Статьи

Почему потребители перестают покупать те или иные товары

Почему потребители перестают покупать те или иные товары

Как правило, причину следует искать в том, как они воспринимают бренд. Для решения этой проблемы полезно выявить и преодолеть барьеры восприятия бренда. Одну из наиболее эффективных методологий для этого разработали и успешно используют в компании Procter&Gamble.

Она называется TIGA (Thinking That Inspires Great Advertizing) и позволяет понять барьеры восприятия бренда потребителями и преодолеть их.

Барьер восприятия - это определенное состояние потребителя, мысли, чувства, привычки, которые отталкивают его от регулярного потребления бренда (скажем, человек может рассуждать так: «В Pampers ребенок меньше двигается, а значит, хуже развивается»).

Существуют три группы барьеров восприятия:

  • клиенту ненужно преимущество, которое предлагает бренд («Янебуду стирать Ariel старые вещи, для этого подойдет иболее дешевый порошок»);
  • клиент уже получает преимущество отдругого бренда, поэтому новый ему ненужен («Gala стирает ничем нехуже Ariel»);
  • клиент неверит впреимущество вашего бренда («Ямного средств перепробовала, норжавчина наванне все равно осталась»).

Барьеры и инсайты

Для выявления природы барьеров, а также для создания эффективной стратегии их преодоления необходимо понять логику мышления потребителей. Для этого используют качественные исследования: фокус-группы и «домашние визиты» к клиентам. А интенсивность (силу) барьера и степень его распространения среди целевой аудитории оценивают с помощью количественных методов (например, опросов).

При этом следует помнить, что бороться со всеми обнаруженными барьерами нет смысла, ведь некоторые из них могут быть весьма незначительными при выборе товара потребителем. Те же из них, которые имеют наибольшую силу, нужно преодолевать.

Выявлять барьеры восприятия нужно среди клиентов двух групп: тех, кто не является потребителем бренда, и «свичеров» (тех, кто стал реже покупать ваш бренд, переключился на другие). При этом используются не прямые вопросы («Почему вы не покупаете бренд, А?»), а уточняющие. Например, «Чем бренд, А хуже бренда Б?», «Почему в этой ситуации вы используете бренд, А, а не Б?», «Что должно измениться в бренде, А, чтобы вы покупали его чаще?».

Также важную роль в выявлении барьеров восприятия играет использование проективных техник. Скажем, когда потребителям предлагают описать идеальный бренд категории, а затем сравнить, какой из исследуемых брендов, по их мнению, ближе к идеалу, и почему.

После этого выявленные барьеры стоит отдать «на растерзание» лояльным потребителям: попросить их найти аргументы в пользу вашего бренда. Лояльные потребители лучше, чем кто-либо, понимают причины, почему стоит выбирать ваш продукт. Поэтому для поиска барьеров восприятия следует привлекать тех, кто не покупает ваш продукт, а для разрушения этих барьеров - лояльных потребителей.

Постоянные покупатели способны помочь маркетологам найти инсайты, которые смогут преодолеть барьеры восприятия других клиентов. Например, при проведении исследования для Prom.ua сотрудники «Следопыта» увидели, что многими посетителями этот ресурс рассматривается как «хаос», где трудно найти нужный товар. Они объяснили свою оценку тем, что в одном и том же виртуальном «торговом ряду» на сайте оказались крупные компании; продавцы с «Седьмого километра»; фирмы с качественными товарами и те, кто предлагают «все по 5 гривен». Лояльные пользователи Prom.ua согласились, что на ресурсе представлено большое количество товаров из разных категорий. Однако они, наоборот, расценивают эту универсальность как преимущество - и сравнивают сайт с торговым центром, где продаются товары со всей страны, где можно найти практически что угодно. Именно такой инсайт помог сформулировать позиционирование Prom.ua как всеукраинского торгового цента в Интернете.

Найдя инсайт, следующим шагом маркетологи должны транслировать его другим, нелояльным потребителям. Для этого обычно запускается рекламная кампания, которая шаг за шагом раскрывает все выявленные инсайты, тем самым разрушая барьеры в сознании людей. Скажем, Prom.ua один за другим демонстрирует примеры продуктов, которые можно приобрести, воспользовавшись этим ресурсом (мебель, электрооборудование, детские товары и т. д.). Потребитель заходит на сайт за рекламируемым товаром, а затем находит еще множество других. Ощущение хаоса исчезает: он просто видит разные отделы в большом торговом центре.

Другой пример: ТМ «Миргородська» в прошлом году вывела на рынок новый продукт - «Миргородська Лагідна». Традиционно вода ТМ «Миргородська» воспринимается как лечебная, и это уменьшает желание нелояльных потребителей покупать ее на каждый день. Появление «Миргородскої Лагідної», которая не имеет выраженного соленого вкуса, помогает решить эту проблему: ассоциация с ТМ «Миргородська» за счет названия и внешнего вида этикетки остается, но в рекламе подчеркивается, что новый продукт можно потреблять ежедневно. Это позволяет увеличить продажи бренда в целом и частично нейтрализовать восприятие ТМ «Миргородська» как бренда лечебной минеральной воды.

Итак, по сути, всю основную работу уже проделали лояльные потребители. Маркетологам не надо ничего выдумывать: они должны лишь найти более-менее креативное решение, как эту информацию донести до целевой аудитории.

Цена имеет значение

Отдельное внимание в преодолении барьеров восприятия следует уделить ценовым барьерам, ведь разрушить их сложнее всего. Повышение цены может отпугнуть многих потребителей. Чтобы объяснить людям, почему им следует оставаться лояльными к вашему бренду, используется метод «reframing». Его суть заключается в «переформатировании» восприятия бренда, предоставлении потребителям другой точки опоры для оценки бренда.

Ярким примером преодоления ценовых барьеров служит история стирального порошка Ariel. В 1998 году, в том числе из-за финансового кризиса в Украине, Ariel подорожал на 70% и стал восприниматься как дорогой товар. Потребители начали массово переходить на дешевые порошки, продажи Ariel падали. Перед маркетологами компании встала задача изменить восприятие потребителей, оправдать повышение цены и остановить падение продаж.

Проблема была не в том, что клиенты считали порошок некачественным, а в том, что он казался им недоступным из-за высокой цены. Но при работе с брендом всегда стоит помнить: если потребители говорят «дорого» - это лишь вершина айсберга, это сигнал, что товар не удовлетворяет каких-то потребностей.

Компания Procter&Gamble провела исследование, выделила три группы потребителей: лояльных; тех, кто перестал покупать Ariel совсем; и тех, кто покупал Ariel, но в меньшем количестве, приобретая также дешевые порошки.

Маркетологи сконцентрировались на третьей группе - «миксовщиков» - и попытались понять, что заставило их уменьшить объемы потребления, почему они все еще покупают Ariel, как можно их стимулировать и в дальнейшем использовать Ariel. В результате проведения фокус-группоказалось, что эти люди до сих пор верят в качество Ariel, но из-за высокой цены решили использовать его только для ограниченного количества вещей («Тех, в которых меня и моих близких видят другие люди»). «Зачем мне стирать с Ariel одежду, в которой мой муж пойдет за грибами или будет ремонтировать машину? Зачем стирать Ariel цветные вещи, детские колготки? Для этих всех вещей можно использовать и более дешевый порошок», - так рассуждали «миксовщики».

Такой инсайт был найден в ходе исследования - и именно его положили в основу рекламной кампании, целью которой было остановить потребителей, полностью отказавшихся от Ariel. В рекламе показали женщин, имеющих невысокий доход (офис-менеджер, учитель). В результате потребители, которые отказывались от использования Ariel, увидели его ценность под новым углом зрения: этот порошок - не для всех вещей, а только для наиболее ценных, требующих безупречного качества стирки. В свою очередь, это позволило разрушить ценовой барьер и преодолеть падение продаж.

Вадим Пустотин, владелец и директор бренд-консалтинговой компании «Следопыт», преподаватель Школы маркетинга kmbs,
mmr.ua
Advertology.Ru

26.03.2013

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Красавицы и воины. Тиканобу

Красавицы и воины. Тиканобу
Красавицы Р С‘ РІРѕРёРЅС‹. Тиканобу. Погрузиться Р Р† Р¶РёР·РЅСЊ СЏРїРѕРЅСЃРєРёС… красавиц Р С‘ РІРѕРёРЅРѕРІ РјРѕР¶РЅРѕ листая РєРЅРёРіСѓ "Красавицы Р С‘ Р’РѕРёРЅС‹. Тиканобу". Р РѓРЎРѓРЎР‹ (Тоёхара) Тиканобу РјРѕР¶РЅРѕ назвать РѕРґРЅРёРј РёР· последних признанных мастеров СЏРїРѕРЅСЃРєРѕР№ гравюры. Исторический слом пришёлся СЂРѕРІРЅРѕ Р Р…Р В° середину Р¶РёР·РЅРё С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєР°. Выходец РёР· самурайской семьи РЅРёР·РєРѕРіРѕ ранга, Хасимото Наоёси (РёРјСЏ, данное С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєСѓ РїСЂРё рождении) Р Р† юности начал учиться РЎС“ мастеров СѓРєРёС‘-Р РЋР РЉ, Р Р…Р С• РЎРѓР С• смертью отца вынужден Р В Р’В±Р РЋРІР‚в„–Р В Р’В» отдать СЃРІРѕР№ вассальный долг Р С‘ стать участником сражений РІРѕР№РЅС‹ Босин между сторонниками сёгуната Токугава Р С‘ императора Муцухито. После РІРѕР№РЅС‹ Хасимото Наоёси вернулся Р Р† обновлённую страну Р С‘ начал зарабатывать Р Р…Р В° Р¶РёР·РЅСЊ как С…СѓРґРѕР¶РЅРёРє, РІР·СЏРІ творческое РёРјСЏ Р РѓРЎРѓРЎР‹ Тиканобу. Р В РЎСљР В Р’В° РѕРґРЅРѕР№ РёР· первых страниц РєРЅРёРіРё расположена подробная карта РіРѕСЂРѕРґР° Р В­Р Т‘Р С• (современного РўРѕРєРёРѕ), Р Р…Р С• Р Р† самом центре бумажного полотна – белое пятно, словно кто-то намеренно постарался стереть РІСЃРµ детали. Это – замок Тиёда, резиденция военных правителей РЇРїРѕРЅРёРё, сёгунов Токугава. Изображение любых строений внутри замка было запрещено Р С—Р С• требованиям безопасности того времени. Внутрь крепости могли попасть лишь представители высшего самурайского сословия, РІСЃРµ женщины (члены семьи сёгуна, наложницы Р С‘ фрейлины) жили там затворницами, Р В Р’В° наемным служанкам РїРѕРґ страхом Р С—Р С•-настоящему СЃСѓСЂРѕРІРѕРіРѕ наказания было запрещено разглашать любую информацию Р С• происходящем внутри замка. Таким образом, белое пятно Р Р…Р В° карте иллюстрирует уровень секретности, сопровождавший СЃСѓРґСЊР±Сѓ жителей замка Тиёда. Р В РІР‚в„ў течение всего периода правления сёгунов Токугава С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєРё изображали только внешние стены неприступной крепости. Р’СЃРµ происходящее внутри РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРіРѕ военного укрепления оставалась для простых горожан Р В­Р Т‘Р С• абсолютной загадкой. Только РІРѕ второй половине периода Р СљРЎРЊР в„–Р Т‘Р В·Р С‘ (1868–1912) стало возможным появление серий гравюр, посвященных Р¶РёР·РЅРё правящего военного сословия Р С‘ традициям, соблюдавшимся Р Р† самурайских замках, – «Внутренние РїРѕРєРѕРё дворца Тиёда» (1894–1896) Р С‘ «Внешние владения замка Тиёда» (1897), которые создал Тоёхара (Р РѓРЎРѓРЎР‹) Тиканобу, РѕРґРёРЅ РёР· последних великих мастеров гравюр периода Р СљРЎРЊР в„–Р Т‘Р В·Р С‘. Р В РІР‚в„ў РєРЅРёРіРµ разобраны сюжеты гравюр Тиканобу РёР· серий полиптихов «Внутренние РїРѕРєРѕРё дворца Тиёда» (1894–1897) Р С‘ «Внешние владения замка Тиёда» (1897), отдельные гравюры серии «Зеркало СЌРїРѕС…В» (1897), Р В Р’В° также СЂСЏРґ печатных листов С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєР° разных лет. Из описаний сюжетов гравюр РјРѕР¶РЅРѕ узнать Р С• том, как попала Р Р† РЇРїРѕРЅРёСЋ РёРіСЂР° Р Р† поло; какие РІРёРґС‹ стрельбы РёР· лука практиковали самураи; каким образом готовилось горячее сакэ, которым старшие угощали младших Р Р† первый день РќРѕРІРѕРіРѕ РіРѕРґР°; чем РёРіСЂР° Р Р† РјСЏС‡ СЏРїРѕРЅСЃРєРёС… аристократов отличается РѕС‚ европейского футбола; РєРѕРіРґР° появились считающиеся традиционными СЏРїРѕРЅСЃРєРёРµ причёски Р РЋР С“ длинными шпильками кандзаси. РљРЅРёРіР° является своеобразным путеводителем Р С—Р С• СЏРїРѕРЅСЃРєРёРј традициям, истории, литературным Р С‘ театральным сюжетам, деталям быта. Большая часть гравюр публикуется Р Р† Р РѕСЃСЃРёРё впервые. Перед Вами настоящая энциклопедия СЏРїРѕРЅСЃРєРѕР№ Р¶РёР·РЅРё СЌРїРѕС…Рё Р В­Р Т‘Р С•, иллюстрированная РѕРґРЅРёРј РёР· лучших мастеров СѓРєРёС‘-Р РЋР РЉ – прощальным подарком ушедшей великой СЌРїРѕС…Рё. РљРЅРёРіР° превосходно издана Р С‘, несомненно, Р В Р’В·Р В РР В Р’ Р вЂ Р В РІР‚љРІвЂћСћР В РІР‚™Р’°Р В Р’ РІвЂћвЂ“мет достойное место Р Р…Р В° полке каждого любителя СЏРїРѕРЅСЃРєРѕРіРѕ искусства. Издание предназначено для широкого РєСЂСѓРіР° читателей, интересующихся СЏРїРѕРЅСЃРєРѕР№ культурой.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

24.05.2025 - 17:28
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация