Репортажи

В кассе нет мелочи

В кассе нет мелочиУличные объявления эпохи перестройки, кажется,  никому, кроме художников, не нужны. Но посмотрите - не от этой ли обезьяны произошла наша реклама?  И не стараемся ли мы сегодня занять у нее  цепкости и драйва?

В погоне за настоящим мы вновь выводим на экраны матерей-одиночек и холостяков в оттянутых трениках. Мы подслушиваем за детьми и  модерируем  сетевую болтовню, пытаясь адекватно встроиться в «превед-медведный» дискурс. Но Москва слезам не верит и тычет в нос неподдельным документом  - живым, корявым и смачным уличным копирайтом, где участливое «не находили ли вы где-нибудь небольшую куколку?»  и убойное «увижу, кто гадит, буду стрелять!» «стимулируют» так, как не снилось ни одному клиентоориентированному бренду.

Для тех, кто еще не знает о художнике Алексее Плуцере-Сарно:  ученик Лотмана, увлеченный исследователь  и автор словаря русского мата, художник и перформер давно и прочно обосновавшийся в сети: plucer.livejournal.com. По этому адресу можно найти и  материалы его двадцатилетнего  проекта «Музей объявлений». Живьем экспозиция открыта в галерее «Спайдер-Маус» до 5 марта.

Я позволила себе перебить рассказ художника «рекламными паузами». Не из подлости, рекламу я люблю. А ради памяти, ради куражу, ради связующей ниточки. Семидесятники и восьмидесятники отечественного арта вплотную остановились, но так и не переступили рекламной черты. Не то, чтобы не приняли. Просто проверяют на вшивость, планку завышают, гайки крутят. Слишком добросовестно относятся к своей новой потребительской роли. Хорошо помнят, как от рекламы горели подъезды.  И справедливо считают: настоящее рождается из мусора.

Алексей, сколько лет вы собирали коллекцию?
Я начал активно собирать объявления в 1986 году и закончил в 1999-ом. В 2000-ых я иногда дополнял его, но только для восполнения тематических лакун. Строго говоря, проект было окончательно завершен к 2005 году, когда ему исполнилось 20 лет. Затем он выставлялся в Новом манеже, на Красноярском биеннале и в Музее современного искусства на Петровке. Выставка в галерее «Спайдер-Маус» - самая полная и последняя.

Рекламная пауза

Как отбирался материал? Что вошло в анналы - самое парадоксальное или самое репрезентативное с точки зрения того, чем конкретно жил тот, уже далекий человек?
Я срывал все объявления подряд, без отбора и вкусовщины. В том числе и совершенно на тот момент скучные и неинтересные. Я был уверен, что нужна временная дистанция с объектом, чтобы он приобрел налет времени, артистичность, что ли, превратился из мусора в Арт!  Где таится интересный трэш -  выяснится только после полной ликвидации исторического процесcа. В 1994 году объявление «Жертвы МММ! Срочно звоните! Реальный шанс взыскания денег» звучало неинтересно и обыденно, но сегодня, спустя 15 лет в этом объекте проглянуло лицо эпохи. Конечно, для книги Notes from Russia лондонский издатель по понятным причинам отобрал наиболее захватывающие тексты или наиболее красочные.

 

Рекламная пауза

Выставка приурочена к выходу альбома, верно? Но почему альбом издан за границей?
В России это никому не интересно (я 10 лет искал издателя, и никто не согласился). Я и на первый том словаря русского мата более 10 лет искал издателя, а на «Энциклопедию русского трехэтажного мата» до сих пор ищу. «Музей объявлений» выходит в Лондоне. На английском, и теперь, конечно, нужно выпускать большой каталог в России.

Значит, исторический процесс, как вы говорите, еще не ликвидирован. А отчего вы не включили в экспозицию такой материал, как транспаранты и лозунги? 90-е - эпоха тотальных демонстраций. Тут вам и лицо, и система, и мифы, и фольклор!
Интересно,  как вы отнимете у неуравновешенной толпы российских граждан их транспаранты? Вы это как себе представляете? Чтоб я выглядел как убегающий Паниковский с гусем? И несся с транспарантом «Забил заряд я в тушку Пуго»? Недалеко бы я убежал.

Рекламная пауза

Скоро
на всех мониторах страны!

Ну что ж, будем считать отсутствие транспарантов документальным свидетельством акционизма J. Давайте тогда о зримом. Помнится, Лев Рубинштейн взял русско-советские клише и составил каталог. Чтение таких карточек выводило зрителя на почти восточную философию. А что для Вас - носитель текста? Ушлепанная объявлениями стена или спина?
Как известно, настоящая поэзия, искусство всегда растет из сора, мусора, трэша. Я думаю, что наиболее интересными носителями, то есть материалом для арта являются видео, фото и само тело художника, например, в рамках перформанса. В этом смысле наиболее интересные вещи делают такие мастера как Кулик, AES, Ковылина, Синие Носы, Гарик Виноградов, Мавроматти, очень много для русского перформанса сделал Пригов.

Значит, улица для Вас, как для Маяковского - «рана сквозная» - артерия, часть городского тела? Носитель сообщения должен быть  максимально естественен, это гарант непредвзятости и актуальности сообщения?
Да, именно так.

Рекламная пауза

Арт-проект называется «Музей объявлений». Что вы вложили в слово «музей»?
«Музей» - это,  прежде всего, арт-пространство. В нем нет места бытовым рассуждениям, вкусовщине, субъективизму. Зато есть простор художественным интерпретациям. Выставляются и оригиналы, и ксерокопии, и фото с увеличением в 1000 раз на глянцевой бумаге, и воспроизведение на холсте маслом размером 2 на 2 метра. Это уже не улица, а студия, макет, арт. Мы с куратором Женей Уманским решили оборвать края объявлений.

Для «Спайдер-Мауса» я распечатал более 500 объяв форматом А3 в цвете и более 100 форматом А4. Окончательное художественное решение еще не принято, может быть разбросаем экспонаты по полу, а стены оставим пустыми и разрешим зрителями подбирать их и уносить с собой.

Рекламная пауза

Значит, ваш «музей» отнюдь не музеен в обычном понимании?
Конечно, для меня главное - художественная инсталляция. Ее этнографическое наполнение присутствует, но оно вторично. И проект, замечу, закончен.

Рекламная пауза

Тогда вернемся к образу. Место «системы» и «мифа» - столь милых сердцу андеграунда, теперь заняли бренды. Людям наплевать на режим - стабильность берет свое. На авансцене сегодня не гражданин, а потребитель - активный и неуправляемый.  Многие из народных чаяний, высказанных в Ваших объявлениях,  реализовалось (например, длинноволосые «вахтанги» вовсю поют на «фабрике звезд», а «качки» обзавелись «телками» и создали на Рублевке семейные ячейки. Многое перешло в виртуальную среду формирования лояльности, и место душевного порыва занял креатив. Под народную простоту стилизуется реклама, модерируются блоги, наивничает спам. Хотя и здесь не обходится без настоящих казусов. Имеет ли шанс попасть в Ваш музей эта новая реальность?
В моем «Музее» много рекламных объявлений, но это объявления преимущественно 1990-х годов. От современных объявлений их отличает искренность месседжа. Массовая реклама стала слишком фальшивой. Когда я случайно ее слышу, то тут же принимаю решение никогда в жизни не покупать этот товар. В выборе я доверяю только экспертам.

То есть, хорошей рекламы не бывает?
У рекламы, как и у телевизора, который я никогда не смотрю, задача одна -  продвигать фуфло. Уникальный же товар сам себя рекламирует. Продвигать нужно автомобиль Лада, Ламборджини в билбордах не нуждается. Он сам - билборд, когда вы видите его на улице.

Рекламная пауза

Что ж, против Ламборджини и крика души возразить нечего. Ваш проект хоть как-то окупился?
Мой «музей объявлений» - одни сплошные убытки.


Рекламная пауза


Чего вы ждете от читателя-зрителя? Какой преподаете урок?
Уличные самодельные народные объявления - это некая достоверная призма, через которую можно взглянуть на нашу жизнь, чтобы хоть что-то понять. Наша эпоха лишь кажется нам простой и понятно, на самом деле это одна из самых сложных и непроницаемых для рефлексии исторических эпох. Все сегодняшние оценки, в том числе и социально-политические - чушь собачья. В Музей объявлений - народные реалии, с ними не поспоришь.

Рекламная пауза

Ваш опыт уникален, или кто-то уже собирал объявления?
Многие собирали. Небольшая подборка интересных объяв о публичных домах Екатеринбурга была у Саши Шабурова, но он ее потерял. Есть великолепный проект у Ильи Кабакова. Но у меня именно Музей.

Сколько бы мы не жили, есть понятие психологического возраста, характера, проще говоря. Ведь именно о нашем сокровенном - ваш арт-проект. А хочется вам что-нибудь самому написать на заборе, на бумажке, на табличке - в духе вашего Музея? За подписью: «обращаться в Россию»
Мое объявление? Примерно так:
«Продам щенка, палевого, с белыми ушами, черным пятном на жопе, помесь болонки с сенбернаром, 3 месяца, сука..., блядь, заебался жить в этой стране!»

Юлия Квасок
Advertology.Ru

27.02.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Влияние коронавируса на рынок интерактивной рекламы - результаты...Влияние коронавируса на рынок интерактивной рекламы - результаты...
Реагируя на стремительное изменение ситуации на рынке Исследовательский Центр АКАР/РАМУ/IAB Russia провел опрос 23-26 марта 2020 года среди компаний-членов IAB Russia на предмет их отношения к кризису, вызванному вирусом COVID-19, предпринимаемым мерам и оценки ближайшего будущего.
Исследование: Российские топ-менеджеры против гендерного квотирования...Исследование: Российские топ-менеджеры против гендерного квотирования...
Согласно опросу консалтинговой компании Kontakt InterSearch Russia, большинство женщин-руководителей относятся к практике гендерного квотирования в управленческом составе бизнеса положительно, большинство мужчин – отрицательно. При этом в своей организации подобную инициативу поддержали бы 49% женщин и 8% мужчин, против бы высказались 27% женщин и 79% мужчин соответственно.
Спортивный бренд Puma обвинили в нацизме. Все из‑за сходства...Спортивный бренд Puma обвинили в нацизме. Все из‑за сходства...
Спортивный бренд Puma обвинили в нацизме из‑за схожести одной из моделей кроссовок с Гитлером. Об этом пишет Esquire.
#5x20: Пять маркетинговых и коммуникационных трендов 2020 года#5x20: Пять маркетинговых и коммуникационных трендов 2020 года
Прогноз тенденций от коммуникационного агентства Grayling. Какие маркетинговые и коммуникационные тренды определят 2020 год? Международная команда стратегов, консультантов и креативных специалистов PR-агентства Grayling определила пять ключевых трендов, которые окажут влияние на коммуникационную деятельность брендов и компаний в этом году.
Эмпатия, сознательное потребление, wellbeing: эксперты АБКР...Эмпатия, сознательное потребление, wellbeing: эксперты АБКР...
Секция «INNOVATION CORNER — ЗА ЧТО ГОТОВЫ ПЕРЕПЛАЧИВАТЬ ПОТРЕБИТЕЛИ В 2020» стала частью деловой программы выставки upakovka 2020. Эксперты Ассоциации брендинговых компаний России узнали о потребительских инсайтах и инновационных решениях в упаковке на примере успешно реализованных кейсов. Артем Маслов, управляющий партнер брендингового агентства Clёver Branding, поделился своим опытом вывода новых продуктов. В устоявшихся категориях правила игры, как и визуальные коды, понятны. Как должен выглядеть бренд на полке, если речь идет, например, об оливках в мягкой упаковке, позиционирующихся как вкусный и полезный снек? Неопределенность – это всегда риск, но в то же время и возможности. В компании Bonduelle рискнули и вывели на рынок линейку оливок Bonduelle, которые можно взять с собой на работу или вечеринку. Дизайн упаковки разработало Clёver Branding. Несмотря на скептические отзывы, новый продукт обосновался не только на полках магазинов, но и активно продается в торговых автоматах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

29.05.2020 - 17:27
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация