Репортажи

Каждому – по статье и комментарию!

Каждому – по статье и комментарию!

«Постатейный комментарий к Федеральному закону «О рекламе» вышел в печать и был представлен и еще раз откомментирован на пресс-конференции.

Члены экспертного совета ФАС и рабочей группы Андрей Кашеваров, Дмитрий Бадалов, Татьяна Никитина, Сергей Глушков, Сергей Котов, Николай Карташов прокомментировали принятые поправки к закону, и ответили на вопросы.

Поправки, выработанные  весной 2011 г, собраны в книге в виде Приложений  вступят в силу летом и осенью 2012 г. Приводим их ниже вместе с комментариями.

Приложение 1  касается изменений в законе «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и других, связанных с этим, законодательных актов.

Поправка вступает в силу  после 22 июля 2012 года.  

В пункте 3 части 5 статьи 5 («В рекламе не допускается  демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе») исключить слова «а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе», так как,  пиво отныне приравнено к алкогольной продукции.

Основание - «подпункт 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в редакции Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 218-ФЗ) под алкогольной продукцией понимается «пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива».

Пункт 2 части 15 статьи 14Ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров в телепрограммах, не распространяются на: рекламу, распространяемую в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств») дополнить словами «за исключением рекламы алкогольной продукции».

В статье 21 «Об алкогольной продукции» в части 1, п.3 «Реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека» дополнить словами «в том числе информацию о наличии в алкогольной продукции биологически активных добавок, витаминов».

Пункт 6 статьи 21 («Реклама алкогольной продукции не должна использовать образы несовершеннолетних») изложить в другой редакции:

«Реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации)».

Пункт 4 части 2 статьи 21 («Реклама алкогольной продукции не должна размещаться а всех видах транспортных средств общего пользования») изложить в иной редакции:

«Реклама алкогольной продукции не должна размещаться на всех видах транспортных средств общего пользования и с их использованием, а также снаружи и внутри зданий, сооружений, обеспечивающих функционирование транспортных средств общего пользования, за исключением мест, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции».

Это изменение внесено в связи с «неоднозначной практикой правоприменения» этого пункта закона, - говорится в комментарии.

Часть 2 статьи 21 («Реклама алкогольной продукции не должна размещаться...в том числе см. п 1 - на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов, и п.2 - предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции») дополнить частью 2.1 следующего содержания:

«Реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в печатных изданиях с учетом положений пунктов 1 и 2 части 2 настоящей статьи, в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов, а также в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»»

Законодательно закрепленное разрешение на распространение рекламы алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» косвенно свидетельствует о том, что в сети «Интернет» разрешена и реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее пяти процентов» - уточняется в комментарии.

Часть 4 статьи 21 («Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается только в организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе. При этом к участию в раздаче образцов алкогольной продукции запрещается привлекать несовершеннолетних, а также запрещается предлагать им такие образцы») изложить в новой редакции:

«Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе, только в стационарных торговых объектах, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. При этом запрещается привлекать к участию в раздаче образцов алкогольной продукции несовершеннолетних и предлагать им данные образцы».

Статью 21 дополнить частью 5 следующего содержания: «Не допускается реклама о проведении стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции, за исключением специализированных стимулирующих мероприятий, проводимых в целях реализации алкогольной продукции»

Статья 22 о рекламе пива упраздняется.

В связи со всеми вышеперечисленными поправками, изменяется и статья 38 «Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе» (подробнее об этом см на сайте ФАС)

Суммируем о пиве и алкоголе:

Согласно новому рекламному законодательству, пиво приравнивается к алкогольной продукции и подпадает под «алкогольные» нормы, которые, в свою очередь, ужесточаются и конкретизируются. Так, реклама алкоголя уходит с платных телеканалов, из месседжа исключаются анимационные образы людей и животных, а также всякие намеки на пищевые добавки и витамины. Любопытно, что до 22 июля 2012 года  запрет на «мультяшных» героев действовал только в отношении рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе. 

Размещение алкогольной продукции ограничивается  торговыми точками на вокзалах и покидает out&in-door формат вокзалов и метро, а печатная реклама алкоголя с содержанием этилового спирта более 5%  уходит с форзацев журналов и сосредотачивается в дегустационных залах, в стационарных точках продаж и в Интернете ( где реклама менее крепкого алкоголя тоже, естественно, разрешена). В пункте о  промо-акциях пиво и другой алкоголь получают дополнительное место - дегустационный зал, а сами промо-акции ограничиваются таковыми по продвижению только алкогольной, и никакой другой  продукции.

Последняя норма, по свидетельству самих разработчиков, «является внутренне противоречивой, так как реклама стимулирующего мероприятия практически всегда имеет два объекта рекламирования, т.е. привлекает внимание не только к самому мероприятию, но и к определенному товару, приобретение которого является условием участия в стимулирующем мероприятии (статьи 3 и 9 Федерального закона «О рекламе»). Следовательно, в силу законодательно закрепленного функционального назначения рекламы, реклама стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции, направлена, в том числе на продвижение алкогольной продукции, т.е. имеет целью ее реализацию на рынке. Таким образом, теряет смысл выведение из-под действия запрета «специализированных стимулирующих мероприятий, проводимых в целях реализации алкогольной продукции или сама норма части 5 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», - говорится в комментариях. Разработчик поправки - Д. Бадалов - специально поясняет: если вы продаете пиво,  значит, промо-акция с участием пива законна. Если стиральные машины, значит,  закон нарушен. И предлагает в случае разногласий обращаться лично к нему, в ФАС.

Не менее спорным может показаться и вопрос о продвижении услуг, так или иначе связанных с алкоголем, как, например, о доставке пиццы или закусках к пиву. Реклама таких услуг, даже с упоминанием слова «пиво», рекламой такового не являются, - говорят эксперты. - Главное, чтобы не употреблялись названия каких-то определенных брендов.

Приложение 2  касается внесения  изменений в закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Поправка вступает в силу с 1 сентября 2012 года.

Часть 5 статьи 5 «Общие требования к рекламе» Федерального закона «О рекламе» дополнена пунктом 4, согласно которому реклама не должна «содержать информацию порнографического характера», т.е. «информацию, представляемую в виде натуралистических изображения или описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного» (пункт 8 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

Часть 10 той же статьи 5 изложена в новой более детальной и расширенной редакции, которая практически исключает возможность неоднозначной трактовки этого положения. Теперь «не допускается размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, школьных дневниках, школьных тетрадях».

Статья 5 дополнена частью 10.1 следующего содержания: «Не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции». «Под информационной продукцией, - говорится в комментарии, -  понимается «предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, и информация, размещаемая в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет) и сетях подвижной радиотелефонной связи» (пункт 5 статьи 2 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» категория информационной продукции определяется в соответствии с требованиями статей 6-10 закона и обозначается знаком информационной продукции, размещаемым с соблюдением требований статьи 12 данного закона и требований соответствующих технических регламентов ее производителями или распространителями».

К этой норме  сразу возникает несколько практических вопросов: подпадают ли под нее определенные товары или сайты, где размещена информация о них, или даже ссылки на сайты. Что это будут за знаки (классификация еще не создана), и все ли их надо размещать в рекламном сообщении, а также как быть с радиорекламой. Все эти вещи нуждаются в практической разработке и ждут своих прецедентов, однако, эксперты заметили, что «опасной» в информационном отношении рекламы будет немного, и, скорее всего, ограничится она в основном книгами и журналами.

Статья 5 дополнена также частью 10.2 следующего содержания: «Не допускается распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций».

Согласно норме части 2 статьи 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

 2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

 3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

 4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

 5) оправдывающая противоправное поведение;

 6) содержащая нецензурную брань;

 7) содержащая информацию порнографического характера.

Пункт 6 статьи  6 «Защита несовершеннолетних в рекламе» («показ несовершеннолетних в опасных ситуациях») изложен в более широкой и подробной редакции: «не допускается показ опасных ситуаций, включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью».  

Эксперты предвидят некоторые трудности в применении этой нормы: «Данное положение, направленное на защиту несовершеннолетних в рекламе, использует категорию «побуждение к действиям (побудить к действиям)», для которой в силу ее оценочного субъективного характера («побудить побуждать - склонить, понудить к чему-либо; побуждение - желание или намерение сделать что-либо» - Большой толковый словарь русского языка ИЛИ РАН, С.-Пб., 2004) весьма затруднительно установить идентификационные признаки в практическом правоприменении».

Соответствующие изменения производятся и в главе 38 «Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе».

Приложение 3 касается статьи 19 «Наружная реклама и установка рекламных конструкций».

Поправка вступила в силу с 1 июля 2011 года, однако согласно части 5 статьи 74 настоящего Федерального закона данные положения не применяются до 1 июля 2012 года

Пункт 1 части 11 статьи 19 (« К указанному в части 9 настоящей статьи заявлению на установку рекламной конструкции прилагаются: 1) данные о заявителе - физическом лице либо данные о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя») излагается теперь в новой редакции:

«1) данные о заявителе - физическом лице. Данные о государственной регистрации юридического лица или о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя запрашиваются уполномоченным на выдачу разрешений органом в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Данные положения направлены на развитие нормы пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которой органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе об оплате государственной пошлины, взимаемой за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.

Соответственно, документы о регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя запрашиваются органом местного самоуправления в соответствующем регистрационном органе, кроме того, такие документы могут быть в добровольном порядке предоставлены в орган местного самоуправления самим заявителем.

Эта поправка вопросов не вызвала, зато  экспертам пришлось разъяснить другие вопросы. Например, о возбуждении судебного иска при несоответствии наружной рекламной конструкции  схеме городского территориального планирования. (ст 19, п 3). Эта и другие нормы - ответили спикеры - нацелена на две вещи: во-первых, увязку закона о рекламе с другими видами гражданского законодательства, в том числе, жилищного, во-вторых, на подготовку рекламного места «под ключ», с тем, чтобы предприниматель, получив его, не возобновлял беготню по инстанциям и подвергался коррупции, а спокойно продолжал бизнес.

Еще раз была растолкована суть ряда норм, касающихся ограничения участия рекламодателей в аукционных торгах игроков, чья общая площадь рекламных конструкций превышает 35% от общей площади наружной рекламы на территории муниципального района или городского округа, территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Барьеры таким игрокам поставлены на всех этапах оформления установки рекламной понструкции: «на момент подачи заявки на участие в торгах; на момент проведения торгов; на момент выдачи разрешения на установку рекламной конструкции; в течение срока эксплуатации рекламной конструкции».

«Однако данный подсчет осуществляется только в случае, если на территории муниципального района или городского округа установлено более чем десять рекламных конструкций. В случае если на территории муниципального образования установлено менее чем десять рекламных конструкций, лицо не может быть признано занимающим преимущественное положение в сфере распространения наружной рекламы, даже если оно является единственным владельцем всех рекламных конструкций на территории данного муниципального образования».

Эксперты отметили, что в целях поддержки развития малого и среднего бизнеса и выведения его на нормальный конкурентный уровень, они поддерживают обсуждаемое предложение предоставить ему 60% доли рекламных конструкций.

28.03.2012

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


1000 сортов пива со всего мира

1000 сортов пива со всего мира
1000 сортов пива со всего мира. Эта большая энциклопедия пива содержит более 1300 пивных брендов. Одна только Германия, родина большинства сортов пива на планете, представлена более чем 800 традиционными пивоварнями и всем разнообразием их брендов. Помимо подробного, красочного введения, описывающего историю пива и его триумф во всем мире, в книге показаны все континенты и страны с их особыми формами пивоварения. Издание начинается с Германии, потому что именно здесь лежат корни всего пивоваренного искусства но охватывает весь мир с его пивным разнообразием. Описаны особенности различны марок пива их упаковка, дизайн и специфика брендов.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

25.05.2025 - 18:26
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация