Анализ рынков

Тенденции развития молочного рынка Таможенного союза

Тенденции развития молочного рынка Таможенного союза

Какова динамика развития розничных рынков молока и молочных продуктов стран Таможенного союза и Украины как рынка со схожими потребительскими предпочтениями? Что можно сказать, сравнивая структуру потребления молочных продуктов в данных странах и расходы на продукты питания в России и в мире?

Расходы российского потребителя на продукты питания относительно высоки - они составляют более 1 500 долларов в год, однако если мы сравним эту цифру с расходами жителей США и Европы, то увидим, что она существенно ниже. Вместе с тем, расходы на молочные продукты питания в России выше, чем в Казахстане, Белорусси и Украине (см. график 1).

Расходы потребителей на продукты питания

Интересно посмотреть, как распределяются расходы на продукты питания в сравнении с расходами на товары непродуктового сектора. Если в России они составляют 29%, то в Украине, Белорусси и Казахстане этот показатель заметно больше: 39%, 39% и 34% соответственно.

Без сомнения, объем российского молочного рынка существенно выше, чем в трех остальных странах: 21,2 млрд долларов в России, 2,9 млрд долларов на Украине, 1,14 млрд долларов в Казахстане и 1,09 млрд долларов в Беларуси. Однако если рынки наших ближайших соседей, по мнению экспертов, будут расти, то спрос на молочные продукты в России стабилизируется и рост рынка замедлится. По прогнозамEuromonitor International, с учетом инфляции рост российского молочного рынка составит в 2011 году 13%.

Если посмотреть на структуру розничных рынков упакованных молочных продуктов, то мы увидим, что в четырех странах - России, Казахстане, Беларуси и Украины - она существенно различается. Отмечу, что в исследованиях Euromonitor International упакованые молочные продукты разделены на 4 подгруппы: питьевые молочные продукты, кисломолочные продукты (кисломолочные напитки и различные типы йогуртов), сыры и сырные продукты, и другие продукты, включающие в себя сливки, творог, глазированные сырки и т.д.

Если на Украине и в России в стоимостном эквиваленте превалируют сыры, то на рынках Белорусси и Казахстана сыры занимают небольшую долю молочного рынка (см. график 2). Однако большая доля расходов на сыр в России и на Украине объясняется не столько значительным уровнем потребления данного продукта, сколько достаточно высокими ценами.

Структура розничных рынков упакованных молочных продуктов

В Казахстане наибольшая доля розничных продаж в стоимостном выражении приходится на питьевые молочные продукты. В большей степени это объясняется большой долей в потреблении молока длительного хранения, цена на которое выше.

Различается в регионе и потребление отдельных продуктов на душу населения в килограммах (график 3). Российский рынок отличается достаточно высоким потреблением на душу населения. Однако потребления молока и молочных продуктов в Беларуси более значительно.

 Структура потребления молочных продуктов

Причиной этого является сравнительно низкая цена на продукты категории.

Несмотря на то что население Украины и России имеет достаточно схожие предпочтения в выборе молочных продуктов, на Украине уровень их потребления на душу населения значительно меньше, чем на российском рынке.

Показатели российского рынка выигрывают при сравнении с показателями рынков других двух стран Таможенного союза и Украины, однако если сравнить Россию с США и странами Европы, можно говорить о том, что потребление на душу населения в России значительно им уступает. Причем, не только по объемам потребления молочных продуктов, но и по структуре. Рынки Европы намного разнообразнее в плане ассортимента предлагаемых потребителю молочных продуктов. Здесь можно найти множество молочных продуктов с более высокой добавочной стоимостью, функциональные продукты, непривычные для российского покупателя типы и виды сыров, и многое другое.

Несмотря на то что на российском рынке присутствуют продукты, о которых европейцы имеют достаточно смутное представление, например, глазированные сырки, тем не менее, можно утверждать, что молочный рынок Европы более дифференцирован.

 Прогнозируемая динамика рынков молочных продуктов

По нашим прогнозам, в ближайшие пять лет рост российского рынка молочных продуктов будет постепенно замедляться. Объем остальных рынков стран Таможенного союза, а также молочный рынок Украины, покажут положительную динамику и продолжат свой рост.

Среди факторов, которые будут оказывать влияние на развитие молочного рынка в ближайшие пять лет, - повышение уровня жизни и доходов населения, которые без сомнения, скажутся на выборе продуктов питания, государственная политика поддержки участников отрасли, которая должна повлиять как на расширение предложения со стороны производителей молочных продуктов, так и на уровень цен. Будет происходить рост значения маркетинговой составляющей: несмотря на то что на данный момент среди потребителей все еще популярны небрендированные молочные продукты - сметана под называнием «Сметана», молоко под названием «Молоко» - постепенно имя, производитель, репутация, рекламная поддержка бренда станут все более важными. Внимание потребителей будет сосредоточено на новых продуктах, брендах, характеристиках товаров, следствием чего станет развитие зонтичных брендов. Все большую популярность обретут собственные торговые марки (СТМ). Небрендированная продукция уже сейчас начинает сдавать свои позиции, а товары под СТМ в восприятии потребителей являются брендовыми. Если ритейлеры и производители смогут предложить оптимальное соотношение цены и качества товара, узнаваемость бренда СТМ обеспечена. Кроме того, в России, как и в Европе, люди все большее значение придают здоровому образу жизни, благодаря чему полезность продукта становится одним из главных критериев выбора. На рынках ТС и Украины этот тренд также набирает силу, растет популярность функциональных продуктов с добавленными полезными характеристиками, таких как обезжиренное молоко или обезжиренные йогурты. Все большим спросом пользуются продукты с высокой добавочной стоимостью, например, диетические йогурты и функциональные продукты.

Молочный рынок еще не полностью восстановился после кризиса, однако премиумизация с каждым днем становится все более важной составляющей при продвижении молочных продуктов. При этом потребитель ищет оптимального соотношения цены и качества товара. Увеличение доли централизованной торговли, укрепление продуктовых сетей так же положительно сказывается на росте и развитии молочного рынка, расширении предложения, доступности товаров для жителей различных регионов, установлению более лояльных цен для конечного потребителя.

Журнал "Молочная сфера"
Advertology.Ru

08.12.2011

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Logolounge 5. 2000 работ, созданных ведущими дизайнерами мира.

Logolounge 5. 2000 работ, созданных ведущими дизайнерами мира.
Logolounge 5. 2000 работ, созданных ведущими дизайнерами мира.. «Дизайнеры логотипов - это создатели флагов корпоративного мира. Корпоративная палитра - непременный атрибут публичной жизни бренда. Добро пожаловать в книгу полную удивительных флагов. Дизайнеры, чьи работы вошли в коллекцию из 2000 логотипов, имеют огромный опыт лаконичного представления бренд-концепции. Перед вами - шедевры, которые понравились не только клиентам, но и  полюбились и запомнились потребителям. Глядя на эти творения, понимаешь, как умеет дизайнер разбудить эмоции и рассказать увлекательную новеллу, не прибегая к шаблонам. Как удается ему  «поставить» бренду уникальный визуальный голос. "Каждый проект брендинга и ребрендинга  имеет свою историю и традицию. Международная комиссия тщательно и придирчиво проанализировала работы всех претендентов и отобрала самые лучшие, яркие и новаторские.  А для того, чтобы создать логичное и целостное повествование о логодизайне, логотипы распределены по категориям"Билл Гарднер Жюри и составители книги LogoLounge5 о лучших логотипах «Оценивая логотип, я стараюсь обращать внимание, прежде всего, на концепцию и визуальную перспективу. И часто раздумываю о том, что за личность у компании, как ее индивидуальность отражается на практике продаж или в дизайне    продуктов, и как рекламное сообщение перекликается с этим логотипом». Джеми Коваль «Многие присланные работы казались мне слишком сложными или вычурными, но логотип Minus все упростил. Он наглядно демонстрирует афоризм, что все простое - сложно». Сара Моффэт «Мой выбор, на самом деле, не нуждается в объяснении, ведь это лишь  удивительная типографика, способная заставить улыбнуться. Это замечательная находка, превращающая две обычные цифры и два основных цвета в соратников и братьев». Винс Фрост «Просмотрев более чем 6000 логотипов, я, в конце концов, отобрал 250 очень хороших. А этот логотип самый любимый из всех любимых. Хотя, на первый взгляд, это всего лишь лось. Но если посмотреть поближе, вы увидите то же, что увидел я. Почему я выбрал этот знак? Мне в принципе нравятся умные логотипы с животными, но и это не стало основным критерием. Данный дизайн является хорошим примером работы, которую не создашь за несколько минут на компьютере. Вам необходимо сконцентрироваться на каждой детали. Каждый компонент должен быть нарисован вручную и скомбинирован таким образом, чтобы части, соединенные вместе, образовали лося. Если бы я создал такую работу, я бы ей, безусловно, гордился. Великолепная идея и прекрасное воплощение -  ничего не нужно менять! Этот символ создан художником, который видит суть природы. Особенность логотипа -  в его скрытых загадках, тех, что не видны с первого взгляда. Для нас, зрителей, это, как влюбиться со второго взгляда: как только вы найдете еще двух животных на картинке, логотип надолго вам запомнится». Андреас Карл

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

24.06.2025 - 13:43
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация