Интервью

"Драка еще не началась" - Андрей Яновский

"Драка еще не началась" - Андрей ЯновскийГенеральный директор компании "Нидан Соки" Андрей Яновский готовил компанию к IPO, а в итоге продал ее британскому инвестфонду Lion Capital. Новый партнер призван помочь в противостоянии монстрам мирового рынка напитков -- Coca-Cola и PepsiCo.

"Мы не боимся стать потомственными сокодавами"

"Секрет фирмы": С прошлого года вы много говорили о предстоящем IPO, а в итоге просто продали крупный пакет портфельному инвестору. Почему вдруг?

Андрей Яновский: Начну с предыстории. Акционеры "Нидана" отошли от оперативного управления в 2002 году и пригласили группу менеджеров во главе со мной, чтобы сделать компанию более прозрачной, управляемой и понятной для потенциальных инвесторов. Проблема была в том, что бизнес прекрасно работал и рос на 40–50% в год, но ресурсов для поддержания столь бурного развития не хватало. Денег нам задешево никто не давал. И неудивительно: компания представляла собой исторически сложившийся набор "ооошек", бизнес-процессы не были оговорены, все делалось на основе интуиции. В Санкт-Петербурге были одни бизнес-процессы, в Новосибирске -- совсем другие. Но быстро развиваться только за счет внутренних сил невозможно. Как только я сел в это кресло, то стал перестраивать структуру бизнеса и параллельно искать новые источники инвестиций помимо собственной прибыли компании. Поиск проходил весьма успешно: мы привлекли два облигационных займа, первый под 17%, второй уже под 14%. Могли бы сделать это и в третий раз, но банкиры разглядели в нас платежеспособного клиента и стали давать кредиты еще дешевле. Логично, что в конечном итоге мы задумались об IPO. Изначально это была красивая мечта, а в прошлом году сформировался четкий план.

СФ: Что же помешало его реализовать?
АЯ: Вместе с "Тройкой Диалог" мы разработали стратегию IPO и начали знакомиться с инвесторами. Для заинтересованных компаний провели небольшие презентации, выступали на конференциях, открыли отчетность. Стало понятно, что в целом интерес есть, но время пока не самое выигрышное. Негативная динамика фондовых рынков, очередь из компаний, желающих выйти на биржу. Короче, 8–12 месяцев точно пришлось бы еще ждать. А тут сам соковый рынок начал разогреваться: Coca-Cola выкупила за бешеные деньги подмосковный "Аква Вижион", PepsiCo -- украинскую "Сандору". И люди, которые давно присматривались к нашему рынку, но не спешили что-то покупать, смогли сформулировать для нас реальное предложение, от которого было грех отказываться.

СФ: Акционеры изначально ориентировали вас на продажу бизнеса?
АЯ: Акционеры никогда не хотели продавать компанию целиком -- это не инвестпроект. "Нидан" занимался молочным бизнесом и девелопментом в Новосибирске, но в 2005 году продал эти активы с выгодой для себя "Юнимилку" и "Ленте" соответственно. Однако соковый бизнес -- совсем другая история. Мы не боимся стать потомственными сокодавами. Но когда на рынке сталкиваются Coca-Cola и PepsiCo, надо заниматься большими проектами. Бороться с международными монстрами в одиночку невозможно, поэтому к трем акционерам-физлицам прибавился известный западный фонд -- он выкупает крупный пакет акций. Хороший стратегический ход.

"Каждый новый актив обходится инвесторам дороже и дороже"

СФ: Буквально за несколько недель до сделки в интервью вы оценивали "Нидан Cоки" в $800 млн. Lion Capital подтвердил вашу оценку?
АЯ: Сделка не завершена, я пока не могу раскрывать все ее подробности. Могу лишь сказать, что по сравнению с самой крупной M&A-сделкой на нашем рынке -- покупкой "Мултона" Coca-Cola -- мы выступили очень-очень достойно. Рынок разогрет: каждый новый актив обходится инвесторам все дороже и дороже. А у британцев колоссальный опыт игры на одном поле с соковыми гигантами. Coca-Cola и PepsiCo уже 20 лет пытаются выкупить компанию Orangina Group, но не могут: всех опередил Lion Capital, который контролирует 79% этого актива. Причем, купив его, они за два года в разы подняли капитализацию предприятия -- для западного рынка это почти уникальные темпы.

СФ: Вы разливаете для PepsiCo их единственную в России марку Tropicana. Уже несколько лет ходят слухи, что "Нидан Cоки" будет продана именно PepsiCo. Однако сразу после старта вашей сделки с Lion Capital стало известно, что они выкупают "Лебедянский". Вы чем-то не устроили PepsiCo?
АЯ: Чем мы могли не устроить PepsiCo? Мы даже английский инвестфонд устроили, а это очень придирчивые ребята. Со стороны PepsiCo я ни разу не видел серьезных предложений, конкретных переговоров не велось. И что сейчас? У них просто нет выбора: либо выкупать "Лебедянский" на любых условиях, либо -- до свидания, никакого светлого будущего на российском рынке им уже не видать.

СФ: Если PepsiCo выкупит "Лебедянский" -- а похоже, что выкупит,-- то вы лишитесь контракта на разлив Tropicana?
АЯ: Почему? Где-то им нужно разливать этот брэнд. Не думаю, что у "Лебедянского" избыток свободных мощностей. К тому же контракт предусматривает, что они меня должны предупредить о прекращении сотрудничества за несколько месяцев. Никаких движений с их стороны пока не было. Более того, у меня сейчас все линии заняты на 100%, а новый брэнд "Caprice Красный" бурно растет. Даже если Tropicana уйдет, линии не пропадут -- будем разливать на них свои марки.

"Нас называли людьми из Сибири"

СФ: По данным "Бизнес Аналитики", в первом полугодии 2007 года "Нидан Cоки" стала единственной крупной соковой компанией, чья рыночная доля выросла. За счет чего?
АЯ: Мы вышли на федеральный рынок позднее других. Когда я только стал работать в компании, нас еще называли людьми из Сибири, и далеко не все верили, что мы станем национальным игроком. Однако нам удалось нарастить дистрибуцию с 40% до 60%, сохранив при этом лидерские позиции на привычном сибирском рынке. Более того, компания была "одноногой": вся система продвижения была нацелена на марку "Моя семья". Сейчас мы пополнили ассортимент марками Caprice в премиальном сегменте и "Сокос" -- в среднем. Низкий старт позволяет нам расти быстрее других игроков, которые уже давно обосновались в этих нишах.

СФ: Но с каждым годом раскручивать новые марки становится все сложнее. "Аква вижион", к примеру, только запустив новый завод, сразу перебил рекламные бюджеты лидеров рынка…
АЯ: Это точно, цены на ТВ-рекламу взлетели до небес, новые игроки только разогревают аппетиты телевизионщиков. Поэтому надо искать альтернативу. Любопытный путь -- интегрированное спонсорство. Вот уже два года как мы поселили брэнд "Моя семья" в программе "Поле чудес". Для аудитории этой марки самая топовая передача. В итоге мешки писем приходят не только ведущему Якубовичу, но и нам. Зритель не отделяет наш брэнд от любимой программы. Вторая интересная вещь -- инновации в самих магазинах. В Сибири мы обкатываем удивительные технологии, чтобы уйти от привычной рекламы,-- световые проекции на стенах магазина и на полках с товаром, 3D-технологии в BTL. Оценить эффективность таких шагов сложно, но будущее у них точно есть. Я сужу по себе -- "Поле чудес" не смотрю, в супермаркетах стараюсь набить побыстрее тележку и убежать. Но если сталкиваюсь с чем-то действительно интересным и новым, обязательно остановлюсь и что-нибудь куплю. И наконец, рекламная кампания в интернете -- этот проект на стадии разработки, но будет, обещаю, очень интересно и интерактивно, одними баннерами мы не ограничимся.

СФ: Только в прошлом году вы закупили четыре новые линии TetraPak, а сейчас говорите, что производственные мощности загружены на 100%. То есть возможностей для расширения производства в ближайшее время у вас уже нет?
АЯ: У нас хитрая производственная политика. Действительно, мы закупили в 2006-м новые линии, а "Нидану", если честно, тогда столько было и не нужно. Но мы же продаем услуги по упаковке соков прочим участникам рынка -- за PepsiCo подтянулись Granini и другие. Мы обслуживаем их и ждем, пока наши собственные марки вырастут и "съедят" эти мощности. Есть тут и свои тонкости. Например, линии TetraPak мы поставили разных "философских направлений". В любом бизнесе есть две философии: масштаб или возможность создания особых, уникальных продуктов. Мы купили две суперскоростные машины, производящие максимальное количество сока с квадратного метра завода, но только одного формата. Рядом поставили две линии, которые могут перестраиваться с формата на формат. Они не самые быстрые, зато востребованы всегда: летом выпускают соки 0,2 литра, а зимой -- двухлитровые пакеты.

Уроженец Ленинграда Андрей Яновский закончил три высших учебных заведения: Ленинградский технологический институт, Рижское высшее военное училище и Санкт-Петербургскую финансово-экономическую академию. В 1993 году пошел работать в Coca-Cola торговым представителем. Менеджерскую должность получил спустя два года и вскоре отправился развивать филиалы и заводы компании во Владивостоке, Нижнем Новгороде и Новосибирске. Последняя должность в Coca-Cola -- гендиректор "Кока-Кола боттлерс Сибирь". В 2002 году "осознал, что есть другие цвета помимо красного и белого". Перешел в компанию "Нидан-фудс" на должность директора по продажам и маркетингу, а спустя полгода возглавил компанию. После продажи молочного и девелоперского бизнеса "Нидана" в 2005-м году Яновский получил должность гендиректора компании ОАО "Нидан Соки".

Компания "Нидан Соки" создана в 2005 году для управления соковыми активами "Нидан фудс". Акционеры компании -- Игорь Шилов (55% акций), Леонид Шайман (35%) и Чаба Бальер Лайош (10%). В состав "Нидан Соки" входят заводы ООО "Нидан-Гросс" (Подмосковье) и ООО "СП Нидан-экофрукт" (Новосибирск), а также ряд сбытовых структур (у компании восемь филиалов в крупных региональных центрах). Выручка в 2006 году составила около $270 млн. Ключевые брэнды -- "Моя семья" (согласно июльскому опросу "РОМИР мониторинг", марка стала самым узнаваемым соковом брэндом России), "Да", "Чемпион", "Сокос", Caprice (соки, нектары и холодный чай). Всего ассортиментный портфель включает более 120 наименований продукции. Также компания разливает на своих мощностях соки для PepsiCo, Granini и private label для розничных сетей. В августе 2007 года стало известно, что акционеры "Нидан Соки" продают крупный пакет компании фонду Lion Capital. По некоторым данным, британцы получат чуть менее 50% актива за $250–300 млн.

"Смельчаков, готовых прогнуть цены, пока нет"

СФ: Планы IPO канули в Лету?
АЯ: В компании с Lion Capital мы еще успешнее разместимся на бирже, так что IPO вполне может состояться.

СФ: Как изменится стратегия компании с появлением нового акционера? Кресло гендиректора под вами не закачалось?
АЯ: Прелесть в том, что стратегия развития компании до 2010 года заложена в структуру сделки: по ее условиям весь менеджмент сохраняет свои посты. Понятно, чего от нас хочет фонд -- наращивания капитализации. Но это совпадает с тем, что мы заложили в свои планы: нарастить дистрибуцию, развить сибирский завод, увеличить долю на рынке -- к 2010 году она должна достичь 23%. Команда у нас очень "жадная" собралась. И я на 100% уверен, что недостатка в финансировании проектов теперь не будет.

СФ: Если верить "Бизнес Аналитике", сегодня у вас лишь 15,9% рынка. Если планы реализуются, а другим компаниям не удастся нарастить рыночную долю, то вы станете номером два на рынке и будете уступать первенство лишь "Лебедянскому", у которого сейчас 27,2% рынка?
АЯ: Когда на рынке сталкиваются лбами мировые лидеры, надо быть большим оптимистом, чтобы уверенно говорить о росте до второго места. Я пока воздержусь от оценки нашей позиции на рынке на три года вперед -- еще неизвестно, как будут развиваться наши конкуренты. Посмотрите на рынок безалкогольных напитков: для Coca-Cola и PepsiCo контракты с крупными сетями с нулевой или минусовой маржой стали в порядке вещей. Эти компании так жестко дерутся за долю рынка, что места для других игроков уже не осталось. Например, сейчас соковые предприятия гордятся, что устанавливают в рознице 3–5 тыс. холодильников в год, а для Coca-Cola это капля в море. Но есть и хорошие новости: Coca-Cola выкупила "Мултон" два года назад, а у компании стагнирует доля. Tropicana на рынке четыре года, а занимает всего 1,2% продаж. Драка еще не началась.

СФ: Развязать ценовые войны будет вполне в духе извечного противостояния Coca-Cola и PepsiCo. Благо маржа на соковом рынке выше, чем в газировке.
АЯ: Запас по маржинальности действительно пока есть. Но я искренне надеюсь, что глобального падения цен не будет. Ведь войны ударят по доходности бизнеса, а как тогда иностранцы отобьют свои инвестиции? К счастью, сейчас никто не делает глупостей -- мы поборемся-поборемся ценами, поустраиваем акции, распродажи, а потом возвращаемся к прежнему уровню. Смельчаков, готовых прогнуть цены, пока не видно.

Посмотрите, какая интересная ситуация складывается: менеджмент всех крупных соковых игроков -- выходцы из Coca-Cola. "Вимм-Билль-Данн. Продукты питания" возглавляет Тони Майер, в недавнем прошлом региональный директор Coca-Cola HBC по России и Восточной Европе. Экс-гендиректор отделений Coca-Cola в Москве Мирча Дража -- управляющий директор компании "Мултон". Я сам еще в 1993-м вырезал картонные горки, чтобы выделить бутылочки Coca Cola на витрине (Андрей Яновский работал в Coca-Cola c 1993 по 2002 год.-- СФ). Да и на менее топовых позициях сплошь наши люди. Мы разговариваем на одном языке. Если соковый рынок будет развиваться цивилизованно, то выиграет не тот, кто уронит цены, а тот, кто окажется большим профессионалом. Здесь мы ни в чем не уступаем конкурентам. Открывать все двери с ноги лишь на том основании, что ты работаешь на лидера мирового рынка напитков, вряд ли получится.

СФ: Тем не менее Coca-Cola и PepsiCo уже стучатся во все двери. Что вы думаете об их последних покупках?
АЯ: PepsiCo выкупает крупнейшего игрока на рынке. "Лебедянский" -- настоящий гигант. Что вы сделаете, чтобы он еще вырос? Да ничего принципиально нового. PepsiCo будет удерживать существующую долю -- это изначально невыгодная позиция для бурного роста. Coca-Cola строит с нуля завод в Ростовской области, но на это уйдет полтора-два года. И все это время мы можем отбирать у них рыночную долю. Да, недавно компания выкупила завод "Аква вижион", который разливает соки и сокосодержащие напитки в пластик. Но этого рынка по большому счету еще нет -- всего 2–3% соков разливается в пластиковые бутылки. Ну не любят русские люди покупать сок в такой упаковке, не верят в него. Значит, нужно развивать рынок практически с нуля. Welcome.

СФ: Вы дождетесь пока Coca-Cola создаст "пластиковый" рынок, а потом пристроитесь к ним в хвост?
АЯ: Посмотрим, в хвост или голову. Куда-нибудь точно пристроимся. В моем кабинете есть специальная тумбочка, где хранятся рецепты новых напитков. Чтобы оказаться в струе, мы их обязательно запустим в нужный момент в производство. Сдаваться без боя мы не собираемся.

Николай Гришин
Секрет Фирмы

21.09.2007

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Сюнга. Откровенное искусство Японии / Shunga. Explicit Art of Japan

Сюнга. Откровенное искусство Японии / Shunga. Explicit Art of Japan
Сюнга. Откровенное искусство Японии / Shunga. Explicit Art of Japan. В этой книге многое впервые. Впервые на русском издается книга посвященная Японской откровенной гравюре Сюнга. Впервые в издании представлено более 700 произведений. Когда мы их отбирали из трехтысячной коллекции шли настоящие редакционно-искусствоведческие баталии. В книгу вошли самые интересные, значимые и редкие работы. Впервые проведена атрибуция некоторых гравюр и книг. Хвастаться не хорошо, но это действительно круто!   О Сюнга С момента создания этих волнующих образов прошли сотни лет, однако японская эротическая гравюра продолжает приковывать взгляды зрителей по всему миру. Можно долго спорить о том, кто впервые взялся за изображение на бумаге, в глине или мраморе сексуальных сцен. Их можно обнаружить еще на фресках древнего Рима или на античных вазах Греции. Вся Европа в эпоху Возрождения не брезговала картинками, поднимающими «тонус». Да почему только Европа? Нечто подобное было характерно и для древнего Перу. А что уж сказать об Индии, где Камасутра служит своеобразной азбукой для мужчин и женщин! Славился этим искусством и Китай. Но если спросить знатока этого жанра о наиболее эффектных образцах изобразительного искусства, то ответ будет однозначным: на этом поприще удачнее всего потрудились мастера ксилографии Японии XVII-XIX веков. Отнюдь не намекаем на сексуальную распущенность японских мастеров культуры. Дело в том, что взаимоотношения полов во всем их разнообразии в Японии всегда воспринимались как нечто естественное, причем не ограниченное сугубо семейными рамками в японской религии – синтоизме – не удастся найти ничего, что бросало бы мрачную тень на секс. Даже древние мифы, посвященные космогоническим процессам, нередко насыщены сугубо сексуальными подробностями. Возьмем, к примеру, описание процесса зарождения мира, изложенное в самом древнем письменном памятнике Японии – «Кодзики», датированным 712 годом. Результатом этого вполне невинного, с точки зрения японца, божественного инцеста и стало появление Японского архипелага, а вместе с ним и всего мира, в котором мы живем. В стране издавна существовал (и поныне сохраняется!) фаллический культ, связанный с прославлением богини плодородия. Сюнга в дословном переводе означает «весенние картинки». Почему японцы дали такое название рисункам? Вернее всего, этот термин был позаимствован у китайцев. Но в Японии он прижился. Может быть, это связано с характерным для этого народа четким ощущением смены времен года. Именно весной под теплыми солнечными лучами не только оживает природа, но и обостряются человеческие чувства, эмоции переполняют душу. Книжки-альбомы сюнга изначально считались лучшим и непременным подарком молодоженам со стороны родителей, родственников или друзей. Часть гравюр в книжке изображала весьма реалистичные ситуации, другая была более фантазийной, где любовники принимали поистине невозможные позы, доступные, пожалуй, лишь опытным акробатам. Книгами сюнга в стране увлекались все поголовно, не зависимо от материального или социального статуса, старики и молодежь, мужчины и женщины. Правительство Японии не раз пыталось лишить свой народ столь дешевого и доступного развлечения. Однако это приводило лишь к росту ухищрений участников торговых сделок. Среди книг сюнга множество шедевров таких именитых и талантливых мастеров гравюры, как Моронобу Хисикава, Хокусаи Кацусика, Иссё Миягава, Сигэнобу Янагава, Утамаро Китагава, Эйсэн Томиока. Авторы графических листов предельно откровенно, с мельчайшими анатомическими подробностями изображали моменты интимных контактов между мужчинами и женщинами, мужчинами и мужчинами, женщинами и женщинами, людьми и животными (например, осьминогами, тиграми), женщинами, мужчинами и потусторонними существами… Сюнга вполне обоснованно может считаться прародителем таких современных жанров искусства, широко распространившихся по современному миру, как анимэ и манга.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

27.06.2025 - 18:02
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация