Интервью

"Социальная реклама - занятие благородное" - Иван Голота

"Социальная реклама - занятие благородное" - Иван Голота

Иван, прежде всего, скажите, что для Вас социальная реклама: хобби или призвание? Почему Вы занимаетесь таким, казалось бы, неприбыльным делом?

Это студия. Учебная мастерская Сетевого университета бартерного взаимообучения. Объясню. Я являюсь строителем виртуального сообщества "Нетгород". Увы, оно пока состоит из одного человека, но, будем надеяться, это из-за отсутствия активной раскрутки. Нетгород по замыслу - это интернет-республика. Да, очень перспективное начинание. Но запускать все надо из сетевого университета. Поэтому, на данном этапе Нетгород - это сетевой университет бартерного взаимообучения. Ведь мы все учились понемногу...Вы знаете чего-то больше в этой области, а я в той. И если я хочу освоить какую-то дополнительную специальность или довести свои знания в некоей области до определенной квалификации, а вы являетесь в этом отношении экспертом, то вы можете консультировать меня по аське. А я вас, если являюсь экспертом в чем-то, что интересно вам. Вот это и значит "учиться по бартеру". Вычитанный вами курс вам записывается в актив, и этот актив вы можете использовать, если в сообществе появиться эксперт, у которого вы хотели бы чему-то поучиться. Такая вот сетевая школа для экономных и коммуникабельных, ведь денег за обучение мы не берем. В этом университете должны быть цеховые классы, которые кроме теории еще занимаются практикой в учебно-производственных мастерских.

Студия социальной рекламы - это комплексная учебно-производственая мастерская ряда цеховых классов, прежде всего класса креативщиков и класса рекламных художников. Это превосходный трамплин для тех, кто хочет себя продвинуть на рынке. Если вы хотите пройти стажировку и наработать портфолио креативщика, копирайтера или дизайнера – лучшего места, чем наша Студия, не найти. Так что, отвечая на ваш вопрос, можно сказать, что социальная реклама - для меня, возможно, специальность, которой хотелось бы овладеть. И неприбыльным это дело отнюдь считать нельзя. Посмотрите, вот Первый канал Российского телевидения всех просто замучил этой "социальной" рекламой (половина из которой, особенно та, что касается видео и аудио пиратства, является политической пропагандой определенных и весьма спорных, если не сказать реакционных идей). Кто-то это дело оплачивает.

Как Вы лично понимаете социальную рекламу? Дайте свое определение.

Пожалуйста, авторское определение. Социальная реклама - это популяризация, пропаганда и моральное поощрение таких моделей поведения, которые, при массовом их воспроизведении, будут выражаться в социально-желательных результатах. Подобные результаты, сложно или невозможно обеспечить иными средствами. Цели социальной рекламы должны быть максимально общезначимы и бесспорны, иначе социальная реклама превращается в скрытую коммерческую или политическую рекламу. Модели поведения, поощряемые SR, должны быть максимально конкретны и доступны, иначе социальная реклама рискует оказаться на жанровом поле проповеди. Таким образом, конкретность и общезначимость проблематики задают дистинктивные границы для социальной рекламы как жанра массовой коммуникации.

Считаете ли Вы, что заниматься социальной рекламой непрестижно?

Нет, я так не считаю. Если обычной рекламой заниматься по большому счету совестно, поскольку, это значит, участвовать в загрязнении ноосреды, то социальная реклама - занятие благородное. Здесь мы не просто пытаемся посодействовать в решении конкретных и весьма болезненных проблем, но и укрепляем дух гражданской солидарности и взаимопонимания в наших обществах. При засильи индивидуализма чувство сопричастности, общей доброй общей воли оказываются в дефиците. А все что востребовано, что полезно – не может быть неуважаемым, непрестижным. Даже, если спонсоры откликаются не очень охотно. Социальная реклама – это не чьи-то причуды от безделья, а необходимый и полноценный социальный институт. В современном обществе она имеет свою нишу. В ситуации мегаполиса с его диверсифицированными и избыточными источниками информации, кризисом традиционных институтов социализации и диффузностью поведения индивидов, реклама есть единственное средство обеспечить тотальной оповещение масс, фронтальное присутствие в общественном сознании. Массовая осведомленность относительно какой либо проблемы или предложения обеспечивает его социальную бытийственность. Кроме этого SR-творчество - мощный инструмент мониторинга и профилактики социальных проблем. Как испытательный стенд для проверки восприимчивости общественного сознания к определенным направлениям проблематизации социальная реклама - необходимая часть полноценного публичного политического процесса. Как может причастность к такому институту быть непрестижной?

Иван, как Вы считаете, кто должен заказывать социальную рекламу, кто должен ее оплачивать, должны ли СМИ размещать ее бесплатно?

В чистом своем виде социальная реклама - это вид благотворительности. Она выгодна всем. Соответственно, финансирование SR должны осуществлять пополам либо государство из бюджета, либо частные спонсоры-благотворители. Однако очень часто, особенно в последнее время социальную рекламу заказывают те экономические ли политические силы, которым она прямо либо косвенно выгодна. Это коррупционные тенденции в пределах института SR. В условиях медиакратии коррупция неизбежно пускает корни в любом медиа-жанре. Подобно тому, как скрытая реклама подрывает доверие к СМИ, публикующему оную, также каждый случай псевдосоциальной рекламы дискредитирует сам жанр SR. Люди начинают относиться к социальной рекламе как к изощренной и вдвойне опасной форме зомбирования. Дело доходит до абсурда, когда некоторые подозревают, что рекламу против СПИДа заказывают производители презервативов, рекламу против курения - производители спиртного, а за призывами плотнее завинчивать водопроводные краны стоят попытки монополистов от ЖКХ максимализировать свою монополистическую ренту. Да, часто бывает так, что чья-либо частная выгода – случайное следствие вполне полноценной и незаангажированной социально-рекламной кампании. В таком случае, не грех и деньги поиметь, если кто-то захочет их отдать в подобной ситуации, однако этот источник финансирования не должен определять повестку дня. Я считаю, что СМИ вообще и социальную рекламу в частности надо финансировать из бюджетных статей на конкурсной основе согласно рейтингу социальной востребованности. Самофинансирование СМИ благодаря коммерческой рекламе - плохая услуга свободе слова, ведь в условиях слабости рекламного рынка, СМИ превращаются в рупоры специальных интересов.

Как Вы оцениваете современное состояние социальной рекламы на Украине? Есть ли у нее будущее (перспективы, потенциал развития)?

На Украине социальная реклама как жанр, кажется, пока находится в зачаточном состоянии. Она знакома широкому потребителю на примерах регулярной и явно двусмысленной кампании Государственной налоговой инспекции, кампании за экономию коммунальных ресурсов от ЖКХ-ведомств, а также спонсируемой зарубежными фондами кампании против курения. Транснациональное РА "Саачи и Саачи" эффективно использует конкурсы социальной рекламы для продвижения себя на рынке рекламы коммерческой. Востребованность жанра резко возрастает в период выборов. Естественно, что SR в этом случае применяется топорно, и часто приносит противоположный ожидаемому эффект. Скажем, во время последней избирательной кампании в парламент одна из партий просто забила телевизионный эфир страшилками из жизни бездомных, наркоманов и безработных. И что же, эти сюжеты только еще больше внушали гражданам чувство беспомощности и беззащитности перед социальной участью, ничего не предлагая в активном плане. Партия с треском провалилась в итоге. Зритель научился распознавать подобные спекуляции на "чернухе" и на них больше "не ведется". Будущее же у SR на Украине безусловно есть, как и невспаханное поле для работы. Общество находится в чрезвычайно запущенном, хронически кризисном состоянии. Уровень доверия граждан к властям, к политическим элитам до крайности низок, как впрочем и уровень политической активности. Социальная реклама, предлагающая альтернативные каналы социального действия и самовыражения могла бы послужить формой общественной диагностики и самотерапии. Будем надеятся, что смена политических поколений, вышедшая сейчас на финишную прямую, принесет с собой и новое отношение властей к институту социальной рекламы. И способствовать в меру сил этому.

Иван, напоследок, расскажите немного о себе.

Мне уже 33. Так случилось, что по образованию я философ-этик, но по роду занятий – дизайнер-трехмерщик, веб-мастер и эксперт по работе с Сетью. Из холодного мира софта и харда все время тянет к обществу. Иногда думаешь, как бы это пестрое пятно специализации сфокусировать, чтобы повысить его товарную привлекательность. И от отчаяния начинаешь воображать себя креативщиком. Широкого профиля. Только в рекламу вот идти не хочется: тошно. Социальная реклама же дает возможность параллельно шлифовать как сугубо ремесленные навыки, так и комплекс гуманитарных знаний и умений и позывов. Жаль, что заниматься ею приходится пока на уровне хобби. Но все ведь в наших руках. Надо срочно писать бизнес-план. Напоследок, с благодарностью Соцрекламе.Ру и лично Гюзелле Николайшвили за внимание, хочу выразить надежду, что Ваш ресурс будет расти и развиваться, и в скором времени с полным основанием сможет занять место цехового лидера и координатора, столь вакантное в настоящее время.

Евгения Курочкина
socreklama.ru

20.09.2007

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Магистр или Тайна восьми жизней Вячеслава Зайцева

Магистр или Тайна восьми жизней Вячеслава Зайцева
Магистр или Тайна восьми жизней Вячеслава Зайцева. "Магистр или тайна восьми жизней Вячеслава Зайцева" "В этой книге - вся правда о моем пути в нашем бесконечно прекрасном мире." Зайцев Данная книга была написана со слов самого В. Зайцева с небольшой литературной редактурой. Артистический подход в оформлении и наполнении предает уникальность и редкость этой публикации. Автор представила свою книгу, как произведение, в котором есть все: дневниковые записи, фантастические путешествия сквозь время и пространство, повествование ведется то от первого, то от третьего лица, а иногда сам Зайцев ведет диалоги со своим литературным альтер-эго. Это попытка объять необъятное, далеко выходящая за рамки простого биографического повествования. Все каноны и законы жанра рушатся почти сразу же, стоит прочесть несколько первых страниц. «Магистр, или тайна восьми жизней Вячеслава Зайцева» - это не просто увлекательное чтение, правдивая история жизни великого человека, нашего современника. Это – безда информации. В книге встречаются совершенно неожиданные бонусы, например, рецепт любимого салата модельера. Но главным бонусом являются иллюстрации. Это настоящий подарок для всех ценителей таланта Зайцева

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

24.06.2025 - 04:52
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация