Интервью

Эрнест Марчуков: "Мы живем без знаков препинания"

Эрнест Марчуков: "Мы живем без знаков препинания"

Дорогие радиослушатели! В эфире - четыре беседы с мастером радиорекламы Эрнестом Марчуковым. Сначала, разумеется, о самом наболевшем -  качестве креатива и фестивальной жизни.  

Люди жалуются:  слушаешь ли «Бизнес FM» по дороге на работу или «Радио 7», возвращаясь домой, большая часть рекламных блоков - голая, скучная информация.  Что произошло с радиорекламой?

Сколько я ни занимаюсь рекламой, а я начинал на «Эхе Москвы» в 1994 году, за все время я слышал лишь десятка полтора роликов, которые можно причислить к разряду первоклассных.Это связано, прежде всего, с отношением к радиорекламе как к вторичному продукту, поденному материалу, пристежке. Помните пристяжных в тройке? Без этих пристяжных - головы набок, шеи лебединые - тройка не пойдет...

Такое отношение искусственно, потому что русский язык, его образность намного сильнее воздействуют на потребителя, нежели  самый замечательный, шедевральный визуал. Попробуйте включить телевизор и выключить звук: никогда вы на эту рекламу не среагируете, если там не будет голой задницы или еще какого-нибудь трэша. Но включите картинку или уйдите куда-нибудь на кухню - и вы среагируете на звук! Почему в нашем телевидении стало много джинглов и песенок? Потому что в нашей ментальности (а я это пропагандирую с 1994 года!) на подсознательном уровне мы воспринимаем рифмованно-пропетые вещи намного быстрее, и они для нас намного гармоничнее и крепче пристают, подобно фразам-паразитам. Это такое «НЛП»...

И еще: мы все привыкли к какому-то разделению «жанров». Почему-то есть хороший жанр - наружная реклама, и плохой жанр - радиореклама, хороший жанр - телевизионный ролик (высокие отношения!) и плохой жанр  - радиоролик, хороший жанр, условно говоря,  - газета «Правда» и плохой жанр - интернет-портал Advertology. Кто это решил? Те, что сидят в интернете и являются оппонентами на любом сайте? Как они называются... тролли? Мы не замечаем воздуха, которым дышим, мы не замечаем воду, которую пьем...  Есть понятие мелодийной ментальности. Почему все мелодии Владимира Шаинского запоминаются? Почему я люблю музыкальные ролики? Потому что формула, хорошо пропетая, мгновенно воспринимается!

Как-то я работал на уфимском фестивале рекламы «Я!Года!». Это был крепкий, серьезный фестиваль - его делала промышленная палата Башкоркостана.Там была замечательная наружка, замечательные принты,  и фото-реклама интересная, и только зарождавшийся интернет... И я убедил жюри дать Гранпри серии радиоработ. Они сильно отличались от других. Так бывает, когда впервые читаешь Сомерсета Моэма или Даниила Хармса. Cтолбняк! Ощущение поэтики, фантазийности и при этом потрясающе работающего рекламного пространства! С тех пор меня больше никогда не делали председателем жюри.

Гимн фестиваля Я!Года!
Прослушать ролик "Гимн фестиваля "Я!Года!"" (2.3 Мб)
Автор идеи Эрнест Марчуков. Композитор/аранжировщик - Илико Читашвили, соло на гитаре и губной гармонике - Илико Читашвили, вокал  - Лада Колосова и Эрнест Марчуков, 2002г. Подарок фестивалю «Ягода»

На последнем ММФР в номинации «Радиореклама» было всего два победителя - один ролик из Владимира и три из Москвы, причем последние - так называемые «промо». Что скажете про ситуацию на фестивалях?

Наталья Витовтова (Мастер слова студии «ЭГО Про»)

У «Владимир-Регион» замечательные работы. Дело в том, что по достоинству на фестивале были оценены только информационные и игровые ролики, чего не скажешь о номинации  «музыкальная реклама». В этой номинации мы выставили четыре ролика (две серии), о которых, может быть, забыли, упустили, или просто их посчитали не важными, или «не достаточно креативными». Всего же в номинации было выставлено лишь 9 работ! Мы гадали: неужели не нашлось ни одной вещи, достойной даже шорт-листа, или просто не оказалось специалистов, способных оценить музыкальную рекламу, качество исполнения?   

В последнее время  стало модным приглашать в состав жюри арт-директоров и уважаемых заморских гостей из агентств полного цикла. Они  в состоянии оценить концепцию бренда в целом, характер кампании (в их компетентности я никоим образом не сомневаюсь), но  они не могут видеть значимых деталей, а большинство иностранцев вообще не «въезжает» в специфику российской аудитории. На мой взгляд, каждый должен заниматься своим делом, и если уж мы разбираем рекламу по составляющим, то и в состав жюри помимо арт-директоров нужно приглашать и заслуженных мастеров своего направления. Я работаю уже шесть лет, и слышать разницу между хорошей и плохой радиорекламой я начала только спустя два-три года  усиленной, плотной работы. Я говорю именно о качестве звука. Точно так же, если  человек не пишет текстов, не является копирайтером, он в «не въезжает» в текстовой слой и сможет уловить суть лишь с пятого-шестого раза. А если такой судья вынужден прослушать несколько тысяч работ?

Эрнест Марчуков

Еще одна проблема - язык.  Я не против эпатажной рекламы, в свое время, если помните, был даже зачинщиком премии «Позолоченная муха» - я против «плана по валу» голых задниц, безудержного хохота и жаргона. А наш мозг засорен «памарками» из эфира - из газет, из журналов, из интернета, все перешли на этот «алабанский язык», эсэмэски без знаков препинания... Мы живем без знаков препинания. А суть радиорекламы -  читать знаки препинания. В них заложена атмосфера, темпо-ритм, смысл. Как в грамотной русской речи....

Моя внучка, например, не знала бы ничего о Великой Отечественной войне, потому что ее не обучают этому в школе. Она знает - только  потому, что в нашей семье культ прадедушек, прабабушек. Для многих «Третьяковка» - станция метро. А «Пушкинский» - кинотеатр. Про музеи никто и не помнит. И это поколение воспринимает свой "алабанский" язык как естественный. Для него «старик жжот» - это прикольно. И он готов ради прикола совершить множество неосмысленных вещей.

Анонс  1 канала
Прослушать ролик "Анонс 1 канала" (0.5 Мб)
Заказчик - 1 Канал, идея - Эрнест Марчуков,  soundbrand - Эрнест Марчуков и Сергей Московский,  аранжировка - Сергей Казанцев,  вокал - Сивара, голоса - Татьяна Бондаренко, Эрнест Марчуков и актёры московских театров, звукорежиссер - Сергей Московский, 2008г.

Когда я окунулся в атмосферу российских фестивалей, я понял, что  фестивалях людям нужно «поржать». Их не волнует рекламная составляющая, их не волнует, будет это работать на потребителя или нет. Гэг, шутка юмора, желательно, ниже пояса, забавное построение - все то, что до виртуозности довели «Камеди Клаб». Они это делают замечательно, там работают 47 сценаристов. Но дело в том, что и доброго юмора в нынешней  радиорекламе нет, потому что она ограничена временем и пространством. По крайней мере, в фестивальном прочтении.  Мы объявили этому делу внутренний бойкот -  нам просто скучно...

И эта тотальная безответственность отражается на всем, вплоть до технологии. Я считаю, что у нас огромное количество талантливых людей, которые не могут в рамках хронометража и бюджета создавать произведения. Чем я, допустим, отличаюсь от многих на рынке? Тем, что моя реклама осмысленна. Под каждой фразой я готов подписаться, потому что она хорошо продумана и специально там поставлена.

Фишхаусы Филимонова & Янкель (F&Ya)
Прослушать ролик "Фишхаусы Филимонова & Янкель (F&Ya)" (1 Мб)
Заказчик - "Арпиком", идея и мелодия - Эрнест Марчуков, аранжировка - Сергей Казанцев,  вокал - Сивара,  диктор - Артем Кретов, звукорежиссер - Сергей Московский, 2006г.

То есть, проблема канала и языка способна заслонить вездесущую проблему ангажированности?

Нисколько не заслоняет - все на своих местах. Владимир Ананич, я его лично не знаю, но его идея ММФР была блистательной.  Я не был на первом фестивале, но слышал, что это был настоящий бурлеск, красота, изящество, несогласованность, накладки, но  кайф и пиршество рекламное! Все, что произошло потом, называется политес, игры вокруг да около и определенная ангажированность... Притом, что фестиваль перестал прилично финансироваться.

Я перестал платить взносы в IIA, Паше Егорову порекомендую больше не платить в АКАР, потому что платишь, а зачем - непонятно... «Мечта идиота» - хорошее финансирование и при этом независимость и профессионализм.

На Западе, вы считаете, иначе?

Не думаю. В 2005 году, когда в Каннах открылась радио- номинация, я послал туда ролик про шины Nokian. И получил от принимающей стороны восторженные отклики... По телефону звонили, чуть ли не «билет заказывайте».... А все призы взяла компания-спонсор радиорекламного конкурса. Все!!! Я уже тогда перестал жюрить практически, я все это знал! Но я так захотел! Это враг...Как в анекдоте о двух воробьях, сидящих в дерьме. Того, что высунулся, съела кошка. Разница между родиной и эмиграцией...

Шины НОКИАН
Прослушать ролик "Быстро и безопасно" (1.4 Мб)
Заказчик - Nokian Tyres, идея, soundbrand - Эрнест Марчуков и Сергей Московский,  аранжировка - Сергей Казанцев,  вокал - Сивара и Эрнест Марчуков, диктор - Артем Кретов, звукорежиссер - Сергей Московский, 2004г.

Я, было, придумал ролик на английском, хотел с Пашей сделать и послать в Канны, - бессмысленно. У нас нет таких бюджетов, чтобы получать призы. Идея очень простая -  Beer or not to  beer. Но я думаю, что мы ничего не выиграем, потому что за нами не стоит ни Amstel, ни кто-то еще из крупных производителей...

Возможно, радиореклама - очень узко-языковая вещь, и она не всегда может быть международной. Но это не значит, что я не слежу за рекламой. Иногда сажусь и отсматриваю кассеты - за несколько лет - «Каннских львов»... Захожу на сайты... Я не знаю, скажем, испанского языка, но смотрю и понимаю, что построение рекламы везде примерно одинаковое, конечно, с учетом местного менталитета...

Я смотрю - а) - чтобы зацепило что-то, б) - чтобы не повторять никого. Меня никто никогда не обвинил в тавтологии. А вот у меня воруют много. Недавно придумал  «Зашубись!» для перетяжки в Питере (распродажа и т.п.).  И потом мне звонят из какого-то города, кажется, из Тулы: "Ты что, с нами работаешь? Твоя «Зашубись!» тут висит..." Я хотел подать в суд, а потом подумал: а что толку?

BOSS Невский, 23
Прослушать ролик "BOSS Невский, 23" (0.2 Мб)
Заказчик - Микродин, аранжировка - Илико Читашвили,  вокал  - Э. Марчуков, диктор - Ольга Ибрагимова, звукорежиссер - Илико Читашвили, 1999г.

Ролик - на мотив  известной песни «Под небом голубым», которую исполнял Борис Гребенщиков...По-моему таких шуток над рок-хитами в рекламе не было...Расскажите.

 Когда Микродин открывал в Питере очередной бутик BOSS нужен был какой-то знаковый изящный ролик, который привлёк бы снобистскую питерскую публику. Вот поэтому я и сделал пародию на песню "Под небом голубым..." В этом была, конечно, скрытая ирония над попытками питерских возвыситься над столичными (тогда ещё в Кремле не было питерских)...Эдакий «поребрик» против «бордюра».  Но в большей степени этот ролик - попытка найти общий язык с питерской публикой посредством общения на языке их субкультуры.

Вы сказали «Мы объявили всему этому бойкот» - много вас?

Я с большим прискорбием определил для себя, что в России есть лишь несколько радио-рекламистов, которые что-то когда-то завоевали и могут доказать мастерство своими работами. Я сейчас говорю только от себя. Просто мы друг друга очень хорошо знаем - это небольшой мир. В Армении это Гор Григорян, в Питере - Андрей Кислюк, в Москве - Павел Егоров и Эрнест Марчуков. А все остальное - это нечто другое. Это другое существование и мышление. Есть еще рекламное агентство «Тройка» в Томске...

Мне могут сказать: любой информационный ролик, «информашка», как мы его называем, может продать. Может, если забить эфир диким количеством информации, которая тупо вбивается в голову. А любой шедевр, если его пустили 5-6 раз, может не сработать. Но если этот ролик услышал кто-то из целевой аудитории, этот человек его непременно запомнит. Потому что у каждого из нас четверых, которых я вам перечислил, есть свой почерк. Сразу видно, кто это делал. Аудиальная подпись.

Ролик - на мотив  известной песни «Под небом голубым», которую исполнял Борис Гребенщиков...По-моему таких шуток над рок-хитами в рекламе не было...Расскажите.

Когда Микродин открывал в Питере очередной бутик BOSS нужен был какой-то знаковый изящный ролик, который привлёк бы снобистскую питерскую публику. Вот поэтому я и сделал пародию на песню Под небом голубым... В этом была, конечно, скрытая ирония над попытками питерских возвыситься над столичными (тогда ещё в Кремле не было питерских)...Эдакий «поребрик» против «бордюра».  Но в большей степени этот ролик - попытка найти общий язык с питерской публикой посредством общения на языке их субкультуры.

Продолжение: Белый кролик с голубыми ушами

Спрашивала Юлия Квасок Advertology.Ru

16.02.2011

на печать


Комментарии

Сергей
17.02.2011 14:01 | сообщение #1
 

"русский язык, его образность намного сильнее воздействует на потребителя, нежели самый замечательнй, шедевральный визуал" - если это русский, то я бегеморд.

Александра
17.02.2011 18:13 | сообщение #2
 

Интересно. Особенно про музыкальную номинацию ММФР. А про "визуал" на ТВ можно поспорить, есть ведь имиджевые ролики, где слов почти нет, зато картинка - главная.

Мастер Слова Егоров
18.02.2011 17:26 | сообщение #3
 

to Cергей: неужели Вы е видите стеба? Видимо, редактор должен был взять в кавычки "шедевральный (тогда уж "шедервиальный", как нынче пишут) визуал". Это я за редактора отмазываюсьУлыбка...
Именно такие, как Вы,цепляетесь к словам и заставляете переху+чивать те тексты, которые приходят нам в голову...
Именно благодаря тем, кто не видит игры слов, и рождаются чудовища, живущие в мозгах любого директора по маркетингу: " а вдруг не поймут?".
Да, блин, похоже - не поймут!
Докажите, что я не прав.

Про АКАР: уж позвольте самому решить, что надо, а что - не надо. АКАР - это инструмент для достижения целей, как и любое объединение людей. Если Вы чувствуете в себе необходимость что-то изменить и АКАР в состоянии это сделать - welcome!
Если нет - не п+здите

Комментировать любой ММФР - крайне неблагодарное занятие.
Пока не сменится директор фестиваля, я буду почитать ниже собственного достоинства комментировать всю эту ярмарку тщеславия и "рекламную самодеятельность". Прошу коллег извинить меня за то, что я имел неосторожность войти в состав жюри этого мероприятия: все это было сделано ради голимого тщеславия.

PS: Приятна ли мне та характеристика, коей я удостоился в этом интервью?
Да, безусловно... Особенно, когда это звучит из уст твоего "злейшего друга", с которым мы честно конкурировали на многих фестивалях. Именно Эрику я обязан многими своими фестивальными наградами. Именно он в свое время объяснил мне многие вещи, именно он познакомил меня с Игорем Ростиславовичем Янковским, Сергеем Пилатовым и многими другими замечательными людьми...

Бегеморд
18.02.2011 20:02 | сообщение #4
 

Кто тут меня вспоминал? Я - новообразование русскоязычное обыкновенное. Бегеморд! Звучу гордо. Брат мой - Бармаглот, живет в Англии, в Алисином Зазеркалье. Амы с Крококотом тут, в России, прекрасно поживаем - в великом и могучем, живом и разговорном. Если вы тоже - бегеморд, не торопитесь. Не бросайтесь словами. Каждому бегеморду свое место и время. В поэзии, рекламе, мирной и веселой, дружеской беседе.

Phantomas
18.02.2011 22:03 | сообщение #5
 

Бегеморд, Восхищен

Слонопотам
19.02.2011 14:45 | сообщение #6
 

А как же я? Уж вспоминать, так всех!
Икренне Ваш,
Слонопотам (обиженный) Печальный

Бегиврот
19.02.2011 18:53 | сообщение #7
 

И Бегиврот от фаст -фуда тоже в этом ряду Потрясен

Mr.Brown
25.02.2011 14:45 | сообщение #8
 

какой-то неприятный тип этот эрнест..
и как-то императивно он рассказывает об аудиале..
определенная часть того, что он говорит, по моему мнению, просто копирайт. отличный копирайт, место которому на принтах и пэк-шотах. а аудио - далеко не лучший канал и не такой уж оригинальный, как он утверждает. а уж по поводу джинглов.. это не в народе дело, а лишь в опреледенной категории товаров. а сайнд-лого. это вовсе не радио. в общем. можете спорить. он определенно клевый чел, раз столького добился, но мысли его неприятны.

Дмитрий Сахаля
02.03.2011 14:35 | сообщение #9
 

Mr/Brown ну называть человека неприятным типом не нужно, на самом деле Эрнест очень правельно все говорит может вы его не правельно поняли...



Мы живем без знаков препинания. А суть радиорекламы - читать знаки препинания. В них заложена атмосфера, темпо-ритм, смысл. Как в грамотной русской речи....

эххх

Mr.Brown
02.03.2011 14:49 | сообщение #10
 

возможно, это же не императивно, это мое мнение.
а вот по поводу "суть радиорекламы - читать знаки препинания", точно не понимаю ))

Дмитрий Сахаля
02.03.2011 15:01 | сообщение #11
 

ну читать знаки препинания , это то чтобы делать ролик более живым, а не просто мертвый бубнившего диктора

Mr.Brown
02.03.2011 16:00 | сообщение #12
 

а.. настолько все просто! спасибо за разъяснение.
то есть весь ключ успеха радио-рекламы в том, чтобы просто прочитать ее как следует! а то она вся монотонная и безжизненная.. крайне не согласен, поскольку меня раздражают весьма экспрессивные ролики! может они чересчур пластиковые и выхолощенные в результате лишь псевдо-эмоциями.. суть прежняя: я радио особо не воспринимаю. мое мнение, что лучше тот копирайт, что есть (а он есть хороший) у "интервьюируемого" переложить на принты. эффект больше, интереса больше.

Гость
03.03.2011 15:45 | сообщение #13
 

ну вы не забывайте еще то что люди деляться на аудиалов на визуалов и кинестетиков.. вот вы я так понимаю визуал..

Mr.Brown
03.03.2011 16:11 | сообщение #14
 

Согласен, и с 1 и со 2. НО! человеческий мозг не способен воспринять столько инфо через аудио, сколько может через видео. Если не ошибаюсь, 80 % - через глазки)

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

19.04.2024 - 19:18
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация