Мурова победа

Толстый человек в очках и бейсболке, триумфатор Каннов, 100-процентный американец и враг № 1 Джорджа Буша-мл. - кто ж не узнал в 2004 г. Майкла Мура хотя бы в лицо?
До него ни один режиссер-документалист не получал еще каннскую "Золотую пальмовую ветвь" и не добивался такой популярности. Только в США зрители отдали около $120 млн за полнометражный предвыборный ролик "Фаренгейт 9/11", в котором демократ Майкл Мур с напором и грацией боксера-супертяжеловеса вбивал в головы избирателей мысли о том, что действующий американский президент-республиканец - а) бизнес-партнер семьи Бен Ладенов и б) идиот.
Финал этой громкой истории оказался, однако, совсем не в пользу Мура: наплевав на весь его "черный пиар", американцы проголосовали за Буша во второй раз.
Тем не менее Майкл Мур - человек, впервые за многие годы заставивший культурную элиту демонстративно предпочесть эстетике политику: радикальное решение каннского жюри во главе с Квентином Тарантино было принято с восторгом. Не то чтобы "Фаренгейт 9/11" был выдающимся фильмом, но он, конечно, стал для культурной общественности выдающимся поводом публично выразить всю накопившуюся антипатию к сегодняшней Америке вообще и Бушу в частности. Проще говоря, Мур с чисто американской безапелляционностью ткнул пальцем в персонажа, против которого логично дружить всем людям доброй воли.
Разделить в этой радостной солидарности интеллектуалов политику и эстетику, кстати, не так просто. Сама ненависть к Бушу, разумеется, может быть вполне эстетического свойства - что всячески педалирует и Майкл Мур. Характерно, например, что о доверии к президенту в его фильме заявляет, чавкая жвачкой, певица Бритни Спирс - и это серьезный аргумент для того, чтобы любой не напрочь лишенный вкуса человек без лишних размышлений сообщил: "А я против!".
Урок Мура отчасти в том, что интеллектуальная публика не чужда простым рефлексам и ловится на элементарный крючок: законы пропаганды, не Муром открытые, работают для любой аудитории.
Урок Муру в том, что народ все равно предпочел Буша и Бритни Спирс.
Для зрителя-неамериканца, кроме того, любопытен парадокс: документальный фильм, выставляющий дураком президента США, продается в Америке не хуже среднего голливудского блокбастера и едет на главный в мире кинофестиваль. Случай Мура - хорошая иллюстрация к идее, что важнейшим из искусств сегодня является не кино и не политика, а маркетинг. В этом смысле победы и поражения Мура относительны, зато безусловен тот факт, что свою нишу на глобальном культурном рынке этот энергичный творческий человек нашел своевременно и точно.
Ведомости
10.01.2005
Комментарии
Написать комментарий