"Рано или поздно мы должны были прийти к насыщению рынка" - Денис Петрунин

Корейский автопроизводитель Hyundai до прошлого года присутствовал на российском рынке лишь символически - продажами занимались два его дистрибьютора: дилерский холдинг «Рольф» и ТагАЗ.
Полтора года назад Hyundai образовал собственное представительство, и уже в этом году продажи бренда пошли резко вверх. Этим летом Hyundai пригласил на работу Дениса Петрунина, прославившегося тем, что он стал вторым россиянином, возглавившим представительство зарубежного автобренда. О планах на своей новой должности управляющий директор «Хендэ Мотор СНГ» ДЕНИС ПЕТРУНИН рассказал спецкорреспонденту РБК daily ЮЛИИ КАРУЛИНОЙ.
- Вы в августе заняли новую должность. То есть у вас было уже более месяца на то, чтобы понять, что здесь происходит и что надо делать. Какие шаги вы запланировали на ближайшее будущее?
- Бизнес в любой компании не является простым или трафаретным. Месяца недостаточно, чтобы понять реальное положение вещей. Август всегда тяжелый месяц: на Московский автосалон приезжают топ-менеджеры, и это выбивает из обычного рабочего графика. Некоторые процессы в компании нужно улучшить, но это шаги эволюционного характера. Мы взяли тайм-аут до начала следующего года.
- В двух словах можете сказать, что хорошо, а что плохо?
- В HM CIS (Hyundai Motor CIS. - РБК daily) хорошая команда. С ней можно достичь цели, которые перед собой ставит Hyundai, - доли на рынке России в 10%. В Hyundai хорошо поставленный бизнес по поставке запчастей и автомобилей, достаточно сильная дилерская сеть. В этом году мы планируем продать порядка 100 тыс. автомобилей - без учета ТагАЗа. Планы на следующие годы достаточно амбициозны, и необходимо, чтобы все процессы были готовы к значительному увеличению объемов.
- Как будут развиваться взаимоотношения с ТагАЗом? Завод этим летом начал переводить своих дилеров под собственный бренд. Раньше были идеи по объединению дилерских сетей.
- HMC намерена и впредь продолжать партнерские отношения с ТагАЗом. Однако если говорить об объединении дилерских сетей, то практически сейчас это не представляется возможным, поскольку ТагАЗ также развивает свое сотрудничество с другими брендами и продает модели других компаний (например, SsangYong или китайских брендов).
- Вы намерены занять 10% рынка. Речь идет об иномарках или обо всем рынке, считая АвтоВАЗ?
- Сегодня бренд Hyundai, считая произведенные на ТагАЗе автомобили, уже занимает 10% иномарок. Но мы хотим 10% от общего рынка, включая всех локальных производителей.
- Раньше вы говорили о том, что Hyundai должен выйти на первое место среди иномарок. Эта цель еще актуальна?
- Безусловно. Но если говорить о первом месте Hyundai среди иномарок, то мы на него уже вышли в первой половине года. Мы продали больше, чем Chevrolet без Chevy Niva. Я думаю, что мы выйдем на первое место даже с учетом продукции ВАЗа.
- Когда?
- Наши объемы продаж сдерживает недостаток производственных мощностей Hyundai по таким объемообразующим моделям, как Getz, Elantra и Tucson. Мы надеемся, что в следующем году сможем получить большую квоту для России. Мы возлагаем также большие надежды на строительство завода в Санкт-Петербурге, который заработает в 2011 году. Локальное производство означает для сбыта прежде всего наличие машин just-in-time, которые нужны рынку, и предоставляет возможность предлагать автомобили в правильном ценовом диапазоне.
- А какой автомобиль вы будете производить и какова будет его стоимость?
- Автомобиль класса С. Это новая бюджетная модель, специально разработанная для российского рынка. Цена его будет зависеть от розничных цен конкурентов в 2011 году. До 2011 года откроются заводы многих автопроизводителей. Каждый из них впрыснет 50-100 тыс. новых автомобилей на рынок. Конкуренция ужесточится. Мало кто сейчас может надежно прогнозировать цены 2011 года с учетом финансовых потрясений последних недель.
- Иностранные производители жалуются, что в России производить дорого.
- Это так. Сейчас основная проблема в том, что комплектующие необходимого уровня в России не производят. При поиске партнеров по производству автокомпонентов первый ответ на вопрос: «За сколько вы нам можете произвести такую деталь?» - «Вообще не можем». Второй ответ: «Можем при условии того, что вы профинансируете то-то и то-то». Поэтому на начальном этапе стоимость комплектующих для всех производителей будет болезненным вопросом. Особенно, может быть, для европейских. Потому что сам завод по производству деталей находится в Юго-Восточной Азии, а производитель - в еврозоне.
- Кого вы рассматриваете в качестве основных конкурентов?
- Конечно, у каждой нашей модели есть определенный набор конкурентных моделей. Но если говорить о стратегической конкуренции, то это Toyota, Ford, Nissan и Mitsubishi. Toyota - это та звезда, которая сейчас светит на автомобильном рынке мира и по которой все равняют свои параметры по продажам, рентабельности и т.д. Кроме того, каждый месяц мы смотрим на Chevrolet - мы уже говорили о первом месте по объемам в России. На нашего партнера «Рольф» с брендом Mitsubishi - это тоже определенный феномен на российском рынке. Понятно, что нас интересуют успехи Ford и Renault. Renault в мировом рейтинге стоит значительно ниже нас, но на российском рынке это сильный конкурент в массовом сегменте.
- Правда ли, что подержанные автомобили составляют конкуренцию вашим моделям?
- Сегодня из Америки можно привезти подержанные автомобили премиум-класса за 20-50 тыс. долл. По ценовому диапазону они пересекаются с нашим модельным рядом. Но покупка подержанного автомобиля - вопрос ментальности. Я поддерживаю идею о том, что Россия не должна стать сливной ямой для не очень свежих автомобилей. Иностранные производители, делая огромные инвестиции в создание локальных заводов, рассчитывают, что они принесут прибыль. Если мы не будем обращать внимания на импорт подержанных автомобилей, они просто захлестнут страну, и при существующем курсе рубля очевидная угроза исходит из Америки. Так, снижается емкость рынка новых автомобилей. Для Hyundai эта проблема пока не так актуальна. Хотя я понимаю, что с 2009 года, когда отменится двойной НДС, активность рынка подержанных автомобилей резко возрастет.
- А вы собираетесь брать в свои руки продажи подержанных Hyundai?
- Для того чтобы продавать новые автомобили, все производители вынуждены предоставлять полный комплект услуг, в том числе trade-in. Безусловно, мы этим будем заниматься, но это не является нашим приоритетом на 2009 год. Для выкупа машин нужны серьезные финансовые ресурсы, ноу-хау, логистические ресурсы в дилерской сети. Нужно сделать очень многое, чтобы это был эффективный инструмент.
- У вас есть очереди на автомобили?
- Да. На Getz и Elantra. Мы могли бы продать значительно больше автомобилей, но не хватает российской квоты. Очереди на эти модели длятся до полугода.
- Почему? Есть более приоритетные рынки или Россия - недостаточно прибыльный рынок?
- Спрос на Hyundai во всем мире превышает производственные возможности. Недавно заработал завод Hyundai в Чехии, и это дополнительные производственные мощности, которые нам помогут в следующем году. Мы, как и другие производители, находимся на стадии инвестиций в России. Прибыльность не всегда является решающим фактором при распределении квот между регионами. Для большинства производителей самый недоходный бизнес, на грани рентабельности и убыточности, - это Америка. Производители вынуждены сокращать объемы производства, потому что рынок столько не потребляет, и делают суперпредложения, чтобы поддержать уровень продаж. Но емкость американского рынка - более 19 млн автомобилей в год. Американский рынок является для большинства производителей приоритетным, потому что он влияет на brand power (стоимость бренда. - РБК daily) и на стоимость акций. Россия для Hyundai входит в четверку приоритетных рынков после США, Китая и Индии. Это достаточно доходный и ненасыщенный рынок.
- Как повлиял на автобизнес финансовый кризис?
- Тот рост, который происходил на российском автомобильном рынке, был возможен исключительно на развивающемся рынке. Рано или поздно мы должны были прийти к насыщению рынка. Нормальный прирост - это 3-5% в год. Так что снижение темпов роста - это закономерный процесс. Другой вопрос, что не хотелось бы, чтобы снижался объем рынка. Сегодняшняя ситуация на финансовых рынках напрямую повлияет на это. Например, объем кредитов уменьшится, но говорить о кардинальном спаде спроса на автомобили и уменьшении объема продаж преждевременно. Несмотря на спад продаж на рынке новых автомобилей в августе, количество проданных импортных автомобилей Hyundai в августе больше, чем в июле, - 9541 против 9180.
- Вы по-корейски говорите? Как вы себя чувствуете в корейской компании?
- К сожалению, я не нашел здесь желающих говорить со мной по-немецки (смеется). Довольно много моих коллег корейцев хорошо говорят по-русски. И это важно, потому что позволяет не только присутствовать на рынке, но и понимать менталитет. В остальных случаях общаемся на английском.
- Вы пришли в Hyundai из Volkswagen. Есть уже какие-то различия в менталитете, с которыми вы столкнулись в работе?
- Я работал в двух немецких компаниях - Volkswagen и BMW, поэтому представляю себе немецкий менталитет. В корейской компании нет такого объема бюрократии и заорганизованности, как у немцев. Решения принимаются принципиально быстрее. Здесь в большей степени развит командный дух: важно, чтобы каждый мог высказаться и мы все вместе были во всем уверены. Такой дух семьи. Здесь нет такого четкого разделения, как в немецких компаниях, когда каждый отвечает за свою часть бизнеса. Одновременно здесь больше выражена иерархичность. Если босс сказал, это уже не обсуждается.
08.10.2008
Комментарии
Написать комментарий