Интервью

"С соком все было не так хорошо" - Эрик Фосс

"С соком все было не так хорошо" - Эрик ФоссВ сентябре 2008 года Pepsi Bottling Group (PBG) и PepsiCo закроют сделку по покупке ОАО "Лебедянский". Президент и генеральный директор PBG Эрик Фосс рассказал "Секрету фирмы", что подвигло мирового гиганта пойти на самую крупную зарубежную сделку в своей истории.

Пепси

""Лебедянский" будет другим"
"СЕКРЕТ ФИРМЫ": Есть мнение, что PepsiCo и PBG покупают "Лебедянский" потому, что у них нет выбора. Все остальные игроки российского сокового рынка разобраны. Coca-Cola еще в 2005 году купила "Мултон", Lion Capital в 2007-м - "Нидан соки".

ЭРИК ФОСС: "Лебедянский" являлся самой привлекательной компанией на соковом рынке, а мы изначально хотели приобрести лидера.

СФ: Но вы покупаете контрольный пакет "Лебедянского" за $1,4 млрд - с большой премией к рынку. Капитализация всей компании, включая направление детского питания и питьевой воды, составляет $1,7 млрд. Между тем получается, что вы только соковый бизнес оценили в $1,8 млрд. Не жалко переплачивать?

ЭФ: Цена вполне адекватная, учитывая, какие активы мы приобретаем - брэнды "Лебедянского" и его замечательный кадровый состав. Мы считаем сделку очень привлекательной.

СФ: Впоследствии вы собираетесь провести делистинг "Лебедянского" (в настоящий момент 23,9% акций компании торгуются на ММВБ и РТС). Зачем? Ведь вам придется увеличивать свою долю до 95% и выкупать акции в том числе на открытом рынке, где они, возможно, значительно вырастут в цене.

ЭФ: "Лебедянский" будет другим. После совершения сделки он станет частью совместного предприятия, которое создадут PepsiCo и PBG. Цена выкупа акций у миноритариев будет соответствовать той, по которой бумаги приобретаются у мажоритариев,- $88 за акцию.

СФ: Что изменится на "Лебедянском"?

ЭФ: Рано говорить об этом до закрытия сделки.

СФ: Будете ли сокращать портфель брэндов? Например, сок "Я" позиционируется в премиальном сегменте так же, как и ваша марка Tropicana.

ЭФ: Все брэнды "Лебедянского" останутся на рынке. Нам бы также хотелось сохранить очень хорошую талантливую команду управляющих.

СФ: Каким образом? Предполагается ли выплата топ-менеджменту "Лебедянского" неких бонусов за лояльность новому собственнику?

ЭФ: Подробности мы сможем раскрыть не раньше сентября.

СФ: Помимо соков "Лебедянский" занимается выпуском детского питания и питьевой воды. Почему эти направления бизнеса остались за рамками сделки? Такова была воля владельцев компании?

ЭФ: С самого начала наш интерес состоял именно в соковом производстве. В России у нас сильные позиции по газированным, энергетическим напиткам, чаю и воде. С соками все было не так хорошо. Но этот бизнес демонстрировал большой потенциал роста, и мы понимали: у нас есть прекрасные возможности для развития. (По данным агентства "Бизнес Аналитика", сейчас доля брэнда Tropicana в совокупном объеме продаж соков в денежном выражении составляет всего 1,9%.- СФ).

СФ: Если с водой у вас в России все хорошо, зачем было покупать новосибирский завод "Собол-аква"?

ЭФ: "Собол" был частью большого холдинга, а мы купили только производственную единицу, без управленческой команды. Весь технический и рабочий персонал, который захотел остаться на предприятии, получил такую возможность. В России мы первые по производству минеральной воды. Однако сделка позволит нам выйти на рынок Сибири и Дальнего Востока, где до недавнего времени мы были слабо представлены.

"Мы создали противовес американскому бизнесу" 

СФ: До того как вы объявили о покупке "Лебедянского", долгое время ходили слухи, что PBG ведет переговоры с "Нидан Соки". Почему вы не стали покупать эту компанию? На ее мощностях, кстати, вы до сих пор разливаете Tropicana.

ЭФ: Я могу только повторить то, что уже сказал: нам нужен был лучший игрок, игрок номер один. После завершения сделки с "Лебедянским" наша доля на местном рынке соков составит 30%.

СФ: Соответственно, с "Нидана" Tropicana уйдет на "Лебедянский"?

ЭФ: Как только будет завершена сделка, наш соковый бизнес будет переведен на "Лебедянский". Однако сотрудничество с "Ниданом" мы считаем очень конструктивным и планируем его продолжить.

СФ: Вы планируете приобретать другие российские активы?

ЭФ: В ближайшее время мы сосредоточим усилия на "Лебедянском" и "Соболе". Этими двумя транзакциями мы хотим полностью задействовать наш потенциал в России. Тот факт, что именно здесь мы проводим заседание совета директоров PBG (оно прошло в Петербурге 14 июля.- СФ), доказывает, какое большое внимание мы уделяем бизнесу в вашей стране. Она является для нас критически важным рынком роста. За последние годы объем инвестиций PepsiCo Россию составил чуть более $1 млрд. "Лебедянский" и "Собол" почти утроят эту цифру. Обе инвестиции доказывают, сколь долгосрочны наши планы.

СФ: Какая часть бизнеса PBG приходится на Россию?

ЭФ: В прошлом году здесь было реализовано свыше 100 млн ящиков продукции, или 120 млн дал. Объем продаж превысил $1 млрд. На долю России сегодня приходится чуть менее 10% совокупного бизнеса PBG. За последние несколько лет темпы роста нашего российского бизнеса составляли двузначные цифры. Скажем, по итогам II квартала 2008 года было 27%. Я бываю в России четыре-пять раз в году, и меня не перестают удивлять темпы роста вашей экономики. Лично мне перспективы кажутся очень радужными. В стране неплохая макроэкономическая ситуация. Доходы россиян продолжают расти, но в то же время потребление безалкогольных напитков на душу населения по многим категориям ниже среднемировых. Скажем, газировку у вас пьют в пять раз меньше, чем в США, а уровень потребления воды и соков составляет соответственно 60% и 50% от американских показателей.

СФ: Повышенный интерес к России, очевидно, связан еще и с кризисом на вашем главном рынке - в США?

ЭФ: Не скрою, наш бизнес в Штатах испытывает некоторое снижение темпов роста, вызванное макроэкономической ситуацией и повышением цен на сырье. В частности, на зерно, которое используется при изготовлении подсластителей, что оказывает давление и на стоимость нашей продукции. Однако именно благодаря репозиционированию бизнеса нам удалось выйти на показатели прибыли, запланированные на II квартал 2008 года (она составила $174 млн.- СФ). Мы создали противовес американскому бизнесу за счет усиления роста на других географических направлениях. Если еще пять лет назад 90% прибыли делалось в США, то в 2007 году - уже 75%. Как предполагается, в будущем более 30% дохода будут приносить наши зарубежные площадки, причем Россия станет той страной, которая обеспечит большую часть роста.

"А зачем мне ее пить?"

СФ: Ваша компания вывела на российский рынок огромное количество новых напитков, например Pepsi со вкусом ванильного мороженого, капучино, Pepsi Gold, Pepsi Max. Зачем? Та же Coca-Cola гораздо более сдержанна.

ЭФ: Есть одна вещь, важная для потребителей в самых разных странах: новаторские, инновационные продукты. Потребитель постоянно ищет разнообразия, и инновации как раз являются одним из инструментов его привлечения.

СФ: Однако почему-то вы свернули продажи нескольких новых напитков.

ЭФ: Выпуск новых продуктов оправдан - подобные временные предложения приносят хорошую прибыль. Что же касается россиян, то вы жаждете чего-то новенького еще больше, чем европейцы и американцы, поэтому и наша линейка продуктов здесь более развернутая. Скажем, видов соков представлено гораздо больше, чем в США и странах Евросоюза, где половину рынка занимает апельсиновый сок.

СФ: Не планируете ли вы в таком случае заняться производством кваса? Coca-Cola уже вывела на рынок брэнд "Кружка и бочка".

ЭФ: В этом году мы стали заниматься дистрибуцией кваса "Першинъ" (производит компания "Эжен бужеле вайн".- СФ), и пока сотрудничество в таком формате нас полностью удовлетворяет. Но мы очень внимательны к национальным особенностям. Скажем, в США и Мексике у нас есть несколько напитков, основанных на местных традициях.

СФ: Бизнес PBG был построен на Pepsi, но все больше людей предпочитают газировке более полезные напитки. Насколько это серьезная угроза?

ЭФ: Мы учитываем предпочтения потребителей и выпускаем больше продукции, пользующейся спросом. Если пять лет назад в США 85% рынка напитков составляла газировка, то в прошлом году ее доля снизилась до 70%, а показатели по сокам и водам, напротив, удвоились. В Европе на негазированные напитки приходится 50%, в России - свыше 50%. Опять-таки одна из причин покупки "Лебедянского".

СФ: Судя по тому, что у вас на столе стоит Pepsi, сами вы предпочитаете этот напиток. Или вам его положено любить - должность обязывает?

ЭФ: Я являюсь одним из самых рьяных потребителей Pepsi, и моя работа тут, поверьте, ни при чем. Этот напиток я пью уже больше 25 лет, еще до того, как пришел работать в PBG.

СФ: А Coca-Cola? Или вам ее запрещено пить по корпоративным соображениям?

ЭФ: А зачем мне ее пить?

Наталья Шакланова
Секрет фирмы

21.07.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Энергия шрифтов

Энергия шрифтов
Энергия шрифтов. Книга "Энергия шрифтов" предлагает читателю более 2000 различных шрифтов, созданных в 18 самых известных на сегодняшний день дизайн-студиях, и рассказывает о лучших работах. Дизайнеры шрифтов посвятили свой талант созданию новых оригинальных начертаний, которые придают тексту дополнительную изюминку. "Энергия шрифтов" поможет Вам найти наиболее высококачественные и современные шрифты. Поэтому, если Вы хотите, чтобы Ваш проект привлекал внимание читателей, Вам нужен оригинальный шрифт. Книга "Энергия шрифтов" издана вместе с диском. Книга и диск – это лучший способ найти универсальный шрифт для повседневного использования или особенный экспериментальный шрифт для изысканного проекта. На диске представлены 33 шрифта. Все права на использование шрифтов принадлежат исключительно владельцу книги.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

03.07.2025 - 15:48
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация