"До ритейлеров трудно донести общепринятые вещи" - Наталья Патрина

- Наталья Николаевна, как развивается новейший, третий, "Континент"? Насколько он отличен от предшественников?
- Все идет нормально - все сроки в силе, открывать будем в начале декабря. В новом центре мы реализуем идеологию классического
Случается, что операторы из европейской части видят Новосибирск довольно причудливо. Даже
- Странно. Казалось, франчайзи должны доносить до Москвы адекватность города, служить мостом…
- Тем не менее. Есть, конечно, и фирмы, сидящие на "своей колокольне", реагирующие в стиле: "Новосибирск. А где это?" Но таких сравнительно немного. Москвичи структуру и специфику большого города понимают лучше. Может, они и не знают, что где у нас расположено, но к самому понятию "мегаполис" они подходят вполне здраво: они понимают, что Новосибирск - уже вполне полицентричный город, осознают перспективы спальных районов (ведь в самой Москве доля окраин огромна). Новосибирцы же к полицентричности собственного города еще не привыкли, еще не поверили в нее до конца.
- Арендаторское сообщество Новосибирска - каковы ваши впечатления от общения с ним?
- Не хотелось бы обижать наших ритейлеров, но часто до них трудно донести общепринятые вещи. Возможно, дело даже не в менталитете конкретных людей, а в условиях, которые его формируют. У нас ведь еще нет федеральных торговых центров, которые предъявляют очень жесткие требования к своим арендаторам.
- То есть столичные торговые центры воспитывают своих арендаторов в строгости?
- Да, весьма жестко. В федеральных ТРЦ, например, страховой депозит составляет три месяца. Значит, деньги за три месяца арендной платы арендатор просто замораживает, и они не работают на него. Это предоплата - фактически арендаторы работают с предоплатой в четыре месяца, и у них нет возможности "оперативно уйти" из ТРЦ. Многие
- А каков нрав местных арендодателей, в том числе "Континента"?
- Мы пока более лояльны к нашим арендаторам. Если мы пытаемся включить
- Из кого состоит это сообщество? Кто более консервативен и обидчив? Вероятно, владельцы ИЧП?
- Не факт.
- Сейчас очень популярен опыт Екатеринбурга в развитии крупного ритейла. А вы как его оцениваете?
- Положительно, конечно. Но в общем ключе - по прессе, по отзывам коллег. "Живьем" я этот город, к сожалению, пока не изучала. Для Новосибирска в роли сравнения все же привычнее соседние города. В этом контексте город выглядит достаточно уверенно: он "уйдет в отрыв" именно в нынешнем году, вернет себе то концептуальное лидерство в ритейле, которое пошатнулось в середине
- В девелоперской среде есть такое популярное "пугало" - так называемый "казанский синдром": когда в Казани в год юбилейных торжеств открылось сразу много торговых центров, городской ритейл захлебнулся торговыми площадями.
- Думаю, это проблема не сегодняшняя и даже не завтрашняя. В Новосибирске еще очень мало качественных торговых площадей. Подчеркиваю, качественных - готовых принять прогрессивные брэнды и технологические концепции. По моим ощущениям, бум торговых центров - явление достаточно долгосрочное для Новосибирска: накал сохранится
- Кто окажется кандидатом на выбывание?
- Торговые комплексы без концепции, парковки, хороших "якорей" (особенно продуктовых), программы продвижения именно ТРЦ, а не отдельно взятых арендаторов - все это, как говорится, не жильцы. Большое количество владельцев ТРЦ также ни к чему хорошему не приведет, когда на фасаде будущего ТРЦ весит рекламный баннер "Продаются площади от 30 кв. м" - это тоже тревожный фактор, который отрицательно влияет на будущее ТРЦ.
- Кстати, верите ли вы в торговые центры
- Почему бы и нет? Но это, подчеркиваю, должен быть центр с особым позиционированием - для покупателей с более высоким доходом. То есть так называемая галерея, сосредоточие "высоких" марок. Посетителям подобного торгового центра продукты не нужны: они приходят не с мыслью "Не забыть колбасу купить",
- Та же "Калина" при отсутствии
- Оценивать данный проект можно будет лишь тогда, когда ситуация в этом районе оформится окончательно. А именно после открытия "Роял Парка". Он будет для "Калины" сильным, беспокоящим соседом.
- А как же синергия?
- Синергия - материя деликатная. Если "Континент" стоит рядом с "Лентой" - да, это синергия. А вот если рядом пристроится третьим точный дубль "Континента" - некий ТЦ с идентичной концепцией, - они просто будут рвать друг у друга одного и того же покупателя. Если у ТЦ нет никакого форматного специалитета, никакой "фишки", на синергетическую связь с большим соседом рассчитывать, думаю, не стоит.
- Кстати, рядом с первым "Континентом" строит свой торговый центр компания "Метаприбор"…
- Да, но пока не понятно, что это будет - сугубо торговый
- В первом "Континенте" грядет реконцепция. В чем она состоит?
- Для начала хочу подчеркнуть, что реконцепция - это естественный ход событий.
Когда мы открывали первый "Континент", он на тот момент был лучшим - самым интересным, самым концептуальным торговым центром. Но жизнь меняется. В неизменном виде "Континент" потерял бы актуальность. Сейчас срок жизни концепции составляет в среднем два года. Потом - меняться, обновляться. В противном случае - стагнация и сход с рынка. Концепция должна всегда находиться в движении, необходимо обновлять состав арендаторов. Так, в первом "Континенте", несмотря на его хорошую посещаемость, мы все время совершенствуем состав арендаторов. Например, заменили магазин Gloria Jeans детским
- Насколько конфликтным был процесс замены?
- Абсолютно неконфликтным - и для нас, и для прежнего арендатора. Gloria Jeans - очень интересный формат,
- В чем была суть перемен?
- Они изменили концепцию магазина, значительно расширили ассортимент: кроме домашней одежды и белья, у них появился верхний трикотаж. Заменили оборудование, сделали информативную витрину. Обе стороны остались в выигрыше.
- У большинства новосибирских проектов, особенно у потребительских, есть
- Мне очень нравится ТРЦ "Золотой Вавилон". Этих ТЦ в Москве два. Они тоже располагаются в спальных районах, на пересечении федеральных трасс. Ориентированы они на покупателей со средним уровнем дохода. Посещаемость у этих ТЦ просто бешеная. Там нет умопомрачительных бутиков, эти моллы ориентированы на спальные жилмассивы, и именно в этой роли они хороши и эффективны. Молл - это не только формат окраин, но "спальники" мегаполисов, как правило, недооценены - именно они станут ресурсом развития крупного ритейла. Это я стараюсь донести до наших потенциальных арендаторов. Делать покупки рядом с домом - нормальное человеческое желание. Причем покупки хорошие, формирующие стиль жизни, - не просто
- Но потенциал - понятие измеримое. Различается ли он у разных "спальников"?
- Безусловно. Например,
- А насколько перспективны для крупноформатного ритейла малые города?
- Я родом из Куйбышева и могу рассказать на конкретном примере: в городе с населением порядка 50 тыс. человек нет ни одного даже однозального кинотеатра, отсутствуют
- Как вы пришли в этот бизнес?
- По образованию я психолог, закончила филиал Томского университета. Специально ни розничной торговле, ни девелопменту я не обучалась - все на практике. В компании я работаю семь лет и пришла сюда
- Психология пригодилась? Довольно практичная ведь наука.
- Наверное, пригодилась. Хотя на практическом уровне я психологией не занимаюсь именно эти семь лет, в общении с людьми она помогает. Когда работаешь с людьми, знание человеческой натуры очень важно.
- Кем вы себя в большей степени осознаете - ритейлером или девелопером?
- Полтора года назад я была ритейлером - директором сети супермаркетов "Солнечные продукты", и мне было очень трудно это амплуа в себе переломить. Скажем так, девелоперский бизнес мне достался по наследству. После того как мы расстались с проектом "Солнечные продукты", мне предложили попробовать себя в девелопменте. Примерно
Например, избавляться от стремления вмешиваться в процесс розничной торговли арендатора. Я до сих пор вижу ошибки в работе продуктовых операторов и подавляю в себе желание сделать замечание сотрудникам того или иного супермаркета. Когда ты сам становишься арендодателем, такая бдительность, даже из благого намерения сделать торговлю арендатора лучше, может помешать в работе, так как является нарушением договора. Вы с арендатором в разных
sibpress.ru
01.10.2007
Комментарии
Написать комментарий