Статьи

Личностная мотивация корпоративных клиентов

Личностная мотивация корпоративных клиентовМотивация – термин настолько же широко известный, насколько заезженный. В современных бизнес-науках понятие мотивации используется повсеместно и применяется не только в области управления персоналом, но и в области взаимодействия компаний с потребителями.
О мотивации покупателей написано едва ли не больше, чем о мотивации персонала компаний. Однако существует область, в которой это понятие недостаточно описано, но также к ней применимо. Речь идет об области продаж товаров и услуг корпоративным клиентам. Области B2B. Более того, мотивация покупателей B2B гораздо сложнее, чем мотивация обычного сотрудника или рядового customer – частного покупателя товаров и услуг. Не претендуя на глубокую научную проработку данной темы, позволю себе углубиться в эту область.

Прежде всего, стоит заметить, что мотивация корпоративного заказчика в первом приближении понимается как мотивация компании. Тут все достаточно просто: Любая компания руководствуется несколькими принципами при выборе поставщика товаров или услуг (далее – продукт):

  1. Наличие острой необходимости в данном продукте для производственной деятельности компании.
  2. Престижность покупки именно данного продукта. В этом случае сам продукт обладает  достаточно высокой самоценностью, но не является остро необходимым.
  3. Престижность покупки продукта именно у данного поставщика (серьезный бренд).
  4. Повышение эффективности работы предприятия после закупки данного продукта.
  5. Снижение издержек производства после приобретения продукта.
  6. Выход на новые рынки после приобретения продукта.
  7. Стоимость продукта.
  8. И др.

Данный перечень можно расширять или продолжать. Любой поставщик продукта глубоко прорабатывает этот список для себя и со стороны поставщика его можно назвать "перечень конкурентных преимуществ продукта". Успех продажи того или иного продукта зависит от того, насколько перечень конкурентых преимуществ совпадет с потребностями (читай – мотивацией) компании – заказчика. Чем больше совпадений – тем больше вероятность закупки именно данного продукта именно у данного поставщика.

Зачастую, поставщики, прорабатывая перечень конкурентных преимуществ своего продукта, вносят его в свои рекламные материалы и буклеты в качестве догмы и побуждают своих sales-менеджеров выучить его назубок. После этого следует методичная проработка рынка с презентацией типового набора конкурентных преимуществ. В этом случае, сделка осуществляется только в том случае, если продавцу удается найти компанию, мотивация которой совпадает с представленными выгодами. Разумеется, описан самый неудачный случай. Большинство компаний разрабатывают[i] до двух-трех десятков конкурентных преимуществ, из которых выбирают для презентации 5-6 наиболее совпадающих с мотивацией компании-заказчика. Т.е. наиболее выигрышные для данного случая.

Однако, полное совпадение конкурентных преимуществ продукта с мотивацией (потребностями) компании-заказчика по-прежнему не гарантирует подписание контракта. Равно как и неполное совпадение не является преградой для сделки. Дело в том, что решение о закупке продуктов принимает не владелец компании, а наемный сотрудник, личностная мотивация которого часто не совпадает с потребностями компании. Поэтому для успешных продаж необходимо учитывать два уровня мотивации. Потребности компании + личная мотивация сотрудника, принимающего решение.

Про хорошего продавца говорят – "талант". "Найдет общий язык с кем угодно. Продаст все что угодно. Уговорит кого угодно. Убедит кого угодно". Но что значит "найдет общий язык", "уговорит", "убедит" в случае, когда речь идет о B2B. Не идет ли речь о том, что грамотный менеджер по продажам найдет общий язык лично с представителем, "decision maker’ом", компании-заказчика. Затронет струнки в его душе, которые расположат сотрудника-заказчика в сторону именно данного продукта, а подчас и перевесят конкурентные преимущества  продукта конкурентов. Умение играть на "струнах души" обусловлено осознанным или бессознательным пониманием личностной мотивации заказчика.

Среди многих известных моделей личностной мотивации остановимся на модели-пирамиде А.Маслоу. Модели не самой удачной, но наиболее простой и понятной, а также наиболее широко известной.

Согласно данной модели, существуют 5 уровней мотивации личности (снизу вверх, от основания пирамиды к вершине).

  1. Жизнеобеспечение.
  2. Безопасность.
  3. Социум.
  4. Признание.
  5. Самовыражение.

Рассмотрим использование данной модели в применении к мотивации сотрудников-заказчика.

  1. Жизнеобеспечение.  Наука управления персоналом трактует этот уровень как самый примитивный, обусловленный в наши дни размером заработной платы, необходимой для поддержания жизнедеятельности личности. Проще говоря, первый уровень – это деньги. Как и в области HR, в области продаж - это наиболее простой для использования и понимания уровень. Автору статьи неоднократно довелось слышать в ответ на термин "личностная мотивация заказчика" фразу "Речь идет об откате?". На первом уровне - да. Откат, или материальное стимулирование заказчика – самый распространенный метод продвижения продуктов, применяемый или применявшийся ранее почти без исключения всеми поставщиками и продавцами. Оставим за рамками статьи моральные аспекты этой проблемы, и остановимся на ее действенности. По мере развития экономики в нашей стране уровень доходов сотрудников корпоративных заказчиков все более и более растет. Именно поэтому в последние годы поставщикам все сложнее и сложнее удается поставлять свои продукты на условиях "отката".  Согласно упрощенной теории, сотрудник, у которого полностью удовлетворен один уровень мотивации переходит на следующий. И все больше и больше сотрудников компаний-заказчиков отказывается от привычных "откатов", а у многих из них само их предложение вызывает "праведный гнев". Зачастую, неграмотно предложенный "откат" может полностью подорвать доверие к компании-поставщику и лишить его возможности подписания контракта даже при условии более выгодного продукта. Это происходит, поскольку манипулирование на первом уровне личностной мотивации резко противоречит второму уровню, на котором находится (или перешагнула его) бОльшая часть сотрудников корпоративных заказчиков.
  2. Безопасность. Убеждение в собственной безопасности, себя, своей семьи. Уверенность в завтрашнем дне – это то, чего как минимум достигли сотрудники крупных компаний-заказчиков. Для них взять откат – значит поставить под удар свою карьеру. При принятии решения о закупке того или иного продукта для данных людей, главное – не ошибиться в выборе заказчика и продукта. Именно люди из этой категории реже всего стремяться сменить поставщика или продукт, в случае если он удовлетворяет требованиям компании и немедленно делают это в случае, если продукт компании не подходит по каким-либо причинам. В случае если они не принимают решение самостоятельно, а только готовят пакет альтернатив для лица, принимающего решения, преодолеть их стремление к безопасности наиболее тяжело. Эти люди не склонны подавать на стол руководству "авантюрные" предложения. Они отклонят предложение, которое будет лучше конкурентов, но не вписывается в тактические или бюджетные планы компании. Для них важно все десятки и сотни раз перепроверить. Именно для них наиболее важны рекомендательные письма предыдущих заказчиков. Большое количество тщательно выверенных данных и расчетов, подтверждающих правоту именно данного поставщика. Малейшее сомнение в надежности и качестве продукта для них – прямой путь для отправки предложения в корзину. При этом неважно, насколько продукт нов, оригинален или перспективен. Стабильность для этих людей – лучшая рекомендация.
  3. Социум. Обычно корпоративные сотрудники, находящиеся на этом уровне мотивации – наиболее разговорчивы и общительны. Для них важно, чтобы их как можно больше слушали и как можно больше их пожеланий учли при разработке коммерческого предложения. Если менеджеру по продажам удастся наладить личностный контакт и общение с данным сотрудником, то он получит более высокие очки по сравнению с конкурентами. Таких сотрудников наиболее эффективно приглашать на презентации новых продуктов компании. Именно они более тепло реагируют на корпоративные подарки к праздникам. С такими заказчиками чаще удается наладить неформальное общение вне рамок компании, завести более дружеские личные отношения. Как результат этих отношений – бОльшая вероятность получения выгодного контракта.
  4. Признание. Общественное признание заслуг – наиболее эффективный мотиватор, в случае если предлагаемый продукт нов и нешироко известен на рынке. Если сотрудник заказчика поддается этому мотиватору, то он будет отстаивать перед акционерами и высшим руководством необходимость закупки данного продукта, при условии что тот в перспективе принесет нематериальные дивиденды сотруднику, впервые внедрившему его в компании. Однако в случае малейших сомнений в качестве или необходимости данного продукта для компании, эти сотрудники быстро отложат принятие решения о закупке в долгий ящик, пока не будут убеждены, что данный продукт позволит им выделиться среди коллег.
  5. Самореализация. Многие социологи и психологи убеждены, что этот уровень встречается только у ярких творческих личностей, либо у людей, которые уже полностью исчерпали предыдущие уровни. Как правило, это владельцы и акционеры компаний. Причем, компаний крупных и успешных. В корпоративном бизнесе, эти люди практически никогда не принимают участие в принятии решения о закупке товаров и услуг, перекладывая эти заботы на топ-менеджеров. Как бы то ни было, мотивация владельцев обычно совпадает с потребностями компании и продажа продукта для этих людей одновременно и проще и сложнее. С одной стороны, их личностная мотивация мало влияет на принятие решения о закупке, поскольку они в первую очередь думают о реальных потребностях компании. С другой стороны, никакие личностные ухищрения менеджера по продажам не помогут продать продукт, который компании не подходит.

Заключение

Автор надеется, что соображения, изложенные в данной статье, помогут читателю более осознанно подходить к процессу продажи в сфере B2B. А в качестве личной рекомендации, хочется сказать следующее:

  1. Поскольку не так много грамотных сотрудников, которые могут играть на всех 5-ти струнах души заказчика, подумайте, какой из ваших сотрудников наиболее полно сыграет мелодию на личных мотиваторах того или иного заказчика.
  2. Многие компании считают, что понимание механизмов мотивации – удел руководителей. И если дать эти знания рядовым сотрудникам – то это оружие может обернуться против начальства. Уверен, что это не так. Научите своих сотрудников отдела продаж основам науки мотивации и покажите, как их можно использовать при работе с заказчиками, и успех станет еще на шаг ближе.

[i] Настаиваю – именно разрабатывают. Продукт сам по себе лишен любых преимуществ. Их находит только пытливый взгляд продавца. Если они на поверхности – продукт более "удачен" для продажи, если же нет – то более сложен. Однако для любого самого "неудачного" продукта можно разработать свой перечень.

Илья Алексеев
e-xecutive.ru

23.05.2007

на печать


Комментарии

Игорь
06.06.2007 17:59 | сообщение #1
 

Добрый день!
Меня приглашают в одну достаточно известную компанию по прадаже автомобилей, очень известную в РФ! Должность, менеджер по корпоративным клиентам! Как определить мотивацию на данную должность, можете ответить? Дело не в том что я не знаю систему мотивации, просто новый для меня рынок! Спасибо!
С уважением,
Игорь!
P.S. хотелось бы услышать мнение Ильи Алексеева, почему, потому-что очень понравилось его рассуждение! мой адрес 310568@bk.ru!

08.04.2011 19:41 | сообщение #2
 

Статья достойная внимания за прикладную направленность. Впрочем, как представитель Заказчика, ответственный за закупки, хочу отметить: заточка клиента под Маслоу несколько грубовата. Для восстановления некоторого "баланса" будет полезным добавить к ней видение поставщиков глазами действующего корпоративного клиента, например, отраженное в статье http://treko.ru/show_article_2250. По пункту 5: при определенном настроении генеральный директор (учредитель) может захотеть принять активное участие в конкретной, даже незначительной закупке, и решение его может обусловиться в итоге какой-нибудь мимолетной эмоцией. Но это уже лирика. А учить менеджеров по продажам "играть на струнах души" - это, пожалуй, на самом деле главное! Только струн этих гораздо более пяти и нельзя знать наперед, у кого какая громче.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Сад. Буря. Тьма. О символике природы в искусстве нового времени

Сад. Буря. Тьма. О символике природы в искусстве нового времени
Сад. Буря. Тьма. О символике природы в искусстве нового времени. Книга нацелена на раскрытие существенных закономерностей европейского садово-паркового искусства Нового времени (в основном раннего Нового времени) – в его взаимодействии с историческим ландшафтом как таковым. Географический диапазон охватывает в основном Великобританию, Францию и Италию (равно как и Россию, осваивавшую, а затем и ощутимо дополнявшую западноевропейское садовое искусство), а хронологическая и стилистическая шкала – прежде всего, те столетия (XVI-XVIII вв.) и те художественные эпохи (от Ренессанса до раннего романтизма), когда парк и окружающая природа вовлекались в особенно активное и взаимопреображающее соседство. Сад и дикая природа концептуально намечены в качестве базисных топосов этого соседства и взаимодействия. Если в предыдущей книге доминировал именно «принцип рая» (как блаженной идиллии, предопределяющей ближние и дальние садово-природные виды), то в новых штудиях возобладает принцип «бури в саду», — бури как той универсальной метафоры, которая проявляется в своеобразном деструктивном созидании или созидательной деструкции, внедряющей в искусство вольницу природных стихий. Отдельные разделы посвящены: а) меняющемуся образу Матери-Природы в ее доброй и грозной ипостасях; б) иконографии и поэтике бури, ненастья и тени (с общими выводами о той «драме ландшафта», которая находит свое выражение и в поэтике садов); в) архитектуре и символике дикого сада, в том числе садовых руин; г) «руинам природы», т.е. тем компонентам художественного ландшафта (таким как гроты, водные каскады, заросли, скалы, фейерверки и т.д.), которые вносили в парк возвышенное обаяние дикой природы. Для исследования были привлечены многочисленные примеры из литературы, философии, изобразительных и прикладных искусств. Книга продолжает исследования, представленные в книге «Принцип рая. Главы из истории сада, парка и прекрасного вида» Книга будет интересна и философам, и историкам, и специалистам-искусствоведам (в том числе специалистам по ландшафтному дизайну), а также и всем тем, кому интересна тема символики природы в искусстве Нового времени. Данный труд создал Соколов Михаил Николаевич —  Доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член-корреспондент Российской Академии художеств.

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

15.07.2025 - 19:16
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация