Школа рекламиста

Позиционирование: а суть-то в чем?

Позиционирование: а суть-то в чем?К такому формату статьи меня подтолкнули авторы некоторых книг и пособий по маркетингу. Обычно подобные труды после прочтения я отмечаю грифом "сжечь", но при этом аккуратно ставлю на полку и объясняю сотрудникам, "где автор ошибочно трактует предмет". И пока нет однозначного понимания термина "позиционирование", с технологическим описанием процедур позиционирования можно не торопиться.

Я отдаю себе отчет в том, что у читателей разный уровень понимания предмета. Если говорить о наших молодых коллегах, то с ориентировкой на них в материале заложены некоторые основы для формирования представления об одной из базовых составляющих любой успешной стратегии маркетинга.

Часть триединства

Следуя логике процедур стратегического планирования, после выбора целевых сегментов (не путать с целевыми аудиториями!), в процессе которого определяются группы самых привлекательных потребителей, и после определения основного конкурентного преимущества, посредством которого привлекаются потенциальные потребители, необходимо сформулировать концепцию своего позиционирования товара или торговой марки. Это и есть триединство: целевые сегменты - конкурентное преимущество - позиционирование. Это не догмат - логика, проверенная победителями.

Позиционирование является неотъемлемой частью любой успешной маркетинговой стратегии, важнейшей составляющей победы в конкурентной борьбе за умы и кошельки потребителей. Успех стратегии в большой мере зависит от качества принятого решения в части формулирования позиционирования, а позже - от убеждения целевых потребителей в своих конкурентных преимуществах и их демонстрирования.

C постулатом о необходимости отличия от конкурентов, как базовой составляющей рыночной стратегии, согласны абсолютно все гуру маркетинга. На эту тему есть хорошее высказывание известного маркетолога Майкла Портера1: "Конкурентная стратегия состоит в том, чтобы отличаться о других. Это означает осознанный выбор иного комплекса мероприятий по предоставлению уникальной ценности. Сущность стратегии заключена в составляющих ее мероприятиях: в решении осуществлять их по-другому или в решении осуществлять другие мероприятия, нежели у конкурентов. В противном случае стратегия вырождается в неконкурентоспособный маркетинговый слоган".

Брендолог Торстен Нильсон2 предлагает рассматривать позиционирование как одну из основ успеха современного маркетинга: "Роль маркетинга изменилась; если раньше она заключалась в одном лишь удовлетворении нужд и желаний потребителей, то теперь это еще и обеспечение восприятия торговой марки как лучшей по сравнению с конкурентами".

От слова к термину

Считаю, что сначала следует определиться с позиционированием как с термином маркетинга. Это слово не просто относится к общеупотребительной лексике, но и встречается как термин в системе теоретических знаний других отраслей.

Вот некоторые примеры использования слова "позиционирование": приведу самые неожиданные и оригинальные, на мой взгляд, выдержки из названий материалов, которые мне попадались:

  • "Важность правильного позиционирования при выполнении рентгеновских снимков тазобедренного сустава";
  • "Первая любовь": позиционирование субъекта в либертинаже Тургенева";
  • "Позиционирование дверной ручки";
  • "Системы позиционирования груди в области маммологических исследований";
  • "Как профессиональный PR помогает решать проблемы сексуального позиционирования";
  • "Анализ связи между позиционированием нуклеосом в районе промоторов и характером экспрессии генов";
  • "Позиционирование ассирийцев в СМИ постсоветского пространства";
  • "Рольганг с измерительной линейкой и ручным позиционированием";
  • "Системы автоматического позиционирования барабана по окончании стирки".

Перечень можно продолжить, но не в этом наша задача. Приведенные примеры подтвердили общеупотребительность слова "позиционирование", а также то, что где-то оно претендует на статус термина. Но нас с вами интересует маркетинг и место термина "позиционирование" в системе знаний и функциональной модели маркетинга и маркетинговых коммуникаций.

Напомню, что авторство маркетингового термина "позиционирование" принадлежит Джеку Трауту3. Первое печатное упоминание темы позиционирования в стратегическом маркетинге датируется 1969 г., когда Траут опубликовал статью "Позиционирование - игра, в которую люди играют на современном, включающем и меня, рынке"4.

В своей книге "Траут о стратегии" он указывает, что выбор слова для термина "позиционирование" он сделал благодаря толкованию (определению) стратегии в словаре Вэбстера5 как нахождения наиболее выгодной позиции противостояния врагу.

От общего к частному

Таким образом, вводя новый термин в маркетинг, Траут сделал аксиоматичное утверждение, что в современном бизнесе успех стратегии маркетинга основан на нахождении способа отличаться от множества конкурентов, чтобы торговая марка имела четкую позицию (отстройку) по каким-нибудь ведущим атрибутам. Именно на это мы и должны ориентироваться в своем понимании теории позиционирования и практическом развитии методик и инструментария в рамках функциональной концепции позиционирования. Предлагаю считать это незыблемым постулатом.

На каждой позиции в сознании господствует только одна идея, одна торговая марка, будь то фирма, товар или политик. Каждый читатель может с большой долей вероятности назвать Самых. Первый человек в космосе… Настоящая русская водка… Главный античный бог... И так далее… Позиционирование - главное средство маркетинговой борьбы в современном сверхкоммуникативном и сверхконкурентном мире, оно ничего не делает с товаром. Это не мое уникальное мнение, это диагноз, который был многократно протестирован потребителями и реципиентами на жизнепригодность. Позиционирование влияет на сознание людей, и более того - формирует его. Для защиты от лавины информации сознание отторгает большую ее часть. Сквозь защиту проникает только та новая действительность, которая согласуется с уже имеющейся. Затем информация группируется на таких позициях, как товарные рынки - "автомобили", "одежда", "напитки" и т. п.

Как пишет в своей книге "Практический маркетинг..." Тим Амблер6, "виртуальную реальность можно воспринимать как поле боя конкурирующих марок, сражающихся за пространственное доминирование". Вот, на мой взгляд, самое емкое описание процесса позиционирования. А определение: "Позиционирование - иcкусство доминирования в рыночном сегменте", - есть самое краткое выражение термина. Именно Тим Амблер в своих трудах начинает говорить о целевых аудиториях, а не только о потребителях. Хотя и он их иногда путает (или это недостатки перевода). Но об этом чуть ниже.

Еще цитаты Тима Амблера, близкие мне: "Марка является маркой только тогда, когда она отличается в чем-то от конкурирующей и в каком-то отношении превосходит ее", "Оптимальной является позиция, отвечающая идеальным представлениям потребителя и находящаяся как можно дальше от конкурирующих марок, особенно от сильных соперников", "Позиционирование - искусство формирования образа марки в воображении целевой аудитории таким образом, чтобы она как можно более выгодно отличалась от марок конкурентов, для чего используются как реальные, так и воображаемые ее характеристики".

На "лесенке приоритетов" в сознании потребителей торговые марки располагаются в определенном порядке. Этот порядок потребитель устанавливает, исходя из собственных суждений типа: "Марка А лучше марки В, а В лучше С" - по каким-то важным для него атрибутам, характеристикам (сила, вес), которые он и сравнивает. Даже марка-лидер занимает свою позицию верхней строчки только относительно всех остальных.

Это - догмат! Уточним определение

Если размахивая "бритвой Оккама"7, попытаться максимально упростить определение, то позиционирование - это то, чем, по мнению потребителей (актуальных и потенциальных), торговая марка (товар) отличается от конкурентов.

Я предлагаю более полное и развернутое определение, дающее системное представление о месте позиционирования в комплексе маркетинга, а также о позиционировании как об основе создания и управления нематериальными активами.

В упрощенном определении говорится только об актуальных и потенциальных потребителях (представителях целевых сегментов) товара или торговой марки. Но есть и другие группы лиц со своими мнениями, которые представляют (могут представлять) интерес для вашей компании. Например, такие группы, как "инвесторы", "представители СМИ", "власти", "отраслевые аналитики" и т. п. По определению, в эти группы - "целевые аудитории" - входят не только представители целевых сегментов, но и другие группы реципиентов и коммуникантов (не потребителей). Мы приняли решение учитывать их в процессе маркетинговых и массовых коммуникаций.

Представители целевых аудиторий, не являющиеся потребителями, оперируют уже не конкурентными преимуществами, потребительскими выгодами и ценностями. У "не-потребителей" другая система оценок. Основными факторами, позволяющими им формировать свое представление о товаре или торговой марке, становятся различные, воспринимаемые важными атрибуты, проранжированные по приоритетности или весовым коэффициентам.

Конкурентные преимущества определяются потребителями на основании функциональных выгод и эмоциональных ценностей от пользования торговыми марками. Целевые аудитории (не потребители) определяют набор приоритетных атрибутов имиджами и репутациями конкурирующих торговых марок.

Следует также учитывать, что если мы внесли позиционирование в функциональную систему цикла стратегического маркетинга, то теперь и оно предполагает планирование, управление и контроль для внесения изменений. Но как мы уже знаем, все компании занимаются маркетингом, даже если не подозревают этого. То же, к сожалению, и с позиционированием. Оно формируется независимо от того, занимается этим кто-либо целенаправленно (пусть даже интуитивно) или до этого никому нет дела. В последнем случае самым страшным вариантом будет формирование вашего позиционирования под руководством ваших конкурентов.

Исходя из вышеприведенных дополнений и уточнений сформулируем определение позиционирования. Это "целенаправленно или стихийно сформированное в сознании потребителей и целевых аудиторий (не потребителей) представление о рыночных позициях торговых марок; позиционирование формируется потребителями на основании воспринимаемых уникальных или ключевых конкурентных преимуществ, а целевыми аудиториями (не потребителями) на основании воспринимаемого набора приоритетных атрибутов".

Возвращаясь к истокам

В некоторых материалах приходилось читать такие фразы: "В книгах любят рисовать карту позиционирования по осям "Цена - качество". Не самое конструктивное занятие. Атрибут "качество" не конструктивный (его можно использовать только для рекламы)". Не соглашусь! И вот почему. Предлагаю для осмысления несколько общедоступных цитат - определений качества.

"Одна из важнейших философских категорий, совокупность всех свойств, дающих вещи определенность, отличающую ее от всякой другой вещи" (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона).

"Свойство или принадлежность, все, что составляет сущность лица или вещи. Количество означает счет, вес и меру на вопрос "сколько?"; качество на вопрос "какой?" поясняет доброту, цвет и другие свойства предмета" (Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля).

"Философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от других. Именно благодаря Качеству каждый объект существует и мыслится как нечто отграниченное от других объектов. Вместе с тем Качество выражает и то общее, что характеризует весь класс однородных объектов" (Большая советская энциклопедия).

Категория "Качество" впервые была проанализирована Аристотелем, определявшим ее как "видовое отличие", как "тот пребывающий видовой признак, который отличает данную сущность в ее видовом своеобразии от другой сущности, принадлежащей к тому же роду".

Гегель определил качество как логическую категорию, составляющую начальную ступень познания вещей и становления мира, как непосредственную характеристику бытия объекта. "Качество есть вообще тождественная с бытием, непосредственная с бытием определенность… Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть".

Ну, и самое поразительное…

"Сначала мелькают впечатления, затем выделяется нечто - потом развиваются понятия качества… (определения вещи или явления) и количества… Самым первым и самым первоначальным является ощущение, а в нем неизбежно и качество…" (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 301).

Согласитесь, коллеги, очень много общего с нашим термином. Думаю, что вводя в терминологическую базу маркетинга "позиционирование", основоположники сами были разуверены в термине "качество". Да и сообщество, видимо, уже давно "замылило" четкое представление. Все предпосылки стали тем "социальным заказом" отрасли на формирование более понятного и символичного термина. Вот только с подкреплением его базовым определением остался разрыв до сих пор. Чем мы сейчас с вами, коллеги, и занимаемся.

Общая технология позиционирования

Технология позиционирования совсем не секретна, "но пока она еще не стала общедоступной методикой". Сформулирую своеобразную блочную технологическую цепочку позиционирования.

Сначала нужно изучить конкурентное поле и понять, что творится в голове у потребителя. Затем предстоит выявить, есть ли торговая марка, "владеющая умами". Выясняя, что по-настоящему важно для потребителя и представителей целевых аудиторий, можно найти ключевую идею преимущества своего товара или услуги - отличие от конкурента. Найдя отличительное конкурентное преимущество, необходимо подкрепить его аргументами, убедительно доказывающими потребителям (и целевым аудиториям), что заявление о преимуществах вашего товара не голословно. Дальше необходимо кропотливо, последовательно доносить и закладывать эту идею в голову реципиента. И не забывайте о том, что необходимо через обратную связь контролировать позиционирование и вносить требуемые корректировки.

Следуйте золотому правилу: "неважно, что вы делаете с товаром, важно, что вы делаете с сознанием человека". Главное - это не знать своего потребителя досконально, но уметь сформировать в его голове знание о том, чем вы отличаетесь от других. То, что помнит о вас потребитель, и есть правда. И если кто-то говорит вам: "Наш товар по всем показателям объективно лучше и цена на него ниже. Но больше покупают у конкурентов", на это смело отвечайте: "Лучший товар у конкурентов, потому что так думают покупатели".

Процедура комплекса позиционирования принципиально не отличается от циклов маркетинга и управления. В каждом из них присутствуют этапы разработки и планирования, внедрения и управления, анализа результатов и внесения изменений в планы. Я выделяю пять главных компонентов комплекса позиционирования:

  • определение конкурентоспособного (выгодного) позиционирования с учетом целевых сегментов и целевых аудиторий;
  • формулирование доказательств, аргументов, доводов, известность которых делает любое оспаривание позиционирования неразумным;
  • обеспечение комплекса маркетинговых и массовых коммуникаций с учетом целевых сегментов и целевых аудиторий;
  • определение единой методики проведения сбора и регистрации информации о мнениях представителей целевых сегментов и целевых аудиторий о позиционировании и изменения в отношении к конкурентным преимуществам и набору приоритетных атрибутов.
  • мониторинг позиционирования и внесение изменений (корректировка).

От автора

Как я уже писал выше, понятно, что генеральная совокупность читателей имеет разный уровень подготовки. Исходя из этого, был сделан плавный переход от простого к сложному. Но именно таким образом я попытался сделать свои заключения более доказательными. Если переусердствовал, прошу простить.

Как все уже поняли, статья представляет из себя академическую записку, и никак не технологическое описание процедур позиционирования. Задача была другой.

1. Майкл Портер (Michael Porter) - профессор кафедры делового администрирования Harvard Business School; ведущий специалист в области конкурентной стратегии и конкурентной борьбы на международных рынках. Его идеи легли в основу одного из популярных в колледже курсов для высших руководителей крупных корпораций, которые недавно получили назначение и начали исполнять свои обязанности в рамках новой должности.

2. Торстен Нильсон (Torsten H. Nilson) - основатель и главный менеджер британской консалтинговой фирмы Nilson Consulting Ltd, специализирующейся на разработке маркетинговых стратегий, торговых марок и концепций. В списке клиентов этой фирмы - многие всемирно известные "голубые фишки". До основания своей компании он работал в компании Nestle, где занимал старшие маркетинговые должности в разных странах Европы.

3. Джек Траут (Jack Trout) - всемирно известный маркетолог, признанный одним из влиятельных гуру маркетинга. Траут является автором такой эпохальной концепции, как позиционирование. Начинал свою карьеру в рекламном отделе компании General Electric, затем стал руководителем рекламного подразделения в компании Uniroyal. Вместе с Элом Райсом более четверти века проработал в рекламном агентстве и фирме, занимающейся маркетинговой стратегией. Сегодня Джек Траут является президентом компании Trout & Partners и управляет глобальной сетью экспертов, применяющих его методологию по всему миру.

4. "Positioning Is a Game People in Today’s Me-Too Marketplace" ("Industrial Marketing Management").

5. Стратегия - наука о планировании и проведении крупномасштабных военных операций, о маневрировании силами с целью занятия наиболее выгодной позиции до вступления в контакт с врагом (словарь Вебстера).

6. Тим Амблер - магистр математики, бизнеса, ведущий научный сотрудник и руководитель исследовательских проектов PAN’AGRA в Лондонской школе бизнеса. Курирует вопросы измерения эффективности маркетинга, капитала бренда, методов продвижения товаров и услуг, проникновение на зарубежные рынки. Ранее был членом правления компании "International Distillers and Vintners" (теперь часть холдинга Diageo), где отвечал за стратегию, приобретения и маркетинг.

7. Уильям Оккам (William Ockham, Occam) (1285-1349) - английский философ-схоласт, логик и церковно-политический деятель. Утверждал, что понятия, не сводимые к интуитивному знанию и не поддающиеся проверке опытом, должны быть удалены из науки: "Сущности не следует умножать без необходимости". "Бритва Оккама" - принцип, согласно которому следует отдавать предпочтение более простым теориям перед более сложными, если и те, и другие подтверждаются практикой.

Материал подготовлен при содействии координатора цеха EVENT Гильдии маркетологов Александры Меланьиной.

Максим Марков, управляющий партнер Агентства маркетинговых технологий "Марков и Партнеры" (Новосибирск)
Advertology.Ru

19.03.2007

на печать


Комментарии

Emanuel G. Lazarev
19.03.2007 20:39 | сообщение #1
 

ВЫ САМИ СЕБЕ ПРОТИВОРЕЧИТЕ. ЕСЛИ НЕТ ОДНОЗНАЧНОГО ПОНИМАНИЯ ТЕРМИНА "ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ", ТО ПОЧЕМУ СТОИТ ЕГО СВОДИТЬ К МЕТОДОЛОГИИ ПИОНЕРА ЭТОЙ ТЕОРИИ ДЖ.ТРАУТА, КОТОРАЯ ДАТИРУЕТСЯ 1969 ГОДОМ.

Как специалист, советую вам почитать эти труды:

Joe Nicholas. Advanced Studies in Media

Jan LeBlanc Wicks, George Sylvie и др. Media Management: A Casebook Approach

Helmut Kipphan. Handbook of Print Media

Они вам помогут разобраться в том, как теория позиционирования из маркетинговой концепции перешла в то, что на западе называют communication studies.

ВАС ТРУДНО НЕ ПОДДЕРЖАТЬ В ПОПЫТКЕ ПРОСЛЕДИТЬ ЭВОЛЮЦИЮ ДАННОГО ПОНЯТИЯ В МАРКЕТИНГЕ, НО БЫЛО БЫ ЗДОРОВО, ЕСЛИ БЫ ВЫ УКАЗАЛИ НА ГРАНИЦЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕОРИИ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ. НА ПРАКТИКЕ ТЕРМИН «ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ» УЖЕ ДАВНО ВЫШЕЛ ЗА ПРЕДЕЛЫ СХОЛАСТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ. ДАЖЕ В РОССИИ ЭТО ХОРОШО ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ.

Примеры:
Агентство Imageland Public Relations Agency, работающее с 1990 года на российским рынке, предлагает позиционирование как услугу:
Анализ деятельности клиента и его позиционирования в СМИ.
http://www.imageland.ru/service/1.html.

Агентство «Реакция» также предлагает свой сервис в этом вопросе:
Анализ позиционирования в СМИ организаций, компаний, торговых марок и персоналий;
Анализ позиционирования в СМИ основных конкурентов клиента.

С уважением,
Emanuel G. Lazarev, Phd in sociology, USLA

Эльвира
19.10.2009 14:26 | сообщение #2
 

Очень хорошая информация, мне очень помогло Улыбка Улыбка Улыбка

luba
27.10.2009 9:45 | сообщение #3
 

рекламная стратегия воды bon acva

Аня
15.12.2009 22:10 | сообщение #4
 

Спасибо, немножко разобралася=)

еВГЕНИЯ
07.10.2010 22:11 | сообщение #5
 

Восхищен ДА УЖ ЗАНЯТНАЯ СТАТЕЙКА А ТО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ИЗ УМА НЕЙДЕТ У МЕНЯ НУЖНО ПРОДВИГАТЬ ПРОДУКТ НА РЫНКЕ)))))

yudgin
04.02.2011 12:13 | сообщение #6
 

Приятно осознавать, что сформулированные фразы и обороты в авторской статье 10 Секретов Как Укрепить Свою Позицию На Рынке Услуг в части общей технологии позиционирования продолжают жить и "прожигать тропинку в сознание людей.
Материал действительно классный, обобщающий все ценное и четко расставляющих акценты.
Искренне благодарю и желаю удачи.
Ваш ДелСовет.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Восемнадцатый век. Искусство и Просвещение

Восемнадцатый век. Искусство и Просвещение
Восемнадцатый век. Искусство и Просвещение. Книга посвящена художественной культуре XVIII столетия в контексте идеологических процессов и стратегий власти этого переломного исторического периода. С одной стороны — застойно-архаичная консервативная власть, сращенная с теми или иными религиозными институтами. Она так или иначе взаимодействует с новыми идеями просветителей. С другой — виртуальная, но крайне влиятельная власть новых либеральных идеологов. Художник попадает в эти хитроумно действующие жернова, вращающиеся в разных плоскостях. Активные поиски, историческая динамика придают живописи и архитектуре, музыке и литературе этой плодотворной эпохи неотразимо живой и привлекательный вид. Поставить рядом и попытаться осмыслить как единое целое мастеров разных искусств — задача трудная и благодарная. Перед нами — завершители великих художественных традиций и новаторы разных искусств, от Антуана Ватто до Жака-Луи Давида, от Шардена до Гойи, от Даниэля Дефо до Гёте, от Баха до Моцарта. Якимович Александр Клавдианович — российский искусствовед, критик, историк искусства. Доктор искусствоведения, действительный член Российской академии художеств. Работал в НИИ истории и теории искусства АХ СССР, в Институте искусствознания, в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, в музее «Царицыно». Член Международной ассоциации художественных критиков (AICA) c 1986 года, вице-президент AICA с 1992 по 1994 год. C 1998 года — ведущий научный сотрудник Института культурологии. Издание адресовано как специалистам, так и широкому кругу читателей, интересующихся историей и искусством второй половины XVIII века.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

03.07.2025 - 18:34
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация