Репортажи

Соц-арт: образ и срез

Соц-арт:  образ и срез

Цензурная чистка  выставки  "Соц-арт" перед отъездом в Париж подтвердила: Россия продолжает активно формировать свой имидж силовыми методами, художники не остаются в долгу, а их работы дорожают.

Просмотрев посвященные скандалу публикации в СМИ, мы сделали вывод о том, что ситуация сильно напоминает работу рекламного агентства.

Невнятные цели

На внутреннем уровне конфликт выглядит так: руководство Третьяковки утверждает, что директор отдела новых течений и куратор выставки Андрей Ерофеев совершил  хулиганскую "проделку" - внес в список вывозимых произведений запрещенные к показу ученым советом и не экспонировавшиеся прежде  работы молодых художников, да еще и в Париж укатил, когда шло подписание документов, хотя мог остаться и объяснить свой выбор картин.  

В свою очередь,  куратор утверждает обратное: никакого ученого совета не было, работы участвовали в мартовской выставке в ЦДХ  и внесены в "парижские" списки за подписью замдиректора ГТГ Ирины Лебедевой. На них были выданы государственные гарантии, их ждали на французской таможне. А ему руководство не предоставило ни перечня запрещенных работ, ни объяснений.

По словам Ирины Лебедевой на пресс-конференции 12 октября, современное искусство – направление для Третьяковки спорное, и поэтому руководство чувствует себя здесь неуверенно. У того же Ерофеева две выставки прошли удачно – уже упомянутый мартовский "Соц-арт" и "Сообщники", а две – "Запрещенное искусство" в  2006 и парижский "Соц-арт"   – вызвали нарекания. За "запрещенку" Ерофееву запретили выставочную деятельность в зданиях ГТГ  в течение двух лет. Но – он в этом же 2006 привез нам в ЦДХ феерического Ссорена, и выступил-таки на2-й бьеннале с уже упомянутым "Соц-артом". Дирекция ГТГ насчитывает у Ерофеева 5 выговоров, сам он насчитывает 4, но что всего забавнее -  человек  все еще продолжает работать и, очевидно, гнуть свою линию в искусстве, а дирекция   обещает с ним "разобраться".

Вмешательство в процесс

Третьяковка прибегает к высшим инстанциям. Или они прибегают к Третьяковке, не суть важно. Важно прямое, личное вмешательство в творческий процесс министра культуры Андрея Соколова, который назывет позором для России как отдельные работы (известно, что ему не полюбились "Целующиеся милиционеры" работы "Синих Носов"), так и выставку в целом. А это уже – камень в огород соц-арта как такового. Министра поддерживает Росохранкультура, а  Михаил Швыдкой вместе с дирекцией составляет "черный список" невыездных работ.

Несовершенные законы

На финансовом уровне все выглядит двояко: выставка делалась на деньги фонда "Общество поощрения художеств", а таможенные пошлины, безопасность и трансферы  во Францию уплатило и обеспечило государство.

В Общественной палате разгорелась дискуссия вокруг высказанной министром гипотезы, что, в отличие от частной,  национальная галерея должна демонстрировать за рубежом не срез отечественного искусства, а образ великой державы. Вопрос о соотношении статуса и пафоса до сих пор не решен.  За разделением соц-арта (читай, соцрекламы) на  государственную и приватную вполне может последовать более уверенная политика в отношении фондов и кадров ( по-простому – чистка), и Россия предстанет в одиозном, зато логичном образе "России-1" и "России-2"

Жесткие переговоры

Если раньше в дирекцию галереи поступали жалобы от смотрительниц, как это было с "Троицей", в виде Христа, Пушкина и Путина, работы "Синих носов", против художников и кураторов возбуждались уголовные дела "о разжигании национальной розни", как это было с выставкой "Россия -2" в ЦДХ и выставкой "Запрещенное искусство" в Сахаровском центре, картины изымались с таможни, как это случилось с проектом "Маски-Шоу" тех же "Синих носов",   по следам выставок и судов устраиваются обыски и погромы (как это случилось с Иваном Ушковым и  Маратом Гельманом), то сегодня достаточно единодушных превентивных мер сверху  - от директора до министра.

Тупой бриф

Обсуждая скандал в ЖЖ, народ никак не может взять в толк: почему одни работы запретили а другие оставили. То, что первоначально упоминалось в прессе, например, изображения целующихся милиционеров "Синих Носов", свастики и звезд в работе Марины Константиновой и Гитлера в автопортрете Владислава Мамышева-Монро, голые Ющенко и Тимошенко работы Андрея Будаева, "зарезаны" явно по внешним признакам: несовместимости голой попы, "вражеской" формы и неуставных поцелуев  с представителями власти. Никто и не думал рассуждать о том, что хотел сказать Будаев, приклеивая головы украинских лидеров к пышным барочным богам; что означает серия переодеваний Мамышева-Монро, в которую входил злополучный Гитлер (и которая привела к феерическому клону Любови Орловой в триллере "Волга-Волга"); на что намекает сочетание звезды и свастики в орнаменте; и что за абсурд таит в себе буквально понятая заповедь "возлюби ближнего" в цикле "Синих Носов" "Эра Милосердия".

Стало быть, чиновники явно не хотят замечать в соц-арте концептуального, иронического начала. Думать не хотят, на то и чиновники. А арт-критики, наоборот, не трудятся отделить соц-арт от искусства – не только классического, но, подчас, и современного. Эстетический результат – философский посыл, работа с материалом, формой, композицией и т.п. – лишь побочный  эффект соц-арта, озабоченного злободневностью.  Это было очевидно еще на мартовской, российско-китайской выставке: пока китайцы демонстрировали чудеса выделки, наши упражнялись в остроумии. Возможно,  арт от соц-арта отмежевать достаточно сложно (есть Комар с Меламидом с циклом визуальных  зрительских предпочтений , но есть ведь и Бахчанян с циклом пародий на мировую  живописную классику!),  но, может быть, его стоит выделить в особое направление  уже не арта вообще, а отечественного арта? И тогда позиция заказчика будет яснее и честнее?

 А пока этически соц-арт "гнобит" цензура, а эстетически его с рынка вытесняют "антиквары". И то, и другое еще раз доказывает: многое у нас в России до сих пор продается как советский дефицит – без дифференциации, зато со "знаком качества" одобренным свыше.

Цена – не качество

Признанный в мировом сообществе и набравший обороты на рынке соц-арт является для иностранцев чуть ли не брендом современного искусства России.    И это, конечно, неправильно.  Соц-арт – социальная реклама,  придуманная художником по негласному, парящему в воздухе, брифу.  Приняв эту мысль,  можно будет судить о том, насколько работа остроумна, оригинальна, и действенна. "Целующихся милиционеров", например, Шабуров и Мизин создали как дань уважения английскому уличному художнику Бэнкси,  нарисовавшему двух  целующихся констеблей.  Вот бы сравнить констеблей и милиционеров или наоборот,  попенять "Носам" за то, что увели идею. Но нам легче устроить "порнографический" скандал и увенчать и без того избалованных художников бесплатной и оглушительной рекламой.

 Было бы странно сравнивать отъезд "Соц-арта" в Париж  с посещением Манежа Хрущовым в 1962 году: тогда генсек счел порнографией "Обнаженную" Роберта Фалька, а нынче министр культуры забраковал ничем, кроме иронии, не примечательное фото. Тогда Хрущев выступал, как апологет арт-пропаганды против искусства. Теперь же арт-пропаганда, заручившись поддержкой ценителей искусства и пытаясь скрыть растерянность за пресловутой "нравственностью" (читай – моралью), выступила против своего отражения в зеркале 

Не стоит сомневаться, что соц-арт ответит на скандал новым фонтаном грубых шуток, и засветит на лике "нашей Раши" очередной "фонарь". Любитель пейзажей досадливо плюнет, обыватель рассмеется,  а богатый иностранец кинет доллар.

Юлия Квасок
Advertology.Ru

22.10.2007

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

19.04.2024 - 23:40
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация