Репортажи

Соц-арт: образ и срез

Соц-арт:  образ и срез

Цензурная чистка  выставки  "Соц-арт" перед отъездом в Париж подтвердила: Россия продолжает активно формировать свой имидж силовыми методами, художники не остаются в долгу, а их работы дорожают.

Просмотрев посвященные скандалу публикации в СМИ, мы сделали вывод о том, что ситуация сильно напоминает работу рекламного агентства.

Невнятные цели

На внутреннем уровне конфликт выглядит так: руководство Третьяковки утверждает, что директор отдела новых течений и куратор выставки Андрей Ерофеев совершил  хулиганскую "проделку" - внес в список вывозимых произведений запрещенные к показу ученым советом и не экспонировавшиеся прежде  работы молодых художников, да еще и в Париж укатил, когда шло подписание документов, хотя мог остаться и объяснить свой выбор картин.  

В свою очередь,  куратор утверждает обратное: никакого ученого совета не было, работы участвовали в мартовской выставке в ЦДХ  и внесены в "парижские" списки за подписью замдиректора ГТГ Ирины Лебедевой. На них были выданы государственные гарантии, их ждали на французской таможне. А ему руководство не предоставило ни перечня запрещенных работ, ни объяснений.

По словам Ирины Лебедевой на пресс-конференции 12 октября, современное искусство – направление для Третьяковки спорное, и поэтому руководство чувствует себя здесь неуверенно. У того же Ерофеева две выставки прошли удачно – уже упомянутый мартовский "Соц-арт" и "Сообщники", а две – "Запрещенное искусство" в  2006 и парижский "Соц-арт"   – вызвали нарекания. За "запрещенку" Ерофееву запретили выставочную деятельность в зданиях ГТГ  в течение двух лет. Но – он в этом же 2006 привез нам в ЦДХ феерического Ссорена, и выступил-таки на2-й бьеннале с уже упомянутым "Соц-артом". Дирекция ГТГ насчитывает у Ерофеева 5 выговоров, сам он насчитывает 4, но что всего забавнее -  человек  все еще продолжает работать и, очевидно, гнуть свою линию в искусстве, а дирекция   обещает с ним "разобраться".

Вмешательство в процесс

Третьяковка прибегает к высшим инстанциям. Или они прибегают к Третьяковке, не суть важно. Важно прямое, личное вмешательство в творческий процесс министра культуры Андрея Соколова, который назывет позором для России как отдельные работы (известно, что ему не полюбились "Целующиеся милиционеры" работы "Синих Носов"), так и выставку в целом. А это уже – камень в огород соц-арта как такового. Министра поддерживает Росохранкультура, а  Михаил Швыдкой вместе с дирекцией составляет "черный список" невыездных работ.

Несовершенные законы

На финансовом уровне все выглядит двояко: выставка делалась на деньги фонда "Общество поощрения художеств", а таможенные пошлины, безопасность и трансферы  во Францию уплатило и обеспечило государство.

В Общественной палате разгорелась дискуссия вокруг высказанной министром гипотезы, что, в отличие от частной,  национальная галерея должна демонстрировать за рубежом не срез отечественного искусства, а образ великой державы. Вопрос о соотношении статуса и пафоса до сих пор не решен.  За разделением соц-арта (читай, соцрекламы) на  государственную и приватную вполне может последовать более уверенная политика в отношении фондов и кадров ( по-простому – чистка), и Россия предстанет в одиозном, зато логичном образе "России-1" и "России-2"

Жесткие переговоры

Если раньше в дирекцию галереи поступали жалобы от смотрительниц, как это было с "Троицей", в виде Христа, Пушкина и Путина, работы "Синих носов", против художников и кураторов возбуждались уголовные дела "о разжигании национальной розни", как это было с выставкой "Россия -2" в ЦДХ и выставкой "Запрещенное искусство" в Сахаровском центре, картины изымались с таможни, как это случилось с проектом "Маски-Шоу" тех же "Синих носов",   по следам выставок и судов устраиваются обыски и погромы (как это случилось с Иваном Ушковым и  Маратом Гельманом), то сегодня достаточно единодушных превентивных мер сверху  - от директора до министра.

Тупой бриф

Обсуждая скандал в ЖЖ, народ никак не может взять в толк: почему одни работы запретили а другие оставили. То, что первоначально упоминалось в прессе, например, изображения целующихся милиционеров "Синих Носов", свастики и звезд в работе Марины Константиновой и Гитлера в автопортрете Владислава Мамышева-Монро, голые Ющенко и Тимошенко работы Андрея Будаева, "зарезаны" явно по внешним признакам: несовместимости голой попы, "вражеской" формы и неуставных поцелуев  с представителями власти. Никто и не думал рассуждать о том, что хотел сказать Будаев, приклеивая головы украинских лидеров к пышным барочным богам; что означает серия переодеваний Мамышева-Монро, в которую входил злополучный Гитлер (и которая привела к феерическому клону Любови Орловой в триллере "Волга-Волга"); на что намекает сочетание звезды и свастики в орнаменте; и что за абсурд таит в себе буквально понятая заповедь "возлюби ближнего" в цикле "Синих Носов" "Эра Милосердия".

Стало быть, чиновники явно не хотят замечать в соц-арте концептуального, иронического начала. Думать не хотят, на то и чиновники. А арт-критики, наоборот, не трудятся отделить соц-арт от искусства – не только классического, но, подчас, и современного. Эстетический результат – философский посыл, работа с материалом, формой, композицией и т.п. – лишь побочный  эффект соц-арта, озабоченного злободневностью.  Это было очевидно еще на мартовской, российско-китайской выставке: пока китайцы демонстрировали чудеса выделки, наши упражнялись в остроумии. Возможно,  арт от соц-арта отмежевать достаточно сложно (есть Комар с Меламидом с циклом визуальных  зрительских предпочтений , но есть ведь и Бахчанян с циклом пародий на мировую  живописную классику!),  но, может быть, его стоит выделить в особое направление  уже не арта вообще, а отечественного арта? И тогда позиция заказчика будет яснее и честнее?

 А пока этически соц-арт "гнобит" цензура, а эстетически его с рынка вытесняют "антиквары". И то, и другое еще раз доказывает: многое у нас в России до сих пор продается как советский дефицит – без дифференциации, зато со "знаком качества" одобренным свыше.

Цена – не качество

Признанный в мировом сообществе и набравший обороты на рынке соц-арт является для иностранцев чуть ли не брендом современного искусства России.    И это, конечно, неправильно.  Соц-арт – социальная реклама,  придуманная художником по негласному, парящему в воздухе, брифу.  Приняв эту мысль,  можно будет судить о том, насколько работа остроумна, оригинальна, и действенна. "Целующихся милиционеров", например, Шабуров и Мизин создали как дань уважения английскому уличному художнику Бэнкси,  нарисовавшему двух  целующихся констеблей.  Вот бы сравнить констеблей и милиционеров или наоборот,  попенять "Носам" за то, что увели идею. Но нам легче устроить "порнографический" скандал и увенчать и без того избалованных художников бесплатной и оглушительной рекламой.

 Было бы странно сравнивать отъезд "Соц-арта" в Париж  с посещением Манежа Хрущовым в 1962 году: тогда генсек счел порнографией "Обнаженную" Роберта Фалька, а нынче министр культуры забраковал ничем, кроме иронии, не примечательное фото. Тогда Хрущев выступал, как апологет арт-пропаганды против искусства. Теперь же арт-пропаганда, заручившись поддержкой ценителей искусства и пытаясь скрыть растерянность за пресловутой "нравственностью" (читай – моралью), выступила против своего отражения в зеркале 

Не стоит сомневаться, что соц-арт ответит на скандал новым фонтаном грубых шуток, и засветит на лике "нашей Раши" очередной "фонарь". Любитель пейзажей досадливо плюнет, обыватель рассмеется,  а богатый иностранец кинет доллар.

Юлия Квасок
Advertology.Ru

22.10.2007

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Возрождение модернизма: немецкое искусство 1945–1965 годов

Возрождение модернизма: немецкое искусство 1945–1965 годов
Возрождение модернизма: немецкое искусство 1945–1965 годов. Главная задача книги — представить немецкое искусство 1945–1965 годов с точки зрения развития художественной теории и институциональных практик. На примере немецкой художественной жизни рассказано о феномене возрождения модернизма — восстановления в правах авангардных направлений и установок после периода культурной  реакции, который в Германии был связан с нацистской диктатурой. В работе рассмотрен исторический фон развития искусства после Второй мировой войны и влияние политических и идеологических факторов на критерии оценки художественных произведений. Автором впервые заявлена проблема культурной преемственности и целостности в условиях разделённой Германии, оказавшейся на самом острие «холодной войны». В центре внимания оказываются те факторы, которые способствовали возвращению страны в русло общеевропейской культурной традиции и утверждали реабилитированный модернизм в качестве одного из символов западной цивилизации. В книге представлено более 300 произведений изобразительного искусства таких известных мастеров как Георг Базелиц, Вилли Баумайстер, Фриц Винтер, Руппрехт Гайгер, Карл Отто Гёц, Эрнст Вильгельм Най, Хайнц Мак, Отто Пине, Зигмар Польке, Герхард Рихтер, Вольф Фостель, Карл Хофер, Гюнтер Юккер и др. Издание адресовано как специалистам, так и широкому кругу читателей, интересующихся историей и искусством второй половины ХХ века.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

28.05.2025 - 02:20
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация