Анализ рынков

Тенденции на российском рынке FMCG в 2016 году

Тенденции на российском рынке FMCG в 2016 году

Исследование GfK: потребитель воспринимает текущую ситуацию как новую норму.

Исследовательская компания GfK изучила факторы, влияющие на покупки FMCG-товаров повседневного спроса в России. По данным потребительской панели GfK, динамика рынка FMCG в денежном выражении замедлилась. По итогам 2015 года его оборот вырос на 14,9%, а ко второму кварталу 2016 года – за период с мая 2015 по апрель 2016 года – рост составил 11,3% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. По прогнозу GfK, по результатам 2016 года динамика российского рынка товаров повседневного спроса может составить +10% в денежном выражении.

Тенденции на российском рынке FMCG в 2016 году.

Несмотря на то, что к настоящему кризису потребитель пришел с солидным запасом прочности, именно нынешний кризис характеризуется серьезным влиянием на потребителя и вовлечением самых разных потребительских групп. Он не сразу сказался на большинстве населения, но в 2016 году уже более половины респондентов заявляют о том, что видят влияние кризиса ни их семью. По данным Всероссийского омнибусного исследования GfK, доля тех, кто сообщил, что кризис повлиял на их покупки, выросла более чем в 3 раза: с 16% в 2014 году до 53% в 2016 году.

На протяжении последних двух лет больше всего россиян беспокоил рост цен, что неудивительно: по данным GfK, на покупку товаров повседневного спроса домохозяйства в России сегодня тратят в среднем 11,9 тысяч рублей в месяц, что на 20% больше, чем в докризисном 2014 году (9,9 тысяч рублей).

При этом в 2015 году среднедушевой доход в России снизился на 5% (в ценах 2001 года), по данным Всероссийского омнибусного исследования GfK Rus. Восстановление доходов пока лишь наметилось: во втором квартале 2016 года среднедушевой доход вырос на 2% по сравнению с 2015 годом. За счет замедления роста цен и определенной стабилизации личного финансового состояния текущая экономическая ситуация перестает восприниматься российским потребителем как шок. Теперь это новая норма, хоть и неприятная.

По данным исследования GfK, Индекс потребительских настроений в целом по России остается в негативной зоне, но вырос во втором квартале 2016 года сразу на 11 пунктов (с 69 в феврале 2016 года до 80 в апреля 2016). Улучшение настроений произошло как в городской, так и сельской России. В Москве показатели Индекса восстановились практически до докризисного уровня: сразу 102 пункта с 62 пунктов в феврале 2016 года.

По данным исследований панели домохозяйств GfK, в структуре потребительских затрат в 2016 году не произошло значительных изменений. Все макро-категории, кроме продуктов питания, показывают рост в натуральном выражении. Самые высокие темпы роста в стоимостном выражении наблюдаются в категориях «товары для домашних животных», «средства персонального ухода» и «средства по уходу за домом».

Тенденции на российском рынке FMCG в 2016 году.

Тенденции на российском рынке FMCG в 2016 году.

А вот внутри макро-категорий произошли заметные изменения. Список самых быстрорастущих категорий в продовольствии свидетельствует о том, что в рационе россиян стало больше бакалейных продуктов, более дешевого белка (яиц, курятины и индюшатины), овощей и фруктов. Россияне стали меньше покупать рыбы и морепродуктов, хлебо-булочных изделий, некоторых видов полуфабрикатов, напитков и замороженных продуктов. Зато «сырые» и наименьшей степени готовности ингредиенты, а также молочные категории, бакалея и продукты для кулинарии, напротив, чувствуют себя отлично. Кризис заставил многих россиян отдавать предпочтение простым, по-настоящему домашним блюдам.

Доля затрат на покупки по промо в FMCG секторе в России достигла 17% в стоимостном выражении (доля от совокупных продаж во всех FMCG-категориях в городской и сельской России, во всех каналах торговли, включая традиционную розницу). И это не самый высокий показатель: настоящий промо-прессинг происходит в европейских странах. Например, в Чехии на товары по промо приходится до 52% FMCG-покупок.

В России самая высокая доля промо – в канале современной торговли. А из топ-10 ритейлеров, по данным потребительской панели GfK, лидеры по промо – «Перекресток», «Карусель» и «О’Кей» (свыше 30% в годовом обороте FMCG в этих сетях).

Тенденции на российском рынке FMCG в 2016 году.

В разрезе категорий доля промо со скидкой растет в основном в таких макро-категориях, как Продукты питания, Средства персонального ухода, Средства для ухода за домом. В Топ-5 категорий продуктов питания с наибольшей долей промо вошли шоколадные плитки и конфеты в коробках, крепкий алкоголь, шампанское и соки.

Так, во втором квартале 2016 года товары из этого «Джентельменского набора» продавали по промо в среднем на треть дешевле. «Набор домохозяйки» (стиральный порошок, кондиционеры для белья, детские подгузники, средства для мытья посуды) предлагался в рознице с аналогичной скидкой (от 26 до 38% в зависимости от категории).

Заметно проявил себя «дачный» фактор. По данным Всероссийского омнибусного исследования GfK, 46% российских домохозяйств сообщили, что владеют дачами и выращивают фрукты и овощи для потребления в свежем виде и для консервации.

«Стремление россиян проводить время на даче и выращивать свои фрукты и овощи продолжит сказываться на продажах на рынке FMCG,» - считает Елена Самодурова, руководитель отдела по работе с клиентами отдела потребительской панели GfK Rus.

Для одних категорий, например, «товаров для кулинарии» (сахар +6% в натуральном выражении, растительное масло +7,3%), дачный фактор естественным образом стал дополнительным драйвером роста. В помощь своему бюджету и в стремлении обеспечить семье здоровое экологически-чистое питание, потребители изготавливают овощную и фруктовую консервацию.

Для других категорий «дачный ответ» потребителя на кризис может затруднить развитие, как, например, видно на трендах продаж в категории «замороженные овощи», где объемы в натуральном выражении упали на 19,6%. 

08.07.2016

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

"В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень..."В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень...
Как менялись московские вывески на протяжении последних трех десятилетий, чем московские вывески отличаются от европейских и почему дизайнеры наших вывесок, равно как и навигации в метро, не помогают горожанам сориентироваться. Об этом «Москвич Mag» рассказали владельцы дизайнерских студий, разработчики дизайн-кода Москвы, графические дизайнеры и участники фестиваля шрифтовиков Typomania. 
Sabre Award 2019: забота о здоровье, инфлюенсеры, цифровые технологии...Sabre Award 2019: забота о здоровье, инфлюенсеры, цифровые технологии...
22 мая состоялось награждение победителей одного из самых престижных конкурсов в сфере PR SabreAward 2019. Специалисты аналитического агентства Смыслография проанализировали кейсы победителей и номинантов и отметили актуальные направления развития мирового PR рынка.
Поколение Z. Смогут ли его представители стать хорошими...Поколение Z. Смогут ли его представители стать хорошими... (1)
Поколение Z — люди, рожденные после 1995-ого года. Уже сейчас «зетовцы» составляют почти четверть всего населения РФ и, судя по подсчетам прогнозистов, к 2020-ому штат каждой российской компании на 40% будет состоять именно из сотрудников этого поколения. Насколько компетентными и квалифицированными PR-специалистами могут стать эти пока еще очень молодые и даже совсем юные ребята? О перспективах поколения Z в PR рассуждает Дарья Субоч, СЕО коммуникационного агентства SlavaPR.
PR-бюджет в 50 тысяч рублей приводит московский бизнес к разочарованиюPR-бюджет в 50 тысяч рублей приводит московский бизнес к разочарованию
Коммуникационное агентство «Со-общение» провело исследование удовлетворенности компаний Москвы и Санкт-Петербурга результатами использования PR как инструмента продвижения своих товаров и услуг.
Как видео помогает сайтам улучшать позиции в поискеКак видео помогает сайтам улучшать позиции в поиске
Специалисты сервиса Rookee провели эксперимент и выяснили, влияет ли видео на ранжирование сайта в поисковых системах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

27.06.2019 - 01:01
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация