"У нас еще много сюрпризов для интернет-юзеров" - Александр Ковалев

- В 2007 году выручка «Рамблера» составила более 69 миллионов долларов США против 30,6 миллионов в 2006 году. В 2008 году «Рамблер» рассчитывает на 100-110 миллионов долларов США. На чем базируются прогнозы компании?
- Да, действительно, прошлый год для компании можно назвать переломным. Рост консолидированной выручки составил 125%. Чистая прибыль в 2007 году 5,7 млн долл. против чистого убытка в 2006 финансовом году 3,0 млн долл. Прогнозируемая выручка в 2008 году в размере 100-110 миллионов станет результатом реализации кардинально новой линии развития компании, основа которой была заложена в 2007 году. Впечатляющие финансовые показатели за 2007 год стали результатом взвешенной политики, направленной на сокращение издержек, заключение важнейших стратегических соглашений с ключевыми партнерами и разработку инновационных проектов, аналогов которым нет в Рунете. Мы провели реструктуризацию внутри группы компаний: были назначены новые менеджеры, ответственные за различные направления бизнеса. Линейка продуктов Рамблера была оптимизирована: было принято решение сфокусироваться на четырех наиболее прибыльных направлениях - поиск, коммуникации, главная страница и развлечения.
Что касается рекламных бизнес-моделей Рамблера, то эффективным вложением стало приобретение контрольного пакета акций сервиса контекстной рекламы «Бегун» и начало интеграции рекламного агентства Рамблера «Индекс 20» с IMHO VI. Только по этому соглашению мы получим в текущем году за продажу дисплейной рекламы от IMHO VI не менее 40 млн долларов.
Среди иных причин, которые мы принимали во внимание при оценке - рост рынка. По данным аналитической компании eMarketer, к концу 2008 года в России интернетом будут пользоваться чуть более 40 млн человек, что сделает нас вторым по размеру интернет-рынком в Европе. Крупнейшим же рынком Россия, по прогнозам, станет уже через несколько лет, когда цифра достигнет 70 млн пользователей. К этому числу необходимо добавить также большое количество русскоязычных пользователей, живущих за рубежом. То есть перспективы для развития открываются невероятные. Именно поэтому Рамблер так чутко реагирует на изменения и стремительно совершенствует свои сервисы и технологии. Мы уверены, что для достижения поставленной цели - стать для большинства российских пользователей «точкой входа» в интернет - Рамблер сейчас занимает очень удачную позицию.
- Сегодня аналитики, в частности специалисты «Ренессанса Капитала», советуют покупать акции «Рамблера». Это связано лишь с ростом доходов компании или есть и другие причины?
- День аналитика, проведенный Рамблером, запуск в течение этой весны новых продуктов, например, экспериментальной версии поисковой системы, модернизация почты, заключение ряда партнерских соглашений (Рамблер стал титульным спонсором Кубка России по футболу, который теперь переименован в «Рамблер Кубок России по футболу»), запуск новых проектов и сервисов (Рамблер пробки, Рамблер Кинозал, Авторамблер и прочих) - все эти действия, а также серьезные финансовые результаты стали очередным доказательством для ведущих экспертов в данной сфере - Renaissance Capital, Troika Dialog, Deutsche Bank, Uralsib, UniCredit, - что акции Rambler Media - перспективный сегмент для вложения капиталов, и теперь, действительно, все они советуют покупать наши акции. Кстати, только за последние несколько недель стоимость акций выросла более чем на 25%. Ключевыми факторами, позитивно влияющими на положение компании на рынке, по мнению аналитиков, являются повышение монетизации компании и увеличение маржи EBITDA. Так, согласно, неаудированным финансовым результатам за первый квартал 2008 года маржинальность компании продолжала расти и достигла 18-20%. Для сравнения, в первом квартала 2007 года этот показатель был минус 2%. Аналитики отмечают, что высокие финансовые показатели компании стали возможны, прежде всего, благодаря высококвалифицированному менеджменту и четкой стратегии развития холдинга.
Дальнейшие позитивные прогнозы основаны на существенном улучшении монетизации поисковых возможностей, запуске новых проектов и партнерств, о некоторых я уже упоминал выше, новой политике ценообразования (CPT), запуске в ближайшем времени новой первой страницы, росте рентабельности EBITDA. Аналитики также полагают, что в будущем акционеры Rambler Media смогут выиграть в результате консолидации отрасли и активов компании за счет успешных партнерств.
В своих оценках аналитики, естественно, учитывают огромную динамику роста интернет-рынка в России с перспективой стать крупнейшим игроком в Европе. О цифрах, показывающих сверхбыстрые темпы роста, я уже говорил раньше.
Также не стоит забывать о все более активном присутствии зарубежных игроков - Google, Yahoo!, Microsoft - на российском рынке, что, несомненно, позитивно влияет на его развитие, привлекает инвестиции и способствует созданию конкурентной среды. При этом по финансовым показателям на российском рынке западные компании пока не могут сравниться с лидерами Рунета.
- С октября 2007 года 16 проектов Рамблера принимают участие в исследовании аудитории сайтов TNS Web Index. Чем было продиктовано решение войти в панель Геллапа, учитывая, что год назад «Рамблер» отказался это сделать. Как агентства и рекламодатели относятся сегодня к данным Web Index?
- «Рамблер Медиа» - холдинг, всегда основательно и щепетильно изучающий ситуацию до принятия решения. Несмотря на то, что у компании TNS существует замечательная репутация в исследовании и измерении телеэфира в России, мы предпочли не торопиться и после первого этапа переговоров взяли некоторую паузу, чтобы оценить методику расчета данных, предоставляемых TNS в Рунете. Она нам показалась разумной, и мы решили разместить на ряде наших проектов счетчики TNS Gallup Media.
Рамблер присоединился к проекту Web Index, в который на данный момент входят практически все крупнейшие интернет-ресурсы. Прежде всего, он привлекателен для нас тем, что не только предоставляет сопоставимые данные, которые можно использовать для планирования рекламных кампаний, но и позволяет измерить социально-демографические данные интернет-аудитории теми же методами, которыми измеряются остальные медиа. Начав использовать эти технологии, Рамблер усовершенствовал систему размещения рекламы на портале, сделав ее более привлекательной для рекламодателя. Хотелось бы особо отметить, что на данном этапе TNS Gallup Media меряет не все, а лишь часть проектов Рамблера. К сожалению, достаточно часто происходят некорректные сравнения и, как следствие, интерпретации частичных (неполных) данных TNS относительно посещаемости портала Рамблер с полными данными наших конкурентов, что приводит к ошибкам и занижению посещаемости портала. Например, TNS не меряет такие популярные сервисы, как ТОП 100 и Рамблер ICQ, а у Рамблер ICQ, например, около 2 млн пользователей.
- Какие проекты «Рамблера» сегодня показывают лучшие результаты в плане доходов?
- Наиболее прибыльными направлениями являются поиск, коммуникации, главная страница и развлечения. Поэтому именно они были выбраны в качестве приоритетных сервисов в рамках новой стратегии развития компании. Линейка продуктов была оптимизирована таким образом, чтобы сфокусироваться на том, что делает Рамблер уникальным и не размениваться по мелочам.
- Не будем лукавить и признаем, что как поисковая система «Рамблер» сегодня не лучшего качества. Какие шаги предпринимает компания для улучшения ситуации?
- Поиск - одно из наших приоритетных направлений, развитию которого мы уделяем большое внимание. За последние годы объем информации в интернете значительно увеличился, поэтому традиционный подход к методам поиска и представления поисковых результатов порой испытывает затруднения, что побудило ряд ведущих мировых поисковых систем разрабатывать новые подходы к поиску и представлению информации, в частности, в области структурированного поиска. Так, в глобальном интернете пионерами этого направления стали Google (Universal Search Model), Ask. com (Ask3D Search Model), Microsoft (Blended Search Model), Yahoo. com (Structured Search Model), в России - Рамблер. Бум новых алгоритмов начался в прошлом году, мы объявили закрытое тестирование в ноябре 2007 года, а разработку нового поиска начали намного раньше. В начале апреля мы открыли доступ всем пользователям к экспериментальной версии новой поисковой системы по адресу beta. rambler. ru. Кстати, совсем недавно одна из основных профессиональных премий Рунета «Онлайн ТОР» РОТОР, признала новый поиск Рамблера - одним из главных открытий года.
- В чем суть нового поиска «Рамблера»?
- Суть нового поиска Рамблера можно описать следующим образом. Он, в отличие от старого, позволяет получить наглядный и структурированный результат: теперь посетитель в ответ на свой запрос видит не только заголовки и сниппеты, но и еще релевантные картинки непосредственно из тех документов, которые нашла поисковая система. Т. е. наши пользователи при поиске теперь могут легко ориентироваться не только на сам текст, но и на визуальное представление информации. Как известно, картинка существенно дополняет текстовую информацию. Также на страницах с результатами поиска появились ссылки на релевантные вертикали и результаты из этих вертикалей. Таким образом повысилась точность поисковых результатов, которая позволяет посетителю поисковой системы затратить меньше времени на поиск нужной информации. В настоящий момент у нового поиска Рамблера более 10 тематических вертикалей, некоторые из которых являются уникальными для Рунета, т. е. ни у Яндекса, ни у Google их нет.
- И что это за вертикали, как они формируются?
- Все представленные вертикали разные. Их можно условно разделить на несколько типов, от чего и зависит их способ агрегации. Так, вертикали первого типа - это подбор сайтов по определенной тематике, например, «Цены». Их мы агрегируем из базы сайта Price. ru. Вертикали второго типа - «Агрегация материала». Для этого мы отбираем авторитетные сайты и структурируем представленную на их страницах информацию. Вертикали третьего типа складываются из использования партнерских баз данных. И вертикали четвертого типа - это использование обезличенного типа данных, таких как курсы валют, погода и т. д.
Но все же одно из основных уникальных новшеств поиска Рамблера заключается в использовании концепции «мета-релевантности», т. е. поисковая система пытается самостоятельно определить тему запроса пользователя и предоставить ему, наряду с традиционными результатами поиска в интернете, структурированные ссылки на наиболее релевантные результаты в специализированных источниках информации. Например, при запросе адреса пользователь сразу может увидеть этот адрес на карте, при запросе погоды - текущую погоду в своем городе, при запросе товара - список цен на данный товар у разных продавцов и ссылку на подборку обзоров, если по теме запроса есть актуальные новости - то ссылку на подборку новостей по теме и т. д.
- Можно ли сказать, что Рамблер запустил окончательный продукт?
- Новый поиск Рамблера носит приставку «beta», открытие доступа для пользователей к новому поиску не означает, что проект полностью завершен, мы будем продолжать работать над его совершенствованием, будут улучшаться алгоритмы мета-релевантности, использующие усовершенствованные математические модели и анализ поведения пользователей. Например, сейчас мы, помимо работы с вертикалями, активно анализируем накапливающиеся данные поведения пользователей на экспериментальной версии поиска. Используя полученные данные, мы совершенствуем алгоритм выдачи и стремимся к тому, чтобы пользователи получали наиболее релевантные их запросам результаты.
Помимо уникальности технологических решений в экспериментальной версии нового поиска, необходимо отметить, что его монетизация определенно выше, чем у традиционного, по нескольким причинам.
Во-первых, остается традиционный способ монетизации поиска (контекст). Во-вторых, пользователь щелкает на вертикаль, где ему открывается множество дополнительных предложений на тему поиска. Это позволит только ускорить монетизацию проекта. Т. е. мы рассчитываем на увеличение page view, что и является драйвером монетизации. В-третьих, часть вертикалей будет монетизироваться контентно.
- То есть Рамблер все свое внимание уделяет развитию нового поиска и в скором времени откажется от старого?
- Это не совсем так. Продолжая заниматься разработками и экспериментами в новых направлениях, мы ни в коем случае не будем отказываться от традиционного поиска. В интернете можно найти все, что угодно, поэтому, сколько бы мы ни создавали вертикалей, горизонтальный поиск на данном этапе все равно остается тем самым фундаментом, который скрепляет все вертикали, так как существует очень большое количество низкочастотных запросов, объем которых в общей массе поисковых запросов значителен, они в структурированном поиске могут быть не покрыты ничем. Традиционный горизонтальный поиск в интернете всегда будет покрывать те темы, которые мы «неовертикалили», и оставаться дополнительным источником информации. За последнее время мы очень серьезно усовершенствовали традиционный поиск. Например, летом 2007 года его релевантность была порядка 70% (у конкурентов 90%), но уже в сентябре релевантность навигационного поиска стала более 90%, что позволило нам по традиционным параметрам вернуться в группу лидеров. Тем не менее, на данном этапе наше уникальное конкурентное преимущество в поиске в Рунете - именно в наличии новой системы вертикалей, позволяющей пользователю существенно экономить время при поиске необходимой ему информации.
Но самое главное, не стоит забывать, что новый Рамблер - это открытый портал, предлагающий пользователям не только поисковую машину, но и разнообразные сервисы, в том числе коммуникационные и мультимедийные.
- Кроме поиска Рамблер запускает еще какие-либо проекты?
- Да, мы очень активно запускаем новые интересные и полезные проекты и сервисы, а также совершенствуем уже хорошо знакомые. Например, ряд серьезных изменений, в том числе технических, претерпела наша почта. Нами была усовершенствована защита от спама и шифровка сообщений, усилена безопасность доступа. Кроме того, появился сборщик почты с внешних POP3-аккаунтов, поддерживающий все основные почтовые службы Рунета и мира. Также мы запустили сервис Push Email на основе технологии IMAP IDLE, который позволяет получать новые письма прямо на телефон через несколько секунд после их прихода в почтовый ящик. Для удобства пользования почтой мы серьезно поработали над юзабилити интерфейса, расширился спектр возможностей по настройке для всех основных операционных систем. В почте Рамблера появился продвинутый редактор писем, позволяющий пользоваться привычными для «больших» текстовых редакторов эффектами. Значительно упростились и расширились возможности работы с контактами в адресной книге.
Если говорить о Рамблер-ICQ, то теперь в данном продукте появилась возможность видеосвязи между пользователями определенных версий аськи, к тому же сейчас мы запустили в экспериментальном режиме опцию отправки бесплатных смс из аськи на мобильные номера трех основных операторов. Другим важным продуктом, появившимся в последние недели, является сервис «Рамблер-пробки», правда, пока он показывает их только в Московском регионе, но он обладает рядом существенных преимуществ перед основными конкурирующими сервисами. Во-первых, мы показываем пробки в Москве и ближайшем Подмосковье, во-вторых, мы чаще обновляем наши данные, в-третьих, мы получаем данные из нескольких источников. Продолжая автомобильную тему, стоит особо отметить запуск нового проекта «Авторамблер», на страницах которого собраны наиболее полные данные о поставляемых в Россию автомобилях как новых, так и подержанных, их ценах, комплектациях, а также приведены актуальные новости, автомобильные обзоры и тест-драйвы. Среди прочих новых проектов стоит отметить «Рамблер Кинозал». Это уникальный для Рунета продукт, предоставляющий пользователю возможность скачивать лицензионное кино в формате HD. В ближайший месяц мы намереваемся расширить библиотеку до 1000 часов уникального контента.
То, что я перечислил, далеко не полный список запущенных в последние недели продуктов. У нас еще много сюрпризов для интернет-юзеров. Одна из наших основных задач в последние месяцы, - это создание, запуск и совершенствование удобных и хороших продуктов. Мы стремимся предложить пользователям наиболее комфортные, доходчивые и удобные сервисы, важные и полезные для них, а главное экономящие их время и помогающие им в работе, общении, отдыхе, развлечениях и иных жизненных активностях.
- Какими способами «Рамблер» будет продвигать свое «новое лицо»? К слову, лет 5 назад «Рамблер» часто фигурировал в фильмах...
- Как Вы видите, сейчас мы запускаем настолько много масштабных проектов, что это требует серьезной промоактивности. Мы запланировали и проводим ряд маркетинговых мероприятий, а также разрабатываем широкомасштабную рекламную кампанию с целью продвижения Рамблера, его новых продуктов и сервисов, проводим рестайлинг бренда и участвуем в ряде интересных партнерских проектов. Но в рамках данного разговора мне бы не хотелось сейчас на этом подробно останавливаться, так как их настолько много, они настолько разнообразны и интересны, что, на мой взгляд, это тема отдельной длительной беседы.
- Рамблер, последнее время, все больше внимания уделяет таргетированию рекламных сообщений, не боитесь потерять своих нынешних пользователей только потому, что исчезнет некая конфиденциальность, пользователь перестанет быть в интернете инкогнито?
- Мы стараемся создать максимально удобные условия для наших пользователей. Понимая, что посетители проектов и страниц Рамблера рады далеко не всем рекламным сообщениям, мы постарались настроить их показы исходя из интересов пользователей.
Рамблер и «Бегун» запустили поведенческую модель рекламы. Этот сервис позволяет рекламодателям «Бегуна» демонстрировать свои рекламные объявления в индивидуальных почтовых ящиках Рамблера, исходя из анализа посещенных их владельцами страниц. Пользователь получает рекламную информацию в соответствии со своими поисковыми запросами - такой способ настройки рекламы является одним из вариантов поведенческого таргетинга. Конфиденциальность информации пользователей при этом не нарушается. Все данные об интересах пользователей охраняются. Кроме того, любой пользователь может отказаться от учета своих интересов при показе рекламы.
- В декабре «Рамблер» объявил об интеграции новых сервисов с ЗАО «Бегун». Можно уже говорить о каких-то результатах? И каковы планы дальнейшего развития?
- Фактически интеграция сервисов началась еще в июле, когда мы завершили сделку по приобретению контрольного пакета акций «Бегуна». Первым шагом было увеличение количества объявлений сервиса в поисковой выдаче «Рамблера» и редизайн рекламных блоков. Одно только это изменение позволило увеличить общее количество переходов по объявлениям «Бегуна» практически вдвое, что значительно отразилось как на повышении эффективности кампаний рекламодателей, так и на доходах нашего портала. В конце года мы запустили еще один совместный проект - поисковую форму от «Рамблера», в результатах поиска которой размещаются блоки «Бегуна». Проект бесплатный и предназначен для веб-мастеров, которые хотят улучшить юзабилити своего сайта и дополнительно заработать на поисковой рекламе. Появилась контекстная реклама и на страницах рейтинга топ100. Кстати, в тех сервисах, где наши с «Бегуном» целевые аудитории совпадают - к ним относится и Топ 100, ориентированный на веб-мастеров, - мы проводим взаимные промоакции, рекламируя услуги друг друга. Развивается наше сотрудничество и в области поведенческих технологий: с прошлого года в почтовых ящиках «Рамблера» показывается контекстная реклама сервиса, основанная на истории посещений пользователей. Также вместе мы активно участвуем в организации отраслевых конференций.
Кроме того, еще в 2007 году, мы приняли решение передать «Бегуну» продажи медийной контекстной рекламы на «Рамблере». Решение продиктовано, в первую очередь, стремлением повысить эффективность контекстной рекламы на страницах портала и увеличить монетизацию аудитории. На наш взгляд, концентрация продаж в руках опытного игрока, специализирующего на контекстной рекламе, принесет пользу и рекламодателям, и нашему союзу, так как позволит приобретать «контекст» на «Рамблере» из одних рук, через единую технологическую платформу.
Можно также отметить, что наши компании существуют вполне органично, и симбиоз между нами естественен, так как «Рамблер» - один из поисковых лидеров Рунета, а «Бегун» - один из лидеров на рынке контекстной рекламы. Перед нами стоит ряд ключевых задач, одна из которых - наращивание доли на рынке контекстной и медийной рекламы. Уже сегодня наши совместные проекты обеспечили высокую отдачу для рекламодателей и значительно повысили монетизацию аудитории портала. В дальнейшем мы продолжим интеграцию сервисов и работу в области развития интеллектуальных технологий.
- В СМИ проходила информация, что IMHO VI планирует приобрести у «Рамблера» его агентство Index20. Как Вы можете прокомментировать это? (По условия договора, как писал Ъ, IMHO VI в случае успешной реализации баннеров получает опцион на акции Index20).
- Как было сказано выше, в этом году мы сформировали четкую стратегию развития компании, ее услуг и сервисов, начали несколько очень важных проектов. К таким стратегическим решениям, в частности, относится партнерство между Index20 и IMHO VI. Разделение продаж между нашим собственным селлером Index-20 и IMHO VI позволит увеличить продажи в сегменте крупных рекламодателей, которые заключают комплексные контракты с Видео Интернешнл на рекламу сразу в нескольких медиа, в том числе на телевидении. Index20 также увеличит приток рекламодателей и расширит возможности продаж рекламных площадей за счет доступа к системам и технологиям продаж IMHO VI. Таким образом, мы преумножим спектр наших возможностей и будем готовы осуществить наш план по увеличению доли на российском рынке интернет-рекламы, бурный рост которого мы прогнозируем в нынешнем году.
- «Рамблер Медиа», огромная компания в стремительно развивающейся отрасли, насколько оперативно удается реагировать на изменения в интернет-среде?
- Развитие employer brand и позиционирование компании на рынке - одна из важнейших стратегических задач Рамблер в условиях кадрового голода в инновационных отраслях. Рамблер старается привлечь в свои ряды профессиональных и мотивированных людей, чтобы повысить эффективность работы. Поэтому мы разработали специальную технологию привлечения и удержания сотрудников.
Прежде всего, мы следим за тем, чтобы сотрудники были хорошо осведомлены о том, что происходит в компании, и понимали место и значимость проекта, которым они занимаются, в общей стратегии развития «Рамблера». Для этого была разработана обширная ориентационная программа, направленная в первую очередь на новых сотрудников. Им предоставляется исчерпывающая информация о компании - начиная с рассказа об истории ее становления и развития, и заканчивая текущим состоянием проектов, планами и финансовыми показателями. Специально для них проводится презентация стратегии компании, целей и задач руководства, а также ценностей компании. Так, недавно мы запустили специальный проект, рассказывающий о жизни в компании. Он располагается по адресу: http://hr.rambler.ru
Мы поддерживаем корпоративную лояльность, делая рабочий процесс наиболее комфортным. Во-первых, благодаря открытой коммуникации внутри компании у сотрудников складывается четкое представление о том, в каком направлении развивается «Рамблер», таким образом, их собственные задачи им более понятны в контексте глобальных стратегических задач «Рамблер Медиа». Во-вторых, прекрасно понимая то, что инновационный бизнес во многом строится на идеях и неординарных ходах, мы стараемся не ограничивать наш персонал в творческих подходах к проектам, даже поощряем и подталкиваем их к воплощению собственных интересных замыслов. Для нас важно стремление сотрудников развиваться, профессионально совершенствоваться, поэтому мы предлагаем сотрудникам различные виды тренингов, в том числе и в рамках нашего внутреннего обучающего центра. Кроме тренингов, развивающих специалистов в их профессиональной области, мы стремимся знакомить их с основами управления финансами, ведения бизнеса. К тому же, помимо профессионального и творческого развития компания предоставляет хороший социальный пакет, существует гибкий график и комфортные условия труда, высокие для отрасли заработные платы. Все эти факторы и дают нам возможность оперативно, стремительно реагировать на рыночные тенденции и требования пользователей и позволяют быть одним из лидеров Рунета. Ведь компания - это, прежде всего, люди, которые в ней работают.
18.06.2008
Комментарии
Написать комментарий