии, сёгунов Токугава. Изображение любых строений внутри замка было запрещено по требованиям безопасности того времени. Внутрь крепости могли попасть лишь представители высшего самурайского сословия, все женщины (члены семьи сёгуна, наложницы и фрейлины) жили там затворницами, а наемным служанкам под страхом по-настоящему сурового наказания было запрещено разглашать любую информацию о происходящем внутри замка. Таким образом, белое пятно на карте иллюстрирует уровень секретности, сопровождавший судьбу жителей замка Тиёда. В течение всего периода правления сёгунов Токугава художники изображали только внешние стены неприступной крепости. Все происходящее внутри огромного военного укрепления оставалась для простых горожан Эдо абсолютной загадкой. Только во второй половине периода Мэйдзи (1868–1912) стало возможным появление серий гравюр, посвященных жизни правящего военного сословия и традициям, соблюдавшимся в самурайских замках, – «Внутренние покои дворца Тиёда» (1894–1896) и «Внешние владения замка Тиёда» (1897), которые создал Тоёхара (Ёсю) Тиканобу, один из последних великих мастеров гравюр периода Мэйдзи. В книге разобраны сюжеты гравюр Тиканобу из серий полиптихов «Внутренние покои дворца Тиёда» (1894–1897) и «Внешние владения замка Тиёда» (1897), отдельные гравюры серии «Зеркало эпох» (1897), а также ряд печатных листов художника разных лет. Из описаний сюжетов гравюр можно узнать о том, как попала в Японию игра в поло; какие виды стрельбы из лука практиковали самураи; каким образом готовилось горячее сакэ, которым старшие угощали младших в первый день Нового года; чем игра в мяч японских аристократов отличается от европейского футбола; когда появились считающиеся традиционными японские причёски с длинными шпильками кандзаси. Книга является своеобразным путеводителем по японским традициям, истории, литературным и театральным сюжетам, деталям быта. Большая часть гравюр публикуется в России впервые. Перед Вами настоящая энциклопедия японской жизни эпохи Эдо, иллюстрированная одним из лучших мастеров укиё-э – прощальным подарком ушедшей великой эпохи. Книга превосходно издана и, несомненно, займет достойное место на полке каждого любителя японского искусства. Издание предназначено для широкого круга читателей, интересующихся японской культурой.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

28.05.2025 - 17:51
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация