"Новый закон "О рекламе" стал жестче, но не для всех" - Сергей Юшкин
Равнодушных к рекламе людей я практически не встречала, ее обсуждают, восхищаются, ругают, над ней смеются и растаскивают на цитаты. Многие рекламисты перефразируют героиню Татьяны Дорониной из известного, пусть и старого фильма: "Любите ли вы рекламу так, как любим ее мы?". Не только потому, что она - наша работа, но и муза, плод бесконечных раздумий и жарких споров. Реклама - дитя науки и искусства: выверенного позиционирования, точного попадания на целевую аудиторию, и при этом красиво, а иногда и с юмором сделанная, она не может не восхищать и надолго остается в памяти.
Креаторы, копирайтеры жаждут ее, рекламную музу, ждут вдохновения, озарения, полета творческой мысли. Но летать эта творческая мысль должна в правовом поле, который регулируется своим собственным законом, законом о рекламе. С 1 июля сего года в России действует новый закон о рекламе. Чем он отличается от предыдущего, какие новые требования выставляют законодатели к участникам рекламного рынка? Об этом мы разговариваем с заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике Сергеем Юшкиным.
- Ваше мнение, Сергей Васильевич: внесет ли новый закон о рекламе большую определенность, ясность в правила игры на рекламном рынке?
- Исходя из содержания нового закона, считаю, да, внесет. Многие нормы сформулированы более конкретно, четко описаны понятия - реклама, объект рекламирования. Определены субъекты рынка: рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель, а также потребитель рекламы как равноправный участник рекламного рынка. Конечно, это не говорит о том, что данный закон является идеальным.
На расширенном заседании Экспертного совета по рекламе при обсуждении нового закона мы останавливались на тех вопросах, которые могут вызвать неоднозначность толкования субъектов рынка и нашего территориального органа Федеральной антимонопольной службы как контролирующего.
В целом требования нынешнего закона более жесткие, но некоторые нормы исчезли, и, на наш взгляд, совершенно обоснованно. Например, это требования, касающиеся обязательного указания в рекламе некоторых товаров, услуг и видов деятельности номера и даты лицензии, а также наименования органа, ее выдавшего. Требования о наличии пометки об обязательной сертификации товаров, услуг, подлежащих сертификации. Из закона исключена норма о предоставлении документального подтверждения использования в рекламе слов в превосходной степени "самый", "лучший". В общем виде это регулируется в статье 5 действующего закона о недопущении недобросовестной (некорректные сравнения) и недостоверной (не соответствующей действительности) рекламы. В законе конкретизированы требования к рекламе отдельных видов продукции, в том числе алкоголя, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, табака, табачных изделий и курительных принадлежностей.
- Вопрос, который касается размещения рекламы крепких спиртных напитков. По действующему закону распространять рекламу алкогольной продукции можно лишь в местах продаж и в некоторых печатных СМИ, за исключением первой и последней полос газет и обложек журналов, но законодатель не устанавливает ограничений по процентному содержанию спирта в алкоголе. Однако в настоящее время действует Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", который как раз и ограничивает размещение рекламы алкоголя с содержанием спирта более 15 процентов в печатных изданиях. Дилемма?
- Мы будем в своей деятельности руководствоваться действующим законом о рекламе, статьей 17, поскольку по времени издания этот закон вышел позже и тем более содержит нормы специального характера в отношении рекламы алкогольной продукции, но я думаю, что законодатель внесет необходимые изменения и поправки в ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта...".
- На какие новые нормы закона о рекламе вы хотели бы обратить внимание участников рынка? На что ваша организация, как орган контролирующий, будет обращать пристальное внимание?
- При осуществлении контрольных функций будем обращать внимание в первую очередь на все, что связано с безопасностью и здоровьем граждан. Это соблюдение норм закона при рекламе алкогольной продукции, пива, табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, оружия. Кроме того, все вопросы, касающиеся рекламы медицинских услуг, пищевых добавок, а также общие требования по соблюдению законодательства в отношении рекламы, которая не должна содержать недостоверные сведения, вводить потребителя в заблуждение. Хочу обратить внимание участников рынка на нововведения в рекламе финансовых услуг. Реклама финансовых услуг в обязательном порядке должна содержать наименование, полное или сокращенное, юридического лица с указанием на его организационно-правовую форму.
Предусмотрены дополнительные требования к рекламе по предоставлению кредитов. Если содержится хотя бы одно условие, влияющее на стоимость кредита, в частности, размер процентной ставки, то должны содержаться и все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика.
Что касается каких-то спорных вопросов, то мы всегда готовы к диалогу с участниками рынка рекламы, готовы давать разъяснения, но это будет наше мнение, наша позиция по тому или иному вопросу, она не будет являться официальным разъяснением ввиду отсутствия у нас таких полномочий.
- То есть истина - в суде.
- В любом случае рекламодатели и рекламораспространители вправе обратиться в наше управление или в Экспертный совет по рекламе. Мы уже несколько раз выносили спорные вопросы на заседания Совета, эта та площадка, где есть возможность диалога, обмена мнениями.
- Ваше мнение, Сергей Васильевич: внесет ли новый закон о рекламе большую определенность, ясность в правила игры на рекламном рынке?
- Исходя из содержания нового закона, считаю, да, внесет. Многие нормы сформулированы более конкретно, четко описаны понятия - реклама, объект рекламирования. Определены субъекты рынка: рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель, а также потребитель рекламы как равноправный участник рекламного рынка. Конечно, это не говорит о том, что данный закон является идеальным.
На расширенном заседании Экспертного совета по рекламе при обсуждении нового закона мы останавливались на тех вопросах, которые могут вызвать неоднозначность толкования субъектов рынка и нашего территориального органа Федеральной антимонопольной службы как контролирующего.
В целом требования нынешнего закона более жесткие, но некоторые нормы исчезли, и, на наш взгляд, совершенно обоснованно. Например, это требования, касающиеся обязательного указания в рекламе некоторых товаров, услуг и видов деятельности номера и даты лицензии, а также наименования органа, ее выдавшего. Требования о наличии пометки об обязательной сертификации товаров, услуг, подлежащих сертификации. Из закона исключена норма о предоставлении документального подтверждения использования в рекламе слов в превосходной степени "самый", "лучший". В общем виде это регулируется в статье 5 действующего закона о недопущении недобросовестной (некорректные сравнения) и недостоверной (не соответствующей действительности) рекламы. В законе конкретизированы требования к рекламе отдельных видов продукции, в том числе алкоголя, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, табака, табачных изделий и курительных принадлежностей.
- Вопрос, который касается размещения рекламы крепких спиртных напитков. По действующему закону распространять рекламу алкогольной продукции можно лишь в местах продаж и в некоторых печатных СМИ, за исключением первой и последней полос газет и обложек журналов, но законодатель не устанавливает ограничений по процентному содержанию спирта в алкоголе. Однако в настоящее время действует Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", который как раз и ограничивает размещение рекламы алкоголя с содержанием спирта более 15 процентов в печатных изданиях. Дилемма?
- Мы будем в своей деятельности руководствоваться действующим законом о рекламе, статьей 17, поскольку по времени издания этот закон вышел позже и тем более содержит нормы специального характера в отношении рекламы алкогольной продукции, но я думаю, что законодатель внесет необходимые изменения и поправки в ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта...".
- На какие новые нормы закона о рекламе вы хотели бы обратить внимание участников рынка? На что ваша организация, как орган контролирующий, будет обращать пристальное внимание?
- При осуществлении контрольных функций будем обращать внимание в первую очередь на все, что связано с безопасностью и здоровьем граждан. Это соблюдение норм закона при рекламе алкогольной продукции, пива, табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, оружия. Кроме того, все вопросы, касающиеся рекламы медицинских услуг, пищевых добавок, а также общие требования по соблюдению законодательства в отношении рекламы, которая не должна содержать недостоверные сведения, вводить потребителя в заблуждение. Хочу обратить внимание участников рынка на нововведения в рекламе финансовых услуг. Реклама финансовых услуг в обязательном порядке должна содержать наименование, полное или сокращенное, юридического лица с указанием на его организационно-правовую форму.
Предусмотрены дополнительные требования к рекламе по предоставлению кредитов. Если содержится хотя бы одно условие, влияющее на стоимость кредита, в частности, размер процентной ставки, то должны содержаться и все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика.
Что касается каких-то спорных вопросов, то мы всегда готовы к диалогу с участниками рынка рекламы, готовы давать разъяснения, но это будет наше мнение, наша позиция по тому или иному вопросу, она не будет являться официальным разъяснением ввиду отсутствия у нас таких полномочий.
- То есть истина - в суде.
- В любом случае рекламодатели и рекламораспространители вправе обратиться в наше управление или в Экспертный совет по рекламе. Мы уже несколько раз выносили спорные вопросы на заседания Совета, эта та площадка, где есть возможность диалога, обмена мнениями.
Удмуртская правда
11.07.2006
Комментарии
Написать комментарий