Интервью

Эффектное и дорогое решение - это не синонимы

Эффектное и дорогое решение - это не синонимы

Закончилось первое полугодие 2009 года, которое прошло под знаком снижения потребительской активности и роста социальных противоречий. Стало ясно, что репутация способна серьезно изменить картину бытовых и политических пристрастий. Какова цена доверия в условиях кризиса?

Как работать над имиджем территорий? Кто ответит за пресловутые возможности? Эти вопросы мы задали генеральному директору одного из лидеров консалтингового бизнеса агентства «ИМА-консалтинг», недавно отметившего 10-летний юбилей. Вартан Саркисов спокоен за основной бизнес. Секретами в области общественных коммуникаций он поделился с читателями PR-FILES.

Финансовый кризис оказывает влияние на многие отрасли экономики и негативно отражается на потребительской активности. Чем ознаменуется для общественных коммуникаций этот первый по-настоящему кризисный год?

- Хотя подводить итоги года рановато, уже сейчас с некоторой долей удивления можно сказать, что серьезного падения не будет. Оборот нашей компании уменьшится на 15-20 процентов, что с учетом масштабов секвестирования бюджетов и в «реальном» секторе,  и в бюджетах регионов, где наблюдается 30-50-процентное снижение, кажется неплохим показателем. 

Почему?

С одной стороны, на первой волне кризиса в конце прошлого года мы успели подготовиться и оптимизировать свои расходы. Сокращения коснулись в основном обслуживающего персонала, из 140 человек в компании - теперь я уже понимаю, это было очень много - осталось порядка 90. А с другой стороны, на мой взгляд, у нас на рынке происходит  такое «огосударствление» PR. Как это ни странно, государство становится  одним из ключевых заказчиков и ,таким образом, (не знаю насколько осознанно) помогает  отрасли. Конкуренция, конечно, возросла в разы. И заказчик на этом здорово экономит, если раньше дисконт в 30 процентов от стартовой цены считался почти неприличным, сейчас и 50 процентов никого не удивляют.  Объемы работ остались те же, просто уменьшились наши заработки.

Но главное, серьезные руководители уже понимают, что инерция потери репутации много больше, чем инерция потери денег.  Если возникают какие-то репутационные риски, то последствия могут быть более пролонгированы, чем последствия от чисто экономических причин. Стандартные PR-кампании (или абонентское обслуживание), когда речь идет о сопровождении  деятельности заказчика,  -  это порядка 300-500 тысяч рублей в месяц. Если сравнивать с рекламными, маркетинговые расходами,  - это те деньги, которые даже в условиях острого дефицита, компания может выделять, заботясь о своей репутации. Видимо первый испуг прошел и у нас, и у остальных.

Есть такое мнение, что сейчас не требуется эффектных решений - главное это достижение цели минимальными средствами. Вы с ним согласны? Меняется инструментарий - уходит черный PR и востребована открытость?

Мне кажется, эффектное решение и дорогое решение - это не синонимы. Мы по-прежнему создаем креативные программы, которые ценятся так же, как и раньше, а может даже больше. Креатив - это качество нашей работы, это и есть наша компетенция. Если мы не придумаем, значит, мы не профессионалы.  Другое дело, что раньше можно было придумать полет на Луну, и придумывать под большой бюджет немножко легче. Так что креатива должно быть больше, с учетом того, что уровень требований сейчас выше. И с кризисом - фактически - мы похудели, но стали поживей.

Если говорить о «черном» пиаре - он вечен. Его невозможно истребить, как невозможно победить коррупцию. Пока будут слияния и поглощения, особенно недружественные, выборы, корпоративные войны, будет и «черный» пиар - это разрушение репутации методами, которые лежат за гранью Добра и Зла. А сейчас деньги есть только у государства, которое спасает крупный бизнес, поэтому просто некому этим заниматься.

Что касается открытости, это вообще мое внутренне кредо. Я люблю прозрачные, понятные схемы, и сотрудников к тому же призываю. Как постоянные участники рейтингов «Эксперта», мы раскрываем (не в упрек многим коллегам) все результаты своей финансово-хозяйственной деятельности.

Эта открытость востребована заказчиками?

- Думаю, да.  И является главным принципом не только финансовой, но и качественной стороны нашей работы.

 А что касается открытости компаний-клиентов , им не может повредить излишняя открытость?

- Иногда PR-кампания вынуждает клиента повысить прозрачность своих активов. Начиная заниматься продвижением в области инвестиционного PR,    выходишь в сферу общественного внимания, и обратного пути уже нет, это нужно иметь в виду.

Еще год-полтора назад казалось, что найдены, описаны  основные  инструменты как алгоритмы работы в области бизнес-коммуникаций. Новое время - новые возможности?

- Каких-то кардинальных изменений в нашей работе не произошло. Мы не связаны с фондовым рынком, не используем кредитные ресурсы,  так что серьезных колебаний спроса и конъюнктуры я не почувствовал. Да,  изменилась организация труда, но инструменты, подходы, механизмы, содержание работы нисколько не изменились. 

Мы в «ИМА-консалтинг» все бизнес-процессы еще 2 года назад тщательно прописали - это была сознательная работа. Фактически зафиксировали те знания, которые «живут» в умах сотрудников, и поддержали их программными решениями - получилась CRM-система. Так что вся информация разложена по полочкам, и принципиально нового ничего не изобретается.

Интернет, как сравнительно широкодоступный информационный ресурс, может стать значимым каналом коммуникаций в условиях кризиса. Это мода или наше будущее? Как сохранить доверие этой аудитории?

- Модный и эффективный инструмент, конечно : ). Ясно, что это относительно низкобюджетный канал коммуникаций, и в условиях ограниченности ресурсов он будет востребован. Если 2-3 года назад у нас не было такого продукта, как работа на блогах и форумах, то теперь практически без него не обходимся. Потому что уже есть целые сегменты целевых аудиторий, и ЦА полностью, которые реально «живут» в интернете.  

Но как измерять эффективность такой работы?

- Это наиболее популярный вопрос - и ответы на него прописываются в техзаданиях и контрактах - но также и самый непрозрачный. Есть, конечно, объективные показатели, например, количество переходов/посещений/публикаций и упоминаний, но это практически и все объективно измеряемые показатели. Что и как оценивать - вопрос обсуждаемый в каждом конкретном случае, нужно учитывать, что репутация не влияет напрямую на динамику продаж.

«ИМА-консалтинг» является лидером в области комплексных PR-решений для банковской отрасли. Как эволюционировал бизнес? Произошли изменения в клиентской базе?

- Три года назад вместе с Ассоциацией российских банков мы начали работать над программой повышения финансовой грамотности населения. Это образовательная задача, решение которой лежит в сфере PR и информационных технологий. Ее решение лично мне кажется очень  интересным, хотя сейчас неактуальным. БОльшая часть банков просто борется за выживание. А уровень финансовой дремучести населения ужасен, и с ним выходить в рост практически невозможно, в отличие от тех времен, когда можно было просто расти вместе с рынком. После кризиса решение этой проблемы и будет формировать спрос на банковские  продукты.

Сейчас в PR на аутсорсинге средства практически не вкладываются - почти все банки имеют свои PR-службы, порой очень грамотные, но, по моим наблюдениям, занимаются они скорее рекламой или маркетинговыми программами продвижения. Другое дело -  западные банки. Для них сопровождение PR агентством является частью корпоративной культуры.

Развитие российских регионов наталкивается на ограничения, связанные с недостатком имиджевой капитализации регионов? Что делать?

Для «ИМА» региональные проекты - это следствие тех выборных проектов, которыми мы занимались в 90-х. Сейчас благодаря прежним связям мы можем решать совсем другие социальные задачи. Но пока немногие руководители  регионов понимают, что формирование имиджа территорий - это системная задача. Менее трети регионов РФ имеют внятные программы развития и, соответственно, информационного сопровождения. Всего 16 лет назад была принята первая программа в Санкт-Петербурге.

Самый удачный пример формирования внутреннего имиджа - Москва. Рейтинги доверия власти абсолютно недостижимы для большинства губернаторов. Это и результат информационной работы, и реальных дел. Но в то же время Москва неудачно работает с имиджем во внешней среде, прежде всего в инопрессе.  8 лет занимаясь мониторингом прессы по заказу города, мы можем сравнивать медиапрофиль в российских и западных СМИ.  Здесь тоже нужна системная работа.  А вот, например, «Евровидение», в части организации работ со стороны московского правительства, получило в прессе очень высокие оценки.

В прессе появились сообщения о создании госкомиссии по формированию имиджа. Как Вы можете это прокомментировать?

- Пока нет государственной программы, в регионах все делают что-то на свой страх и риск. Нужен какой-то условный чиновничий сигнал. Что касается собственно комиссии, то ее создание с соответствующим финансированием, привлечением экспертов, может дать старт и региональным программам. Но мне было бы странно узнать, что с имиджем страны работать будут иностранные агентства. Невозможно имидж страны отдавать представителю страны-конкурента, а в том, что конкуренция в глобальном мире очень серьезная, никто не сомневается.

Какую роль играют профессиональные объединения в разработке и внедрении стандартов качества и ценообразования - или это вопрос индивидуальный? Что влияеет на цены в условиях кризиса?

Это один из самых непрозрачных вопросов в российской экономике. Ведь мы работаем с таким понятием, как репутация, и клиенты часто сами не заинтересованы в огласке. Поэтому и сейчас стоимость одинакового объема работ может отличаться в разы. Пока рано говорить о стандартизации в масштабах отрасли. Сейчас мы были вынуждены пересмотреть многие контракты, понимая, что мы должны выжить вместе с нашими клиентами.

PR-FILES.RU
Advertology.Ru

01.07.2009

на печать


Комментарии

Nataly
02.07.2009 15:31 | сообщение #1
 

Какая же должна быть заложена маржинальность, если есть возможность сделать 50% скидку...

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

19.04.2024 - 19:17
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация